«НОД по декоративному рисованию для подготовительной группы «Дымковская барышня»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Бершина Ирина Петровна

Материал предназначен для проведения в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis_dymki_bershina.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «НОД по декоративному рисованию для подготовительной группы «Дымковская барышня» 

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. 

Вид НОД: комбинированный.

Возрастная группа: подготовительная группа.

НОД в рамках занятий по народно-прикладному искусству.

Цель НОД: Учить раскрашивать дымковскую барышню из глины.

Задачи

Образовательные:

Учить расписывать элементами Дымковской росписи, цветовой гаммой и приемами выполнения узоров, выбирать цвета, характерные для дымковских узоров.

Формировать умение составлять узоры из элементов геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.

Развивающие:

Развивать умение  лепить по мотивам народной игрушки.

Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество.

Развивать творческие способности детей.

Развивать мелкую моторику пальцев. 

Воспитательные:

Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

Воспитывать любовь к русской культуре, народному творчеству.

Воспитывать творческое воображение. 

Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

Воспитывать готовность придти на помощь.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие»: расширение активного словаря

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: воспитывать готовность придти на помощь

ОО «Познавательное развитие»: знакомство с дымковской игрушкой.

ОО «Физическое развитие»:  развитие двигательной активности и мелкой моторики.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: развивать навыки работы с гуашью, умение расписывать дымковскую игрушку.

Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.

Условия и особенности реализации: для проведения НОД необходим любой зал или групповое помещение вместимостью до 30 человек, дети подготовительной группы, подготовленные к восприятию данного материала.

Предварительная работа:

ОО «Речевое развитие»: чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о дымковской игрушке, отгадывание загадок.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо

ОО «Познавательное развитие»: просмотр видео фильмов «История дымковской игрушки», «Учимся расписывать дымковскую игрушку»,  проведение дидактических игр.

ОО «Физическое развитие»: разучивание пальчиковых и  подвижных игр.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание дымковских игрушек, узоров дымковской росписи, занятия по рисованию, индивидуальная работа  по раскрашиванию дымковских игрушек.

Место проведения: групповое помещение МАДОУ.

Аудитория: дети подготовительной группы.

Адресность: старший дошкольный возраст.

Материал:

Демонстрационный: презентация, аудиозапись с музыкой..

Раздаточный: слепленные из глины фигурки дымковских барышень, клеенки,  салфетки, сухие тряпочки, кисти.

Оборудование: магнитофон, флешка с записями русских народных наигрышей, проектор, ноутбук, экран.

Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Методические приемы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа,   постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, дидактические игры.

Наглядный:  атрибуты, демонстрационный материал.

Практический: упражнение, игра,  самостоятельное выполнение детьми задания, использование ИКТ.

Мотив детской деятельности: помощь герою. 

               Ход НОД.

(Слайд 1). Дети стоят в кругу вместе с воспитателем

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети садятся на стульчики перед мультимедийным экраном.

Воспитатель: Ребята, Дымковская барышня пришла опять  к нам в гости (достает и показывает Дымковскую барышню). На прошлом занятии она просила нас помочь в изготовлении дымковских  барышень для большого заказа. Давайте вспомним из чего мы их делали.

Дети: Мы лепили барышень из глины.

Воспитатель: Правильно.  А сегодня нам нужно закончить нашу работу – расписать наших барышень. Но сначала, я расскажу о дымковской росписи. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. (Слайд 3)  Узоры простые:  

прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, а какие цвета используют мастера для росписи игрушки?

Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый. И совсем немного коричневый и черный.

Воспитатель: Правильно. От этих цветов игрушки становятся яркие, нарядные, веселые, праздничные.  Но прежде, чем начнем работу, угадайте-ка, под каким номером спрятался Дымковский узор. (Слайды 4 - 7)

Воспитатель: Вот какие молодцы!

Вы  игрушки угадали.

И немножечко устали.

Мы немного отдохнем,

И работу начнем.  

(Слайд 8) Физкультминутка «Дымковские барышни»

Мы игрушки расписные,    (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами) 
Хохотушки вятские           
(Улыбка друг другу с поворотом) 
Щеголихи слободские,     
(Поворот вокруг себя) 
Кумушки посадские.         
(Пружинка) 
У нас ручки крендельком 
(Показ рук вперед, на пояс) 
Щёчки будто яблочки,       
(Легкие прикасания к своим щекам) 
С нами издавна знаком     
(Стойка прямо) 
Весь народ на ярмарке.     
(Поклон)

 Воспитатель: Вот и отдохнули. А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором наших  барышень,  которых мы с вами изготовили на прошлом занятии. (Дети садятся за столы) 

        Воспитатель:  Для росписи мы используем гуашь, кисти, фломастеры  и ватные палочки. С помощью фломастеров мы распишем лица. Брови – дугой, глаза – точки, рот и щеки – круги одинакового цвета. С помощью ватных палочек, методом «тычка» изобразим точки и маленькие круги. А кистью изобразим остальные элементы. Ребята, сначала концом кисти следует закрасить кокошник и постараться не испачкать лицо кукле. Затем закрасить кофточку барышни, посмотрите, я оставляю белые ручки у куклы. И только потом приступаем к украшению юбки.  Узор на юбке вы можете рисовать, кто какой захочет.

 При рисовании различных линий кисть ведут по ворсу, рука с кистью при этом движется впереди линии. При рисовании широких линий кисть опирается на весь ворс и наконечник держится наклонно. Каждую линию при рисовании и при закрашивании проводят только один раз, а линию нужно вести не останавливаясь, иначе она может получиться неровной. Гуашью пользуемся аккуратно, лишнюю убираем на край баночки, промываем кисточки и хорошо вытираем ватным диском.

При этом помним, что блузка и кокошник барышни одноцветные.

(Воспитатель во время рассказа расписывает свою игрушку).

Прежде чем приступим к работе, напоминаю вам правила безопасного поведения
при работе с кистью и гуашью:

1.Перед началом работы необходимо надеть спецодежду (фартук, нарукавники) или засучить рукава.

2. Во время работы нужно сохранять правильную позу и осанку.

3.Кисточку держать на уровне груди, не наклонять голову низко к столу.

4. При работе с кисточкой и гуашью нельзя  брать кисть в рот, грызть, пробовать на вкус гуашь; направлять принадлежности для рисования в ухо, нос, глаза себе или соседу; размахивать, щекотать кисточкой; класть в не предназначенное для них место; рисовать кистью на теле или одежде как своей, так и соседа; бросаться кисточками в других.

5. После работы с кисточкой аккуратно её промыть  и поставить на подставку.

6.Гуашь аккуратно закрыть. Руки протереть влажной салфеткой. Снять спецодежду  и положите её на место.

Воспитатель: Но перед росписью подготовим наши пальчики.

(Слайд 9) Пальчиковая гимнастика «Дымка»

Нас лепили мастера,     (Лепим) 

Нас раскрашивать пора.  (Трем ладошки) 

Кони, барышни, барашки – все высоки и стройны. (Загибаем пальчики)              

Кружочки, клеточки, полоски на боках у нас видны.            

Воспитатель: А теперь волшебство начинаем,

Игрушки украшаем.

Самостоятельная работа (под русскую народную мелодию)

В процессе росписи воспитатель индивидуально подходит к детям в случае необходимости помогает.

(Слайд 10) Воспитатель: Вот и готовы наши дымковские барышни.

Ребята, что мы сегодня делали? (Расписывали дымковскую барышню)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые!

- А вам нравятся ваши работы?

(Слайд 11) Воспитатель: У меня есть вот такие красивые дымковские колокольчики. Я предлагаю к той игрушке, которая вам больше всех понравилась положить их.

- Расскажите, чем понравилась работа?

- Какие краски использовали?

- Какие элементы узора?

- Хотелось ли вам такие игрушки получить в подарок?

Дети: Ответы детей.

Молодцы ребята! У вас прекрасные получились работы.

Кукла-барышня: Спасибо вам за вашу работу! Теперь Дымковские мастера справятся с заказом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой НОД по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская барышня».

Итоговое занятие по декоративному рисованию в средней  группе на тему "Дымковская барышня".Цель данного занятия: обобщить знания детей о дымковских игрушках, закрепить умение украшать их дымковск...

Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская барышня»

Конспект нод по декоративному рисованию в средней  группе на тему "Дымковская барышня"Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить рассматривать их,...

Организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе «Дымковская барышня, няня и водоноска» Декоративная лепка

Организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе«Дымковская барышня, няня и водоноска» Декоративная лепка...

Декоративное рисование в подготовительной группе детского сада «Дымковская барышня»

Михайлова АнжеликаХудожественно-эстетическое развитие. Декоративное рисование в подготовительной группе детского сада «Дымковская барышня»Цель: расширить представления о разнообразии...

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе Дымковская кукла

Программные задачи: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов.Углублять знания о дымковской и её росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции. Добиваться большего ра...

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе Дымковская кукла

Программные задачи: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов.Углублять знания о дымковской и её росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции. Добиваться большего ра...