конспект занятия по изобразительной деятельности старшего дошкольного возроста
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Эти обереги обладают наибольшей силой, так как защищают вашу семью уже давно,и их сила со времен только увеличивается.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Амурская основная школа д/с Теремок
Конспект занятия
по изобразительной деятельности с применением методики нетрадиционные техники ручного творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Сидоренко О.Н., воспитатель
Тема: «Народные поверья. Оберег своими руками - подкова»
Цель:Привитиедошкольникам интереса и любви к русским народным традициям, семейным и нравственным ценностям в процессе изготовления оберега «Подкова» для украшения интерьера дома.
Задачи:
Образовательные – научить работать с природным материалом и выполнять оберег, расширить кругозор воспитанников о народных поверьях;
Развивающие – развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу;
Воспитательные – воспитывать уважение к народным традициям, интерес и активность к творческой деятельности и художественно - эстетический вкус.
Методы обучения: устное изложение нового материала, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов.
Наглядно-демонстрационный материал: фотоиллюстрации и образцы оберегов.
Оборудование: ножницы, клей, нитки, картон, ягоды рябины, монетки, крупа, ягоды шиповника, семена тыквы и подсолнуха, скорлупа орехов, фасоль, желуди, колоски, кукуруза.
Подготовительная работа: проведение экскурсии на природу с целью сбора природного материала, необходимого для создания оберега – подкова.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент (2-3мин.)
Добрый день, гости дорогие,
Я приглашаю вас
В мой уютный дом.
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь.
А собрались мы для забавушки
Чтоб узнать, как жили наши бабушки,
Как делали обереги яркие,
Да самим смастерить подарки.
2. Теоретическая часть:
Руки? - на месте ,Ноги? – на месте,Локти? – у края,Спина? – прямая
Сегодня мы с вами, поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях и оберегах.
Вы узнаете, как сделать оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготовления оберегов и их символами.
Уж так устроен человек. Обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо, а вернувшись, домой за забытой вещью, посмотримся в зеркало.
Ребята, какие приметы вы знаете. (Ответы детей).
Оказывается, вы знаете очень много народных примет. Как вы думаете, почему и для чего люди издавна создавали приметы и верили в них? Верите ли вы в приметы? (Ответы детей…)
С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой дом от бед и несчастий.
Для этого они делали обереги. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», хищных зверей, стихийных бедствий, и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы, вложенные в него, добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме, родной земле.
Самые сильные обереги – семейные реликвии. Это могут быть кольца, бусы, браслеты, игрушки, куклы, предметы одежды и предметы народного декоративно – прикладного творчества, передаваемые из поколения в поколение.
Эти обереги обладают наибольшей силой, так как они защищают вашу семью уже давно, и их сила со временем только увеличивается.
Следующими по силе являются вещи, подаренные вам кем-то, кто вас искренне любит и желает вам всяческих благ. Таким может оказаться и любимый человек, и родственник, и кто-то из друзей.
Издавна люди беспокоились не только о том, как обезопасить себя, но и как уберечь свой дом от бед и напастей. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов.
Люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого надо задобрить, чтобы он не сердился и не вредил обитателям дома. Вот и мастерили своими руками самого домового и обереги для него обереги – домовушки, веночек, веничек, лапоть, хатку.
Обереги-домовушки очень добрые игрушки!
Они такие славные, красивые, нарядные,
Несут добро и радость в дом, здоровье и достаток!
Хранят семью и наш покой,
Отводят все невзгоды!
Сегодня мы поговорим об одном очень интересном обереге и даже сделаем его своими руками. Его название нам подскажут следующие строки:
«Ах, как хорошо!» - воскликнула она,
Лошадью разбитая подкова -
«Нынче я от рабства гонок спасена,
Пусть уже и не совсем здорова».
Одолев свою последнюю версту,
Отдыхает от душевной хмари,
Майский жук ползет по длинному листу,
Капелька росы улыбку дарит…
…«Эх, опять во лбу гвоздь торчит стальной,
Дверь бьет скрипом мне по перепонкам,
Я на счастье здесь, только, Боже мой,
Как охота вновь вернуться к гонкам».
Бытовое предназначение подковы
При работе лошади на твёрдом грунте роговые части копыта быстро изнашиваются.
При повреждении копыта лошадь испытывает болезненные ощущения, начинает хромать, или вообще отказывается ступать на больную ногу.
Ковка позволяет предохранить копыта от износа и защитить их от травмирующих ударов о твёрдый грунт. В зимнее время подковы, снабжённые шипами, улучшают сцепление копыта с грунтом и предотвращают скольжение.
Специальные типы подков (ортопедические подковы) применяются при лечении различных заболеваний конечностей лошади. Крупный рогатый скот тоже нуждается в ортопедических подковах.
Оберег «Подкова»
Это очень интересный и красивый оберег. Издавна считается, что подкова – это талисман, который несет с собой счастье, удачу и богатство.
Наши предки считали, что если найти подкову на дороге, то с этого времени ты станешь «баловнем» судьбы. Если настоящую подкову вам не найти, то купленная, подаренная или сделанная своими руками, она так же будет обладать сильнейшей энергетикой.
На Дону были свои основания считать подкову символом грядущего счастья и оберегом от бед и нечистой силы.
Дело в том, что все подковы выходили из-под молота кузнецов, всегда считавшихся борцами с нечистой силы.
Кроме этого, подкова связана с конем, верным помощником казака и воина. Современные исследователи считают, что радость от найденной подковы объясняется тем, что в давние времена железо было большой редкостью, любое металлическое изделие считалось очень дорогим.
Поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома – нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастьем.
Как сделать оберег
Оберегом могут стать самые разнообразные предметы. Силу свою обереги черпают первоначально от человека, их создающего: когда вы делаете их своим оберегом, вы должны вложить в них частичку своей энергии.
Также силу свою они черпают в доверии к ним.
При создании оберега думайте о чем-нибудь светлом и возвышенном. Вы должны полностью сконцентрироваться на процессе и мыслях о прекрасном, добром, вечном - ведь вы заряжаете свой оберег положительной энергией, которая будет потом вас охранять и помогать вам.
Значение цвета в оберегах
Красный — успех в начинаниях, любви.
Оранжевый — сотрудничество.
Желтый — радость, символ здоровья и удачи.
Зеленый — практичность.
Голубой — изменения.
Синий — ответственность.
Фиолетовый — вера;
Пастельные тона — завершение;
Черный, белый, или жемчужно-серый — интуиция;
Красновато-коричневый, желтовато-коричневый — величие;
Коричневый с синим — счастливая дорога и ясное солнце.
Значение символов на оберегах
Злаки, бобовые — символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.
Лапти символизируют домашний уют, семейное счастье.
Красный горький перец — мужское начало, символ мужского здоровья.
Шишка — символ трудолюбия и достижения успеха.
Лекарственные травы, ягоды шиповника — символ крепкого здоровья.
Лук оберегает семью от слез.
Ягоды рябины — символ женской молодости, красоты.
Мешковина — изобилие.
Тыква, семена тыквы — символ плодородия, женского начала.
Хлеб — всему голова — согласие и достаток в доме.
Лавровый лист — слава, успех.
Плетение символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми.
Солнце, цветок подсолнуха — главный славянский оберег, славяне - дети солнца.
Семена подсолнуха — здоровье детей в доме.
Кукуруза — символ здоровья у детей, продолжения рода, сплоченности семьи, взаимопонимания.
Веник, направленный вниз, выметает ссоры из избы.
Веник, направленный вверх, — к деньгам.
Орех — символ умственной силы и здоровья.
Монетка — успех в делах.
Чеснок и перец изгоняют нечистую силу.
Домашняя выпечка символизирует хлебосольность.
Сухоцветы — символизируют уют и красоту.
Мешок — символ богатства.
Бублик, цепь — непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.
Домик — символ семьи.
Крупа — мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой.
Колосья, ягоды, дары природы — урожай в хозяйстве.
Как правильно повесить оберег - подкову?
Вот что об этом было сказано в «Книге Потаённого Древа Жизни»: «Чаша Светлая, где Счастье живёт, Добра Обитель, Знак Защиты.»
Подкова, направленная ветвями вверх, олицетворяет собой чашу, которая будет привлекать в дом богатство. Если же вы повесите подкову ветвями вниз, вся негативная энергия дома будет задерживаться на ней и стекать вниз, на землю. Обычно, таким образом, подкову вешают для защиты дома от злых сил (порчи, сглаза). У нас на с давних времён принято придерживаться такой традиции: внутри дома подкова вешается ветвями вверх, а снаружи, например, над крыльцом – ветвями вниз.
Как подкову на дверь прибиваю,
Так себя и дом от всякой беды ограждаю,
Всё плохое за порог выгоняю,
Любовь, радость в дом привлекаю!
Практическая часть
Повторить технику безопасности с ножницами и клеем.
Перед учащимися – описание символики оберегов.
Им предлагается изготовить и украсить свой оберег, продумать его смысл.
Технологическая карта выполнения оберега – подкова
1. Готовые заготовки из картона нужного размера в форме подковы.
2. Обматываем картонную заготовку пряжей разного цвета, закрепляем.
4. Аккуратно приклеиваем горошинки, семечки и другой природный материал.
5. Готовую подкову можно покрыть лаком.
Физминутка «Теремок»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)
На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк -Дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)
Пришел Петя-петушок. И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)
4. Заключительная часть
1. Презентация итоговых работ:
При презентации учитывается четкость выполнения детьми композиции, цветовое решение, оригинальность замысла.
2. Рефлексия воспитанников познавательно-творческого процесса
Педагог предлагает закончить предложения:
- Я поняла, что оберег – подкова – это …
- Мне особенно понравилось…
- У меня появилось желание …
3. Заключительные выводы педагога:
Ребята, сегодня мы вспомнили о том, во что верили наши деды, о том, как они жили и не тужили, как ценили тепло домашнего очага и сохраняли его с помощью различных оберегов.
Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
Русская старина вся пронизана добром, трудолюбием, а это очень важно. Чтобы не ушло все старое, доброе, что велось веками, мы должны продолжать с вами казачьи традиции.
Сегодня мы узнали, что особая прелесть оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества.
Помимо традиционных, вы можете попробовать сделать свой собственный, семейный оберег, зашифровав с помощью существующих символов свои самые заветные желания.
Что может быть интереснее, чем, собравшись вечером всей семьей, придумывать и создавать свой оберег?
Такое совместное творчество, без сомнения, укрепит вашу семью, даст ощущение защищенности и позволит украсить дом трогательными сувенирами.
Пусть в доме счастье светиться всегда, пусть радость будет нескончаема и пусть поможет в этом вам, ваш милый оберег!
Будем знать теперь и мы:
Подковы тайнами полны
И дома оберегают,
И удачу зазывают.
Обереги в доме всем нужны
В них секреты старины!
Ой, вы, гости дорогие!
У нас игрушки непростые,
Веселые и яркие, примите их в подарки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия содержит задачи направленные на развитие творческого воображения и чувства цвета. В занятии используется проблемно-игровой метод, что спосоствует эффективности обучения созданию допол...
Конспект занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа. (нетрадиционная техника: обрывание) Тема: « Снеговик »
Закреплять умение отрывать небольшие кусочки ваты для дополнительного оформления своей работы. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материал. Формировать умение замечать нед...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенний пейзаж».
Конспект занятия по изобразительной деятельностидля старшего дошкольного возраста. Тема: «Осенний пейзаж». ПАСПОРТ...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...
Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Хантыйский национальный орнамент»
Цель занятия научить детей узнавать элементы хантыйского орнамента, видеть разнообразие элементов орнамента с учетом тематики узора (природы, животных)....
Конспект занятия по изобразительной деятельности в дошкольной группе детей с ОВЗ на тему: "Где то багульник на сопках цветёт.."
Развивать у детей с помощью нетрадиционной техники природу Забайкальского края....
Конспект занятия по изобразительной деятельности старшей группе "Весенние цветы".
Конспект данного занятия будет интересен воспитателям старших и средних групп при ознакомлении с техникой пластилинографии....