картотека
материал по рисованию

Сотникова Наталья Николаевна

Рисование — один из самых радостных и увлекательных видов деятельности для ребёнка. В детском саду на занятия изобразительным искусством отводится довольно много времени. Самое важное то, что к этому виду творчества карапузов не нужно принуждать — они сами с удовольствием занимаются рисованием. Важно, чтобы каждый малыш испытал ситуацию успеха, вне зависимости от своих способностей в изобразительном искусстве. И для создания таких условий на помощь воспитателю приходят нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим некоторые особенности работы, а также приведём пример перечня наиболее удачных тем для освоения этого вида творчества в перспективном планировании.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\комплекты в работе\самообразование_рисование нетрадиционным способом\1233778_1.jpeg

Картотека

нетрадиционных изобразительных техник


Нетрадиционные техники рисования

Рисование — один из самых радостных и увлекательных видов деятельности для ребёнка. В детском саду на занятия изобразительным искусством отводится довольно много времени. Самое важное то, что к этому виду творчества карапузов не нужно принуждать — они сами с удовольствием занимаются рисованием. Важно, чтобы каждый малыш испытал ситуацию успеха, вне зависимости от своих способностей в изобразительном искусстве. И для создания таких условий на помощь воспитателю приходят нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим некоторые особенности работы, а также приведём пример перечня наиболее удачных тем для освоения этого вида творчества в перспективном планировании.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

№ 1. Рисование пальчиками

Возраст: от 2-х лет.

Средство выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и оставляет на бумаге точки, пятнышки. Можно рисовать одним пальчиком краской одного цвета, например голубым цветом дождь из тучки, жёлтым цветом – зёрнышки для курочки, либо набирать на разные пальчики разный цвет, например разноцветные цветочки в травке, украшение на тортике и т.д. 

Рисование тычком пальчиками особенно широко используется при работе в группе раннего возраста и младшей группе. Этот метод позволяет малышам развивать мелкую моторику и одновременно познавать себя, свои творческие возможности.

№ 2. Рисование ладошкой

Возраст: от 2-х лет.

Средство выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета или лист ватмана для коллективного рисунка, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (дети раннего и младшего дошкольного возраста) или окрашивает её с помощью кисти (дети среднего и старшего дошкольного возраста) и делает отпечаток на бумаге. После руки вытираются влажными салфетками, затем гуашь хорошо смывается. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут дополнить полученный оттиск кисточкой по замыслу, например, оттиск зелёного цвета «превратить» в новогоднюю ёлку, дорисовав игрушки и звезду на макушке, оттиск коричневого цвета «превратить» в курочку, дорисовав клюв, глаз, гребешок и ноги и т.д.

№ 3. Тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: от 2-х лет.

Средство выразительности: фактура, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, жёсткая кисть, плотная бумага любого цвета и размера либо вырезанные силуэты пушистого или колючего животного, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок  опускает в гуашь кисть  и ударяет ею по бумаге,  держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

№ 4. Тампонирование ватными палочками или карандашом

Возраст: от 2-х лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковые коробочки, в которые вложены кусочки поролона либо губки для мытья  посуды, пропитанные гуашью, плотная бумага любого цвета и размера или вырезанные из бумаги силуэты предметов, ватные палочки (по одной на ребёнка или несколько палочек, связанные резинкой в пучок) или карандаш без резинки на конце, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает ватную палочку или карандаш к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета используется другая мисочка с краской и другая ватная палочка, карандаш можно предварительно протереть салфеткой, чтобы сменить цвет. Рисунок можно создавать линиями (другими словами, использовать как кисть), а можно тычками, то есть прикладывать палочку к листу бумаги, прижимать и так создавать сюжет. Рисуя одиночными тычками, ватными палочками можно пользоваться как при рисовании пальчиками, например, украсить по замыслу заранее вырезанный из бумаги силуэт ёлочного шара или чайной чашечки. Рисуя связанными пучком ватными палочками, можно нарисовать кисть рябины или кисть винограда. Листики и веточки можно дорисовать кистью.

№ 5. Оттиск срезом из овощей

Возраст: от 3-х лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковые коробочки, в которые вложены кусочки поролона либо губки для мытья  посуды, пропитанные гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки картофеля, лука, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает срез из овощей к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета используется другая мисочка с краской и другой кусочек овоща.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут дополнить полученный оттиск кисточкой по замыслу. Например, оттиски из луковицы можно превратить в букет тюльпанов и т.д.

№ 6. Оттиск пенопластом, поролоном, мятой бумагой, пробкой, ластиком

Возраст: от 4-х лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковые коробочки, в которые вложены кусочки поролона либо губки для мытья  посуды, пропитанные гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта или небольшие кусочки поролона, которые для удобства можно закрепить на карандашах, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает кусочек пенопласта или поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета используется другая мисочка с краской и другой кусочек пенопласта или поролона. Можно использовать также мятую бумагу, пробки, ластики.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут дополнить полученный оттиск кисточкой по замыслу.

№ 7. Оттиск листьев или лепестков

Возраст: от 4-х лет.

Средство выразительности: фактура, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листья деревьев либо лепестки цветов разными цветами и оставляет оттиск на бумаге. Оттиски лепестками оставляют несколько раз, чтобы получился цветок. Черешок листика иди стебель и листья цветка дорисовывают кистью.

№ 8. Рисование восковыми мелками и аварелью

Возраст: от 4-х лет.

Средство выразительности: цвет, линия, пятно, фактура,

Материалы: восковые мелки, плотная бумага любого размера, акварель, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок рисует на белой бумаге рисунок по замыслу или на заданную тему восковыми мелками. Затем закрашивает весь лист полностью акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками не окрашивается в основной цвет.

№ 9. Рисование свечой и аварелью

Возраст: от 4-х лет.

Средство выразительности: цвет, линия, пятно, фактура,

Материалы: кусочки свечи, плотная бумага любого размера, акварель, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок рисует на плотной бумаге рисунок по замыслу или на заданную тему свечой. Затем закрашивает весь лист полностью акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым на цветном фоне.

№ 10. Кляксография обычная

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: мисочки с жидко разведенной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, пластиковые ложечки, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

№ 11. Кляксография с трубочкой

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: мисочки с жидко разведенной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, пластиковые ложечки, коктейльные трубочки, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

№ 12. Кляксография с ниткой

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: мисочки с жидко разведенной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, хлопчатобумажные нитки, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

№ 13. Рисования солью или манной крупой

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета и размера или вырезанные из бумаги силуэты предметов, клей ПВА, тарелочки с крупной поваренной солью или манной крупой, пластиковые ложечки, мисочки с жидко разведенной гуашью, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: воспитатель заранее рисует на листе бумаги силуэт предмета или вырезает силуэт. Ребёнок наносит внутри контура клей ПВА, а затем посыпает поверх клея соль. Далее рисунок нужно как следует просушить и избавить от излишков соли. После рисунок можно покрасить, используя технику кляксографии с трубочкой или намочив краской кусочек губки, а затем повторно просушить.

№ 14. Рисования мыльными пузырями

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, гуашь, шампунь, небольшие миски, соломинки, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: воспитатель в ёмкости смешивает гуашь с шампунем, разводит водой и разливает в миски по количеству детей. Дети вставляют в миски соломинки и выдувают воздух до образования шапки из  маленьких пузырей, осторожно достают соломинки и сверху прикладывают чистый лист и прижимают ладонью, получается отпечаток. Получившееся изображение внимательно рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

№ 15. Монотипия предметная

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги пополам по вертикали, разворачивает и на одной половинке листа рисует половину изображаемого предмета (изображаемый предмет должен быть симметричным, например, можно нарисовать половинку бабочки, половинку яблока, гриба и т.д.). Как только рисунок готов и краска еще не просохла, лист снова складывается пополам, чтобы на чистой половинке листа остался отпечаток. Затем лист нужно раскрыть и просушить. Недостающие детали дорисовываются, рисунок украшается.

№ 16. Монотипия пейзажная

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: пятно, цвет, симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: плотная бумага любого цвета, губка, смоченная в сильно разведённой голубой гуаши, кисти, гуашь или акварель, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги пополам по горизонтали, разворачивает и на верхней половинке листа рисует пейзаж (деревья, цветы, небо, солнце и т.д.). Пейзаж рисуется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Как только рисунок готов, нижняя половина листа протирается влажной губкой, чтобы смочить лист. После лист снова складывается пополам, чтобы на чистой половинке листа остался отпечаток. Затем лист нужно раскрыть, получается отражение пейзажа в луже или реке. После оттиска основной рисунок можно ещё раз оживить красками и просушить. Недостающие детали дорисовываются, рисунок украшается.

№ 17. Аэрография

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: цвет, фактура

Материалы: плотная бумага любого цвета или вырезанные из бумаги силуэты предметов, зубная щетка, расчёска с частыми зубчиками, кисти, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок обмакивает щётку в краску. Подносим щётку к листу и начинаем над листом водить расческой по щётке. Получаются брызги на листе. Таким образом можно украсить вырезанный силуэт, например, раскрасить платье. Либо на лист бумаги можно наложить силуэт и разбрызгать краску по фону, затем силуэт убрать. Так можно на тёмном листе бумаги сделать домик и звёздное небо над ним.

№ 18. Граттаж

Возраст: от 5-и лет.

Средство выразительности: цвет, фактура

Материалы: белая или цветная плотная бумага, свеча, тушь, жидкое мыло, мисочки, широкие кисти, зубочистки, салфетки.

Способ получения изображения: воспитатель заранее разводит тушь с жидким мылом водой, разливает в мисочки по количеству детей. Есть 2 варианта – чёрно-белый граттаж и цветной граттаж.

Черно-белый граттаж. Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем на весь лист наносится тушь с жидким мылом и лист хорошо просушивается. После высыхания ребёнок зубочисткой процарапывает рисунок по замыслу.

Цветной граттаж. На лист бумаги дети наносят цветные пятна акварелью, затем лист натирают свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на весь лист наносится тушь с жидким мылом и лист хорошо просушивается. После высыхания ребёнок зубочисткой процарапывает рисунок по замыслу. Так можно нарисовать, например, яркий салют в ночном небе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Восход»

Картотека дидактических игр

по ознакомлению дошкольников

с формой

                                                                                                         Воспитатель:

                                                                                                             Сотникова Н.Н.

Каргат 2021 г.

Картотека дидактических игр

по ознакомлению дошкольников с формой

2 младшая группа (3-4 года)

№ п/п

Название игры

Цель

Ход игры

Материал

Количество играющих

1

«Какая это фигура?»

Упражнять в умении узнавать и называть круг, (квадрат, треугольник).

Предлагается каждому ребенку обвести фигуру пальчиком по контуру. Прокатить круг по столу. Круг можно катать.

Квадрат нельзя катать из-за углов. Показать углы. Их четыре.

У треугольника три угла. Счет углов. На что похож треугольник( на крышу).

Круги (квадраты, треугольники)  одинакового диаметра и цвета

4 – 6

человек

2

«Обведи геометрическую фигуру карандашом и раскрась»

Учить изображать фигуры на листе бумаги. Закреплять знание о круге

Развитие мелкой моторики руки.

Попросить ребенка обвести фигуру и раскрасить их разными цветами.

Чистый лист бумаги, карандаши и трафарет круга.(квадрата, треугольника).

4 – 6

человек

3

«Покажи и прокати»

Учить распознавать и сравнивать круг и квадрат

Предлагается ребенку найти круг, назвать фигуру и обвести ее рукой по контуру. Аналогичные действия выполняются с квадратом. Затем воспитатель просит детей попробовать прокатить по столу сначала круг, а потом квадрат и выясняет:        «Можно прокатить квадрат? Что мешает квадрату?»

Круги и квадраты одинакового цвета.

4 – 6

человек

4

«Почини поезд»

Продолжать учить различать круг и квадрат.

На столе разложены круги и квадраты. Педагог просит найти круги и выясняет: «Какого цвета круги? Что с ними можно делать? (Катать)». Затем по заданию ребята находят квадраты, называют фигуры и пробуют покатать их по столу. Квадрату мешают углы. В конце игры дети «чинят» поезд: круги кладут вместо колес, квадраты- вместо окошек.

Изображение паровоза и вагонов. Круги и квадраты одинакового цвета.

4 – 6

человек

5

«Найди свой цветочек»

Развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Закрепление умения различать круг и квадрат.

У детей квадраты и круги. Педагог предлагает рассмотреть цветы на поляне, выяснить, какой формы у них серединка. Встать рядом с тем цветком, у кого такая же серединка.

Круги квадраты и треугольники  плоскостные цветы с разными серединками: круг и квадрат, треугольник.

Дети всей группы.

6

«Найди такую же»

Закреплять знания  о круге и квадрате.

Перед детьми на столе разложены геометрические фигуры - круг и квадрат. Зайчик по очереди «показывает» фигуры, дети находят у себя такие же и называют их.

Круги и квадраты одинакового цвета.

Дети всей группы

7

«Достроим домики для зайчиков»

Учить различать и называть треугольник.

Педагог раздает детям карточки. Чего не хватает у домиков? Какую фигуру надо взять, чтобы сделать домику крышу?»

Карточки с наклеенными на них домиками.

4 – 6

человек

8

«Найди свой домик»

Закреплять знание о треугольнике, на основе его сравнения с квадратом.

На ковре лежат квадрат, треугольник. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те у кого в руках квадрат, бегут к квадрату, те, у кого треугольник, к треугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Квадраты и треугольники по числу детей.

Дети всей группы

9

«Игрушки для елочки»

Совершенствовать умение называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат.).

На фланелеграфе выложены геометрические фигуры (игрушки для елки). Педагог просит детей назвать фигуры и уточняет их свойства.

Геометрические фигуры (круги, квадраты,  разного размера и цвета.

8 – 10

человек

10

«Закрой в домике окошки»

Развитие четкого зрительного восприятия формы.

Предлагается ребенку найти  геометрическую форму и закрыть соответствующее окошко в домике.

Фигурки домиков с прорезанными окошками в форме геометрических фигур.

4 – 6

человек

11

«Где твой дом?»

Развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур.

Детям предлагаются маленькие карточки с изображением фигур (круг, квадрат, треугольник). Трем детям предлагают большие карточки с изображением фигур. Эти дети отходят в разные места группы. Все дети двигаются по группе. По сигналу: «Стоп!» дети поднимают большие карточки вверх. Дети, изображающие жильцов смотрят, куда им надо бежать. По сигналу «Где твой дом?» дети бегут к своим фигурам.

Маленькие карточки с изображением круга, квадрата, треугольника. Три большие карточки с изображением тех же фигур.

Дети всей группы.

12

«На что похожа эта фигура?»

Учить находить в окружающей обстановке предметы округлой, треугольной и квадратной формы

Предложить ребенку найти предметы в группе, похожие на эти фигуры. Если ребенок не может сам найти, предлагают ему картинку- подсказку.

Карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, шара. Картинки - подсказки

8 – 10

человек

13

«Чего не стало?»

Развитие внимания, памяти, активной речи. Закрепление знаний геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник

На столе под салфеткой несколько геометрических фигур. Воспитатель поднимает салфетку и просит назвать, что под салфеткой. Затем фигуры вновь накрываются салфеткой, и незаметно убирается одна фигура. Детей просят назвать, какой фигуры не стало.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, салфетка.

10 – 12

человек

14

«Спрятались от дождика»

Учить группировать фигуры по однородному признаку.

 Положите под каждый зонтик одинаковые геометрические фигуры.

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разной величины и три рисунка с изображением зонтика.

Дети всей

группы

15

«Посади на свою скамеечку»

Закреплять умение группировать одинаковые геометрические фигуры.

Показать, как одинаковые фигуры садятся на свою скамеечку. Предложить ребенку закончить.

Вырезанные геометрические фигуры и три рисунка с изображением скамеечек

Дети всей группы

16

«Третий лишний»

Учить находить непохожую на остальные геометрическую фигуру.

Показать детям карточки и предложить ответить на вопрос: «Какая фигура здесь лишняя?» Если возникнут затруднения, объяснить, какая фигура лишняя.

Карточки с изображением трёх геометрических фигур, одна из которых отличатся от двух других.

4 – 5

человек

17

«Почини одеяло»

Закрепление знаний о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.

Предлагается взять соответствующую прорези фигуру и закрыть «дырку», починить одеяло.

Вырезанное из картона одеяло с прорезанными отверстиями в виде знакомых детям геометрических фигур.

6 -8

человек

18

«Чудесный мешочек»

Учить находить и называть фигуру по осязательному ощущению.

Игра идет по принцип: найди и объясни, что нашел.

Мешочек и набор объемных фигур (шар, куб)

Дети всей группы

19

«В гостях у зайчихи»

Учить сравнивать предметы по величине и цвету, называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику руки, цветовое восприятие, внимание.

Ход игры описан в приложении

Бумажные цветы. Корзина. Вырезанные из цветного картона шорты, юбки и геометрические фигуры – заплатки. Вырезанные из цветной бумаги и разрезанные на две части куклы- неваляшки и мячи. Цветные ленты для игры «Карусель». Угощение.

Дети всей группы

20

«Поросята и волк»

Закреплять умение различать и находить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Педагог раскладывает домики с нарисованными на них фигурами. Такие же фигуры раздает детям. Выбирается «волк». Под музыку дети двигаются по комнате, а когда выходит волк, разбегаются по своим домикам.

Домики с нарисованными на них геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. На каждого ребенка-круг, квадрат, треугольник.

Дети всей группы

21

«Найди пару»

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Педагог предлагает детям разноцветные квадраты и треугольники и предлагает составить из фигур пары. Он берет двух кукол и объясняет правила игры: «У Маши квадрат синего цвета, а у Даши – красного. Они встали в пару, потому что у них одинаковые фигуры – квадраты». Игра повторяется три раза.

Для педагога: квадрат красного и синего цвета. Для детей: разноцветные треугольники, круги и квадраты.

6 -8

человек

22

«Чей коврик лучше?»

Развитие у детей зрительного восприятия формы плоскостных фигур -круга, квадрата, треугольника.

Детям предлагаются планшеты с одинаковыми углублениями и детали этой формы в специальной коробке.  Предлагается подобрать нужные части фигуры , уложить их в углубление планшета таким образом, чтобы получилась фигура одного цвета.

Планшеты с рельефными углублениями определенной геометрической формы: круг, квадрат, треугольник. Геометрические фигуры, которыми заполняются углубления.

6 -8

человек

23

«Кто больше принесет»

Упражнять в умении находить и называть предметы круглой, квадратной  и треугольной формы на заданном пространстве.

Дети встают друг за другом у одной стены. На противоположной стороне комнаты на подносе вперемешку лежат предметы квадратной и круглой формы. По сигналу один из членов команды должен добежать до подноса, взять предмет круглой формы и принести его обратно. После бежит другой участник. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы.

Выигрывает та команда, которая не допустит ошибок при выполнении задания и больше принесет игрушек.

Предметы круглой, квадратной и треугольной формы.

Вся группа.

Средняя группа (4-5 лет)

№ п/п

Название игры

Цель

Ход игры

Материал

Количество играющих

1

«Найди отличие»

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.

Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению.

8 – 10

2

«Найди свой гараж»

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

На ковре составляются геометрические фигуры: из веревок – круг, из палок – квадрат, треугольник, прямоугольник. Это гаражи. Воспитатель выясняет у детей названия фигур и их свойства. Затем раздает детям рули и предлагает поиграть. Дети двигаются по группе, изображая водителей. По сигналу воспитателя они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле.

Рули машин, ан которых изображены геометрические фигуры.

Вся группа.

3

«Геометрическая мозаика»

Учить выделять пространственное расположение геометрических фигур и воспроизводить такое же расположение при выкладывании узора.

Предложить выложить узор из разноцветных геометрических фигур по образцу.

Полоски для выкладывания узора и 5 карт- рисунков из плотной бумаги, наборы вырезанных геометрических фигур.

8 – 10

4

«Геометрическое домино»

Учить правильно называть и различать геометрические фигуры.

Предлагается домино с разным вариантом расположения фигур.

Игра ведется по принципу игры в домино.

Карточки домино с изображением геометрических фигур.

Все дети группы

5

«Чудесный мешочек»

Учить находить и называть фигуру по осязательному ощущению.

Игра идет по принцип: найди и объясни, что нашел.

Мешочек и набор объемных фигур (шар, куб, цилиндр)

Дети всей группы

6

«Геометрическое лото"

Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Развивать мыслительные операции, вариативность мышления.

Воспитатель рассказывает:

-Жили-были фигуры, вдруг поссорились: «Не хотим вместе жить, мы такие разные! Соберемся группами» Как разделить фигуры:

а) по цвету; б) по размеру; в) по форме.

У каждого ребенка геометрические фигуры двух цветов, двух размеров и двух форм: большой красный квадрат, средний желтый квадрат, маленький красный круг.

10 – 12

7

«Найди то, что я покажу».

Упражнять детей в умении находить предмет определенной формы с использованием геометрических  образцов.

Предложить подобрать к каждому предмету геометрическую фигуру соответствующей формы.

Два комплекта геометрических фигур и предметы различной формы (шар, куб, цилиндр).

3 – 4

8

«Заполни пустые клетки»

Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений составлять две группы, находить отличительные признаки.

Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении, заполнить пустые клетки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Геометрические фигуры трех цветов. Таблицы.

2-3

9

«Составь фигуру из счетных палочек»

Учить составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек.

Предлагается детям назвать известные им геометрические фигуры. «Будем составлять фигуры на столе, и рассказывать о них» Дается задание:

-Составить квадрат и треугольник маленького размера.

-Составить маленький и большой квадраты

-Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам. А левая и правая – двум.

Счетные палочки (15 – 20 штук на ребенка)

Дети всей группы

10

«Дорисуй»

Развивать у детей геометрическое воображение, закреплять знание о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать игровой замысел, умение ставить и реализовывать игровую задачу

Воспитатель предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную геометрическую фигуру, затем дорисовать то, что ему интересно, не повторяя работ товарищей.

На листах бумаги изображены геометрические фигуры разного размера.

4 -5

11

«Кто больше назовет геометрических фигур»

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

В «Городе геометрических фигур» Микки – Маусу подарили несколько ковриков с геометрическими узорами. Он много раз пытался сосчитать фигуры на ковриках, но каждый раз сбивался».

Дети определяют количество и название геометрических фигур. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Взрослый предлагает детям нарисовать самостоятельно для Микки – Мауса коврики, состоящие из геометрических фигур, раскрасить их.

Нарисованные коврики.

2 -3

12

«Мастерская ковров»

Развитие геометрического воображения, закрепление умения ориентироваться на листе бумаги, развитие творчества.

Детям предлагается сделать для Микки – Мауса красивые ковры. Дается точная установка. «В правый левый угол положите зеленый квадрат, в середину – красный круг, в нижний левый угол - синий треугольник» и т. д.

Далее дать возможность самостоятельно, со замыслу украсить коврик.

Листы бумаги, геометрические фигуры разного цвета, размера.

4-5

13

«Составь фигуру»

Учить детей выделять пространственное расположение геометрических фигур и воспроизводить такое же расположение при выкладывании узора.

Предлагается выложить узор из разноцветных геометрических фигур по образцу.

Полоски для выкладывания узора и 5 карт - рисунков из плотной бумаги, наборы вырезанных геометрических фигур.

8 – 10

14

«Сложи картинку» (разрезные картинки)

Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять не только форму, но и форму отрезанной части картинки.

Педагог показывает, как из двух – четырех частей сложить картинку. При самостоятельном выполнении задания педагог следит, чтобы ребенок больше ориентировался на общий вид предмета, а не многократно приставляя то одну, то другую часть картинок, находя нужную.

Картинки, разрезанные на 2 , 4 ,6 частей и набор цветных картинок - образцов.

8 – 10

15

«Составь целое из частей»

Закреплять умение зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять её из таких же частей.

Педагог показывает одну геометрическую фигуру. Отмечает цвет частей этой фигуры, которую достает из конверта. Дети постепенно составляют целые фигуры частей, ориентируясь на цвет.

Образцы – плоскостные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. В конвертах – такие же фигуры, разрезанные на 2 и 4 части. Окраска с одной и другой стороны разная.

8 – 10

16

«Что бывает такой формы?»

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Педагог показывает детям геометрическую форму. Дети называют предметы такой же формы.

За каждый правильный ответ ребенку выдаётся фишка. Побеждает тот, кто больше всего наберет фишек.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Вся группа.

17

«Найди свою пару»

Закреплять представления о геометрических фигурах.

Детям предлагается взять по одной геометрической фигуре. После этого дети могут побегать, попрыгать. По сигналу «Найди свою пару» встать в пару с тем, у кого в руках такая же фигура. Выигрывают те дети, которые раньше всех встали в пару.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Вся группа.

18

«Найди свой домик»

Учить классифицировать предметы по признаку цвета, величины.

Дети бегают по комнате, по сигналу они должны подбежать к обручу с фигурами того же цвета, что и их фигура. Подходя к детям, педагог просит назвать, какие фигуры возле обруча и почему.

На полу в разных местах комнаты три обруча. В одном обруче лежит красный круг, в другом – желтый, в третьем - зеленый круг. У детей по одной геометрической фигуре (не круглой!)

Вся группа.

19

«Найди свое место»

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Предлагается детям взять по одной фигуре. Те, у кого треугольники, встают справа от него; те у кого прямоугольники, - слева.

-Какие у кого фигуры и какого они цвета?

-Возьмите фигуру в левую руку, поднимите руки вверх и переложите фигуру в правую руку. Опустите руки вниз.

После этого дети меняются фигурами, и игра повторяется.

На столе лежат треугольники и прямоугольники.

Вся группа.

Старшая группа (5-6 лет)

№ п/п

Название игры

Цель

Ход игры

Материал

Количество играющих

1

«Почему овал не катится?»

Познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры, похожие на круг. Это фигура овальной формы.. Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

2-3

«Подбери фигуру»

Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

 Предлагается обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом предъявляется таблица, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорится: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д.

У каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, круг, овал, цвет и форма варьируются.

4-5

человек

«Назови свой автобус»

Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями. Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

4-5

3.

«Кто быстрее найдет»

Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Воспитатель описывает предмет, который надо найти. Ребенок по описанию должен отгадать и найти предмет. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Предметы такой же формы

4-5

4

«Найди похожее»

Упражнять в умении  находить предметы разной формы в окружающей обстановке.

Детям предлагается картинка с изображением помещения, улицы, природы. Необходимо найти предметы, похожие на предложенные фигуры и объемные формы.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Объемны формы: шар, куб, цилиндр.

4-5

5

«Мастерская форм»

Учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек.

Предлагается из счетных палочек выложить как можно больше геометрических фигур.

Счетные палочки

5-6

6

«Убери лишнюю»

Упражнять детей в умении  объединять геометрические фигуры по какому- либо свойству (цвет, форма, размер).

Воспитатель показывает детям несколько геометрических фигур, подобранный по какому-то одному признаку (цвет, форма, размер). Одна из фигур «лишняя», т.е. отличающаяся от остальных. Дети находят ее и показывают такую же из своего набора.

Набор геометрических фигур (пример; четырехугольники и один треугольник, синие и одна желтая, большие и одна маленькая и т.д.)

5-6

7

«Узнай по описанию»

Выделять основные признаки геометрических фигур (количество сторон и углов); определять фигуру по данным признакам.

Дети рассматривают и называют 8-10 разных фигур, но одного размера и цвета. Воспитатель закрывает фигуры, описывает одну из них и предлагает ребенку вновь рассмотреть все фигуры и выбрать соответствующую описанию. Если ребенок не ошибся, он становится ведущим и описывает фигуру, которую задумал.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

8-10

8

«Домино форм»

Различать форму предметов, выбирать предмет определенной формы.

Правила игры как в обычном домино. Дети делают ходы по очереди, выбирая нужную карточку из лежащих на столе.

28 карточек домино с изображением на каждой половине по одному предмету разной формы: (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, цилиндр, куб, прямоугольник, овал, четырехугольник).

8-10

9

«Волшебный сундучок»

Закреплять навык зрительно узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Из страны Острых углов к детям пришла посылка-волшебный сундучок. Воспитатель показывает геометрические фигуры из шкатулки. Они разного цвета и размера. Дети рассматривают их, называют, отыскивают фигуры с одинаковым количеством углов, с тремя сторонами и т.д.

Затем из шкатулки воспитатель достает тетрадь, салфетку, косынку, диск и т.д). Дети отвечают на какую фигуру похожи предметы из шкатулки.

Шкатулка с геометрическими фигурами ( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

4-5

10

«Разложи по заданию»

Закреплять умение находить по заданию геометрические фигуры. Воспитывать сосредоточенность в работе.

Дети вынимают все фигуры из конвертов. Выполняют задания; отложить слева от конверта все треугольники, справа-несколько кругов, над конвертом-любой четырехугольник, под конвертом- овалы, но не синие. Когда дети освоят игру, количество фигур увеличивается до 24.

Набор (12шт.) плоских геометрических фигур (большие и малые круги, треугольники, четырехугольники красного, синего, желтого, зеленого цвета).

4-5

11

«Чудесный мешочек»

Упражнять в умении  находить и называть фигуру по осязательному ощущению.

Дети рассматривают и называют геометрические фигуры на столе. Водящий берет одну плоскостную фигуру и просит найти первого игрока предмет, похожий по форме. Игра заканчивается тогда, когда все игроки найдут в мешочке все предметы, соответствующие геометрическим фигурам.

Набор (4-5 шт.) плоскостных геометрических фигур на столе и соответствующий ему по форме и по количеству набор объемных предметов в мешочке.

4-5

12

«Узнай и сосчитай»

Закреплять умение разделять фигуру на составные части, называть фигуру из частей.

Дети рассматривают карточку, а затем считают и показывают цифрой сколько фигур они видят на ней.

Набор цифр от 1 до 10, карточки с рисунками.

8-10

13

«Незаконченные картинки»

Закреплять знания о круге и овале.

В. предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.

На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

4-5

14

«Составь фигуру»

Упражнять в выделении пространственного расположения геометрических фигур и воспроизводить такое же расположение при выкладывании узора.

Предлагается выложить узор из разноцветных геометрических фигур по образцу.

Полоски для выкладывания узора и 5 карт – рисунков из плотной бумаги, наборы вырезанных геометрических фигур.

8 – 10

15

«Придумай сам»

Упражнять в создании фигур из геометрических фигур

Дети выкладывают любые фигуры из геометрических фигур. Выложенные изображения дети рассматривают, называют, подсчитывают. Побеждает тот, кто выложил больше предметов.

Набор геометрических фигур

4-5

16

«У них четыре угла»

Закреплять знания о четырёхугольниках

На столе разложены в свободном порядке геометрические фигуры. Играющие должны за определенное время выбрать только четырехугольники. Выигрывает тот, кто больше соберет фигур.  

Геометрические фигуры, различные по цвету и величине

2

17

«Что изменилось»

Закреплять знание геометрических фигур, развитие памяти

На доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: " Что изменилось? ".

Геометрические фигуры, различные по цвету и величине

4-5

18

«Заполни пустые клетки»

Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками.

Таблицы с закономерным расположением  фигур. Геометрические фигуры.

19

«Составь фигуру из счетных палочек»

Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек.

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

Составить 3 равных квадрата из10 палочек

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники)

Счетные палочки (15 – 20 штук на ребенка)



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Восход»

Картотека игр на развитие

мышления у детей дошкольного возраста

                                                         Воспитатель:

                                                                Сотникова Н.Н.

Каргат 2022 г.

Картотека игр на развитие

мышления у детей дошкольного возраста

ЧТО БЫВАЕТ, ЧТО НЕ БЫВАЕТ

Цель: Развивать логическое мышление и слуховое восприятие.

Описание: Называйте самые элементарные ситуации и не реальные. Например: Папа пошел на работу; Поезд летит по небу; Мы будем пить чай; Яблоко очень солёное…

Если такого не бывает, дети должны затопать ногами. Если ситуация правдивая – покивать головой.

Игру можно проводить с мячом. Называя фразу и одновременно бросаем мяч, если ситуация правдива, ребёнок должен ловить мяч, если нет – то отбрасывать.  

ДОГОВОРИ СЛОВО

Цель: Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность и речевую активность.

Описание: Говорите ребёнку первые слоги знакомых ему слов, а он должен закончить слово.

СКАЗКА НА КАРТИНКАХ

Цель: Развивать мышление,  фантазию, зрительное восприятие.

Описание: Положите перед ребенком картинки. Читайте ребенку сказку согласно подобранным картинкам. Во время чтения ваш малыш должен раскладывать картинки по порядку событий.

ЧТО ВНУТРИ

Цель: Развивать мышление,  воображение, речь и слуховое восприятие.

Описание: Называйте тот или иной предмет  или место и побуждайте ребёнка называть то, что может находиться внутри этого предмета или места.

Например: Дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир; тумбочка – книжка; кастрюля – суп; нора – лиса; больница – врач; магазин – продавец; автобус – пассажиры; пузырек – лекарство; улей – пчелы и т.д.

КТО, ЧТО ЛЮБИТ?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ...;  птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

ЧЕРЕДОВАНИЕ

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ

Цель: Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним».

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например:  Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор).  

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

ЧТО ЗАБЫЛ ХУДОЖНИК

 Взрослый: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?

Ребёнок: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,

На ковре не раскрашены некоторые полоски …

(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).

НАЙДИ МАМУ МАЛЫШУ

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

КТО ГДЕ ЖИВЕТ

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

ЗИМА – ЛЕТО

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )

СКАЖИ НАОБОРОТ

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, ПОЛЗАЕТ

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

ЗАГАДКИ

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

НАЙДИ ПОХОЖЕЕ

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...