Прогамма "Юные таланты"
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 5-7  лет «Юные таланты»

 

 

Срок реализации: 2 года

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_talanty.docx87.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа                                          художественной направленности для детей 5-7 лет                                               «Юные таланты»

Срок реализации: 2 года

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Пояснительная записка…………………………………………………….3 стр.  

2.Планируемые результаты………………………………………………….7 стр.

3.Характеристика особенностей применяемых методик…………….........7 стр.

4.Учебно-тематический план программы старшая группа…………......12 стр.

5.Учебно -тематический план программы подготовительная группа…..12 стр.

6. Перспективный план работы в нетрадиционных техниках рисования с детьми старшая группа……………………………………………………..13стр.

7. Перспективный план работы в нетрадиционных техниках рисования с детьми подготовительная группа………………………………………….19 стр.

8. Календарный учебный график………………………………………. . ..24 стр.

9. Материально–техническое обеспечение образовательного процесса..24 стр.

10. Методические материалы……………………………………………...25 стр.

11. Список литературы ………………………………………. …………...27 стр.                          

1. Пояснительная записка

««Одно дело вкладывать знания, а другое дело —

влиять на душу человека, и без этого никуда».

Владимир Путин 30.01.2018

(встреча с доверенными лицами в Гостином Дворе)

Одним  из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности  ДОУ является образовательная область  (ФГОС ДО п.2.6) «Художественно-эстетическое  развитие».  Поэтому дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 5-7 лет «Юные таланты» (далее-программа), разработанная педагогом дополнительного образования МБДОУ «ДСОВ № 64» Тарасенко Ю.П., направлена на  формирование творческой личности, её индивидуальное развитие в соответствии с природным даром, т.е. одарённостью, развитие у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

Методологическую основу программы определили:

- программа Н.Н.Леонова "Художественно-эстетическое развитие              старших  дошкольников. Парциальная программа. ФГОС";

- «Занятия по рисованию с дошкольниками» Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова (Пособие для воспитателей и методистов);

- «Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)». Черепкова Н.А.(Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования);

- пособие «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»  Г.Н. Давыдова (Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, начальной школы, гувернерам , руководителям кружков дополнительного образования);

   

     В программе представлены материалы, которые пополняют художественный опыт детей, обогащают их впечатления в процессе творчества, развивают воображение, учат составлять композиции, помогают развивать творческие способности; расширяют представления о родном крае, его прошлом и настоящем, его географическом положении, растительном и животном мире;  способствуют охране и укреплению физического и психического здоровья дошкольников.

Цель программы: направленное и последовательное развитие детской художественной одарённости, развитие у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

 

Задачи программы:

1.Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всём её многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.

2. Развивать художественную одарённость детей через творческое экспериментирование с различными материалами, приёмами и техниками рисования.  Развивать уверенность, инициативность, способность мыслить нестандартно.  

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству, культуре, родному краю.

Дошкольное детство создаёт благоприятные условия для проявления и становления изобразительной деятельности. В детском саду ребёнка знакомят с разнообразными видами изобразительной деятельности, жанрами живописи, декоративным искусством, скульптурой. Создаются условия для занятия изобразительной деятельностью. Можно дать ребёнку хорошую школу рисования, и он будет рисовать «правильно»,  по канонам, но намного важнее, чтобы он научился видеть то, чего не видят другие.

    Практика показала: с помощью традиционных способов рисования нельзя в полной мере проявить свой талант. Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Касаясь конкретно старшего дошкольного возраста, можно сказать, что дети с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность использовать разные материалы и предметы. Именно таким видом деятельности является рисование в различных нетрадиционных техниках.

     Возникает актуальная необходимость в разработке дополнительных программ, которые смогут помочь в работе с талантливыми  детьми для развития их одарённости. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Юные таланты ».

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности  для детей 5-7 лет «Юные таланты», поможет сформировать у дошкольников эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всём её многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания. А также развить художественную одарённость детей через творческое экспериментирование.     Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по изобразительному искусству дошкольного учреждения, а расширяла сведения, совершенствовала навыки и умения, получаемые детьми на занятиях.                                                                                                  Программа кружка рассчитана на 2 года обучения. Всего на освоение программы отводится  68 часов.Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, с подгруппой детей состоящей из 4 человек, продолжительностью 25мин (старшая), 30 мин (подготовительная).
Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий) 5-7 лет (старшей, подготовительной групп).                                                                                                                                                                        Система реализации программы предусматривает организацию образовательной деятельности в первую половину дня. Тематическое планирование образовательной деятельности способствует эффективному системному овладению детьми представлениями, умениями и навыками. Программный материал подобран с учетом нарастания сложности информаций и заданий.                                                                                                          Перспективный план работы имеет следующие особенности:                                                                                                                        - Каждое занятие включает разные способы  нетрадиционного рисования.                                       - Предусмотрено свободное экспериментирование с материалом, используемым в работе.

Методы и приёмы используемые на занятиях:

Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений.

Художественное слово. Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования – всё это помогает развивать у детей эмоции, воображение. Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации.

Пластика.  Дошкольники все свои мысли и переживания проявляют через движения. Всю информацию об окружающем ребёнок получает через телесные ощущения.

Театр. Элементы театра способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов – всё основано на эмоциональном опыте ребят, на воплощении их переживаний.                                                                            

Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей.

Основной формой обучения детей является занятие. Темы перекликаются с тематическими неделями ДОУ. Значение занятий многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребёнка.              

       Для успешной реализации программы предполагается:

1. Создать на занятии дружественно-творческую атмосферу на основе сотрудничества воспитателя и детей.                                                                               2. Предоставлять детям свободный выбор материала для работы нетрадиционными способами.                                                                                                                3. Не подавлять инициативу детей, с уважением и интересом относиться к любой идее, любому предложению.                                                                                           4. Учитывать индивидуальные и психологические особенности ребенка.                                                                                                                                5. Необходимо постоянно поощрять детей, хвалить их за самостоятельность и активность.                                                                                                                                                               6. Необходимо показать детям и научить их различным способам нетрадиционного рисования.                                                                                                                               7. Необходимо помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.                                                                                                                                   8. Не заострять внимание на ошибках, а работать над ними индивидуально или на следующем занятии.                                                                                                                 9. Оценивать не только продукт деятельности, но и результат всей деятельности во время занятий.    

Программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.                                                                                                                                                                      Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами.

          Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер – классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

 

   Формой подведения итогов реализации данной программы являются:

  • выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);
  • участие в художественных конкурсах (внутри дошкольного учреждения,
  • городского, муниципального масштаба);
  • дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, малышам;
  • составление альбома лучших работ;
  • наблюдение за действиями детей в различных видах техниках рисования;

Основным критерием в оценке работ является новое, оригинальное,

придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

2.Планируемые результаты

Целенаправленная работа по программе «Юные таланты» позволит достичь следующих результатов:

1.Проявление у детей эстетического отношения к изобразительному искусству как отражению жизни во всём её многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.

2. Умение творчески экспериментировать с различными материалами, приёмами и техниками рисования.  У детей развита уверенность, инициативность, способность мыслить нестандартно.  

3. Привит эстетический вкус, любовь к искусству, культуре.

3.Характеристика особенностей применяемых методик

         

          1. «Монотипия».

  • Средства изобразительности: фактура, цвет.
  • Материалы: акварельные краски, гуашь.
  • Способ получения изображения: ребенок наносит рисунок на одну часть
  • листа бумаги, затем складывает его пополам и получает отпечаток рисунка на другой стороне листа.

2. «Монотипия пейзажная».

  • Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение
  • пространства в композиции.
  • Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.
  • Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной
  • половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

         3. «Кляксография обычная».

  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
  • пластиковая ложечка.
  • Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой
  • ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

4.« Восковые мелки и акварель».

  • Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
  • Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой
  • бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

5 . « Кляксография с трубочкой».

  • Средство выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
  • пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
  • Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой
  • краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

6.«Набрызг».

  • Средства выразительности: точка, фактура.
  • Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо
  • пластика.
  • Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет
  • кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

7.« Рисование по мокрому листу».

  • Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные
  • карандаши или мелки, влажная чистая ткань.
  • Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому
  • листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

8.«Оттиск пробкой».

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
  • штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
  • Способ  получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной
  • подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

9.«Оттиск смятой бумагой».

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена
  • штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
  • Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к
  • штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

10.« Рисование тычком».

  • Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
  • Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и
  • поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
  • Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь  тычок или кисть,
  • и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

11.«Рисование ладошкой».

  • Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
  • Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы
  • большого формата, салфетки.
  • Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю
  • кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

12.«Рисование пальчиками».

  • Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
  • Материалы: мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки.
  • Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь  пальчик и

наносит точки на бумагу.

13.«Цветной граттаж»                                                                                      Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.                                                                            Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

14.«Чёрно-белый граттаж»

  • Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
  • Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

15.«Печать по трафарету»

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полу картона либо прозрачной плёнки.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

          16 «Знакомая форма» - («новый образ») 

  • Средства выразительности: линия, цвет.
  • Материалы: карандаш, выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.)
  • Способ получения изображения: карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.)

          17«Знакомая форма» - («новый образ») 

  • Средства выразительности: линия, цвет.
  • Материалы: карандаш, шаблон.
  • Способ получения изображения: обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.

           18«Рисование нитью».

  • Средства выразительности: линия, цвет.
  • Материалы: нитки по 25-30 см сложенные вдвое, бумага, краски.
  • Способ получения изображения: нитки по 25-30 см сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются.                                                                                                                 

19«Коллаж».

  • Средства выразительности: фактурность рисунка.
  • Материалы : газетные вырезки, кусочки ткани, фотографии, нитки, клей.
  • Способ получения изображения: технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. 

4.Учебно --тематический план программы старшая группа

Тема занятия

Количество занятий

1.

«Летний луг»

1

2.

«Бабочки, которых я видел летом»

1

3.

«Ветка рябины»

1

4.

«Укрась вазу для цветов»

1

5.

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

1

6.

«Подводный мир Байкала»

1

7.

«Первый снег»

1

8.

«Семеновские матрешки»

2

10.

«Мое любимое платье или свитер»

1

11.

«Обои в моей комнате»

1

12.

«Волшебный лес»

1

13.

«Птицы нашего города»

1

14.

«Мой город зимой»

1

15.

«Поздравительная открытка с символикой Нового года»

1

16.

«Зимняя ночь»

2

17.

«Животные нашего леса»

2

18.

«Открытка для папы»

1

19.

«Открытка для мамы»

2

20.

«Чудесный букет»

1

21.

«Ветка с первыми листьями»

2

22.

«Узор на тарелке»

1

23.

«Звездное небо»

1

24.

«Подснежники»

1

25.

«Березовая роща»

1

26.

«Фрукты на блюде»

1

27.

«Салют над городом»

2

28.

«Необычные машины»

2

Итого

34

5.Учебно --тематический план программы старшая группа

Тема занятия

Количество занятий

1.

«Подсолнухи»

1

2.

«Осенний натюрморт»                      

2

3.

«Золотая осень»                                          

2

4.

«Рыбы о.Байкал»

2

5.

«Дождливый день в городе»

1

6.

«Сказочная птица»

1

7.

«Моя семья»

3

8.

«Братский острог»

1

9.

«Зимняя сказка»

2

10.

«Королева Снежинка»

1

11.

«Совы в Тайге»

2

12.

«Животный мир Приангарья»  

2

13.

«Лев – царь зверей»

2

14.

«Черёмуха в цвету»

2

15.

«Орнамент для вазы»

1

16.

«Космические пришельцы»                      

2

17.

«Растительный мир Прибайкалья – одинокая сосна»

1

18.

«Клоун»

2

19.

«Открытка к 9 мая».                            

2

20.

«Транспорт на дороге»

2

Итого:

34

6.Перспективный план работы в нетрадиционных техниках рисования с детьми старшая группа

№ занятия

Тема занятия, техника рисования

Программное содержание

Оборудование

сентябрь

1.

«Летний луг» Восковые мелки + акварель, печать по трафарету

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете

Бумага формата A4, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь, поролоновые тампоны, кисти

2.

«Бабочки, которых я видел летом» обведение ладошки и кулака

Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами — большое крыло, кулачок — маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш

3.

«Ветка рябины» (с натуры) рисование пальчиками

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая), кисти.

4.

«Укрась вазу для цветов» Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма — новый образ»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма — новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции

Предметы круглой и овальной формы (например, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь .

октябрь

5.

«Я шагаю по ковру из осенних листьев «Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Листы формата A4 черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты

6.

«Подводный мир Байкала» Рисование ладошкой, пальцем, восковые мелки + акварель

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней, пальцев. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

Голубой или белый лист формата A3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации

7.

«Первый снег» Монотипия. Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист формата А4 темно- голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации

8.

«Семеновские матрешки»(мама с дочкой). Рисование пальчиками

Первое занятие

Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрешек разной величины

Семеновские матрешки, бумага формата A3, гуашь или черный маркер, акварель

Ноябрь

9.

«Семеновские матрешки» (мама с дочкой).

Второе занятие

Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие.

Семеновские матрешки, ранее нарисованные детьми матрешки, гуашь или черный маркер и акварель, гуашь в мисочках, салфетки

10.

«Мое любимое платье или свитер» Оттиск печатками, рисование пальчиками

Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по вороту— мелкий узор в полосе.

Платья и свитера, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь ., рисунки одежды.

11.

«Обои в моей комнате» Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

Бумага формата A3, печатки, поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев

12.

«Волшебный лес» кляксография

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография. Развивать фантазию, творчество, воображение.

БумагаА4, тушь, либо жидко разведённая гуашь, пластиковая ложечка, тонкая кисть

Декабрь

13.

«Птицы нашего города» Кляксография, «знакомая форма — новый образ»

Закрепить умение работать в технике кляксография, «старая форма — новое содержание». Развивать воображение

БумагаА4, тушь, либо жидко разведённая гуашь, пластиковая ложечка, тонкая кисть

14.

«Мой город зимой» Рисование смятой бумагой

Закрепить умение изображать снег, используя смятую бумагу. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4 темно- голубого, темно-серого, цветов, , гуашь, ½ листа А4, фото г.Братск зимой

15.

«Поздравительная открытка с символикой Нового года» По выбору детей

Создать условия для изображения открытки с символом Нового года, используя известные детям методы нетрадиционного рисования. Познакомить с различными вариантами художественного оформления открыток.

Изобразительные материалы по выбору детей, все принадлежности для рисования, бросовый материал, новогодние открытки, клей, ножницы.

Январь

16.

«Зимняя ночь» Черно-белый граттаж Первое занятие

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа.

Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы, иллюстрации

17.

«Зимняя ночь» Черно-белый граттаж Второе занятие

Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы, иллюстрации

18.

«Животные нашего леса» Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном Первое занятие

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики — только черная), скомканная бумага, тампоны.

Февраль

19.

«Животные нашего леса» (Белка) шаблонография                       Второе занятие

Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь , шаблоны, простой карандаш.

20.

«Открытка для папы» печать по трафарету

Учить рисовать открытку для мамы при помощи трафарета. Учить располагать изображения на листе по-разному.

Лист формата A4, гуашь, кисти, трафареты самолётов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки

21.

«Открытка для мамы» (мамины любимые цветы) Печать по трафарету, рисование пальчиками  1 занятие

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы.

Лист формата A4, гуашь, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки

22.

«Открытка для мамы» (мамины любимые цветы) Печать по трафарету, рисование пальчиками. 2 занятие

.Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному

Лист формата A4, гуашь, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки

Март

23.

«Чудесный букет» Рисование нитью

Познакомить с техникой «рисование нитью». Развивать воображение, познавательный интерес, чуткость и восприятие красоты.

Бумага формата А4, гуашь, нити, кисти, рисунки букетов.

24.

«Ветка с первыми листьями» (с натуры) Оттиск печатками                          1 занятие

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

Лист формата A4, гуашь, кисти, печатки, веточки с полураскрывшимися листьями в вазе, эскизы

25.

«Ветка с первыми листьями» (с натуры) Оттиск печатками

2 занятие

Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции

Лист формата A4, гуашь, кисти, печатки, веточки с полураскрывшимися листьями в вазе, эскизы

26.

«Узор на тарелке» рисование пальцами

Закрепить знания детей о хохломской росписи, ее колорите и элементах. Учить украшать тарелку простым узором. Развивать чувство композиции

Изделия с хохломской росписью, тарелки из бумаги, гуашь, кисти.

Апрель

27.

«Звездное небо» Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Бумага формата A4, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации

28.

Растения Сибири. «Подснежники.» Акварель + восковой мелок

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы

29.

«Березовая роща» Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции

Бумага формата A4, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы

30.

«Фрукты на блюде» Восковые мелки + акварель

Учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели

Фрукты или муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, восковые мелки или восковая пастель, кисти, акварель, эскизы

Май

31.

«Салют над городом» Набрызг, печать поролоном по трафарету

1 занятие

Учить создавать образ праздничного города, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага формата A4, т.голубого, синего цвета, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации

32.

«Салют над городом» Набрызг, печать поролоном по трафарету

2 занятие

Учить создавать образ праздничного города, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага формата A4, т.голубого, синего цвета, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.

33.

«Необычные машины» оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма — новый образ».

1 занятие.

формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их изображению.

Листы бумаги формата A4, тонированные в пастельные тона или белые, черный маркер, акварель, кисть, гуашь в мисочках, печатки из ластика, пробка, предметы для обведения (ножницы, ложки и т.д.), эскизы и иллюстрации  с изображениями различных машин.

34.

«Необычные машины» оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма — новый образ».

2 занятие.

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, воображение, творчество.

Листы бумаги формата A4, тонированные в пастельные тона или белые, черный маркер, акварель, кисть, гуашь в мисочках, печатки из ластика, пробка, предметы для обведения (ножницы, ложки и т.д.), эскизы и иллюстрации  с изображениями различных машин.

7.Перспективный план работы в нетрадиционных техниках рисования с детьми подготовительная группа

№ занятия

Тема занятия, техника рисования

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Тема «Подсолнухи» восковые мелки+акварель

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Закрепить тонирование листа бумаги акварелью. Развивать цветовосприятие, творчество.

Листы бумаги А4, акварельные краски, восковые мелки, все принадлежности для рисования.

2.

Тема «осенний натюрморт»                       1-е занятие. Коллаж 

Продолжать знакомить детей с натюрмортом и их видами. Совершенствовать технику вливания цвета в цвет.

Листы бумаги А4, акварельные краски, все принадлежности для рисования, репродукции картин, осенние  листья, цветная бумага, клей.

3.

2-е занятие. Печатанье листьями.

Познакомить с техникой печатанья листьями. Учить смешивать краски на листьях. Развивать воображение, чувство композиции и ритма.

Подготовленные листы бумаги с первого занятия, все принадлежности для рисования.

4.

Тема «Золотая осень»                                          1-е занятие Рисование «по сырому»

Познакомить детей с пейзажем и его видами, линией горизонта. Уточнять, расширять представления об осени. Познакомить с нетрадиционной техникой тонирования листа «по-сырому». Воспитывать бережное отношение к природе, учить находить красивое в природе и пейзажной живописи.

Листы бумаги формата А3, акварельные краски, простой карандаш, губки для тонирования бумаги, все принадлежности для рисования, репродукции картин с разными пейзажами.

октябрь

5.

2-е занятие. Рисование способом тычка.

Закрепить понятие «пейзаж». Продолжать закреплять умение детей наносить один слой краски на другой способом тычка. Развивать композиционные решение, творчество , фантазию. Формировать эстетическое отношение к рисункам.

Приготовленные листы бумаги с первого занятия, мягкая кисть для прорисовки мелких деталей, гуашь, все принадлежности для рисования.

6.

Тема «Рыбы о.Байкал»

1-е занятие . Рисование « по сырому».

Упражнять детей в тонировании листа «по сырому». Развивать познавательный интерес.

Листы бумаги А3, акварельные краски, губки, иллюстрации с изображение обитателей о.Байкал.

7.

2-е занятие. Рисование « по сырому».Рисование мыльными пузырями.

Познакомить с новой нетрадиционной техникой «рисование мыльными пузырями». Развивать творчество и фантазию в изображении подводного мира, чувство композиции, колорита.

Тонированные листы бумаги с первого занятия, мыльный раствор, трубочки, разные кисти, все принадлежности для рисования.

8.

Тема «Дождливый день в городе».  Рисование «по сырому».

Закрепить умение передавать в рисунке изображение домов в разных пропорциях. Учить работать всей кистью и концом кисти. Закрепить метод рисования «по сырому». Развивать творчество, чувство композиции.

Листы бумаги А3, акварельные краски, губки, разные кисти, прстой карандаш, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением дождливого города.

Ноябрь

9.

«Сказочная птица» (декоративная роспись) шаблонография

Учить детей передавать образ сказочной птицы через народную роспись. Развивать воображение, творческие способности.

Жёлтые листы А3, гуашь, шаблон хвоста, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением птиц, образцы декоративной росписи.

10.

«Моя семья» 1 занятие. Рисование +аппликация

Учить рисовать группу людей(маму, папу, ребёнка), правильно передавать черты лица.

Листы бумаги формата А3, восковые мелки, простой карандаш, семейные фото.

11,12

2,3 занятия.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, развивать творчество детей.

Листы бумаги с первого занятия, восковые мелки, бросовый материал (нитки, пуговицы, ткань), ножницы, клей

Декабрь

13.

«Братский острог» кляксография.

Воспитывать бережное отношение к памятникам культуры, учить находить красивое в природе и пейзажной живописи.

Листы бумаги голубого цвета, формата А3, гуашь, кисти, простой карандаш, фото острога.

14.

«Зимняя сказка» 1 занятие. Пальцевая живопись, рисование способом тычка.

Продолжать знакомить детей с тонированием листа гуашью холодных цветов. Закрепить знание о холодных и тёплых цветах.

Листы бумаги А3, гуашь, все принадлежности для рисования.

15.

Зимняя сказка» 2 занятие.

Учить детей передавать в рисунке образ новогодней ёлки, используя способ рисования тычком. Украшать её посредством пальцевой живописи, смешивая краски. Вызвать чувство радости.

Листы тонированной бумаги с первого занятия, гуашь , кисти, все принадлежности для рисования, изображения зимнего леса, животных.

Январь

16.

«Королева Снежинка» Граттаж  

продолжать знакомить детей с техникой «граттаж»;  учить анализировать образец снежинки и придумывать детали узора по своему желанию

цветной глянцевый картон (1/2 часть альбомного листа), свеча, деревянные палочки для процарапывания, гуашь, мыло, широкая кисть, все принадлежности для рисования, изображения снежинки.

17.

«Совы в Тайге» 1занятие. Рисование способом тычка.

Формировать у детей обобщённое представление о совах. Учить тонировать лист бумаги, передавая цветом определённое время суток (голубой, синий, фиолетовый, чёрный). Развивать цветовосприятие, творчество.

Листы бумаги формата А3, гуашь, иллюстрации с изображением совы, все принадлежности для рисования.

18.

2 занятие.

Упражнять в передаче выразительного образа птицы через движения, передавая её характерные особенности способом тычка. Развивать творчество, воображение, чувство композиции.

Тонированные листы бумаги с первого занятия, гуашь, кисти, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением летящей совы.

Февраль

19.

«Животный мир Приангарья»   1 занятие.Коллаж

Тонировать листы приёмом «вливания цвета в цвет», передавая состояние погоды(дождливая, солнечная и т.п.). Расширять знания о лесных животных. Воспитывать любовь и бережное отношение к диким животным.

Лист бумаги А3, акварель, кисть, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением диких животных.

20.

2 занятие. Коллаж.

Формировать умение придумывать сюжет будущего рисунка, дорисовывать образ животного. Развивать творчество, воображение.

Тонированные листы бумаги с первого занятия, ножницы, клей, гуашь, простой карандаш. Вырезки из старых книг с изображениями лесных животных.

21.

Рисунок –подарок «Лев – царь зверей» 1 занятие. Рисование способом тычка

Тонирование листа приёмом вливания цвета в цвет, передавая настроение животного. Расширять знания о животных Африки. Формировать интерес к экзотическим животным.

Листы бумаги А3, аквариель все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображениями животных Африки.

22.

2 занятие.

Учить передавать образ льва способом тычка. Формировать умение создавать композиционное равновесие листа передавая движение животного.

Тонированные листы бумаги с первого занятия, гуашь. Все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением льва.

                                                                   

Март

23.

«Черёмуха в цвету» 1 занятие. Рисование « по сырому». Рисование +аппликация.

Тонировать листы бумаги « по сырому», передавая состояние неба (хмурое, ясное и т.п.) Дать детям почувствовать красоту небесных переливов. Воспитывать аккуратность в работе.

Листы А3, акварель, ножницы, клей, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображениями неба.

24.

2 занятие. Рисование +аппликация.

Закрепить навыки вырезания ножницами элементов дерева. Формировать познавательный интерес к природе. Воспитывать художественный вкус.

Листы бумаги с первого занятия, гуашь, все принадлежности для рисования, ножницы , цветная бумага,, клей, изображение цветущей черёмухи.

24.

«Орнамент для вазы» ПВА+гуашь

Познакомить детей с техникой рисования «смешивание гаши с клеем ПВА». Развивать воображение и чувство ритма.

Любая пластиковая банка, бутылка, клей ПВА, гуашь, тонкая кисть для росписи, баночки для смешивания гуаши с клеем ПВА.

26.

«Космические пришельцы»                       1 занятия. Набрызг.

Закрепить технику рисования «набрызг». Вызвать интерес к изображению космического пространства.

Листы бумаги А3, гуашь, акварель, зубная щётка, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением космоса.

Апрель

27.

2 занятие. По выбору детей.

Развивать творчество, фантазию, чувство композиции.

Приготовленные листы бумаги с первого занятия, гуашь, все принадлежности для рисования.

28.

«Растительыный мир Прибайкалья – одинокая сосна» Рисование способом тыча.

Учить отражать особенности предмета при рисовании способом тычка. Совершенствовать умение работать в данной технике. Развивать чувство композиции. Воспитывать бережное отношение к природе.

Листы тонированной бумаги А4, гуашь, жёсткие и мягкие кисти.

29.

«Клоун» 1 занятие.  Аппликация + рисование

Продолжать тонирование листа бумаги, передавая цветом настроение клоуна.

Листы бумаги А3, акварель, мягкие кисти, все принадлежности для рисования.

30.

2 занятие.

Продолжать знакомить детей с жанром портрет. Добиваться выразительного образа в рисовании клоуна. Дополнять рисунок аппликацией.

Тонированные листы бумаги с первого занятия, цветная бумага, ножницы, гуашь, все принадлежности для рисования.

Май

31.

«Открытка к 9 мая».                             1 занятие. Кляксография, набрызг

Закрепить умение передавать в рисунке изображения домов. Закрепить умение изображать салют набрызгом.

Листы бумаги А3, гуашь, акварель, зубная щётка, все принадлежности для рисования, иллюстрации с изображением салюта.

32.

2 занятие.

Познакомить с рисованием деревьев в технике «кляксография»

Листы бумаги с первого занятия, гуашь, все принадлежности для рисования, трубочки для выдувания.

33.

« Транспорт на дороге»                             1 занятие. По выбору детей.

Создать условия  для самостоятельного детского творчества. Совершенствовать умение работать в разных техниках.

Листы бумаги А3, губки для тонирования бумаги, все принадлежности для рисования, гуашь, иллюстрации с изображением транспорта.

34.

2. занятие. По выбору детей.

. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Листы бумаги с первого занятия, гуашь, все принадлежности для рисования.

8. Календарный учебный график

Количество

учебных недель

Количество учебных дней

Продолжительность каникул

Начало и окончание учебных периодов

34

34

1.первая неделя января

2.июнь-сентябрь

С 1 сентября по 31 мая

9. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

                      Средства

 Количество

1

Нитки для рисования (№10)

2 катушки

2

Пастель

4 комплекта

3

Мелки восковые

4 комплекта

4

Краски акварельные

4 комплекта

5

Краски гуашевые

4 комплекта

6

Фломастеры

4комплекта

7

Карандаши цветные

4комплекта

8

Ватные палочки

2 комплекта

9

Ватные диски

1 комплект

10

Восковые свечи

4 шт.

11

Тушь плакатная

1 баночка

12

Трубочки (для коктейля)

1 набор

13

Зубочистки и шпажки

1 упаковка

14

Бумага цветная

2 набора

15

Картон цветной

2 набора

16

Картон серый листовой

2 набора

17

Бумага альбомная

20 альбомов

18

Бумага чертежная

4 папки

19

Бумага папиросная

2 набора

20

Фольга

1 наборов

21

Бумага тонированная

1 упаковка

22

Маркеры

4 шт.

23

Карандаши простые

4 шт.

24

Ластики

4 шт.

25

Клей

4 шт.

26

Пластиковые ложечки

4 шт.

27

Губка, поролоновые печатки

4 шт.

28

печатки из различных материалов

В ассортименте

29

матерчатые салфетки

4шт..

30

Ножницы

4 шт.

31

Кисти беличьи(разных размеров)

12 шт.

32

Кисти щетинные

4 шт.

 

   Оборудование

 

1

Емкости для клея

4 шт.

2

Емкости для воды

4 шт.

3

Стулья

4 шт.

4

Палитра

4 шт.

5

Мольберт

4 шт.

6

Доска учебная (магнитная)

1 шт.

7

Столы учебные полукруглые

2 шт.

8

Шкаф - тумба

1 шт.

9

Демонстрационный материал

В ассортименте

 

10. Методические материалы

  1. Живопись.

1)  Учебно-наглядное пособие «Знакомим с пейзажной живописью»

      И. И. Левитан «Золотая осень»

      И. И. Левитан «Золотая осень. Слободка»

      И. И. Шишкин «Зима»

      А. Н. Саврасов «Грачи прилетели»

      И. С. Остроухов «Золотая осень»

      И. Э. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»

      И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

     И. И. Левитан «Весна. Большая вода»

      А. А. Рылов «Зеленый шум»

      А. А. Рылов «В голубом просторе»

     2)  Учебно-наглядное пособие «Знакомим с жанровой живописью»

         А. А. Дейнека «Раздолье»

      В. И. Суриков «Взятие снежного городка»

      Б. М. Кустодиев «Масленица»

      Н. К. Рерих «Весна священная»

      А. А. Пластов «Летом»

      К. Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

  1. Учебно-наглядное пособие «Знакомим с натюрмортом»

      К. С. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»

      П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»

      И. Е. Репин «Яблоки и листья»

      И. И. Машков «Натюрморт. Синие сливы»

      И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды»

      И. Т. Хруцкий  «Натюрморт»

      И. И. Машков « Натюрморт с самоваром»

      П. П. Кончаловский «Сухие краски»

     4)  Учебно-наглядное пособие «Знакомим с портретной живописью»

       В. М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»

  1. И. Е. Репин  «Стрекоза»

       И. П. Аргунов « Портрет крестьянина в русском костюме»

       Б. М. Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах»

       А. Ван Дейк «Семейный портрет»

       В. А. Тропинин «Портрет на фоне окна с видом…»

       В. Л. Боровицкий « Портрет Лопухиной»

        И. Е. Репин «Портрет Толстого»

       З. Е. Серебрякова «За туалетом»

       В. А. Серов «Портрет Ф. Юсупова…»

  5) Учебно-наглядное пособие «Знакомим со сказочно-былинной живописью»

        В. М. Васнецов «Аленушка»

        М. А. Врубель «Царевна-Лебедь»

        В. М. Васнецов «Спящая царевна»

        В. М. Васнецов «Три богатыря»

        В. М. Васнецов «Витязь на распутье»

        К. А. Васильев « Битва на калинов мосту»

       К. А. Васильев «Садко и владыка морской»

        И. Е. Репин «Садко»

2.  Изделия декоративно прикладного искусства и

 Демонстрационные картинки, работы детей, декоративные панно.

3.Музыкальное сопровождение занятий по изобразительной деятельности.

Во поле березонька стояла. Русская народная песня.

Э. Григ. Птичка.

А. Вивальди. Времена года.

К. Эйгес. В лесу.

Р. Шуман. Зимой.

П. Чайковский. Времена года (октябрь — «Осенняя песенка», декабрь — «Святки», апрель — «Подснежник»);. Зимняя песенка.;Вальс цветов (из балета «Щелкунчик»).

Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля.

Ц. Кюи. Зима.

А. Аренский. Птичка летает.

С. Майкапар. Мотылек.

С. Прокофьев. Волк.;Ходит месяц над лугами.

А.Лядов. Волшебное озеро.; Дождик — дождик.

Г. Свиридов. Дождик.

М. Блантер. Спортивный марш.

К. Сорокин. В дремучем лесу.

 Р. Щедрин. Золотые рыбки.

Д. Шостакович. Лирический вальс.

Шаинский. Вместе весело шагать.;Песенка о дружбе.

А. Филиппенко. Бравые солдаты.

Т. Попатенко. Листопад. М. Красев. Падают листья.

Е. Тиличеева. Маме в день 8 Марта.;Мамин праздник.

А. Рыбников. Песни из кинофильмов: «Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино».

11.Список литературы

  1. Давыдова Г.Н. , «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» М. Часть 2. М. :.»Издательство Скр ипторий», 2003., - 72с.      

  2. Казакова Р.Г., Т.И.Сайганова , «Занятия по рисованию с дошкольниками» М.: «ТЦ Сфера», 2017. - 128 с.;

  3. Лыкова И.А. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-   7 лет в изобразительной деятельности – «Цветные ладошки»– М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.;
  4. Леонова Н.Н. , Программа "Художественно-эстетическое развитие              старших  дошкольников. Парциальная программа. ФГОС" /СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 – 240с.;

  5. Нищева Н.В., «Картотека подвижных игр, упражнений,        физкультминуток, пальчиковой гимнастики. ФГОС»СПб.:  «Детство-Пресс», 2018 г.

  6. Черепкова Н.А. ,«Рисование разными способами с детьми старшего    дошкольного возраста (6-7 лет)». СПб.: «Детство-Пресс», 2017 г. – 48с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как раждаются таланты?

Как рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься и делать что то не обычное , что порадовало бы и меня и моих воспитанников . Нет я не стремлю...

как рождаются таланты

статья о взаимодействии родителей и педагога с целью существенного влияния на развития ребёнка в раннем возрасте...

как рождаются таланты?

материало том ,какое влияние на развитие детей оказывает взаимодействие педагога с родителямиКак рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься ...

Материал для родителей "Талант вашего ребёнка"

Материал    для    родителей "Талант  вашего  ребёнка"...

Материал для родителей. Тест - анкета "Музыкальный талант ребёнка"

Материал   для   родителейТест - Анкета"Музыкальный талант вашего ребёнка"...

Презентация проекта "Вечер семейных талантов".

Семья - самое главное в жизни для нас......

" Таланты детей находятся на кончиках их пальцев"

Это доклад на родительском собрании с целью ознакомления родителей с теоретической основой по развитию мелкой моторики рук детей. Родители с удовольствием играли в предложенные им игры....