Опыт работы "Чудесный мир народного творчества"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Цель программы – приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Задача – раскрыть формы, способы организации и содержания образовательной деятельности в ДОУ по приобщению детей к народной культуре через декоративно-прикладное искусство и другие формы образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnyy_mir_narodnogo_tvorchestva.docx | 786.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
воспитателя
Павловой
Натальи Андреевны
Содержание рабочей Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО и ФОП ДО, одной из задач которых является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Все то, что будет заложено в детстве, человек пронесет через всю свою жизнь.
С уверенностью можно сказать, что большинство, как дети, так и взрослые, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Русский философ И.А.Ильин писал: «Судьба народа скрыта в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его призвание».
Дети старшего дошкольного возраста изучают историю традиционных народных промыслов и воплощают полученные знания в своих творческих работах. Вся работа в группе по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана духом творчества, радости и любви к русскому народу. В группе создан мини-музей народного прикладного творчества. Его ценность в том, что экспонаты можно брать в руки, рассматривать, переставлять, придумывать сюжеты.
Конечно, дошкольники не смогут овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Задача воспитателя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работать.
Содержательность. Программа кружка рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 8-10 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 30 мин.
Цель программы – приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Задача – раскрыть формы, способы организации и содержания образовательной деятельности в ДОУ по приобщению детей к народной культуре через декоративно-прикладное искусство и другие формы образовательной деятельности.
Состав группы: одновозрастной (6-7 лет).
Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.
Принципы проведения занятий: системность подачи материала; наглядность обучения; цикличность построения занятия, доступность, проблемность, развивающий воспитательный характер учебного материала.
Этапы занятия:
1. Организационный этап (создание эмоционального настроя в группе;
упражнения, игры с целью привлечения внимания детей).
2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия; выяснение
исходного уровня знаний детей по данной теме).
3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся
данных)
4. Рефлексивный этап (обобщение нового материала; подведение
итогов занятия).
Перспективное планирование
подготовительная к школе группа
Месяц | НОД | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Сентябрь | «Повторение гжельских орнаментов» Программное содержание Продолжать углублять знания детей об истории и традициях гжельского промысла. Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти. Способствовать развитию восприятия, эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитывать самостоятельность | Дидактическая игра «Составь узор» Продолжать знакомить детей с особенностями гжельской росписи, упражнять в составлении узора из элементов |
«Кольца для салфеток» Программное содержание При рассматривании изделий, расписанных цветочными узорами, учить детей выделять композицию рисунка, особенности, оживляющие элементы (завитки, усики) и составлять узор. Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти. Развивать эстетический вкус. | 1. Дидактическая игра «Предметы русской старины». Знакомить детей с культурой родного народа – его традициями, бытом, костюмом. 2. «Сказанья и поверья русского народа». Познакомить детей со сказаньями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей | |
Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – гжельская керамика. «Капелька» Программное содержание Познакомить с традиционным русским художественным промыслом – «капелькой». Способствовать закреплению различных приемов работы с кистью, развитию восприятия, образного мышления. Формировать навыки взаимооценки художественно-творческой деятельности | «Деревенская посуда» дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации | |
«Блюдце» Программное содержание Углублять знания детей о гжельской росписи. Упражнять в рисовании простейших видов растительных орнаментов. Способствовать развитию образного мышления, эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности | Рассматривание альбома «»Сказочная гжель» Способствовать развитию умения видеть красоту цвета в изделиях. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству | |
Октябрь | Мазковая роспись. «Цветочек» Программное содержание Способствовать овладению детьми традиционной техникой гжельского мазка – «мазок с тенью», главным мотивом гжельской росписи – «синяя роза». Развивать мелкую моторику пальцев. воспитывать интерес к изобразительной деятельности, искусству | Дидактическая игра «»Дорисуй и раскрась». Упражнять детей в симметричном рисовании предмета и узора, развивать глазомер. Углублять знания детей о различных росписях. |
«Чайный сервиз» Программное содержание Упражнять детей в рисовании традиционного мотива гжельской мазковой росписи – «цветка», тонких линий концом кисти. Формировать умение вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Развивать эстетическое восприятие | 1. Отгадывание стихотворных загадок. Поддерживать интерес к русским народным промыслам. 2. Праздник «Осенины – осени именины». Формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа | |
«Лебедь» Программное содержание Способствовать освоению детьми приемов гжельской росписи (точки, капельки, мазки с тенью). Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать эмоциональную отзывчивость | «Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы» Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами | |
«Поставец» Программное содержание Углублять знания детей о городецкой росписи. Упражнять в декоративном оформлении силуэта деревянного изделия с использованием традиционных элементов городецкой росписи – «купавок», «бутонов», «листочков». Развивать умение видеть красоту цвета в народных изделиях. Воспитывать эмоциональную отзывчивость | Рассматривание альбома «Городецкая роспись» Способствовать развитию умения видеть красоту цвета в народных изделиях. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству | |
Ноябрь | «Расписное панно» Программное содержание Углублять знания детей о городецкой росписи. Способствовать восприятию произведений народного прикладного искусства, созданию собственных по мотивам росписи, соблюдению определенного ритма, симметрии, соразмерности отдельных элементов. | 1. «Дело мастера боится». Чтение сказки «Семь Симеонов». Способствовать формированию общечеловеческих качеств: трудолюбие, смелость, честность, доброта. 2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Развитие ассоциативного мышления |
«Основы композиции». Украшение разделочной доски» Программное содержание Углублять знания о городецкой росписи. Познакомить с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках. Развивать самостоятельность в выборе формы, умении подбирать цвета в соответствии с видом росписи. Воспитывать чувство уважения к людям, создающим рукотворные предметы | 1. «Щи да каша – пища наша». Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека. 2. «Ой, вы, гости-господа». Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях | |
Знакомство с декоративно-прикладным искусством – хохломская роспись. Узор «травка» (в полосе) Программное содержание Познакомить с декоративно-прикладным искусством – хохломских мастеров, колоритом, основными элементами хохломской росписи. Упражнять в рисовании простейших элементов травяного орнамента. Развивать художественно-творческие способности | 1. «Где живет перо жар-птицы». Познакомить детей с историей народного промысла – хохлома, его легендами, преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей. 2. Дидактическая игра «Составь узор». Упражнять в составлении хохломского узора из готовых форм, закрепить элементы и цветовую гамму | |
«Подарок для Мишутки. Ложка» Программное содержание Продолжать освоение элементов травяного орнамента с использованием двух цветов – черного и красного. Упражнять детей в рисовании тонких линий концом кисти. Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, искусству. | 1. Рассматривание альбома «Хохломская роспись». Развивать умение видеть красоту цвета в народных изделиях. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. 2. «Русский самовар и чаепитие на Руси». Познакомить детей с устройством самовара, показать значение чаепития для русского народа | |
Декабрь | «Травяной орнамент» Программное содержания Способствовать освоению детьми травяного орнамента с использованием ранее изученных элементов. Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти. Развивать восприятие, образное мышление, мелкую моторику пальцев. Развивать художественно-творческие способности, художественный вкус | 1. «Чудо чудное, диво дивное – Золотая Хохлома». |
Рассказать детям о традициях хохломской росписи. 2. Рассматривание открыток «Золотая Хохлома». Приобщать детей к восприятию искусства | ||
«Роспись чашки» Программное содержание Способствовать обретению умения плавно поворачивать руки при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), осуществлять движение всей руки при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки и др. Развивать умение видеть красоту цвета в народных изделиях | 1. Беседа «Горшочек, вари…» Продолжать знакомить детей с глиняной посудой, а именно с историей создания и назначением горшка. 2. «В тереме расписном я живу…» Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать интерес к народной культуре | |
«Уточка-солонка» Программное содержание Упражнять детей в росписи силуэта изделия кистью и печаткой-тычком, уделяя внимание ритмичности расположения элементов, равномерности закрашивания рисунка. Способствовать развитию восприятия, образного мышления, воображения, эмоционально положительного отношения к окружающему миру. | Рассказ воспитателя «Русские народные праздники: Рождество. Новый год». Продолжать знакомить с русскими народными традициями. | |
«Вазочка для цветов» Программное содержание Способствовать освоению детьми элементов хохломской росписи. Развивать самостоятельность в составлении узора, умении подбирать цвета в соответствии с видом росписи. | «Пришла Коляда накануне Рождества» Рассказать детям о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок | |
Коллективная работа «Хохломской букет» | Дидактическая игра «Дорисуй и раскрась» | |
Январь | Программное содержание Создавать условия для создания коллективных декоративных композиций по мотивам хохломской росписи. Способствовать закреплению различных приемов работы с кистью. Развивать эстетические чувства, художественно-творческие способности. Воспитывать эмоциональное отношение к красоте предметов декоративно- прикладного искусства | Упражнять детей в симметричном рисовании предмета и узора. Развивать глазомер. Углублять знания о различных росписях |
«Жостовский орнамент» Программное содержание Познакомить детей с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов. Упражнять в умении держать кисточку тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Способствовать развитию восприятия, образного мышления, эмоционально положительного отношения к окружающему миру. | 1. Жостовские подносы Познакомить с деревней Жостово и промыслом – изготовлением подносов, характерной росписью. 2. Дидактическая игра «Составь узор» Упражнять детей в умении выделять особенности жостовской росписи, составлять узор из готовых форм. Познакомить с декоративно-прикладным искусством жостовских мастеров | |
Февраль | «Пятилистник» (цветок яблони) Программное содержание Познакомить детей с цветовой гаммой, временем цветения цветка, с послойной проработкой изображения в жостовской росписи. Упражнять детей в рисовании традиционного жостовского узора – «пятилистника» (цветка яблони). развивать художественно-творческие способности, художественный вкус. | Чтение и рассматривание книги «Цветы на подносе» Способствовать формированию умения видеть прекрасное в окружающем мире |
«Цветы в корзине» Программное содержание Упражнять детей в освоении мазковой техники жостовского письма и соблюдении пропорций при изображении различных типов цветов. Способствовать закреплению различных приемов работы с кистью. развивать умение видеть красоту цвета в народных изделиях. Воспитывать желание передавать свои впечатления в рисунке | 1. Дидактическая игра «Узнай роспись» Упражнять детей в умении видеть характерные особенности каждого вида росписи. 2. Рассматривание открыток «Искусство жостовских мастеров» Приобщать детей к восприятию искусства | |
«Алые маки» Программное содержание Упражнять детей в рисовании крупных цветов – маков в технике жостовской росписи. Продолжать освоение принципа послойной проработки изображения в жостовской росписи. Развивать художественно-творческие способности. Воспитывать эмоциональное отношение к красоте предметов декоративно-прикладного искусства | 1. «Рукодельница и себе, и людям радость приносит» Знакомить детей с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц. Обогащать словарь пословицами, поговорками, словами «рукодельница», «вышивальщица». 2. Прослушивание русских народных песен. Приобщать детей к национальной культуре | |
«Украсим поднос цветами» Программное содержание Продолжать знакомить детей с особенностями жостовской росписи, совершенствовать умение рисовать цветы по мотивам жостовских узоров. Способствовать развитию чувства композиции, эстетического восприятия. | 1. «Грач на горе – весна на дворе» Рассказать детям о русских обычаях встречи весны. 2. Пение закличек о весне |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...
Презентация. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в вос...
Опыт работы по теме «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Опыт работы по теме для воспитателей ДОУ....
Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "
Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...
Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей»
Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей» Ранний дошкольный возраст Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познаватель...