Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Русская матрешка"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Конспект занятия на тему «Русская матрешка»

Цель:
- приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Задачи:
- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
- развивать любовь к русской народной музыке и танцу;
- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы
-обогатить активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Русская матрешка»

Цель:
- приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Задачи:
- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
- развивать любовь к русской народной музыке и танцу;
- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы
-обогатить активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

Содержание занятия


Сообщение темы и цели занятия

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. У нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить сегодня будем мы о матрёшках, а потом самостоятельно раскрасим матрёшек. Ребята, что вы знаете о матрёшке?
Дети:
А. Гришин
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.

Воспитатель: Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но одна из них это то, что её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Каждая игрушка хороша по-своему: одна – весёлая, другая задумчивая, третья – озорная. Всё зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы. (Ситуативная беседа, диалог с детьми). Ребята, кто может ответить, из какого дерева изготавливают матрёшек?
Дети:
Матрёшек изготавливают на токарном станке в основном из липы, а также из осины и берёзы.
Воспитатель:
Как называется заготовка из дерева для росписи матрёшки?
Дети:
Заготовка для росписи матрёшки называется бельё.
Воспитатель:
Ребята, чем покрывают матрёшку перед росписью красками?
Дети:
Заготовку покрывают крахмальным раствором, чтобы краска ложилась ровно.
Воспитатель:
Что делают для того чтобы матрёшки получились красивыми? Какие краски используют для росписи матрёшек?
Дети:
Для росписи матрёшек используют гуашь
Воспитатель:
Чем покрывают расписанную матрёшку и для чего это делают?
Дети:
Матрёшку покрывают лаком на три раза, чтобы краска крепче держалась, и чтобы матрёшка блестела.


Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!

Воспитатель:
Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром. Что такое сувенир?
Дети:
Сувенир это подарок на память.
Дети:
С. Иванов
-Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!

Воспитатель: Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка?
(Педагог обобщает ответы детей.)
Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки.
Дети:
Кукла славная - матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!


Воспитатель:
Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. Дети, давайте мы с вами раскроем эту красивую куколку-матрёшку и посмотрим, кто прячется внутри?
Дети:
С. Маршак
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.
В ней живет еще одна
кукла в серединке.
Эту куколку открой -
будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
куколка пузатая.
А внутри шестая
в ней живет пустая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
сестры куколки стоят.
Сколько вас?- у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь! (ответ хором).

Воспитатель:
Спасибо, матрёшки. Нам понравился танец. А теперь мы с вами пройдём в мастерскую.
Здравствуйте, дети! Добро пожаловать в мою мастерскую по росписи матрешек. Проходите и садитесь за столы.
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Круглолицы и румяны
В разноцветных сарафанах
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся.
Воспитатель: Ребята, вы наверно догадались о ком это стихотворение. Правильно, о матрешке. Сегодня мы с вами будем расписывать каждый свою матрешку. А для начала мы с вами давайте рассмотрим моих матрешек, которых я для вас расписала.
Ребята, посмотрите, а каких вы матрешек здесь узнали?
Дети: Семеновская, Загорская, Полхов - Майдановская.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: Росписью.
Воспитатель: Правильно, они отличаются друг от друга росписью в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка. И  мы сейчас об этом беседовали.
Воспитатель: А теперь внимание начинаем: и первое, что вы должны сделать -  это нанести контурные линии простым карандашом, линии лица, косынки, рукавов, передника и т.д. После того, как вы нарисовали вспомогательные линии, приступаем к раскрашиванию косынки, сарафана и передника.


Дети раскашивают.


Воспитатель: А пока краска подсыхает, давайте с вами отдохнем.
Физкультминутка:
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают.
Воспитатель: Приступаем ко второму этапу. Краска высохла, а теперь давайте по-смотрим какие узоры, использовали мастера при росписи. Я уже говорила, что они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка. Со мно-гими вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать (вызвать одного ребенка, чтобы он показал, как рисовать цветок кистью, цветок тычками, листья).
Дети приступают к росписи своих авторских матрешек. Звучит русская народная му-зыка.


Итог занятия.
После окончания все работы вывешиваются на стенде. И дети каждый рассказывает о своей матрешке.
Воспитатель: Ну, что, дети вам понравилось в моей мастерской расписывать матре-шек? Давайте скажем спасибо нашей матрешке за то, что она нас у себя в гостях принимала.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у вас получились яркие, красочные, наряд-ные матрешки. Вы настоящие мастера. А сейчас я вас хочу наградить каждого медалью «Ма-стер по росписи матрешек». Вы ее заслужили. Молодцы!
Воспитатель: Ну, а теперь матрешечки, я хочу вас попросить, чтобы вы исполнили для нас частушки.
Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрёшки
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Мы матрёшки, мы сестрички
Мы толстушки-невелички
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть.

Мы матрёшки, мы подружки
Утром рано мы встаём.
Вшестером поём частушки
И танцуем вшестером.

Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!

Звучит музыка в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала», дети танцуют под музыку, исполняя элементы движения русского народного танца.

Беседа «История возникновения матрешек»
Воспитатель: Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки). Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”? (Ответы детей). Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени - Матрена.
Двадцать лет назад в популярной передаче «Что? Где? Когда? » знатокам был задан вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери». Знатоки не ответили. Ребята, а почему считают, что у матрешки два отца? (Ответы детей). Токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ иллюстрации) .
Из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей). Делают матрешек из лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин.
Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Ребята, как в России появилась матрешка? (Ответы детей) .
Матрешке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. (Показ иллюстрации). Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо.
По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи, Фукурумы – лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. (Показ иллюстрации). Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе: "Приключения спасателей"

Игровое занятие на тему "Ранняя весна" с использованием современных образовательных технологий (мнемотехника, игротренинг, партнёрская педагогика, )...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе: "Приключения спасателей"

Игровое занятие на тему "Ранняя весна" с использованием современных образовательных технологий (мнемотехника, игротренинг, партнёрская педагогика, )...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе аппликация с элементами музыкальной деятельости. Тема "Этот День Победы"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе. Аппликация с элементами музыкальной деятельности. Тема "Этот День Победы"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День Рождения на Руси"

Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);Создавать душевную атмосферу, побуж...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе № 5 «Сказка» по образовательной области «Познание» Тема: «В стране невыученных уроков или спасаем Королеву Знаний»

конспект этой деятельности можно использовать и как, КПЗ и как аттестационное. А вообще я показывала её (деятельность) для подтверждения  1  квалификационной категории....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Моя мама — лучше всех!»

Конспек интегрированной образовательной деятельности в подготовительной  группе " Моя мама- лучше всех!"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе: «Такая разная матрешка»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....