Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи
план-конспект занятия по рисованию

Сагайдачная Маргарита Валерьевна

Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представление о живописи, как о виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт);

- познакомить с некоторыми репродукциями картин разных жанров.

Развивающие:

-  расширять кругозор, развивать речь детей.

- активизация словаря (пейзаж, натюрморт, портрет, художник-живописец, экскурсия, экскурсовод)

Воспитательные:

- приобщение детей к искусству, развитие интереса к нему, бережное отношение к произведениям искусства;

- формирование художественного вкуса.

Предварительная подготовка: репродукции картин И. Шишкина «Утро в сосновом бору»; И. Левитан «Март»; Н. Ге «Портрет Николая Ге»; И.Машков «Две темные розы и тарелка с клубникой»; Г. Кончаловского «Сирень в корзине».

Ход:

Педагог:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по картинам. А как называется место, где они хранятся?

Дети: Музей, картинная галерея.

Педагог: Правильно. Музей, это дом, где хранятся картины, но они не просто хранятся, они развешаны на стенах больших, светлых залов, куда могут приходить люди, чтобы полюбоваться картинами, увидеть в картинах красоту родной природы, эпизоды из жизни людей прошлого, портреты людей и многое другое. Посетители, которые пришли в музей, должны соблюдать несколько правил:

В музее все ходят «музейным» шагом,

Не топают ногами - ходят тихо,

Показывать на картины можно «музейным» жестом, а не пальцем,

В музее все должны соблюдать «музейную» тишину,

Нельзя громко разговаривать, тем более шуметь,

Нельзя ничего трогать руками.

Давайте попробуем пройти «музейным» шагом, сделать «музейный» жест и создадим «музейную» тишину». (Дети выполняют задание.)

Педагог: В музее работают специальные служители – экскурсоводы.

Если вы в музей пойдете,

Трудно будет вам понять

Без ученой строгой тети,

Где осмотр ваш начинать.

Тетя за собой неспешно

Группу целую ведет.

Слушают ее прилежно,

Ведь она – экскурсовод.

 Экскурсоводом сегодня буду я и  буду знакомить вас с экспонатами своего музея. Прошу вас внимательно слушать и отвечать на вопросы.

 Педагог: Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Покажите, какие в лесу высокие деревья. (Дети поднимают вверх руки.)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья. (Дети быстро шевелят пальцами рук.)

Подул холодный ветер, закачались сосны. (Дети покачивают и машут руками)

Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки ни ветки. (Дети расслабляются.)

Снова подул ветер. (Дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются.)

Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам  художники. Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помогают нам увидеть красоту природы на картине. Картины, которые они пишут называются - пейзажами, а художников - пейзажистами.

Так как называют художника, который пишет пейзажи?

Дети: художник-пейзажист

Педагог: А картины, которые он пишет?

Дети: пейзажи.

Педагог: Правильно, послушайте стихотворение, чтобы лучше запомнить этот жанр живописи.

 Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

 Педагог: Давайте рассмотрим репродукцию картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». Что изображено на картине?

Дети: Медвежья семья в лесу.

 Педагог: Когда смотришь на картину, кажется, что она живая. В утреннем лесу резвятся медвежата. Вот они залезли на упавшее дерево, а медведица их охраняет. Один медвежонок отошел в сторонку, он что-то увидел.

 Педагог: А вот эта картина вам будет знакома. Как она называется?

Дети: «Март»

 Педагог: Да, эта картина художника Исаака Левитана. На ней изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу. Казалось бы всё самое обычное, но душу переполняет радость от предвкушения тепла и лета.

Педагог: Переходим к другим картинам. Догадайтесь, о каких картинах я буду рассказывать:

 Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется…

Дети: Портрет!

Педагог: Портрет — это жанр, посвященный изображению человека или группы людей. Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Давайте рассмотрим картину Н. Ге «Портрет Николая Ге». Кого мы там видим?

Дети: Мальчика в  кресле.

Педагог: Посмотрите внимательно, с какой нежностью нарисовал своего внука художник? Малыш сидит в кресле и, кажется, немного устал позировать. Ребенку ведь сложно долго сидеть в одной позе, ему наверняка хочется побегать, поиграть. Наверное, художнику пришлось рассказать интересные истории и сказки, чтобы внук посидел спокойно. Но ведь художнику нужно много времени, чтобы написать картину, мы можем понять по отстраненному взгляду мальчика, что он уже витает где-то в своих фантазиях, еще чуть-чуть и он задремлет.

Педагог:  Попробуйте угадать, о каких картинах я буду вам рассказывать дальше:

 Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это…

Дети: Натюрморт!

Педагог: Натюрморт — это изображение неодушевленных предметов, например, посуды, продуктов, букетов цветов. Раньше богатые горожане любили украшать свои дома изображениями роскошной жизни: накрытые столы, дорогая посуда, дорогие украшения. Посмотрим натюрморт Ильи Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой». В центре картины - прозрачная ваза с алыми розами, а рядом красные спелые ягоды. У каждой ягодки – зелёный хвостик. Натюрморт яркий, нарядный. А вот ещё один натюрморт художника Г. Кончаловского «Сирень в корзине». Сирень на картине разных цветов: розовая, белая, голубая. Художник любил рисовать сирень, у него очень много натюрмортов с сиренью. Нарисованные цветы будут жить вечно, и доставлять радость людям в любое время года.

Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поделиться впечатлениями от посещения музея в форме ваших рисунков. Каждый из вас нарисует картину в том жанре который ему больше всего понравился, а потом мы сделаем выставку из ваших работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivopis.docx7.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи

Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представление о живописи, как о виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт);

- познакомить с некоторыми репродукциями картин разных жанров.

Развивающие:

-  расширять кругозор, развивать речь детей.

- активизация словаря (пейзаж, натюрморт, портрет, художник-живописец, экскурсия, экскурсовод)

Воспитательные:

- приобщение детей к искусству, развитие интереса к нему, бережное отношение к произведениям искусства;

- формирование художественного вкуса.

Предварительная подготовка: репродукции картин И. Шишкина «Утро в сосновом бору»; И. Левитан «Март»; Н. Ге «Портрет Николая Ге»; И.Машков «Две темные розы и тарелка с клубникой»; Г. Кончаловского «Сирень в корзине».

Ход:

Педагог:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по картинам. А как называется место, где они хранятся?

Дети: Музей, картинная галерея.

Педагог: Правильно. Музей, это дом, где хранятся картины, но они не просто хранятся, они развешаны на стенах больших, светлых залов, куда могут приходить люди, чтобы полюбоваться картинами, увидеть в картинах красоту родной природы, эпизоды из жизни людей прошлого, портреты людей и многое другое. Посетители, которые пришли в музей, должны соблюдать несколько правил:

В музее все ходят «музейным» шагом,

Не топают ногами - ходят тихо,

Показывать на картины можно «музейным» жестом, а не пальцем,

В музее все должны соблюдать «музейную» тишину,

Нельзя громко разговаривать, тем более шуметь,

Нельзя ничего трогать руками.

Давайте попробуем пройти «музейным» шагом, сделать «музейный» жест и создадим «музейную» тишину». (Дети выполняют задание.)

Педагог: В музее работают специальные служители – экскурсоводы.

Если вы в музей пойдете,

Трудно будет вам понять

Без ученой строгой тети,

Где осмотр ваш начинать.

Тетя за собой неспешно

Группу целую ведет.

Слушают ее прилежно,

Ведь она – экскурсовод.

 Экскурсоводом сегодня буду я и  буду знакомить вас с экспонатами своего музея. Прошу вас внимательно слушать и отвечать на вопросы.

 Педагог: Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Покажите, какие в лесу высокие деревья. (Дети поднимают вверх руки.)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья. (Дети быстро шевелят пальцами рук.)

Подул холодный ветер, закачались сосны. (Дети покачивают и машут руками)

Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки ни ветки. (Дети расслабляются.)

Снова подул ветер. (Дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются.)

Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам  художники. Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помогают нам увидеть красоту природы на картине. Картины, которые они пишут называются - пейзажами, а художников - пейзажистами.

Так как называют художника, который пишет пейзажи?

Дети: художник-пейзажист

Педагог: А картины, которые он пишет?

Дети: пейзажи.

Педагог: Правильно, послушайте стихотворение, чтобы лучше запомнить этот жанр живописи.

 Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

 Педагог: Давайте рассмотрим репродукцию картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». Что изображено на картине?

Дети: Медвежья семья в лесу.

 Педагог: Когда смотришь на картину, кажется, что она живая. В утреннем лесу резвятся медвежата. Вот они залезли на упавшее дерево, а медведица их охраняет. Один медвежонок отошел в сторонку, он что-то увидел.

 Педагог: А вот эта картина вам будет знакома. Как она называется?

Дети: «Март»

 Педагог: Да, эта картина художника Исаака Левитана. На ней изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу. Казалось бы всё самое обычное, но душу переполняет радость от предвкушения тепла и лета.

Педагог: Переходим к другим картинам. Догадайтесь, о каких картинах я буду рассказывать:

 Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется…

Дети: Портрет!

Педагог: Портрет — это жанр, посвященный изображению человека или группы людей. Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Давайте рассмотрим картину Н. Ге «Портрет Николая Ге». Кого мы там видим?

Дети: Мальчика в  кресле.

Педагог: Посмотрите внимательно, с какой нежностью нарисовал своего внука художник? Малыш сидит в кресле и, кажется, немного устал позировать. Ребенку ведь сложно долго сидеть в одной позе, ему наверняка хочется побегать, поиграть. Наверное, художнику пришлось рассказать интересные истории и сказки, чтобы внук посидел спокойно. Но ведь художнику нужно много времени, чтобы написать картину, мы можем понять по отстраненному взгляду мальчика, что он уже витает где-то в своих фантазиях, еще чуть-чуть и он задремлет.

Педагог:  Попробуйте угадать, о каких картинах я буду вам рассказывать дальше:

 Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это…

Дети: Натюрморт!

Педагог: Натюрморт — это изображение неодушевленных предметов, например, посуды, продуктов, букетов цветов. Раньше богатые горожане любили украшать свои дома изображениями роскошной жизни: накрытые столы, дорогая посуда, дорогие украшения. Посмотрим натюрморт Ильи Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой». В центре картины - прозрачная ваза с алыми розами, а рядом красные спелые ягоды. У каждой ягодки – зелёный хвостик. Натюрморт яркий, нарядный. А вот ещё один натюрморт художника Г. Кончаловского «Сирень в корзине». Сирень на картине разных цветов: розовая, белая, голубая. Художник любил рисовать сирень, у него очень много натюрмортов с сиренью. Нарисованные цветы будут жить вечно, и доставлять радость людям в любое время года.

Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поделиться впечатлениями от посещения музея в форме ваших рисунков. Каждый из вас нарисует картину в том жанре который ему больше всего понравился, а потом мы сделаем выставку из ваших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯПо ознакомлению с окружающим и развитию речив старшей логопедической группе.Тема: «Беседа об овощах». Цель:Продолжать обогащать представление об овощах.Закрепить умени...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"

Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с правилами дорожного движения. Тема: «Поездка в город Светофорск».

В ходе занятия у детей уточняются знания правил дорожного движения, знание дорожных знаков и сигналов светофора....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)

Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»

       Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,          о пользе и вреде насекомых.      ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»

Конспект занятия в старшей группе   по ознакомлению с природой  в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»...