Главные вкладки
"Расписные ложки"
план-конспект занятия по рисованию
Предварительный просмотр:
Тема: «Расписные ложки»
Группа: старшая
Воспитатель: Шнайдер Е.В.
Цель: создание условий для познавательной активности детей в процессе игрового общения со сверстниками.
Задачи:
- Развивать умение договариваться о совместных действиях, работать в группе
- Развивать умение инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирать стиль общения
- Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками в предложенных формах
Образовательные области: познавательная, социально - коммуникативная.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Оборудование: мультимедийная презентация «Чудо ложки», пластмассовые ложки с цифрами, металлические и деревянные ложки по количеству детей, песочные часы, 3 листа бумаги, формата А – 3, три конверта с картинками, клей – карандаш на каждого ребенка, мольберт, прямоугольная коробка голубого цвета, пластилин, краски, силуэты ложек, кисточки.
Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Что было до нашей эры», сказки К.Пино «Сказка о деревянной ложке», изучение свойств дерева, пластмассы, камня, металла, разучивание музыкальных отрывков с использованием деревянных ложек.
Ход: «Запуск» (начало)
Дети заняты свободной деятельностью, воспитатель берет 2 колокольчика и начинает звонить, приговаривая:
Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.
(Звенит колокольчик, дети собираются около воспитателя).
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И весёлых мотыльков.
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся…
Динь, день! Динь, день!
Не проспите новый день!
- Ребята, отгадав мою загадку, вы догадаетесь, о чём сегодня мы с вами будем говорить: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ответы детей)
- Как вы догадались? (ответы детей)
- Да, действительно речь сегодня пойдёт о ложках.
Игра-задание для рабочего настроя «Волшебная ложка»
Игроки передают волшебную ложку друг другу, по кругу, отвечая на вопросы. Вопросы меняются по сигналу ведущего «Стоп». Если какие-то дети затрудняются, можно предложить остальным ребятам им помочь.
Педагог:
- Ребята, будем передавать волшебную ложку друг другу, и отвечать на вопросы, повторяться нельзя. Как только скажу: «Стоп!» - вопрос поменяется.
Вопросы:
- Какие бывают ложки? (Дети отвечают)
- Что есть у ложки? (Дети отвечают)
- Чем отличаются ложки? (Дети отвечают)
Педагог:
- Каждый день, садясь обедать вы, берёте в руки ложку и, наверное, никогда не задумывались, откуда и когда она появилась. Ребята, а вы знаете, что в мире существует несколько музеев ложки (ответы детей)
- А я сегодня собираюсь посетить один из музеев ложек. А вы хотите со мной пойти в музей ложек? (Ответы детей)
Звучит музыка, на экране появляется заставка «Музей ложек».
Виртуальная экскурсия в музей ложек.
Педагог в роли экскурсовода рассказывает детям о ложках, рассказ сопровождается мультимедийной презентацией «Чудо ложки».
Педагог:
- Вначале люди ели руками
- Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками.
- Но палочкой суп не поешь. Первую ложку человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая.
- Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Первые деревянные и глиняные ложки были очень простые, без украшений.
- Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.
- Как делали деревянные ложки:
а) раскалывали полено на чурбаки,
б) разбивали чурбаки на мелкие чурочки – баклуши,
в) снимали все ненужное (сучки, неровности, горбыльки),
г) придавали ложке окончательную форму, украшали резьбой или узорами.
7. Так выглядела старинная ложка.
А это мастера, которые делали деревянные ложки.
- Вначале ложки украшали резьбой.
- Время шло. Вид деревянных ложек меняется.
- Люди стали украшать ложи рисунками (росписью). Вначале только во внутренней части ложки. Позднее ложки стали украшать и снаружи
- А еще ложки бывают не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями.
- Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать ложки из костей и рога. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.
- Люди, жившие у южных морей (древние греки) использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. Позднее к ракушкам приделывали ручки. Но такие ложки были достаточно хрупкими.
- Время шло. Люди стали использовать металлы для изготовления ложек. Богатые - из дорогих металлов: золота и серебра, а бедные из простых металлов.
- Вид ложки изменился, стал простым и удобным. Но на этом человек не останавливается, и материалы, из которых их делают, тоже меняются. Со временем люди придумали еще один материал, из которого стали делать ложки – пластмасса. А ложки из пластмассы как называются? (ответы детей)
- Когда люди стали пить чай и кофе появилась новая посуда, необходимая для чая и кофе. Как можно назвать ложку для чая? А как можно назвать ложку для кофе? (ответы детей). Люди едят разные десерты: мороженое, торты. Для этого существуют специальные ложки для десертов. Как они называются? (ответы детей).
- Но существует множество необычных ложек. Посмотрите на эту ложку. Чем она отличается от остальных (в ней есть дырочки). Может мастер ошибся? Как вы думаете, для чего нужна такая ложка? (ответы детей).
- Ребята, а вы знаете, что на ложках отбивать ритм можно такой, сразу в пляс пойдёт любой. А как вы думаете, мы с вами сможем ритм отбить? (ответы детей). Давайте попробуем!
Игра – разминка «Ложкари»
На столе лежат деревянные, металлические и пластмассовые ложки. Педагог предлагает детям взять пару деревянных ложек. Дети берут по 2 ложки и под музыку отбивают ритм в разных музыкальных направлениях.
Игры для приобщения к делу.
Педагог:
- Ребята, поменяйте деревянные ложки на пластмассовые (дети меняют ложки).
-Видите на ложках цифры, найдите своих товарищей с такой же цифрой, объединитесь в три компании около столов (на ложках нарисованы цифры 1,2,3, дети делятся на три компании и встают около столов)
- Ребята, ко мне сейчас подойдут от вашей компании посыльный, тот, у кого на ложке цифра красного цвета.
Посыльные подходят к педагогу, он шепотом говорит каждому посыльному, что должна выполнить компания и отправляет их донести информацию: компания под цифрой 1 – должна подойти к общему столу, на котором лежат ложки 3 видов и выбрать деревянные ложки, компания под цифрой 2- должна выбрать металлические ложки, компания под цифрой 3 – должна выбрать пластмассовые ложки. Дети выбирают ложки и садятся каждый за свой стол.
Педагог:
На столах у вас лежат конверты, в которых находятся картинки. Ребята, вам надо вместе их рассмотреть, выбрать нужные и составить коллаж про ваши ложки: первая компания – про деревянную ложку, вторая компания – про металлическую ложку, третья компания – про пластмассовую ложку. На выполнение данного задания вам даётся 5 минут (песочные часы перед вами). Ребята, чья компания справится раньше, дайте нам сигнал. Например, можно похлопать или поднять руки вверх, но можете придумать свой сигнал. Вам надо подумать и договориться, кто из компании будет презентовать ваш коллаж.
Дети начинают работать, педагог, поочередно подходит к компаниям:
Педагог:
- Ребята, вам все понятно, что надо сделать? (дети отвечают, если не совсем поняли, педагог помогает).
Педагог поочередно работает в каждой компании, спрашивает, какие картинки, они выбирают, почему выбрали, все ли согласны.
Педагог:
- Ребята, какая компания первой подала нам сигнал? Та компания и начинает презентовать свой коллаж.
Творческое самоутверждение «Презентация коллажей» (компании презентуют свои коллажи)
Вопросы к компаниям:
- Удалось ли вам договориться, выполняя задание?
- Легко ли вам было работать всем вместе?
- Что вам помогало?
Педагог:
- Ребята, а давайте пополним музей ложек нашими коллажами (дети крепят коллажи на мольберты)
Рефлексия.
- Ребята, а теперь давайте сядем на ковер в круг. Скажите, что для вас было сегодня самым интересным и необычным? Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни? В чём вы испытывали трудность? Ребята, о чём бы ещё хотели узнать?
Переход в совместную деятельность
Педагог:
- Я для вас приготовила сюрприз. Он спрятан в крупном прямоугольном предмете, голубого цвета. Только искать его надо молча, глазами. Кто найдет – хлопает в ладоши. (Дети находят прямоугольную коробку, в нем спрятаны пластилин, краски, шаблоны ложек, кисточки)
Педагог:
- Ребята, я предлагаю вам пополнить музей ложек нашими экспонатами. Из пластилина можно слепить ложки, а краски помогут расписать ложки (дети выбирают материал по желанию и приступают к работе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по рисованию "Расписная ложка" для старшей группы
Данный материал предназначен для проведения НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Расписная ложка»
расширить представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить с хохломской росписью на примере росписи деревянной ложки....
Технологическая карта по ИЗО в старшей группе: "Расписные ложки"
Технологическая карта по ИЗО в старшей группе: "Расписные ложки"...
НОД по рисованию "Расписная ложка"
НОД по рисованию "Расписная ложка"...
Конспект НОД по рисованию для детей подготовительной к школе группы "Расписные ложки" (хохломская роспись)
Данный конспект поможет воспитателям дестких учреждений познакомить детей с народно - прикладным искусством - хохломской росписью, а детей почувствовать себя настоящими мастерами народной росписи....
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему: "Расписные ложки Белогорья"
Занятие разработано с учетом возрастных особенностей воспитанников подготовительной к школе группы детского сада. Занятие по своим задачам и материал соответствовали возрасту детей.Цель: Ознакомление ...
Познавательно – творческий, исследовательский проект "Ложки расписные – ложки деревянные"
Познавательно – творческий, исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста....