Консультация для педагогов по рисованию пальчиками «Цветные ладошки»
консультация по рисованию
В данной статье собраны теоретические и практические советы педагогам по организации занятий с детьми нетрадиционной техникой рисования, а именно рисование пальчиками. Материал также будет полезен родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_risovaniyu_palchikami.docx | 137.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по рисованию пальчиками «Цветные ладошки»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Одним из эффективных способов развития ребенка является рисование. Этот вид творчества помогает не только развить творческие способности, но и помочь выразить свой внутренний мир, снять психологическое напряжение, расслабиться и отдохнуть.
Учеными доказано, что дети развиваются гораздо быстрее, если занимаются рисованием. Это не только интересно и весело, но и очень полезно.
Причем рисовать можно с самого раннего возраста, когда ребенок только-только научился сидеть, а именно с 8-10 месяцев. Инструментами для творчества в этом возрасте выступают исключительно ручки крохи, его пальчики, ладошки, кулачки.
Такое рисование называют пальчиковым рисованием. С его помощью ребёнок знакомится с цветами и оттенками, развивается мелкая моторика, воображение, концентрация внимания, а также рисование помогает снять психоэмоциональное напряжение.
Впервые методика «Рисование пальцем» была описана в 1932 году Рут Ф. Шоу, ей необходимо было преодолеть проблемы, которые возникли в ее школе. Данная методика, по наблюдениям Рут Шоу помогала детям, посещавшим ее школу избавиться от страхов и подавленности, для раскрытия основных характеристик личности. Рисование пальцами позволяло выявить искренние проявления личности, создавая условия для самовыражения.
Рисование пальцами дает минимальную нагрузку на мышцы руки и не имеет шаблонов. Это своего рода «разрешенная игра с грязью», которой все восхищаются. Ведь пальчиковые рисунки всегда получаются яркими и интересными.
В детском саду эта техника рисования также имеет огромное значение. Её основная цель - сенсомоторное развитие.
Как и пальчиковая гимнастика, рисование пальцами положительно влияет на мелкую моторику. А она в свою очередь связана с психическим и интеллектуальным развитием, поскольку за моторику и умственно-речевые навыки отвечают одни и те же отделы мозга.
Задачи пальчикового рисования:
- улучшает мелкую моторику и тактильное восприятие;
- стимулирует мыслительную способность, развивает речь;
- знакомит с окружающим миром, формирует познавательный интерес;
- формирует представление о предметах, их цветах и формах;
- развивает логическое и образное мышление;
- улучшает память, концентрацию внимания;
-развивает художественное восприятие, воспитывает интерес к изобразительному искусству;
- помогает снять психоэмоциональное напряжение.
Рисование пальчиковыми красками является подготовительным этапом для перехода к рисованию кистью, учит чувствовать границы листа, положительно влияет на развитие образного мышления.
Пальчиковое рисование желательно начинать в первой половине дня, когда активность ребенка более высокая. Первые занятия, как правило, длятся недолго – буквально пару минут. В дальнейшем увлеченный ребенок, не отрываясь, может рисовать до 15–20 минут.
Для рисования пальцами используют специальные пальчиковые краски. Это могут быть готовые, покупные краски, они имеют нужную консистенцию и не требуют дополнительного разведения водой. Большинство из них имеют горькие компоненты во вкусе, чтобы ребенку, один раз попробовав, больше не захотелось их лизать. При покупке красок от российского производителя нужно обратить внимание на производителя - на упаковке должен стоять номер санитарного разрешения. А на импортной продукции должен стоять значок «AP» либо «CE», означающий соответствие стандартам безопасности.
В крайнем случае, можно использовать немного разведенную гуашь.
Также можно сделать краски самим. В этом случае они будут более безопасны для самых маленьких художников.
Проще всего использовать выжатый свекловичный, морковный, смородиновый, вишневый, шпинатный сок.
Другой вариант — купить в продовольственном магазине набор пищевых красителей, смешать их с хорошо вываренной манкой. Густотой каши определяется плотность красок. Слишком жидкой ее делать не стоит, иначе рисовать будет неудобно.
Третий вариант самостоятельного изготовления красок более сложный. Соедините 2 стакана муки и 7 больших ложек мелкой поваренной соли. Затем порционно добавляйте воду, пока масса не обретет сметанообразную консистенцию. В получившуюся смесь влейте большую ложку подсолнечного масла, тщательно размешайте, чтобы не было комочков. Разделите массу на порции. Получается 6 баночек красок, примерно по 50гр. каждая.
В каждую порцию добавьте определенный пищевой пигмент, опять хорошенько размешайте. Дополнительно можно добавить немного глицерина, тогда краски станут глянцевыми.
Бумага может быть любого формата, но для первых занятий предпочтительны ватманские листы А3 и А2, так как малыши обычно широко размазывают краску. Можно использовать для занятия раскраски, распечатать контурные шаблоны. Если рукомойник находится далеко, желательно поставить на стол миску с подогретой до +30–40°C водой. В ней маленький художник будет мыть пальчики после нанесения определенного цвета.
Заниматься с дошкольником нужно, соблюдая определенную этапность, зависящую от возрастных возможностей маленького художника:
1.Этап беспорядочных пятен. Это первые занятия с малышами раннего возраста, которые еще не способны создать на бумаге образы, но их непременно увлечет размазывание ярких красок по листу.
На этом этапе важно показать малышам технику рисования, а также постараться выделить указательный палец как основной рабочий. Обычно малыши размазывают краску сразу всеми пальчиками. Нужно периодически в ходе занятия брать указательный палец ребенка, макать в краску, водить по бумаге именно им. Постепенно малыш поймет, что указательным пальчиком работать удобнее. Этот момент важен для ускорения развития письма и художественно-прикладных навыков у будущего школьника.
2.Этап раскрашивания по зонам. Постепенно дошкольник начнет осознавать, в каких местах, и какого цвета нужно делать пятна, сюжеты его рисунков будут становиться все понятнее и осмысленнее. Например, если родитель попросит изобразить снежные сугробы, ребенок сделает это в нижней части листа в виде округлых белых холмиков. Это значит, у дошкольника формируется представление о зонировании изображения, то есть закрашивании определенных участков, за контур которых выходить нельзя, иначе композиция нарушится. Практикуется такое рисование пальчиками в младшей группе, где дошкольникам 2–3 года.
3.Выстраивание по форме. Такая техника рисования предназначена для дошкольников 3–5 лет, которые уже имеют хорошую плоскостную и пространственную ориентацию. Она подразумевает, что ребенок изображает цветные пятна вдоль определенной линии или проставленных меток. Например, пальчиками нужно поставить зеленые листики на шаблонном изображении ветки дерева. Или разноцветные лампочки на новогодней гирлянде. Взрослому задание может показаться простым, но ребенок не всегда понимает, куда тыкать пальцы. Поэтому на первых порах ему нужно помогать, подсказывать нужные точки.
4.Дорисовывание. Это самый творческий этап, к которому приступают, когда дошкольник уже хорошо владеет техникой рисования пальцами. На этом этапе отпечатки пальцев становятся основой для дальнейшего вырисовывания персонажа с применением воображения. Например, изобразив в ряд несколько зеленых пятен, останется подрисовать маркерами глазки и ножки, чтобы получилась забавная гусеница.
5.Мазки. Это самый сложный этап. С помощью техники нанесения краски не пятнами, а мазками разной длины и толщины можно создавать высокохудожественные картины, напоминающие произведения импрессионистов. Рисование пейзажей и натюрмортов мазками практикуют в старших детсадовских группах, где дошкольники уже имеют представление о композиции, цветовых сочетаниях, оттеночных перехода.
Существует несколько техник пальчикового рисования:
1.Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п.
2. Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка — вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка — одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);
3. Рисуем пальчиками, а именно:
- кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску, либо заранее подготовленный шаблон),
- проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры),
- прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге — выйдут кустики, деревья, звездочки),
- соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки);
4. Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки).
Дети умеют видеть красоту. Но не все они верят, что могут передать эту красоту на бумагу. Постепенное продвижение в обучении рисованию пальчиками даёт ребенку возможность начать рисовать. И от этапа «хаотичного тыканья» перейти к настоящему изобразительному творчеству.
Рисуйте и творите вместе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники "Рисование пальчиками и ладошками" .
Нетрадиционные техники "Рисование пальчиками и ладошками" ....
Рисование пальчиками и ладошкой
Пальчики и ладошки могут играть большую роль в рисоваинии, с помощью них можно изобразить практически все....
Польза рисования пальчиками и ладошками
Польза рисования пальчиковыми красками02.07.2018< 100Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.Рисование пальчиковыми красками на сегодняшний день яв...
Рисование руками как новый опыт принятия себя. техника рисования пальчиками и ладошками для детей с ОВЗ.
Принятие себя, самопринятие.Это:• умение и привычка относиться к себе и своим особенностям без негативной окраски;• безоценочное, безусловно положительное отношение к самому себе.Благодаря с...
В чём польза рисования пальчиками и ладошкой Как рисовать пальчиками
Одним из эффективных способов развития ребенка является рисование. Несмотря не то, что специальные исследования подтверждают это, родители не особенно обращают внимание на такие занятия. А новейш...
Консультация для родителей по нетрадиционной технике рисования «Рисование пальчиками и ладошками»
Консультация для родителей по нетрадиционной технике рисования «Рисование пальчиками и ладошками» ...