«Дымковская игрушка»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Салькова Ольга Анатольевна

Когда умельцы лепили главным помощником для них были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а тряпочкой выравнивал и приглаживал все неровности, шероховатости и игрушка получалась ровная, гладкая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дымковская игрушка22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности на тему: «Дымковская игрушка»

Автор: Салькова Ольга Анатольевна

Организация: ГБОУ ОД школа №53

Населенный пункт: Санкт – Петербург Приморский район

Возраст воспитанников: дошкольный возраст ( 5-6 года)

Вид деятельности: изобразительная деятельность (рисование)

Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель: Создавать изображения по мотивам дымковской росписи 

Задачи: Программные задачи:

«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям народов России.

 Развивать интерес к жизни людей

Образовательная область «Познавательное развитие» 

продолжить знакомить детей с изделиями народных промыслов,

углублять знания о дымковской игрушке и их росписи

Образовательная область «Речевое развитие»

Закреплять и расширять словарный запас детей.

Воспитывать культуру общения.

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Развивать эстетическое восприятие образные представления чувства цвета и композиции.

Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочков точки полоски кольцо прямые и волнистые линии).

знакомить с цветовым строем и элементами композиции дымковской росписи

Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость нарядность цвета декоративность разнообразие элементов росписи ориентируясь на подлинники, вызывать у детей желание рисовать игрушки

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи сочетания цветов передавать свое отношение к рисунку

Развивать чувства прекрасного

Образовательная область

Образовательная область «Физическое развитие»

Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения физкут минутки в воспитательно-образовательную работу.

Формировать физиологически правильное дыхание с помощью физических упражнений, укреплять мышцы, развивать интерес к физическим упражнениям.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные;

Материалы:

Фотографии дымковских игрушек, села Дымова. Силуэты дымковских игрушек глиняные дымковские игрушки, вырезание из белой бумаги, гуашь, кисти, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка для каждого ребенка, ватные палочки.

Предварительная работа: беседа о Дымковской игрушке, рассматривание элементов росписи, рисование дымковского узора, роспись бумажных силуэтов

ОО «Познавательное развитие»: Беседа о Дымковской игрушке, рассматривание элементов росписи, рисование дымковского узора, роспись бумажных силуэтов

Дидактические игры: «Дымковское лото», «Собери узор», «Впиши круги в кольца». Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Предварительная работа: Чтение сказки «Рукавичка» рассматривание иллюстраций.

I этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.

 

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Ребята, посмотрите, нам пришло посылка из села Дымково. Давайте посмотрим, что в ней?

Дымковские игрушки

 

Поглядите- ка на картинку что за деревня в дымке

Весёлая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней

Кормилицы и водоноски

И всадники, и ребятня

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

(Дымковская игрушка)

Да Дымковская игрушка

А что мы знаем о этой яркой народной этой дымковской игрушки? (перед детьми картинка дымковской слободы)

У вас у всех дома игрушки они сделаны из современных материалов.   Каких? (пластмассы резины метала меха ..)

Но наряду с ними до сих пор пользуются популярностью глиняные и деревянные игрушки.

 

 

 

 

 

-Как много интересных вариантов!

 

 

 

-Отличная идея!

-Кто еще так думает?

 

 

-Какие вы внимательные!

 

 

 

 

-Как здорово, что вы знаете и знаете и помните об этом.

 

 

 

 

-Это отличная идея!

 

II этап: Способствуем планированию детьми их деятельности.

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- А хотите узнать историю возникновения дымковской игрушки

Давным - давно за дремучими лесами за глубокими морями на  берегу голубой реке Вятки  напротив города Кирова, расположилось большое село.

            Поглядите- ка на картинку что за деревня в дымке

Каждое утро люди вставали утром затапливали печи и из трубы вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.

Здесь люди поселились умелые. Нашли они на берегу глину и стали лепить посуду, а потом и игрушки для своих детей. Глину собирали обычно весной и смешивали с мелким чистым песком. Много раз перемешивают и заливают водой и снова перемешивают.

Готовую глину раскатывают на шарики, из которых потом делают игрушки детям.

Когда умельцы лепили главным помощником для них были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а тряпочкой выравнивал и приглаживал все неровности, шероховатости и игрушка получалась ровная, гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в печи 3-4 часа.

Ребята посмотрите внимательно на фигурки. Скажите, что у них общего?

Красок у мастеров было много всех цветов и оттенков поэтому и игрушки получались яркими и веселыми. Узоры составляли из кружков колечек и точек волнистых линий полосок и клеток овалов. Каждый знак, что- то обозначает круг символ солнца, каравай хлеба; точка -звезды; волнистая линия – вода; прямая линия- дорога.

Дымковскую игрушку лепят вручную.

Как вы думаете с каким настроением лепили и разрисовывали игрушки?

Продавать мастера привозили игрушки на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянья и гулянье это называлось «Свистунья» или «Свистопляска», потому что Дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками поэтому и пошло название этих гуляний.

2.Физкульт минутка

Эй ребята выходите

Цок-цок-цок-цок! Поочередное топанье одной ногой,

Я лошадка серый бок! потом другой

Я копытцем постучу ходьба на месте

Если хочешь – прокачу! легкий бег на месте

Посмотри, как я красива, руки на поясе, наклоны

Хороши и хвост, и грива туловища влево-вправо

Цок-цок-цок-цок! поочередное топанье

Я – лошадка серый бок! кружатся на месте

Ой здесь еще письмо на дне посылки

Воспитатель читает письмо: «Ребята, у нас много работы, и мы не успели раскрасить эти игрушки, но мы знаем, что вы уже научились украшать дымковским узором фигурки и сможете сами их раскрасить. фигурки дымковских игрушек.

Поможем мастерам нарисовать и раскрасить коней

- Интересно!

 

 

-Отличная мысль!

 

 

 

 

 

 

- Я уверена, у вас все получится.

 

III этап: Способствуем реализации детского замысла.

 

Содержание

 

Обратная связь на высказывание детей

- А сейчас прошу пройти и украсить дымковским узором ваших коней, шаблоны которых я приготовила для вас.

Мастерская открыта проходим и приступаем к работе. (Прикрепляю модель на доске объясняю последовательность работы)          

Тогда давайте вместе разрисуем наши игрушки различными орнаментами и сделаем веселый праздник в дымковской деревне.

Дети посмотрите, как я буду раскрашивать лошадку.  Сначала я раскрашу гривы и хвост копыта я раскрашиваю полностью в черный цвет.

Ребята у этой игрушки ушки раскрашивают всегда разным цветом

Вот посмотрите (показываю картинку)

Где мы расположим узоры (вдоль шеи туловища ног)

Какие узоры будем рисовать (круги точки прямые и волнистые линии кольца)

Рисуем круги и точки вдоль туловища шеи и ног

Каждый художник рисует по- своему, поэтому они не похожи, но все прекрасны по- своему.

Вы будите рисовать лошадку как нравится по своему желанию. Предлагаю подумать прежде чем приступить к работе, какие краски и узоры будите использовать и каким узором будите расписывать свою игрушку. А если кто затрудняется вам подсказка картинки с дымковской игрушкой на доске.

Для росписи я приготовила вам кисти гуашь и ватные палочки.

Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

Ответ???

4.Индивидуальная помощь детям

По ходу расписывания лошадки направлять детей

Точки мы будем делать с помощью ватной палочки они повторяются в узоре. Круги и линии с помощью кисти они так же повторяются в узоре. Кольцо обводим вокруг точки кончиком кисти.

Дети располагают свои рисунки на доске

- Я уверена, у вас все получится.

 

IV этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Ай да Дымковская Слобода получилась у нас настоящая Дымковская игрушка.

Вот сколько разных игрушек мы украсили узором. Скажите на какой фон наносят мастера яркие краски?

Из чего лепят Дымковские игрушки?

Какие узоры используют для росписи игрушек?

Как называется село где делают такие игрушки?

Какие цвета используют для раскраски этих игрушек

Где обжигают игрушки?

 

 

-вы проделали отличную работу!

 

 

 

 

-прекрасная идея!

Молодцы дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)

Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...