Маленькие фантазеры
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Дополнительная образовательная программа
художественно - эстетической направленности с использованием нетрадиционных техник рисования
«Маленькие фантазеры»
на 2023-2024 уч.г.
для обучающихся 3-4 лет
Срок реализации программы 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_fantazery_bogdanova_v.docx | 206.74 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Содержание | Стр. |
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 3 |
Пояснительная записка | 3 | |
1.1 | Информационная карта программы | 4 |
1.2 | Цели и задачи реализации Программы | 5 |
1.3 | Принципы и подходы к формированию Программы | 6 |
1.4. | Значимые характеристики для разработки и реализации Программы | 7 |
1.5. | Планируемые результаты основания Программы | 8 |
1.6. | Система оценки результатов освоения программы | 9 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 9 |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанника: | 9 |
2.1.1 | Взаимодействие взрослых с детьми вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы | 9 |
2.1.2 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся | 10 |
2.1.3 | Учебно-тематический план Программы | 10 |
2.1.4 | Календарно-тематическое планирование и содержание Программы. | 11 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | 20 |
3.1 | Методические и оценочные средства. Критерии и способы определения результативности. Формы подведения итогов | 20 |
3.2 | Итоговое занятие «Бабочка - красавица» | 21 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение | 23 |
3.4 | Учебно-методическое обеспечение | 23 |
3.5 | Кадровое обеспечение | 24 |
3.6 | Список используемой литературы | 24 |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
1.1. Информационная карта программы
Таблица 1
Наименование ОУ (полное) | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Звездочка» г. Белоярский» |
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Маленькие фантазеры» |
Направленность программы | Художественно - эстетической направление |
Сведения о разработчиках | Богданова Варвара Петровна, воспитатель |
Срок реализации программы | 1 года |
Возраст обучающихся | 3-4 лет |
Характеристика программы | Тип программы: дополнительная общеобразовательная программа Вид программы: модифицированная Форма организации содержания учебного процесса: интегрированное |
Цель программы | Развитие художественно – творческих способностей, укрепление мелкой моторики и координации движений рук, у детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет, через художественно – изобразительную деятельность, посредством нетрадиционной техники – рисование. |
Задачи программы | Обучающие Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей, изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования. Развивающие Способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, фантазии. Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия. Развивать художественный вкус, изобретательность, интерес к процессу и результатам работы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать речь воспитанников, обогащать словарный запас. Воспитательные Воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, выражать эмоциональное сопереживание, доброту к игровым персонажам, воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. Поддержание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах |
Планируемые результаты (возраст 3-4 года) | К завершению обучения дети:
|
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
Обучающие
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей, изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- Развивающие
- Способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, фантазии;
- Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия;
- Развивать художественный вкус, изобретательность, интерес к процессу и результатам работы;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать речь воспитанников, обогащать словарный запас.
- Воспитательные
- Воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, выражать эмоциональное сопереживание, доброту к игровым персонажам, воспитывать усидчивость, аккуратность в работе;
- Поддержание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах
В ходе реализации программы «Нетрадиционное рисование» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- Рисование пальчиками;
- Рисование ладошками;
- Рисование ватными палочками;
- Рисование отпечатками листьев;
- Набрызгиванием;
- Рисование штампиками;
- Монотипия;
- Рисование манка + гуашь + клей;
- Рисование мятой бумагой, фольгой;
- Гратаж;
- Каплетерапия;
- Эбру;
- Кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- Рисование жесткой кистью (тычок);
- Оттиск и другие техники.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы:
- Принцип культур сообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
- Принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- Принцип развивающего характера художественного образования;
- Принцип природ сообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
- Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- Принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Подходы:
Культурно-исторический определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях развития. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности Л.С. Выготский.
Личностный подход в основе развития заложена эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения, поступательное развитие человека происходит за счет личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты недостаточно, поэтому деятельность ребенка определяется непосредственными мотивами. Исходя из этого положения, деятельность ребенка должна быть осмысленной, социально значимой, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Я. Корчак, А.В. Мудрик и др.
Деятельностный деятельность, наравне с обучением, как движущая сила психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают ее новые виды, развиваются (перестраиваются) психические процессы и появляются личностные новообразования А.А. Леонтьев. Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; Занятия начинаются с октября и заканчиваются в мае. Форма организации детей на занятии: групповая. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). Количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 66 занятий.
1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
1.5. Планируемые результаты основания Программы
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Предполагаемые навыки и умения детей к 4-м годам
Таблица 2
Традиционные методы | Нетрадиционные методы |
Интересуются рисованием и аппликацией | Имеют стойкий интерес к изодеятельности |
Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами | Знают и называют материалы, которыми можно рисовать. Умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель) |
Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их | Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют |
Ритмично наносят штрихи, пятна | Украшают изделие различными способами |
Рисуют линиями и мазками простые предметы, рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор) | Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, снеговик) |
Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге | Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвета…) |
Изображают предметы, состоящие из 2х частей (дом, флаг) | Создают простейшую композицию из нескольких предметов (тарелка с фруктами, летящие самолеты) |
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине | Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки |
Программа рассчитана на 1 учебный год. К концу года ребенок умеет:
- Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
- Знает и называет материалы, которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;
- Знает и называет цвета, и умеет правильно подбирать их;
- Передает различие предметов по величине;
- Ритмично наносит штрихи, пятна;
- Украшает изделие различными способами;
- Рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
- Рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
- Создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольных предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
- Создает простые по композиции и содержанию сюжеты (лес, ёжик бежит по дорожке);
- Знаком с различными нетрадиционными техниками рисования;
- Создает простейшую композицию (тарелка с фруктами, летящие самолеты);
- Составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине).
1.6. Система оценки результатов освоения программы
С целью оптимизации образовательного процесса была разработана диагностика. Критерии разработаны исходя из задач Программы, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май) в рамках мониторинга образовательного процесса и предполагает оценку эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования развития каждого ребенка. Мониторинг позволяет осуществлять сбор информации, своевременно анализировать происходящие в ней изменения, планировать работу по преобразованию условий на основе полученных результатов, принимать эффективные решения. Основным инструментом педагогической диагностики является метод наблюдения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями в нетрадиционном рисовании:
Высокий уровень – задание выполнено правильно, самостоятельно и все компоненты отмечены зеленым цветом
Средний уровень - задание выполнено с помощью взрослого или не полностью, и все компоненты отмечены желтым цветом
Низкий уровень - задание не выполнено, и все компоненты отмечены красным цветом.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанника.
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;
– приобщения к изобразительным видам деятельности;
– приобщения к музыкальной культуре;
– приобщения к театрализованной деятельности.
В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру
Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания, по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка. В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности
2.1.1. Взаимодействие взрослых с детьми вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Возрастная характеристика, контингента детей 3-4 лет.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, аплодируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
2.1.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
Семьями обучающихся.
Работа с родителями (Консультации и доклады)
Сентябрь: «Как научить вашего малыша рисовать».
Октябрь: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании».
Ноябрь: «Тайный язык детского рисунка».
Декабрь: Доклад на родительском собрании на тему: «Роль занятий по изобразительной деятельности для развития ребенка».
Январь: «Как организовать домашнее занятие по рисованию».
Февраль: «Ребенок и рисование».
Март: «Нетрадиционные методы рисования изо терапии».
Апрель: «Игры на листе бумаге или открой в себе художника»
Май: «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования дошколят».
Папки-передвижки в родительский уголок:
1. «Игры с красками».
2. «Рисуем дома».
3. «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания»
Индивидуальные беседы:
1. Побеседовать с родителями об организации уголка творчества дома.
2. Побеседовать с родителями о том, как создать детский шедевр в домашних условиях.
3. Побеседовать с родителями о том, какие методы и приемы нетрадиционного рисования можно использовать в детском творчестве дома.
Анкетирование на тему:
1. «Эстетическое воспитание ребенка».
2. «Любит ли ваш ребенок рисовать?»
Ожидаемые результаты
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с пластилинографии. При этом используются: выступления на родительских собраниях, мастер-классы по изготовлению картин, творческие конкурсы, выставки, презентации, фотоотчеты и консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ.
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары – практикумы, информация на сайте ДОУ.
2.1.3. Учебно-тематический план Программы
Таблица 3
№п/п | Наименование тем | Кол-во занятий |
1 | Формирование группы | |
2 | Диагностика воспитанников | |
3 | Тематические занятия | 65 |
4 | Итоговое занятие «Дождик» | 1 |
ИТОГО: | 66 |
2.1.4. Календарно-тематическое планирование и содержание Программы
Таблица 4
№ | Тема занятия | Программное содержание | Техника/ Оборудование |
Сентябрь | |||
Формирование группы | |||
Диагностика | Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста перед началом реализации программы. | ||
Октябрь | |||
1. | Ветка рябины | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (приманиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Рисование пальчиками, приманивания. / Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. |
2. | Осенние листья | Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | Отпечаток листьев. / Гуашь, листья деревьев, альбомный лист. |
3. | Дождик, дождик пуще! | Учить детей новой технике рисования. Располагать изображение по всей плоскости листа. Упражнять детей рисовании цветных полос кисточками на мокром листе. Развитие воображения, цветовосприятия, эмоций. Воспитывать аккуратность при работе с краской, интерес к нетрадиционной технике рисования | Рисование на мокрой бумаге/ белые листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой, поролоновые губки, бутылочки с клеем, влажные салфетки, палитры |
4 | Листопад | Учить рисовать листопад, передавая его образ. Воспитывать аккуратность. | Рисование пальчиками/ Лист тонированной бумаги, гуашь. |
5 | Ковер из осенних листьев | Познакомить детей с новым способом рисования – монотипия; учить рисовать на гладкой поверхности. Обобщить и закрепить знания детей об осени как времени года, нарисовать осенний пейзаж, используя нетрадиционную технику рисования – монотипия. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, бережное отношение к родной природе. | Монотипия / иллюстрации с осенними листьями, альбомные листы А-4, гуашь, кисти, клеенки для столов, баночки с водой, салфетки |
6 | Ёжик | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | Оттиск смятой бумагой/ Мисочка с гуашью, Кисточка, смятая бумага. |
7 | Весёлый ёжик с яблоком | Учить детей рисовать нетрадиционным способом – одноразовыми вилочками, учить дополнять изображение деталями (штампование крышками, рисование пальчиками). Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность | Тычок жёсткой кистью. / Белый лист бумаги с изображением ёжика без иголочек, гуашь, втулки, влажные салфетки, жёсткие кисти |
8 | Дождик идет | Познакомить детей с техникой рисования с помощью цветных капель - каплетерапией. | Рисование с элементами каплетерапии / палитра, |
9 | Грибочки | Учить детей изображать грибы с помощью трафарета с помощью оттиска картофеля и моркови. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать любознательность, интерес к рисованию | Оттиск / Иллюстрация с изображением грибов, половинки моркови и картофеля, образец воспитателя, палочки, листы бумаги формата А-4, гуашь, салфетки. |
Ноябрь | |||
10 | Мои игрушки | Упражнять в рисовании предметов Круглой формы. Закреплять умение украшать предметы. | Оттиск пробкой, рисование пальчиками/ Гуашь, кисти, пробка. |
11 | Волшебный цветочек | Учить передавать образ цветка при помощи пальцев рук. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Развивать интерес к рисованию нетрадиционными способами | Рисование пальчиками/ Альбомный лист, гуашь. |
12 | Осеннее дерево | Учить передавать образ осеннего дерева с помощью пальчиков. Развитие воображения, цветовосприятия, эмоций. Воспитывать аккуратность при работе с краской, интерес к нетрадиционной технике рисования. Развивать эстетические чувства | Рисование пальчиками Лист бумаги, гуашь. |
13 | Лес и озеро | Учить детей передавать в рисунке природные явления, соответствующие поздней осени. Рисовать образ ели и лиственного дерева с опавшей листвой, соблюдая схему строения деревьев. Закреплять у детей навыки работы с палитрой, создавать новые цвета и оттенки. Учить рисовать пейзаж с отражением в воде, по мокрой бумаге, путем складывания листа пополам. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в нетрадиционных техниках. Развивать интерес детей к рисованию и результату своей работы, продолжать развивать творчество и самостоятельность, способность давать оценку своей работе. | Монотипия / бумага для акварели на каждого ребенка, гуашь, палитры, кисточки, баночки с водой, мокрая губка с подложкой для смачивания бумаги, салфетки; рисунки воспитателя. |
14 | Волшебный лес | Развитие умения создавать образ осенней природы, предавать ее красоту, разнообразие деревьев. Ознакомление с нетрадиционной техникой рисования – набрызгом. Развитие художественного вкуса, фантазии, желания экспериментировать в своей работе, мелкой моторики, воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность. | Набрызг / листы А4 на каждого ребенка; готовые вырезанные кроны деревьев разных размеров, краски, зубные щетки, баночки с водой, клеенки, стеки, фартуки с нарукавниками, влажные салфетки |
15 | Воробей - воробушек | Учить детей передавать образ воробья с помощью ладошки, показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек, печатанием крышки от баночки | Рисование ладошкой / ½ альбомного листа, гуашь коричневого и черного цвета, круглые крышки (для печатания головы), салфетки. |
16 | Котёнок | Формирование умения детей рисовать жесткой кистью методом тычка Формировать умение детей рисовать жесткой кистью методом тычка. Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Воспитывать доброе отношение к домашним животным. Продолжать поощрять самостоятельность, творчество. | Тычок жесткой кистью/ Половина альбомного листа с нарисованным контуром котёнка. Гуашь разного цвета, кисточка жесткая. Тканевые салфетки. Маски котят |
17 | Первый снег | Знакомить детей с нетрадиционным способом рисования (ватными палочками). Показать детям возможность получения изображения с помощью ватной палочки. Развивать умение располагать изображение по всему листу. Способствовать развитию мелкой моторики, внимания. Воспитывать аккуратность. Развивать интерес к изобразительной деятельности. | Рисование ватными палочками/ Лист тонированной бумаги, акварель, ватные палочки. |
Декабрь | |||
18 | Снежок для елочки | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки) | Мятая бумага (фольга)/ изображение елочки на тонированном листе |
19 | Чудо - саночки | Научить получать изображение с помощью поролоновой губки и гуаши. Закреплять у детей умение наносить штамп с помощью поролона, окунув его в гуашь понравившегося цвета и наносить печать через трафарет. Развивать навык аккуратной работы с краской, умение дорисовывать детали с помощью печати. | Трафарет/ гуашь. Поднос, поролоновая губка, гуашь, половина альбомного листа, салфетки для рук. |
20 | Волшебные кляксы | Прививать интерес детей к художественному творчеству. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение. | Кляксография / трубочки для коктейлей, бумага, акварель |
21 | Звездочки на небе | Учить детей, создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. | Рисование пальчиками/ Лист тонированной бумаги, гуашь. |
22 | Дед Мороз | Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. | Рисование ладошкой/ Альбомный лист, гуашь. |
23 | Снеговик | Обобщить представления детей о зимних явлениях в природе, учить передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику. Помочь детям освоить нетрадиционную технику рисования крупой манки. Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику. Закреплять умение проводить округлые формы пальцем руки. | Манная крупа + ПВА / Синий тонированный лист бумаги (или синий цветной картон) (1/2) с силуэтом снеговика, клей, кисточки для клея, манная крупа, салфетки для вытирания рук |
24 | Елочка-красавица | Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Тычок жёсткой кистью / гуашь, кисти, половина альбомного листа |
25 | Новогодние игрушки | Учить детей, изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников. | Акварель + соль (манка)/ Альбомный лист, акварель, кисти. |
Январь | |||
26 | Северное сияние | Воплощение творческого замысла посредством выполнения работы нетрадиционных техниках рисования. Сформировать представление о природном явлении – северное сияние. Развивать творческое воображение и фантазию, развивать интерес к природному окружению. | Мокрая бумага/ Листы бумаги формата А4 (белые) по количеству детей, гуашь, акварельные краски кисть, баночки с водой, салфетки, подставки под кисти, подложки (клеенки) для рисования, шаблоны, палитры для подготовки цветов для рисования, соль |
27 | Морозные узоры | Показать детям способ получения изображения с помощью свечи и акварели; закреплять умение работать с клеем; развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы. | Рисование свечой/ альбомный лист, белая свеча, акварель, широкая кисть, простой карандаш, клей-карандаш |
28 | Зайка | Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. | Рисование пальчиками/ Альбомный лист, гуашь. |
29 | Снегопад за окном | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Набрызг / Лист тонированной бумаги, гуашь. |
30 | Вьюга | Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. | Эбру/ Альбомный лист, акварель. |
31 | Снежинка | Формировать художественные умения и навыки у детей, закрепить нетрадиционные техники рисования : клей + манная крупа. Развивать творческие способности, внимание, речь, эстетическое и образное восприятие, воображение. Воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность. | Гуашь +ПВА+ манка/ Листы бумаги с изображением снежинок по количеству детей, клей ПВА в блюдце с немного разведенной голубой гуашью, манная крупа в тарелке, клеенки |
32 | Снеговик | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. | Оттиск пенопластом/ Лист тонированной бумаги, гуашь, кусочки пенопласта, |
33 | Осьминожки | Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать чувство композиции. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках. Развивать графические навыки, моторику рук. | Отиск ладонью / Банки с водой, поваренная соль, два яйца. Листы с морским фоном, гуашь в тарелочке (зеленая, желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки. |
Февраль | |||
34 | Плюшевый медвежонок | Побуждать детей, передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Учить рисовать крупно. Развивать творческое воображение. | Оттиск поролоном/ Альбомный лист, гуашь, кисти. |
35 | Морское путешествие | Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Рисование по мокрому листу. / краски, баночки с водой, белая бумага, кисти, клеенки, салфетки, образец рисунка, губки для смачивания листа. |
36 | Веселая птичка | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Рисование пальчиками/ Альбомный лист, гуашь. |
37 | Маленький тигренок | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Рисование пальчиками/ Альбомный лист, гуашь. |
38 | Мои любимые Рыбки | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Гратаж / Альбомный лист, гуашь, стеки |
39 | Маленький друг | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Рисование способом тычка/ Альбомный лист, гуашь, кисти. |
40 | Народная игрушка | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. | Оттиск печатками/ Альбомный лист, гуашь, кисти. |
41 | Красивая салфетка | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование мыльными пузырями. Совершенствовать знания детей о геометрической фигуре – круг и форме круглых предметов. Уточнять и закреплять в памяти детей знания цветов. Помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: дуть в трубочку, прикладывать лист бумаги к пузырькам. Формировать у детей познавательный интерес, внимание, воображение, фантазию, творческие способности. Воспитывать у детей любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать рядом. Поощрять детское творчество. | Мыльные пузыри/ Вырезанные круглые салфетки из белой бумаги, краски, жидкое мыло, коктейльные трубочки |
Март | |||
42 | Во дворе | Упражнять в технике рисования пальчиками и печатанья ладошками. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес и отображению ярких впечатлений в рисунке различными средствами. Развивать чувство композиции. | Рисование трафарет/ Альбомный лист, гуашь. |
43 | Букет для мамы | Изображение цветов нетрадиционной техников рисования (мыльными пузырями). Изобразить цветы, дополнив изображение вазы. Создать несложную композицию, повторяя изображение одного предмета (цветка) в технике рисования мыльными пузырями; брать мыльные пузыри одноразовой ложкой и наносить их на лист бумаги, создавая несложную композицию, повторяя изображение одного предмета (цветка). | Рисование мыльными пузырями/ Лист тонированной бумаги, гуашь, мыло, трубочки для коктейля. |
44 | Веточка мимозы | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Рисование ватными палочками/ Лист тонированной бумаги, гуашь. |
45 | Цветной коврик | Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Эбру / Альбомный лист, гуашь. |
46 | Ночь и звезды | Учить различать оттенки оранжевого, розового и голубого. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке | Ватными палочками/ Лист тонированной бумаги, гуашь. |
47 | Мы - волшебники | Продолжать знакомить детей с одной из нетрадиционных техник рисования кляксографией, учить дорисовывать детали объектов (клякс, для придания им законченности и сходства с реальными образами, учить видеть необычное в обычном. Развивать образное мышление, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему. Воспитывать аккуратность в рисовании красками, | Кляксография / Краски гуашевые, кисти для рисования, альбомные листы, салфетки, баночки с водой, одноразовые ложечки |
48 | Веселые матрешки | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей желание нарисовать красивые сарафаны для матрешек. | Рисование пальчиками/ Альбомный лист, гуашь. |
49 | Лошадка | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лошадки. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | Рисование ладошками/ Альбомный лист, гуашь. |
Апрель | |||
50 | Первые цветы весны | Побуждать интерес к созданию цветов в технике рисования. Учить рисовать цветы (стебель, листья, цветок). Развивать чувство цвета и чувство формы, мелкую моторику рук. Развивать художественный вкус, бережное отношение к растениям. Различать части растения, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой рисования по мокрому листу бумаги. | Рисование по мокрому листу. / Альбомный лист, гуашь, кисти. |
51 | Солнышко | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать световосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Рисование ладошками/ Альбомный лист, гуашь. |
52 | Удивительный космос | Знакомить детей с новой техникой рисования "гратаж", учить работать в новой технике; дать первичные представления о космосе, космических объектах, профессии космонавта; развивать мелкую моторику, развивать координацию движений. | Гратаж / картон, цветные восковые мелки, чёрная гуашь, стеки для лепки, трафареты ракеты и планет. |
53 | Весенняя капель | Учить передавать образ «капели» используя нетрадиционную технику. Учить детей располагать капельки по всему листу, аккуратно пользоваться красками. Развивать мелкую моторику пальцев, чувство формы и ритма. Развивать творческие способности детей. Вызвать желание передавать свои впечатления доступными изобразительно-выразительными средствами. | Рисование каплями/ Альбомный лист с нарисованными вверху листа сосульками, синяя гуашь, тряпочка, листы с нарисованными сосульками, гуашь, влажные салфетки, пипетки. |
54 | Расцвела сирень | Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Развивать мелкую моторику кистей рук. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Ватные палочки/ рисунок ветки с листьями сирени (сделан заранее воспитателем), ватные палочки, синяя и фиолетовая краски, клеёнки, салфетки |
55 | Виноград | Учить рисовать пальчиками ягодки винограда, плотно прижимая их друг к другу. Формировать интерес к рисованию. Закреплять знание цветов, формы. | Рисование пальцами/ краски, половина альбомного листа, салфетки, изображение винограда. |
56 | Жили у бабуси | Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность. | Рисование ладонью / гуашь белого, серого, красного, черного цветов, кисть (№ 2), салфетки, листы с изображением озера. |
57 | Закат | Учить рисовать закат солнца, передавая особенности этого природного явления. Совершенствовать умение рисовать гуашью. Развивать умение эмоционально – воспринимать образ природы. Развивать воображение, образное мышление, творческую фантазию, пространственное представление. | Рисование по мокрому листу. / лист бумаги, гуашь, кисти, банка для воды, тряпочка для рук и кистей |
Май | |||
58 | Рыбки плавают в аквариуме | Учить изображать рыбок с помощью трафаретов, плавающих в разных направлениях. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. | Рисование с помощью трафарета/ Лист тонированной бумаги, гуашь губка, трафареты рыбок, черный фломастер. |
59 | Сказочный домик-теремок | Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения. | Капля/ Альбомный лист с изображением домика, гуашь, пипетки. |
60 | Носит одуванчик желтый сарафанчик. | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Тычок жесткой кистью/ Лист тонированной бумаги, гуашь. |
61 | Друзья для собачки | Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. | Ватные палочки / Контур щенка на листе бумаги, гуашь, ватные палочки, салфетки. |
62 | Мой веселый звонкий мяч | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. | Трафарет/ Альбомный лист, гуашь, кисть. |
63 | Цветы для бабочки | Продолжать знакомство с способом изображения цветов - кляксографией. Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм. Развивать творческую индивидуальность. | Кляксография / Половина альбомного листа бумаги, акварель, сухая гуашь, измельченная в порошок, Пластиковые маленькие ложечки, фломастеры, вода, кисть, |
64 | Фиалки | Учить рисовать цветок фиалки, используя нетрадиционную технику рисования - печатание бумажным комочком. Совершенствовать композиционные умения в расположении предмета в центре листа. Воспитывать аккуратность и усидчивость. | Оттиск / бумага, половинки альбомного листа, гуашь, салфетки |
65 | Веселые цыплята | Развивать умение передавать образ птиц. Формирование изобразительных навыков и умений: учить детей работать в технике мозаика, используя прием «тычком» | Ватные палочки / краски, ватные палочки, Баночки с водой, салфетки, листы бумаги с изображением цыпленка |
66 | Итоговое занятие «Бабочка – красавица» | Закрепить умение детей передавать образ с помощью нетрадиционной техникой рисования – монотипии, учить самостоятельно придумывать узор, развивать фантазию, эстетическое восприятие, воспитывать бережное отношение к природе. | Монотипия / бабочки-заготовки, вырезанные из белой бумаги, краски, кисточки, салфетки, образец бабочки, баночки с водой, открытки с изображениями бабочек или слайды |
Диагностика | Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста после реализации программы. |
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Методические и оценочные средства. Критерии и способы определения результативности. Формы подведения итогов
Проявление устойчивого интереса к книжной графике, к декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам;
Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
Отображение своих представлений и впечатлений об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
Передача формы и цвета доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, модульным, каркасным);
Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание созданных образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. Д.), постройки (забор, мостик, диванчик, стол, домик) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
Знание основных и промежуточных цветов.
Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты (карандаши, фломастеры, мелки, кисть).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).
Педагогическая диагностика по изодеятельности. Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Вторая младшая группа (3-4 года)
Таблица 5
Общие показатели развития детского творчества | Ф. И. Ребенка | ||||||||
Проявление интереса к иллюстрациям и предметам декоративно-прикладного творчества | |||||||||
Экспериментирование с художественными инструментами | |||||||||
Освоение способов зрительного и тактильного обследования | |||||||||
Эмоциональность и интерес | |||||||||
Передача представлений и впечатлений | |||||||||
Создание образов предметов и явлений | |||||||||
Передача формы и цвета | |||||||||
Владение инструментами | |||||||||
Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание образов и композиций | |||||||||
Знание основных цветов | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
3.2. Итоговое занятие «Бабочка - красавица»
Конспект занятия на тему: «Бабочка-красавица»
(Художественно-эстетическое развитие)
Цель: создать выразительный образ бабочки.
Задачи:
Образовательные: учить создавать выразительный образ с помощью нетрадиционной техники рисования – монотипии.
Развивающие: развивать творческое воображение у детей, чувство цвета, эстетическое восприятие.
Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе с красками.
Материалы и оборудование: Образец для воспитателя, картинки с изображением бабочек, белые листы бумаги, согнутые пополам с изображением силуэта бабочки, гуашевые краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.
Ход
Ребята, послушайте загадки: спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
Посмотрите на картинки и скажите: что есть у бабочки?
(голова, туловище, два больших крыла, два маленьких, есть усики)
Какие узоры и цвета мы видим на крыльях бабочек!
(мы видим и кружочки, и полоски на крыльях бабочек).
Скучно бабочке одной, нарисуйте для неё подружек. Предлагаю вам побыть волшебниками!
Полный показ действий с объяснением.
Пальчиковая гимнастика.
Бабочка летела, летела,
(махать ручками)
На цветочек села.
(присесть)
Крылышки сложила,
(положить ручки на коленки)
Деток покормила.
(сложенные ладошки лодочкой ко рту).
Ребята, вспомним, как надо работать с краской, как держать кисточку, пользоваться салфеткой.
У вас на столах есть бабочки, но они бесцветные. Они очень грустные. Давайте превратим их в бабочек-красавиц. Поможем им раскрасить крылышки. Берите правильно кисточки, обмакните в баночки с водой, затем в понравившуюся краску. (Дети раскрашивают половинки бабочек)
Теперь нам надо сделать, чтобы бабочки стали целыми. Для этого сложим половинки и немного прижмем их рукой. Что же у нас получилось? Бабочки стали красивыми и весёлыми. Вы настоящие волшебники!
В конце занятия: чем мы сегодня занимались? Как превращали прозрачных бабочек в цветных.
Давайте отнесем наших бабочек на цветочную полянку.
3.3. Материально-техническое обеспечение
Таблица 6
Вид помещения | Оснащение помещения | Материалы для работы с детьми |
Групповое помещение | Столы, стулья, уголок ИЗО, мольберт, магнитная доска. | Акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти, клей, крупы, листы бумаги. |
Программа рассчитана на один учебный год для детей 3-4 лет, обосновывает определенное количество занятий в год.
Таблица 7
Возраст | Кол-во занятий в неделю/продолжительность (мин.) | Количество занятий в год | ||
В неделю | В месяц | Всего | ||
Вторая младшая группа | 2*15 | 2 | 8 | 66 |
Группа занимающихся одновременно детей составляет: для второй младшей группы (3-4 лет) – 5-6 человек. Обучение ведется в форме занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком. При этом курс обучения предполагает проведение двух занятий в неделю, восемь - в месяц, 66- в год. Продолжительность занятия во второй младшей группе – 15 минут.
Условия реализации программы
Оборудование процесса обучения:
Для реализации программы дополнительного образования «Нетрадиционное рисование» имеются следующие условия:
- Материально-технические условия:
- Рабочий кабинет.
- Образцы изделий
- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература
3.4. Учебно-методическое обеспечение Литература для организации педагогического процесса.
Таблица 8
№ П/п | Наименование используемой литературы | Год издания |
1 | Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. -2-е изд. – М.: Просвещение, | 1981 |
2 | Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, | 1984 |
3 | Концепция художественного образования в Российской федерации //Внешкольник. | 2002. |
4 | Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение | 1981 |
5 | Кузнецова С.Г. Программы регионального компонента по специальности «Изобразительное искусство» и «Домоведение». – Чита: Изд-во забгпу | 2003 |
6 | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – спб.: КАРО | 2016. |
7 | Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», М, Просвещение | 1992 |
8 | Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир» | 2021 |
9 | Методическое пособие. Нетрадиционная техника рисования «Эбру», торгово производственная компания «Умничка». | 2009. |
10 | Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 3-4 лет». Конспекты занятий. – М.: Мозаика синтез | 2013. |
11 | Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – ЧП Лакоценин С.С., Воронеж. | 2007 |
12 | Логинова, Л. А. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей / Л. А. Логинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. | 2018 |
13 | Янушко Е.А. Игры и творческие задания для детей 3-4 лет. Авторская методика. – Эксмо-Пресс | 2020 |
3.5. Кадровое обеспечение
Воспитатели совместно организуют образовательную деятельность в группе, организуют предметно пространственную среду в группе, формируют фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляют работу с родителями.
3.6. Список используемой литературы.
Таблица 9
№ П/п | Наименование используемой литературы | Год издания |
1 | Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование | 2010г. |
2 | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий | 2013г |
3 | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», | 2013 |
4 | Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий | 2007 |
5 | Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание | 1991г. |
6 | Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва | 2007 год. |
7 | Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – спб.: КАРО | 2010 |
8 | Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера | 2011 |
9 | Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. | 2003 |
10 | Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа "Маленькие фантазеры"
Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....
Развивающая игрушка для маленьких фантазеров - деревянный конструктор
Деревянный конструктор – это увлекательная и полезная развивающая игрушка. Лучше всего для детей подходит именно конструктор из дерева, так как детали деревянного конструктора для ...
Кружок по художественно-эстетическому развитию "Маленькие фантазеры"
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Изобразительная деятельность важна для общего психического и личностного ра...
Кружок "Маленькие фантазеры"
План работы кружка "Маленькие фантазеры"...
Консультация для родителей "Маленький фантазер или обманщик?"
Возрастная особенность детей 4-5 лет - это бурное развитие речи и творческого мышления. Эта особенность ярко проявляется в появление такой черты, как фантазирование. Именно в этот период жизни дети на...
Статья "Маленькие фантазеры"
Предложенный материал будет интересен как родителям, так и педагогам, чтобы лучше понять истоки фантазий дошкольника....
Проект в средней группе по «Речевому развитию».Тема: «Маленькие фантазеры»
Проект в средней группе по «Речевому развитию». Тема: «Маленькие фантазеры»...