НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по рисованию

Аннотация. В данной статье рассмотрены понятие традиционные и нетрадиционные методы, приёмы, способы рисования, представлены виды нетрадиционных техник. Так же, описаны как плюсы воздействия нетрадиционных методов на развитие творческих способностей, так и их минусы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Юрченко М.Д., студентка 4 «Е» курса

ГБПОУ СХУ им. К.С. Петрова-Водкина

(Россия, г. Самара) 2024 г.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация. В данной статье рассмотрены понятие традиционные и нетрадиционные методы, приёмы, способы рисования, представлены виды нетрадиционных техник. Так же, описаны как плюсы воздействия нетрадиционных методов на развитие творческих способностей, так и их минусы.

Ключевые слова: творческие способности, традиционные и нетрадиционные техники, дети дошкольного возраста, рисование пальчиками, рисование ладошками, отпечатки-картинки, кляксография, рисование мыльными пузырями, нетрадиционные техники способствуют развитию, минус нетрадиционного метода обучения.

Актуальность данной статьи определена тем, что в мире искусства существует множество способов самовыражения, и каждый художник стремится найти свой уникальный путь. Одним из таких путей являются нетрадиционные техники и методы рисования, которые позволяют воплотить творческие идеи в жизнь с неожиданным подходом. Особенно это актуально для детского творчества, так как именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. Именно на них мы и обратим своё внимание.

Рисование – очень интересный и полезный вид деятельности, являющийся средством познания окружающего мира. В ходе него, разнообразными способами с использованием разных материалов и техник, создаются живописные и графические изображения. Современные психолого-педагогические исследования Никитина А.В. и Давыдова Г.Н., показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, эстетические эмоции, а также развивается представление о художественных техниках рисования.

Но способность к творческим решениям появляется не сразу, у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие способности можно и нужно развивать. И в этом нам помогут нетрадиционные способы и методов творчества.

Под творческой способностью В.А Сластенин определяет способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования взаимного взаимодействия взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение. В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, опирающиеся на работы Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина. Количество и качество уже имеющихся исследований по развитию творческих способностей в игре свидетельствует о сложившейся теории игры (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин).

Техники бывают традиционными и нетрадиционными. Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения, творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов.

Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

В искусстве рисования существует множество нетрадиционных методов, приемов и способов, которые позволяют не только профессиональному художнику расширить границы своего творчества и создать уникальные произведения искусства, но и развивать эти навыки у детей и начинающих мастеров. Они отличаются от традиционных методов: необычными подходами и приемами, которые развивают креативное мышление и способствуют экспериментированию с формой, цветом, текстурой и композицией. Перечислим несколько самых интересных видов такого творчества.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • печать из ниток;
  • печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

  • отпечатки-картинки;
  • печать пластилином;
  • масляная пастель + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные ниточки;
  • монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование солью;
  • кляксография;
  • пластилинография;
  • граттаж;
  • фроттаж.

Более подробное описание этих и многих других техник имеется в работах Давыдовой Г. Н., Комаровой Т. С., Никитиной А. В., Петуховой Л. В., Цквитария Т. А., Шайдуровой Н. В, Казаковой Р. Г.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованно, смело, непосредственно. Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., Казакова Р. Г., Ильина А. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, способствует интеллектуальному развитию ребенка, развивает пространственное мышление, уверенность в своих силах, мелкую моторику рук, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Работа детей с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования, позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме и это явное преимущество перед традиционными техниками.

Смысл ребёнка в рисовании – рисовать и играть, а не рисовать – изображать, ему важен процесс деятельности, а результат – только как необходимость, как условие, средство осуществление игры, как своеобразная «наполовину готовая игрушка». В будущем они охотно будут учиться традиционному рисованию и с удовольствием работать карандашами, кистями и красками. А пока оригинальные нетрадиционные техники рисования заставляют их поверить, что на бумаге можно творить настоящие чудеса.

Минус нетрадиционного метода обучения рисования заключается в том, что невозможно научить ребёнка рисовать, используя только нетрадиционные техники. В погоне за сиюминутным результатом, мы часто забываем дать ребёнку основные навыки: как правильно держать карандаш и кисть, рассказать каковы принципы работы с разными изобразительными материалами и т.д.

Поэтому нетрадиционные техники рисования не заменят традиционное творчество. Традиционное творчество необходимо чередовать с нетрадиционными техниками и проводить занятия в симбиозе неразрывно связанными друг от друга. Таким образом мы и учим более академическим основам, дающим немаловажные знания об основах рисования, так и даём разгрузиться, поиграть, пофантазировать нашему подопечному.

Таким образом, мы видим, что дети - это маленькие художники-исследователи, с удовольствием открывающие для себя незнакомый и удивительный мир изобразительного искусства. Нетрадиционные техники рисования создают благоприятную среду для творческого развития детей дошкольного возраста и эмоционально положительное отношение к деятельности, но также имеют свои минусы. Отсутствие структуры, ограниченный доступ к обратной связи и недостаток мотивации и дисциплины могут стать преградами на пути к развитию художественных навыков. Поэтому важно сбалансировать нетрадиционные и традиционные методы обучения для достижения наилучших результатов в изучении рисования.

Список использованной литературы.

#1043;ригорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия, 1999. 272 с.

#1053;икитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб.: Каро, 2014. – 96 с. + 16с. цв. Вкл

3. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.

#1043;ригорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: «Академия», 1999. 344с

#1043;аланов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству./ А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова.- М.: Сфера, 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для  воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов  изобразительной...

Использование нетрадиционных методов работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье описана работа по нетрадиционным техникам работы с бумагой в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит  развитие творческих способностей детей, оказывающее влияние на непрер...

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного ри...

Методическая разработка на тему "Использование нетрадиционных приемов рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном р...

"Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…Э. Успенский...

Проект: «Рисование при помощи верёвочки: нетрадиционная техника рисования, в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Управление системой образования Волоколамского городского округаМуниципальное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возраста«Нелидовская начальная школа-детский са...