Семинар-практикум для родителей "Нетрадиционные способы и приемы рисования"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Семинар-практикум для родителей "Нетрадиционные способы и премы рисования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_praktikum_po_risovaniyu.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Нетрадиционные способы и приемы рисования»
Семинар-практикум
подготовила воспитатель первой категории Гарипова Наталья Анатольевна
Цель: Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
1.Познакомить родителей с разнообразием нетрадиционных техник рисования.
2.Развить творческие способности.
3.Развитие интереса к художественно-эстетической деятельности.
4.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе.
Подготовительный этап собрания.
1.Объявление для родителей.
2. Изготовление приглашений.
3.Разработка консультации.
4. Презентация «Творческое развитие детей».
5. Памятки для родителей.
6. Оформление выставки совместных рисунков.
7. Фонограммы музыкальных записей.
План проведения:
1. Вступление.
2. Показ презентации «Творческое развитие детей».
3. Мастер – класс «Нетрадиционные способы и приемы рисования».
4. Показ и рассказ о дидактической игре «100 цветов».
5. Раздать памятки родителям.
Вступительное слово
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ведь творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошкольном возрасте.
Главным мотивом для детского творчества служит стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. А именно в рисовании.
Это правда! Ну чего же тут скрывать.
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене,
И в трамвае на окне. Э. Успенский.
Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На мой взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования можно незаметно для ребенка развивать его воображение и творческие способности.
В своей работе использую следующие нетрадиционные техники: рисование пальчиками рук, рисование ладошкой с последующим дорисовыванием, рисование жесткой кистью, цветными восковыми мелками, рисование свечей и затушевывание акварельными красками, монотипия с дорисовыванием, набрызг по трафарету, кляксография с трубочкой, с ниточкой, черно – белый граттаж, цветной граттаж, рисование мыльными пузырями и многие другие.
(Показ презентации «Творческое развитие детей».)
Слайд 1.
- Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
Слайд 2.
- В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Подготовила презентацию «Творческое развитие детей».
Слайд 3
- Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. И.П. Павлов Современные технологии, к которым относится данная, являются условием для активного творческого самовыражения ребенка. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой, доступностью: Дает возможность использовать хорошо доступные предметы, как исходный материал; Развивает мелкую моторику пальцев и рук; Развивает фантазию и творческое мышление за счет нестандартного подхода к технике рисования.
Слайд 4
КЛЯКСОГРАФИЯ С РАЗДУВАНИЕМ КРАСКИ: Нанесение пятна краски на рисунок и воздействие на него посредством выдувания дает случайный непредсказуемый эффект. Эта техника тренирует дыхание, развивает воображение, фантазию. Материал: Набор красок, толстая кисть, трубочка для коктейля. - Рисуем с детьми ежей разными техниками
Слайд 5
РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ: Окунаем ладошку в краску, прикладываем к листу бумаги, аккуратно приподнимаем пальчики и опять делаем отпечаток. С помощью ладошек можно создавать любые абстракции, рисовать сюжетные картинки. Переворачиваем ладошку по разному, можно дорисовывать разные детали и воплощать любые задумки, наслаждаясь цветом. Материал: Тарелочка с жидкой краской
Слайд 6
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОМ: Ребенок опускает в краску пальчик и наносит отпечатки на рисунок. Это позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности. Материал: Гуашевые и акварельные краски, салфетки
Слайд 7
РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ: Ватной палочкой прикасаемся к листу бумаги и осторожно поднимаем палочку. На бумаге остается ровный кружочек. Ватной палочкой можно прикоснуться к листу бумаги лишь слегка. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Материал: Акварельные или гуашевые краски, ватные палочки
Слайд 8
РИСОВАНИЕ ПОРОЛОНОМ: Ребенок макает поролон в тарелочку с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Материал: Тарелочки с жидкой краской, кусочки поролона.
Слайд 9
ЖЁСТКОЙ ПОЛУСУХОЙ КИСТЬЮ: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется всё изображение. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Материал: Жесткая кисть, гуашь, салфетка.
Слайд 10
РИСОВАНИЕ ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ: При рисовании зубной щеткой необходимо «поймать» консистенцию краски. Она не должна быть слишком жидкой, но и густая нежелательна. Рисуя зубной щеткой, обмакнув ее, так же как и кисточку, в краску, получаются действительно необыкновенные мазки. Кисточкой такого эффекта будет добиться ой как сложно. Материал: Разведенная краска, зубная щетка, салфетки.
Слайд 11
РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Слайд 12
РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ – это весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.
Слайд13.
ВОСКОГРАФИЯ.
Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски - лучше всего подойдет гуашь. Теперь дайте ребенку авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом. Пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру (рисунки в технике воскография).
Слайд14.
ГРАТТАЖ.
Способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники - техника царапания. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой. Зубочисткой — процарапываем рисунок.
Слайд15.
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ.
В небольшое количество воды добавляем немного детского шампуня и затем этот мыльный раствор разлила по нескольким баночкам, в которые уже добавляла гуашь. Гуаши добавлять не очень мало, чтобы получился насыщенный цвет. Затем трубочку опускаем в жидкость и дуем, чтобы пена стала «убегать» из емкостей. Затем быстро, пока пена не опустилась, опускаем листочек на пену. На листочке остаются следы. Повторить несколько раз. Рисование мыльными пузырями способствует развитию пространственного мышления, фантазии, зрительной памяти, пробуждает в ребенке интерес к творчеству.
Слайд 16 Мастер – класс:
РИСОВАНИЕ МОНОТИПИЯ.
- Метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка.
Второй приём – складывание листа бумаги пополам. Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.
Третий приём – рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На этой доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Можно процарапывать узор, ели вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.
Слайд17. Мастер – класс:
НИТКОГРАФИЯ: техника, которая еще называется рисование нитью. В ее основе лежит последовательное заполнение контуров выбранных изображений при помощи шнурков либо толстых ниток. Необходимые материалы для работы: плотный картон (для создания картины можно также воспользоваться листом ДВП); схема; нити подходящих оттенков (для детей лучше подобрать яркие цвета); клей; ножницы; зубочистка.
Начинаем мастер-класс с перенесения схемы на картон либо лист ДВП. Уделите особе внимание подбору цветовой гаммы нитей. В процессе создания подобной картины методом ниткография, могут быть использованы любые материалы в виде остатков пряжи от вязания, красочных акриловых нитей, а также мулине, которые при этом необходимо будет предварительно сложить в несколько раз. Главные условием является их одинаковая толщина. Используя клей, необходимо намазать черту на листе. В начале процесса клеится контур большого шаблона, после чего необходимо перейти к заполнению всего пространства в середине изделия. Мелкие элементы, заполняются изначально, во внутренней части и затем идет оформление очертаний. Старайтесь клеить нити вплотную одна к другой, без образования ненужных просветов. Только таким образом вы сможете на выходе получить аккуратное и качественное изделие.В процессе работы может случиться такой момент, когда нужно будет заменить один цвет материала на другой. Благодаря многослойной толстой основе в виде картона либо ДВП это будет достаточно легко сделать.
Слайд18. Мастер – класс:
НИТКОПИСЬ: Еще одним интересным рукоделием, к которому можно приобщить детей является ниткопись. На примере данного урока мы покажем вам как сделать оригинальную поделку своими руками, используя интересную методику в рисовании. Техника ниткопись использует нити средней толщины. Представленный мастер-класс продемонстрирует изготовление красочных цветов, которые в дальнейшем можно задекорировать, проявив все свои творческие качества. Для того, чтобы сделать изделие в технике ниткопись, приготовьте следующий набор материалов и инструментов: альбомные листы; тушь либо жидкую гуашь; емкости, куда можно перелить краски; нити; салфетки из ткани и бумаги.
В начале, нужно разлить краски разнообразных оттенков по приготовленным емкостям. Следующим шагом, необходимо опустить в них нитку и, используя ложечку, отжать ее. Второй кончик при этом удерживается в руке. Далее, на бумаге раскладывается своеобразный узор из нити, как на фото. Второй кончик должен быть свободным. Повторяем такие действия необходимое количество раз, в зависимости от того, сколько вы хотите сделать цветов. Проделываем такой процесс достаточно быстрыми темпами, чтобы краска не успевала подсыхать.
После этого, необходимо использовать еще один альбомный лист и положить его поверх нанесённого изображения. Осталось собрать все кончики в руку и удерживая лист, находящийся сверху, резко выдергиваем нити.
Вот такие нехитрые действия лежат в основе методики ниткопись. Дальше, действуйте согласно вашей фантазии, дорисовывая либо приклеивая дополнительные элементы.
Техника ниткопись, используемая в детском саду, помогает развитию воображения у детей. На основании полученных изображений они сами смогут додумывать интересные сюжеты в подобных поделках.
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Дети очень любят рисовать нетрадиционными техниками потому, что работы получаются очень интересные, яркие и они нравятся не только самим детям, но и находят отклики на конкурсах разного уровня. Эти работы украсят и детскую комнату, и вестибюль детского сада.
- Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. И я смею надеяться, что теперь с детьми вы придумаете ещё немало интересных способов рисования. Приятных вам семейных вечеров! А сейчас предлагаю всем вместе сфотографироваться на память о сегодняшней встрече.
В конце раздала памятки родителям.
Желаю Вам творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании...
Семинар – практикум для родителей с использованием нетрадиционных приемов «Пальчиками играем – речь развиваем»
Материал подготовлен для родителей детей с недостаточно развитой мелкой моторикой. В данном материале предоставлены традиционные и нетрадиционные формы развития мелкой моторики, массаж кистей ру...
Семинар -практикум "Развитие мелкой моторики дошкольников нетрадиционными приемами"
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Форми...
Семинар-практикум для воспитателей ДО на тему: «Приемы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми».
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме агрессивности, гиперактивности и тревожности у дошкольников.Задачи: познакомить педагог...
Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе».
Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе»....
Семинар-практикум для педагогов: «Игровые методы и приемы по формированию фонетической и фонематической стороны речи у дошкольников»
Цель: систематизация знаний педагогов по формированию фонетической и фонематической стороны речи детей дошкольного возраста....