Арт-практика для детей старшего дошкольного возраста. " Обложка для книги А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Романова Лариса Васильевна

Предлагаю вам арт-практику для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал направлен на развитие креативности в ходе творческой работы с иллюстрациями Т.А. Мавриной и Б.А.Дехтерева по произведениям А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_oblozhka_dlya_knigi_a.s.pushkina.docx588.59 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-практика «Обложка для книги А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Заключительное занятие в рамках блока занятий «Знакомство со сказками А.С.Пушкина».

Целевая аудитория:  старшие дошкольники 5-7 лет с нарушениями ОДА.

Цель: развитие креативности в ходе творческой работы с иллюстрациями Т.А. Мавриной и Б.А.Дехтерева по произведениям А.С.Пушкина.

Задачи:

1.Развивать детскую инициативу в процессе занятия.

2.Развивать представления об обложке книги, как о ее важной составляющей части.

3.Активизировать развитие речи в ходе обсуждения иллюстраций.

4. Научить различать стилистику  разных  художников- иллюстраторов.

5. Познакомить с элементами книжной графики.

6. Развивать композиционные навыки.

7. Развивать эмоциональную сферу.

Идея занятия: создание ребенком собственной творческой работы –коллажа, в результате эмоционального переживания, полученного им при рассматривании иллюстраций художников к сказкам А.С. Пушкина. 

Предварительная работа: 

  • чтение сказки «Сказка о царе Салтане»;
  • просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане»;
  • рассматривание работ художников-иллюстраторов к разным изданиям детских книг А.С. Пушкина.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, иллюстрации обложек книг художников-иллюстраторов Т.А.Мавриной и Б.А.Дехтерева, листы бумаги, фрагменты иллюстрации художника-иллюстратора Т.А.Мавриной., масляная пастель, восковые мелки, клей-карандаш, название сказки и автора.

 

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, фасилитированная дискуссия, вопросы

Наглядные: рассматривание подборки иллюстраций и обложек разных изданий книг сказок А.С. Пушкина, выполненных художниками-иллюстраторами Т.А.Мавриной и Б.А.Дехтеревым.

Практические: продуктивная творческая деятельность

Ход занятия:

Первая часть занятия проходит у интерактивной доски.  Участникам предлагается рассмотреть иллюстрации обложек книг художников-иллюстраторов Т.А.Мавриной и Б.А.Дехтерева по технологии «Образ и мысль». Изображения обсуждаются с помощью фасилитированной дискуссии.

Рассматривание иллюстрации художника-иллюстратора Т.А.Мавриной

D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\ск1.jpg

-Что вы видите?(белочка сидит в домике, летающий корабль плывет по небу или по морю)

-Что здесь происходит? (происходит вечеринка, праздник)

- Как там у них?  (хорошо, весело)

-Где это происходит?(на острове, вокруг море)

- Когда это происходит?(вечером, потому-то закат солнца)

-Как бы вы назвали этот рисунок?(сказочный мир на острове, веселый дворец, плавающий город)

Рассматривание иллюстрации художника-иллюстратора Б.А.Дехтерева

D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\де.jpg

-Что вы видите?( белка сидит в домике, у белки охрана, высокая ель)

-Что здесь происходит? (белка грызет орешки, слуга считает изумруды)

- Как там у них? (хорошо, весело - белка песенки поет)

-Где это происходит?(на царском дворе, под высокой елью)

- Когда это происходит?(днем, потому что светло)

-Как бы вы назвали этот рисунок?(веселая белка, сокровище, чудо, волшебство)

2.Дидактическая игра: «Узнай художника» Игровое задание: Составить ряд из карточек с иллюстрациями художников.

Далее детям предлагается

3.Выбрать по своему желанию фрагменты  иллюстрациий Т.А. Мавриной,

D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\ск1.jpg     D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\ск1.jpgD:\АРТ\материал для занятий, работы детей\ск1.jpgD:\АРТ\материал для занятий, работы детей\ск1.jpgD:\АРТ\материал для занятий, работы детей\ск1.jpg

название сказки, имя автора.     

http://i.pinimg.com/736x/ff/2b/bc/ff2bbcacd24910d62b0f1bdd6cc12f27--russia-postcards.jpg https://img.yakaboo.ua/media/catalog/product/4/4/449108_67917002.jpg  https://umitoy.ru/upload/iblock/254/254f78b5532d85825f75fe779b27b3a7.jpg  https://umitoy.ru/upload/iblock/6c4/6c4b0bc7b312a6214a4d37d7b60e92bd.jpg  https://handmade.minemegashop.ru/pictures/1017862769.jpg  https://detectivebookshop.ru/image/1014786760.jpg  https://ruslania.com/pictures/big/9785488027978.jpg  https://images.radario.ru/images/ecfdd5bdf97740ea87384bdb3e58883d.jpg

4.Скомпоновать их в пространстве листа по своему усмотрению, так, чтобы композиция передавала основной, по мнению ребенка, смысл текста сказки и связанное с ним эмоциональное переживание.

 

5.Поразмышлять о том, что осталось за рамками художественного произведения и продолжить его, дополняя изображением все пространство листа бумаги, расширяя рамки художественного произведения. Выразить свое впечатление от сказки и рисунков художников-иллюстраторов и создать свою обложку к книге А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», используя для этого масляную пастель и восковые мелки.

Вопросы для рефлексии:

  • Как ты думаешь, о чем эта книга?
  • Что для тебя самое главное в сказке?

Можно показать художественные работы детей воспитанникам другой группы, и задать им эти же вопросы, чтобы понять, насколько авторам коллажей удалось выразить свои идеи.

Результаты апробации: Дети сразу включились в работу, внимательно рассматривали иллюстрации художников. Обратили внимание, что Т.А. Маврина рисует «как в мультфильмах и очень яркими красками», а рисунки Б.А.Дехтерева больше «похожи на реалистичных героев и краски не яркие, пастельные». При создании своей обложки некоторые дети продолжали дорисовывать иллюстрацию художника, другие изображали свой замысел.

 

После занятия дети в ходе свободной деятельности стали с большим удовольствием раскрашивать раскраски. Также они стали дорисовывать работы художников, выполнять свои рисунки в раскрасках, активно создавать свои самодельные книжки, стали больше фантазировать.

Дети поняли, что обложка важна для читателя, она содержит важную информацию автора книги и ее название. Обложку оформляет художник, на ней изображены рисунки по теме книги. Это видно по рисункам детей.  

         

         В процессе рассматривания иллюстраций дети активно отвечали на вопросы, обосновывали свои ответы.

         Научились, различать стилистику художников-иллюстраторов обратили внимание, что художники  изобразили один и тот же текст по-своему. Т.А. Маврина изобразила в виде мультфильмов и очень яркими красками, а Б.А.Дехтерев  изобразил настоящих героев, но не яркими, пастельными красками. В ходе дидактической игры «Узнай художника»   дети самостоятельно определяли, какие иллюстрации и каким художником нарисованы.

 

         Дети поняли, что книжная графика это иллюстрации, обложка. При самостоятельном оформлении обложки дети сами находили место элементам книжной графики.

  При составлении обложки дети поняли, что надо расположить изображение и скомпоновать его в пространстве листа по своему усмотрению, так, чтобы композиция передавала основной смысл текста сказки.

Дети с  интересом выражали свое впечатление и эмоциональные переживания от сказки и рисунков художников-иллюстраторов и с удовольствием создавали свою обложку. С большим интересом рассматривали обложки других детей.

 

Работы детей

D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\IMG20210309142013.jpg  D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\IMG20210309142013.jpg

 D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\IMG20210309142021.jpg

 D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\IMG20210309142032.jpg D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\IMG20210309142032.jpg

 D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\IMG20210309142043.jpg D:\АРТ\материал для занятий, работы детей\IMG20210309142021.jpg

С

Самодельные книжки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по творчеству А.С.Пушкина"

Приобщение детей к чтению русских классиков. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста на примерах героях сказок А.С. Пушкина....