Программа кружковой работы "Беш сабар"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Программа кружковой работы "Беш сабар". Нетрадиционная техника рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок . Нетрадиционная техника рисования | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы «Беш Сабар»
Пояснительная записка
Направленность программы.
Представленная программа направлена на расширение, систематизацию и обогащение содержания изобразительной деятельности детей с приоритетом использования нетрадиционных художественных техник; на совершенствование специфических умений в изобразительной деятельности (в рисовании); на поддержание стремления детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления и инициацию самостоятельного творческого поиска художественных образов, сюжетов, композиций при реализации замысла на основе экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами .
На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании) и применении нетрадиционных художественных техник. Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника подбором удобных и интересных образцов.
Программа разработана в соответствии с действующим ФГОС ДОО.
Цель работы: становление эстетического отношения у дошкольников к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы на основе практического интереса в развивающей деятельности и активном участии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Развивающие:
-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
-Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
-Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы обучения по данной программе
- Подгрупповые занятия;
- Индивидуальные занятия;
- Выставки (сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод»);
- Тематические развлечения.
Предполагаемый результат:
Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно - изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии ; изображают предметы по памяти ; используют цвет для создания различных образов ; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
-организация выставок для родителей, детей, не участвующих в работе кружка, участие в тематических мероприятиях;
-программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Ребенок и окружающий мир», так как при изображении того или иного предмета или явления первоначально его познают, изучают, рассматривают, что характерно для данной дисциплины;
- «Художественная литература», так как в большинстве случаев материал для детского творчества черпает основу и подпитывается в сказках, стихотворениях, рассказах.
Программа разработана для детей 4-6 лет, рассчитана на 2 учебных года. Занятия проводятся один раз в неделю, длительностью 25 минут.
Тематическое планирование в средней группе.
Цель: Развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала,
специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Формировать у детей сенсорные способности в разных видах художественной деятельности.
Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства.
№ | Тема занятия | Техники | Программное содержание | Оборудование | ||
Сентябрь | ||||||
1. | «Здравствуйте, краски!» | Знакомить детей с особенностями изобразительных материалов | Гуашь, акварель | |||
2. | «Солнышко» | Рисование ватными палочками | Учить рисовать ватными палочками, закреплять умение правильно держать палочку, углублять представление о цвете. | Альбомный лист с карандашным контуром солнышка, акварель, ватные палочки | ||
3. | «Осенние листочки» | Рисование методом примакивания | Учить рисовать методом примакивания кисти, закреплять умение правильно держать кисть. | Альбомный лист, гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрации листьев | ||
Октябрь | ||||||
1. | «Дерево» | Рисование пальчиками, ладошкой. | Учить рисовать деревья приёмом пальчикового рисования и ладошкой. Совершенствовать умения делать отпечатки ладони-листочки. Развивать цветовосприятие, творчество. | Листы бумаги, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, кисти, образцы | ||
2. | «Гроздья смородины» | Рисование пальчиками | Продолжать рисовать техникой «пальцеграфия». Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете. | Листы бумаги, гуашь, образец | ||
3. | «Перчатки и котятки» | Рисование на основе своей руки | Учить рисовать оригинальных образов на основе силуэта своей руки (по мотивам литературного произведения). | Белая или цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, гуашь и листы белой бумаги | ||
4. | «Букет» | Печать листочком | Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний тёплой цветовой гамме. | Гуашь, кисти, цветная бумага, разнообразные по форме листья, | ||
Ноябрь | ||||||
1. | «Чудный лес» | Техника «Монотипия» с дорисовыванием | Учить тонировать бумагу приёмом монотипия. Развивать чувство композиции. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, принадлежности для рисования. | ||
2. | «Куулjалар» | Рисование декоративное | Учить созданию образов домашних вещей с алтайским орнаментом, развитие чувства ритма и композиции. | Бумажные формы в качестве основы, кисти, краски, образцы изделий мастеров. | ||
3. | «Осеннее дерево» | Техника «Монотипия» | Развивать интерес к смешиванию красок. Знакомить с тёплой гаммой цветов. Развивать фантазию, воображение. Познакомиться с симметричным рисованием. | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки | ||
4. | Продолжение | Техника «Кляксография» | Познакомить с техникой кляксографии, дополнять пятно до образа. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество. | Гуашь, листы бумаги, пластмассовая ложка, простой карандаш, принадлежности для рисования. | ||
Декабрь | ||||||
1. | «Зимний пейзаж» | Техника «мятая бумага» | Развивать моторику Учить работать в коллективе Закрепить холодные цвета. | Салфетки, гуашь, клей, кисть, цветной картон для основы, мягкая офисная бумага. | ||
2. | «Полярное сияние» | Рисование пастелью | Учить созданию колористических нефигуративных композиций | Бумага формата А3, пастель, тонкая бумага белого, голубого и серебристого цвета, цветная бумага, клей, салфетки бумажные и матерчатые, ватные диски, ножницы. | ||
3 | «Кардан буткен наадай» | Техника «Обрывание бумаги» | Учить работать с техникой обрывание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, ёлочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции. | Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы | ||
4 | «Новогодняя ёлочка» | Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма | Можно использовать готовые ёлки из цветной бумаги, гуашь, пробка | ||
Январь | ||||||
1. | «Снегопад» | Рисунок с резервом (свеча + акварель) | Познакомить с техникой сочетания рисования воском и акварелью. Развивать воображение, творчество. | Свеча, плотная бумага, акварель | ||
2. | «Узоры на окне» | Техника «ниткография» | Закрепить умение Работать в данной технике. Развивать чувство композиции | Тонированный лист бумаги, нитки № 10, гуашь, кисть | ||
3. | «Загадочные рисунки» | Техника «ниткография» | Познакомить с техникой рисования с нитками. | Тонированный лист бумаги, нитки № 10, гуашь, кисть | ||
Февраль | ||||||
1 | «Корабли пустыни (караван идёт)» | Рисование гуашью | Познакомить с явлением контраста, освоение рациональных способов изображения нескольких одинаковых животных. | Удлиненные листы бумаги одного размера желтого цвета, бумажные прямоугольники для вырезания верблюдов, простые карандаши для обводки силуэтов, краски гуашевые или фломастеры | ||
2. | «Ёлочка» | Техника «набрызг+ трафарет» | Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умения украшать рисунок. | Бумага, гуашь, зубная щётка, стека, трафареты ёлочек | ||
3. | «Пилотка» | Техника «набрызг+ шаблон» | ||||
4. | «Звёздочки» | Техника «набрызг+ трафарет» | Закреплять умение работать в коллективе. | Ватман, трафареты звёздочек, гуашь, зубные щётки | ||
Март | ||||||
1. | «Пёстрые попугаи на дереве» | Коллективное панно. | Закреплять умение работать в коллективе. | Листы бумаги белого цвета формата А3 и А4, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные | ||
2. | «Портрет мамы» | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии | ||
3. | «Ветка мимозы» | Рисование пальчиками | Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. | Светло- зелёный лист, гуашь зелёного и жёлтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования | ||
4. | «Кок-таман» | Техника выдувания по сырой бумаге с дорисовыванием | Учить направлять струю выдыхаемого воздуха. Учить создавать композицию на листе. | Бумага, жидко разведённая гуашь в мисочках, трубочки, кисть | ||
Апрель | ||||||
1. | «В далёком космосе» | Техника рисования на мятой бумаге. | Освоить новую технику рисования. Развивать воображение, творчество. | Бумага, гуашь, акварель, кисть | ||
2. | «Волшебное дерево» | Печать поролоном, пальчиковая живопись | Упражнять в изображении дерева с помощью рисования пальчиками и печатания поролоном. Развивать чувство ритма. | Эскизы деревьев, поролон, гуашь, плотная бумага любого цвета | ||
3. | Рисование мыльными пузырями | Мыльные пузыри | Освоить новую технику рисования. Развивать фантазию, воображение. Учить создавать композицию данной техники и дорисовывать её. | Разведённые мыльные пузыри (шампунь, гуашь, вода) лист бумаги и для коктейля | ||
4. | «Чудо– цветы» | Мыльные пузыри+ дорисовывание | ||||
Май | ||||||
1. | «Наскальная живопись (мамонты и папонты)» | Художественное экспериментирование | Учить созданию оригинальных контурных рисунков в большом масштабе, развитие творческого воображения. | Сухие материалы (на выбор детям) – уголь, сангина, мел, соус, пастель, карандаши большого размера, фломастеры. Куски обоев серого, бежевого, терракотового или «мраморного» цвета | ||
2. | Рисование- фантазирование по замыслу | Рисование пальчиками, ладошками, отпечатками разными предметами, кляксография | Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального содержания и изобразительно- выразительских средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Совершенствование нетрадиционных техник (рисование ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувство юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности. | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки, разведённая гуашь. | ||
3. | Выставка детских рисунков « Наши талантливые дети » |
Тематическое планирование в старшей группе.
Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Задачи:
Формировать художественное творчество
Формировать и развивать восприятие красоты
Заложить фундамент эстетических основ
Развивать индивидуальный творческий потенциал
Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.
№ | Тема занятия | Техники | Программное содержание | Оборудование | ||||||||||
Сентябрь | ||||||||||||||
1. | «Друг детства» | Рисование с натуры. | Познакомить с эскизом, как этапом планирования работы. | Бумага разного формата и цвета, простые карандаши (уголь), пастель, гуашевые краски, цветные карандаши, рамки, 3-5 разных мишек | ||||||||||
2. | «Картинки для наших шкафчиков» | Техника рисование + аппликация | Освоить новую технику рисования с аппликацией. | Бумажные квадраты разного цвета, но одинакового размера, бумажные полоски, рамки, паспарту, 3-4 предметные картинки для показа детям | ||||||||||
3. | «На Алтае осень» | Рисование + ладошками целлофан | Закрепить умения, используя оттиск. Развивать чувство композиции. | Гуашь, кисть, лист бумаги, кусочки целлофана | ||||||||||
4 | «Мухомор» | Техника «Монотипия» оттиск+ дорисовывание | ||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||
1. | «Осенний пейзаж» | Рисование методом тычка | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём тычкования - учить делать ёжика, грибочки на него. Развивать чувство композиции. | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х 2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная , коричневая и для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях | ||||||||||
2. | «Корзинка с овощами» | Рисование опилками | Познакомить с техникой рисования опилками. Учить освободить шаблоны овощей простой формы. | Листы бумаги , шаблоны овощей , опилки, клей , кисти , акварель. | ||||||||||
3 | Рисование по замыслу «Посмотри в своё окно» | Выбор техник. | Учить к поиску выбора самостоятельных изобразительно- выразительных средств для создания пейзажа. | Листы бумаги белого или светло – голубого цвета одинакового размера для «окошек», краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки. | ||||||||||
4. | «Фотография листа» | Печать листочком | Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о тёплой цветовой гамме. Формирование навыков несложной цветовой композиции. | Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, разнообразные по форме листья | ||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||
1. | «Что-то рядом с нами растёт? (комнатные растения)» | Рисование с натуры | Знакомство со спецификой реалистичного рисования комнатных растений с натуры, развитие восприятия. | Листы бумаги белого и светло – голубого цвета разного размера, разные художественные инструменты и материалы на выбор. Комнатные растения (натура): бегония, фикус, фиалка, зигокактус, амариллис, сансевьера и др. с красивыми декоративными листьями и цветами | ||||||||||
2. | «Многосерийное полотно» | Фон – живопись по мокрому. Изготовление трафарета цветов – поцарапывание рисунка | Учить создавать многосерийное полотно, используя сочетание различных изобразительных техник. Воспитывать чувство прекрасного. | Бумага, акварель, кисти, гуашь, поролоновые тампоны, трафареты цветов, бутонов, скрепки для процарапывания, зубная щётка, расчёска | ||||||||||
3. | «Загадочные нити» | Техника «ниткография» с дорисовыванием | Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности. Развитие воображения. | Листы бумаги , гуашь, нитки № 10, кисти, салфетки | ||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||
1. | «Заколдованные деревья» | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||
2. | «Снегопад» | Монотипия. Рисование пальчиками, мятой бумагой | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия, сравнивать способ его изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта | ||||||||||
3. | «Домик с трубой и сказочник – дым» | Техника «Живая линия» | Учить создавать оригинальные контурные рисунки | Цветная и белая бумага, ножницы, клей, краски гуашевые. | ||||||||||
4. | «В волшебном лесу» | Мятая бумага, Пальчиковая живопись | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Офисная мягкая бумага, гуашь, салфетки. | ||||||||||
Январь | ||||||||||||||
1. | «Зимняя ночь» | Свеча + гуашь | Закрепить умение рисовать свечой и гуашью. Учить создавать выразительный образ зимней ночи. Развивать чувство композиции. | Бумага, акварель, зубная щётка, расчёска, репродукции пейзажей, елей, палочка для поцарапывания | ||||||||||
2. | Напыление, нацарапывание | Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью напыление, процарапывания. | ||||||||||||
3. | «Белые медведи » | Живопись по мокрому + мятая бумага | Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. | Бумага, гуашь, иллюстрации, скомканная бумага. Подготовленные раннее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей, зубная щётка, расчёска | ||||||||||
Февраль | ||||||||||||||
1. | «Портрет» | Чёрно- белый граттаж | Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции. | Приготовленный лист для черно-белого граттажа, чёрный маркер, палочка для процарапывния, сангина, репродукции портретов, эскизы. Скомканная бумага, приготовленная бумага для обрывания, гуашь, кисти | ||||||||||
2. | «Мой папа» | Мятая бумага, обрывание | ||||||||||||
3. | «Платье для Алтынай» | Тычкование ватными палочками | Совершенствовать технику тычкования. Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность. | Ватные палочки, жесткие кисти, бумага для рисования, гуашь в мисочках | ||||||||||
4.
| «Лесовичок» | Тычок жёсткой кистью | ||||||||||||
Март | ||||||||||||||
1. | «Тюльпаны для моей мамы» | Мелки, акварель | Учить рисовать тюльпаны восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний калорит. Развивать цветовосприятие. | Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы | ||||||||||
2. | «Заботливая бабушка» | Любая | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии | ||||||||||
3. | «Весна- красна» | Монотипия, силуэтное рисование | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета. | Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка | ||||||||||
4. | «Птицы прилетают с юга» | Кляксография | Совершенствовать рисование с техникой. Развитие творческого воображения. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности | Гуашь, акварель, кисти, бумага для рисования | ||||||||||
Апрель | ||||||||||||||
1. | «Рыбки плавают в водице»
| Свеча + акварель | Совершенствовать умение рисовать свечой и акварелью работать в технике кляксография. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность. | Бумага, жидко разведенная гуашь в мисочках. Свеча, плотная бумага, акварель, кисти | ||||||||||
2. | «Олень | Кляксография + свеча | ||||||||||||
3. | «Утята в пруду» | Напыление одной краской | Совершенствовать умение делать напыление одной краской и красками разной плотности и разных оттенков. | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щётка, расчёска. | ||||||||||
4. | « В лесной чаще» | Напыление красками разной плотности и разных оттенков | ||||||||||||
Май | ||||||||||||||
1. | «Наш детский сад» | Обрывание, пальчиковая живопись | Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник | Бумага для рисования, бумага для обрывания, гуашь, клей, скомканная бумага, кисти, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь, клей | ||||||||||
2. |
| Ладошки, мятая картина, печать | ||||||||||||
3. | Выставка детских работ «Как прекрасен этот мир» |
Список литературы,
используемый для работы по данной программе
1. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под. ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Комарова Г. С. «Изобразительное искусство детей в детском саду, школе», 1998.
4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль, 2009
5. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования.» 2011г.
6. Грибовская А.А. «Занятия по изобразительной деятельности, коллективное творчество» 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...