Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
консультация
"Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Консультация
«Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Подготовила:
воспитатель: Ферко Е. Н.
г. Гусиноозерск
2022 г.
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой…»
Сухомлинский В.А.
Содержание работы по изобразительному воспитанию направлено на совершенствование позитивных личностных качеств детей, на развитие их духовности. И педагогу важно умело использовать это. Занятия изобразительным творчеством развивают чуткость и остроту восприятия окружающей действительности, чувство красоты мира, воображение и образное мышление, способность и умение выразить свой замысел в зримом художественном образе.
Духовный человек хорошо понимает, что все вокруг него живет и развивается по определённым законам вселенной, и ни один человек не может уйти от этих законов. Он понимает, что вся красота человеческого существования в гармонии с природой и самим собой. Великий философ И. Кант назвал две вещи, которые имеют абсолютную ценность в мире: это красота звездного неба над нами и моральный закон внутри нас. Вот этот моральный закон внутри нас и определяет нашу духовность.
Большой духовный капитал кроется в искусстве. Опытные педагоги умело используют произведения искусства на занятиях. Литература, театр, музыка, изобразительное искусство хранят бесценные накопления.
Духовно богатый человек постоянно пребывает в полной гармонии с самим собой, природой и всеми, кто его окружает. Свое богатство он чувствует внутри себя, оно греет его душу и выделяет его из серой массы.
Занятия по изобразительному воспитанию помогают развитию человека, его становлению как духовной цельной личности. Научить рисовать можно любого человека, если у того будет желание. Содержание занятий по изобразительному воспитанию построено так, что даёт ребёнку возможность получить представление о разных видах, жанрах изобразительного искусства, о композиции, о разных техниках и приёмах изображения и самому выбрать, что ему больше нравится, к чему лежит душа. Начинать рисовать можно в любом возрасте и приобрести навыки рисования легко, если этого захотеть. Важен не столько результат, сколько сам процесс творчества, в его таинстве и кроется частичка той сущности, которую называют духовной. Каждый получает ее при рождении, но не все продолжают ее развивать.
Рисование может стать ключом от двери, за которой находится волшебный мир искусства. У детей появится желание окунуться в этот мир, обрести гармонию и обогатиться настоящим капиталом. Нужно только правильно перераспределить ценности в своей жизни.
Какие же педагогические условия способствуют эффективному формированию духовно-нравственной развивающей среды на занятиях изобразительным искусством?
Большое значение имеют отношения между педагогом и ребенком. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло».
К числу педагогических условий, способствующих формированию духовно-нравственной развивающей среды на занятиях по изобразительному искусству можно отнести:
1.Введение в содержание занятий чтения стихов и рассказов, театральных сценок, музыкальных фрагментов – интеграция искусств. Это оживляет беседу, развивает воображение детей, затрагивает в их душах такие струны, до которых невозможно добраться простыми рассуждениями и назиданиями.
2.Ведение в содержание занятия разговора педагога о красивых и некрасивых поступках людей, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству. Это способствует формированию внутреннего мира ребенка. Детям свойственно подражать действиям других людей, поэтому рассказ воспитателя о подвигах воинов, о героических поступках может вдохновить детей на благородные поступки.
3. Учет особенностей восприятия дошкольниками произведений изобразительного искусства. Ведь дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты.
4. Отбор для использования в ходе занятий произведений истинно художественных, достойных внимания, способных проникнуть в душу ребенка, развить его.
5. Принятие педагогом в качестве главной цели занятий не искусствоведческий анализ произведений искусства, не рассмотрение технических приемов автора, а научить ребенка воспринимать картину как выражение человеческого отношения к жизни.
6. Использование природы в качестве воспитывающего и развивающего фактора. Если педагог поддерживает в ребенке эмоциональную связь с растительным и животным миром, то ущерб, наносимый природе, будет восприниматься как наносимый себе и другим людям. Внимательное, чуткое отношение человека ко всему, что его окружает – одна из важнейших черт человека будущего, которого мы формируем сегодня. Беседуя с детьми об изобразительном искусстве необходимо помнить, что природа – это не только источник здоровья и материальных благ, но также могучий родник творческого вдохновения и духовного развития человека.
7. Стремление найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведь всякий ребенок от природы талантлив, и основная задача педагога – помочь таланту раскрыться. В рисунке дети закрепляют духовно пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.
Особая роль искусства в духовно-нравственном воспитании заключается в том, что произведения изобразительного искусства, классическая музыка, художественная литература и театр способны максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми формируется личность ребенка.
Каждая человеческая способность может развиться, если обучать человека с детства. Почти каждый из нас рисует, многие поют, пытаются сочинять стихи, но не каждый способен создать произведение искусства. Художником, творцом жизни в любой области можно стать только тогда, когда, обладая талантом и мастерством, обладаешь отзывчивой душой, пылким сердцем, острым умом, ясным видением. Гармония души и ремесла даёт полнокровное искусство.
Творческие люди – счастливые люди. Мы хотим видеть детей счастливыми. И какое мы им дадим представление о счастье, как научим их жить полной насыщенной жизнью, такими и будут мечты и счастье целого поколения. Одна сторона счастья – это радость человеческого общения, взаимопонимания. Способность сопереживания – это фундамент любого понимания человека человеком. Вторая сторона счастья – это счастье творческого труда, в котором проявляется личность художника, не важно, какой бы профессией не занимался человек.
Очень важно вырастить людей, способных творить. Из творческих потенциалов отдельных людей и складывается динамизм, творческий потенциал общества. Основным рычагом творчества является развитое воображение – высшая форма образного мышления.
Искусство учит и спектр этого обучения широк. Любое обучение – это формирование навыков и умений. Нравственно-эстетические задачи в изобразительном искусстве – это высший уровень развития ребёнка. Все потенциалы личности, особенно духовные, развиваются медленно, незаметно. Художественное мышление требует также длительного общения с искусством, навыка восприятия духовного опыта конкретного художника, понимания искусства. Художественный образ может возникнуть только в процессе творчества. Художественный образ должен быть в каждой композиции. Это наивысший пилотаж. Полезно учиться понимать, видеть этот художественный образ в произведениях великих художников. Например, за изображением дерева увидеть ту мысль, ради которой было это дерево изображено, и именно так изображено, а не иначе. Тогда происходит у детей осознание своей композиции, понимание, что нельзя изображать что-либо просто так. Каждая деталь должна выражать мысль художника. В композиции не должно быть лишних случайных изображений. Композиция – это единое целое, раскрывающее мысль художника. Поэтому, прежде чем приступать к созданию композиции, у ребёнка должно быть полное представление о теме, о том, что он хочет сказать своей работой. Поэтому каждая практическая работа начинается с накапливания материала, знаний по теме.
Концепцией программы по изобразительному искусству является формирование в детях художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, формирование понимания роли искусства в жизни людей, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Программный материал построен так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Главной задачей педагога изобразительного искусства ставится задача пробуждения фантазии ребенка, увлечение его творчеством, развитие его индивидуальности, развитие его духовности. Замечательно, когда у ребенка есть способности к изобразительному творчеству. Тогда его можно легко вывести на выполнение сложных творческих работ, придать толчок к саморазвитию. А это именно то, к чему стремится педагог. Есть дети менее способные. Их рост, их развитие нужно смотреть от роста их самих, от первоначальных их результатов. Важно убедить детей, что всё им по плечу, что всему можно научиться. В итоге у детей появляется уверенность в своих силах, возможностях, повышается их самооценка.
В первую очередь ребёнок должен стать человеком, сопереживающим, сочувствующим, а уж потом – художником. Художник не может творить, когда его душа пуста, а сердце холодно. Нужно научить ребёнка каждую работу пропускать через свои чувства. Тогда и другие люди поймут, что хотел сказать автор через свою работу. Тогда обязательно будет результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода
Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...
Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...
Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребен...
Консультация для педагогов ДОУ "Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
Творчество - активная, целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является ...
Консультация "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
МАДОУ д/с № 125 Консультация на тему:ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
План самообразования на 5 лет по теме "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
План самообразования на 5 лет по теме "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"...