«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 – 4лет»
материал по рисованию (младшая группа)

Дарья Юрьевна Уразбахтина

                 Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d._po_samoobrazovaniyu22-23.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 144»

ДНЕВНИК

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2023-2024 учебный год

Уразбахтина Дарья Юрьевна

воспитателя младшей группы «Альбион»

Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе

с детьми 3 – 4лет»

____________________________2023 год___________________________

(НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ)

__________________________2024 год__________________________

(ОКОНЧАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ)

г. Саратов 2023

  1. Общие сведения

1. Ф.И.О. педагога  Уразбахтина Дарья Юрьевна

  1. Должность  Воспитатель

  1. Образование  Высшее

  1. Курсы повышения квалификации «ФГОС ДО: развитие социальных навыков и знаний при подготовке воспитанников к обучению в школе» 31.08.2021г.

  1. Квалификационная категория, дата присвоения- 1  -02.03.2021г.

  1. Общий стаж работы   16 года

  1. Педагогический стаж  6 года

  1. Педагогическое кредо  «Воспитатель - это не работа, это каждодневная забота о важнейших гражданах страны, чтоб послушны были и умны»

  1. Содержание

1.   АКТУАЛЬНОСТЬ

2.   ЦЕЛЬ

3.   ЗАДАЧИ

4.   Ожидаемые результаты.

1.Актуальность:

                 Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. Включение в работу с детьми, нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования, позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописними материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом?) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.п. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.    

             Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

              В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

2.Цель:

         Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.                                                                                                                    Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

 Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

-  развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- учит детей работать с разнообразным материалом;

-развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;

 развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует воспитатель, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

3.Задачи:

- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

 самореализацию

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового

Сроки работы: сентябрь 2023 – май 2024 г.

Ожидаемые  результат:

-Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности

- Накоплен методический и дидактический материал по проектно- исследовательской деятельности

-Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

-Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

-У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

-Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

- Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

  1. План реализации научно-методической темы по самообразованию на 2023-2024 учебный год

№ п/п

Форма работы

Содержание

Срок

Результат

1

Практическая Теоретическая,

Рисование пальчиками;

Цветные пальчики

Ягодки на тарелке

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

Сентябрь

Беседа на тему: «Пальчиковые краски

и работа с ними».

Консультация на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами».

2

Практическая Теоретическая,

Рисование пальчикам;

Дождик, дождик пуще...

Листья желтые летят

Подводное царство

Петушок, петушок…

.

Октябрь

Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования»

3

Практическая Теоретическая,

Рисование ладошками ;

Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

Ноябрь

Беседа на тему:

«Читаем ребенку дома»

4

Практическая Теоретическая,

рисование ватными палочками;

Горошины для петушка

Идет снег

Узор на платочке

В лесу родилась

елочка

Декабрь

Консультация на тему: «Увлекательное рисование»

5

Практическая Теоретическая,

Тычок;

Вот зима кругом

Снег идет

Цыплятки

Бусы для Кати

Январь

Консультация на тему:

«Какое значение имеет пальчиковое рисование для ребенка»

6

Теоретическая, Практическая

оттиск (штамп) пенопластом; Кубики для Вани, Мячики, Башни, Гусеница.

Февраль

Беседа на тему: «Изучение новой техники «оттиск»

7

Теоретическая, Практическая

оттиск (штамп) пенопластом;

Платье для Катюши,

рисование губкой «Спрячь зайку», рисование трафаретом «Веселые животные»,

рисование по-мокрому «Солнышко»..

Март

Беседа на тему:

«Наши руки не для скуки»

8

Теоретическая, Практическая

Рисование смятой бумагой;

Березки, Одуванчики, Ёжик.

Монотипия;

Воздушные Шарики.

Апрель

Знакомство детей

 с особенностями  техники: «рисование смятой бумагой»

9

Теоретическая, Практическая

набрызг ;

Салют, Звездочки на небе,

Рисование пипеткой;

Дождь идет, Мухомор.

Май

Консультация для родителей на тему:

«Как развивать способность ребенка

к рисованию»

                                         

IV.Практическая реализация темы по самообразованию

№ п/п

Форма

(открытый урок, сообщение, выступление, мастер-класс, статья, проект, консультация в Инстаграм  и др.)

Тема

Уровень

(  внутри образовательного учреждения,  муниципальный,  областной, всероссийский)

Дата

ДОУ

.

.

  1. ПУБЛИКАЦИИ

НА САЙТЕ, В СЕТИ ИНТЕРНЕТ, В ИНСТАГРАМ

№ п/п

Название публикации

Дата публикации

Где опубликовано

1

Сентябрь

https://nsportal.ru/urazbahtina-darya-yurevna

2

Октябрь

https://vk.com/d.sadik144

https://nsportal.ru/urazbahtina-darya-yurevna

3

https://nsportal.ru/urazbahtina-darya-yurevna

4

https://nsportal.ru/urazbahtina-darya-yurevna

5

https://nsportal.ru/urazbahtina-darya-yurevna

6

https://nsportal.ru/urazbahtina-darya-yurevna

7

https://nsportal.ru/urazbahtina-darya-yurevna

8

.

https://nsportal.ru/urazbahtina-darya-yurevna

https://nsportal.ru/urazbahtina-darya-yurevna

https://vk.com/d.sadik144

https://mdousad144.nubex.ru/

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

5. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

6. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник.

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 – 4 лет»

Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 3 1. Виды и техники нетрадиционного рисования………………………………………32. План работы………………………………………………………………………………7 Заключение…………………...

Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 31. Виды и техники нетрадиционного рисования…………………………………3    2. План работы……………………………………………………………………………7Заключение………………………...

методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянн...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сл...

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4лет»

Актуальность:Рисование- интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразитель...

Консультация «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 – 4лет»

Включение в работу с детьми, нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования, позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнени...