Самообразование по теме: «Развитие творческих способностей у детей методом правополушарного рисования»
материал по рисованию (подготовительная группа)

Гумерова Гульнур Салиховна

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга, который я использовала в кружковой деятельности с воспитанникми 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад

г. Покачи

 «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Самообразование

Гумеровой Гульнур Салиховны

Специальность: воспитатель

Место работы: МАДОУ ЦРР-детский сад г. Покачи

Стаж: 30 лет

Образование: Средне-специальное

План самообразования рассчитан: на 1 учебный год с 01.09.2022-31.05.2023 год

Тема плана по самообразованию: «Развитие творческих способностей у детей методом правополушарного рисования»

Форма занятий – групповая

г. Покачи 2022

Цель: Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс.

Задачи самообразования:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и  методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
  2. Исследовать актуальность темы в рамках  ДОУ.
  3. Разработать программу (по данной теме) для разных возрастных групп.
  4. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (художественный центр).
  5. Апробирование и использование программы по теме в рамках реализации рабочей программы.

Поделиться опытом работы с педагогами  по теме «Развитие творческих способностей у детей методом правополушарного рисования» (6-7 лет)

  1. Провести мастер-классы для родителей: «Правополушарное рисование»
  2. Организация выставки детских работ по темам недели

Актуальность

Для детей естественно любить рисование красками и карандашом. К сожалению, в системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что больше стимулирует развитие левого полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий.

Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью метода правополушарного рисования не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов.

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.

Разработан американской преподавательницей рисования Бетти Эдвардс и основан на исследовании мозга нобелевского лауреата Роджера Сперри. Методика рисования Б. Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария - видеть контуры, вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон), видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции), видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие. Методика основывается на развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за творческие процессы.

Отличительной особенностью метода является использование упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических) активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку вербальной информации, мы даем обучающимся возможность расслабиться, «побыть в тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний.

Есть у правополушарного рисования и еще одно заметное преимущество – родителям будет гораздо легче оторвать ребенка от телевизора и компьютера, ведь творчество – это естественная и очень сильная мотивация для развития творческого мышления у ребенка.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

Педагогическая целесообразность

В процессе реализации плана самообразования, дети не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у них запредельные эмоции, которые, зачастую, малыши не могут вербализировать.

Воспитанники вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.

Ожидаемые результаты

Метод правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии детей 6-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Обучение рисованию направлено на воспитание художественной культуры дошкольников, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как целостной единицы.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность, в программе представлены в их содержательном единстве.

 Что такое правополушарное рисование

Метод правополушарного рисования позволяет:

  • Упростить  творческий процесс,
  • Исключить  анализ деятельности,
  • Избавить  от внутренних преград,
  • Обрести внутреннюю гармонию,
  • Раскрыть творческие способности, и проявить индивидуальность.

 

 Задачи:

Обучающие:

  • Освоить основные навыки правополушарного рисования;
  • Восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один

предмет и начинается второй);

  • Восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг

предмета);

  • Восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать

перспективу и пропорции);

  • Восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики

цвета)

  • Восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части).

Развивающие:

  • Раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества;
  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Развивать желание экспериментировать, стимулируя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от познания нового.

Воспитательные:

  • Формировать эмоционально-положительное восприятие окружающего мира;
  • Воспитывать художественный вкус;
  • Привить любовь и уважение к различным видам искусства;
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Непосредственно образовательный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию, в соответствие с основной общеобразовательной программой доу.

 

Приемы, используемые в работе:

1.           Кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию межполушарного взаимодействия;

2.           Рисование перевернутых изображений — активизирует правое полушарие мозга, так как левое полушарие «отказывается» его выполнять, потому что не может правильно определить и назвать части перевернутого изображения. К тому же, по мнению левого полушария, перевернутый рисунок выглядит слишком непривычно, а значит, копировать его не имеет никакой практической пользы.

3.            Упражнения на восприятие краев (передачу линий и контуров) - для выполнения этих заданий потребуется быть чрезвычайно внимательным ко всем, даже самым незначительным (по мнению левого полушария) и мельчайшим деталям. Более того, нужно замечать отдельные составляющие каждой такой несущественной детали. Данное упражнение быстро надоест левому полушарию, поскольку его выполнение занимает слишком много времени и этот процесс не может быть описан словами. Как только левое полушарие отключится, за работу принимается правое.

4.           Упражнения на восприятие пространства (передачу негативного пространства) - левое полушарие сразу отказывается их выполнять, потому что негативное пространство — это не предмет, который можно описать или назвать, а просто-напросто пустое место. Пустоты, по мнению левого полушария, недостаточно важны, чтобы тратить на них время. Тогда за дело берется правое полушарие, способное воспринимать целостные образы (как фигуры, так и пустоты между ними), и с превеликим удовольствием справляется с поставленной задачей)

5.           Упражнения на восприятие соотношений (передачу перспективы и пропорций при изображении зданий и интерьеров) - при выполнении этого задания левое полушарие вынуждено столкнуться с ненавистными ему парадоксами и неясностями, ведь в перспективе пропорции и углы изменяются, поэтому кажется, что изображаемые предметы выглядят несколько непривычно. Правое полушарие воспринимает реальность такой, какой она видится, а потому без труда сможет передать в рисунке перспективу и пропорции.

6.           Упражнения на восприятие света и тени (передачу характеристик цвета) - включают в себя изображение фигур, образованных игрой света и тени. Нарисованные фигуры являются настолько сложными и неопределенными, что их невозможно выразить и описать словами. По этой причине левое полушарие самоустраняется от выполнения данного упражнения, и к работе приступает правое полушарие, которое обожает сложные задания. Оно с радостью берется за создание трехмерного изображения, образованного переплетением света и тени.

 

Сентябрь:

  1. Изучение литературы по данной теме, статьи в интернете.
  2. Разработка плана самообразования в соответствии с тематическими неделями
  3. Работа с детьми:

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. 

2. Создание фонов в технике правополушарного рисования

Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный, круговой. Теплее и холодные цвета. Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и холодной цветовых гаммах.

 Выполнение рисунка гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти. 

3.Рисование ватными палочками. «Здравствуй осень золотая» (Тема: «Пришла прекрасная осенняя пора»)

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень. Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек). 

Октябрь:

  1. Изучение литературы по теме самообразования,
  2. Повышения квалификации по теме «Правополушарная живопись»

Работа с детьми:

  1. «Грибочки» (Тема: «Дары леса.  Ягоды, грибы»)

Дальний и передний планы. Горизонтальный фон. Тычкование. Отражение, блики.

Выполнение рисунка «Грибочки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа над изображением грибов травы.

  1. «Зайка» (Тема: «Жизнь диких животных»)

Пейзаж. Свет, тень, блики.

Выполнение рисунка «Зайка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью жесткой         кисти, работа с дальним планом (изображение травы, бликов) и передним планом (заяц) кистью и пальцами

  1. «Журавли» (Тема: «Звенели птичьи голоса»)

Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.

Выполнение рисунка «Журавли» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью жесткой кисти, работа с дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами.

Ноябрь:

  1. Прохождение семинара-практикума по рисованию для детей    

и взрослых.

  1. Участие в художественно ировом марафоне: «Мама я

художник».

Работа с детьми:

  1. «Рыбачки» (Тема: «Человек»)

Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.

Выполнение рисунка «Рыбачки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами.

2. «Цветы для мамы».

Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет.

Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка ромашек).

Декабрь:

  1. Продолжить обучение по теме самообразования.

Работа с детьми

1 «Зимняя сказка» (Тема: «Здравствуй, зимушка-зима»)

Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг. Тычкование.

белыми пятнами (набрызг), работа с передним планом (рисование елей и заснеженных деревьев) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.

  1. «Любопытный пингвинёнок» (тема: «Животные холодных стран»)

Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.

Выполнение рисунка «Любопытный пингвинёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти. 

Январь

  1. Участие в онлайн семинарах от школы Максима Манькова.

Работа с детьми

 1.«Любимый край» (Тема: «Наша родина – Россия. Мой город»).

Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и передний планы.

Выполнение рисунка «Любимый край» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью кисти.

  1. «Что нам стоит дом построить» (Тема: «Мой Дом. Строительные профессии»)

Пейзаж. Радужный фон. Композиция. Тычкование.

Выполнение рисунка «Что нам стоит дом постороить» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение перевёрнутого радужного фона с помощью пальцев, с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование

Февраль

1.Просмотр мастер-классов по правополушарному рисованию в сети интернет

Работа с детьми:

  1. «Морская черепашка» (Тема:«Подводный мир»)

Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг. Выполнение рисунка «Морская черепашка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, изображение бликов и теней, детализация тонкой кистью.

  1. «Солдат» (Тема: «Россия .Защитники Родины»)

Портрет   Свет, тень, блики.

Выполнение рисунка «Солдат» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (изображение человека, бликов) и передним планом

Март

  1. Изучение литературы по теме самообразования

Работа с детьми:

1. «Цветы весны». (Тема: «С днем 8 Марта»)

Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет.

Выполнение рисунка «Цветы весны» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка первоцветов).

  1. «Цветут яблони в саду». (Тема: «Полна чудес весенняя природа»)

Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование. Выполнение рисунка «Цветут яблони в саду» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования).

Апрель:

  1. Семинары практикумы в сети интернет по теме правополушарного рисования

Работа с детьми:

  1. Африка (Тема: «Путешествие в Африку»)

Пейзаж. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация. 

Выполнение рисунка «Африка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами Слона и слоненка –от общего к частному, от целого к детализации (работа кистью).

2. «Космос» (Тема: «Если очень захотеть можно в космос полететь»)

Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг. Выполнение рисунка «Космос» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом.

3.«Коты на крыше» (Тема «Домашние животные такие беззаботные»)

Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный фон. Тень, свет. Набрызг. Тычкование. Отпечатывание. Детализация.

Выполнение рисунка «Мартовские котики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью пальцев, тычкование (звёзды), работа с дальним планом в технике отпечатывания (луна с помощью кусочка моркови) и передним планом (крыши домов, фигурки котиков из геометрических фигур – круга и овала, детализация) с помощью кисти.

Май

  1. Продолжить обучение в Международной школе Креатива
  2. Составление отчета по плану самообразвания

Работа с детьми:

1.«День победы» ТЕМА: «Наши деды - славные победы»

Натюрморт. Горизонтальный фон. 

Выполнение рисунка «День Победы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона кистью; изображение букета ромашек, Георгиевской ленты, звезды.

  1. «Светлячки». (Тема: «Такие разные Насекомые»)

Пейзаж. Техника отпечатывания. Тычкование. Тени, блики. Детализация. 

Выполнение рисунка «Светлячки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона пальцами, тычкование (звёзды), техника отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови); работа с передним планом (трава) с помощью кисти, тычкование ватными палочками (светлячки).

3.«Ура лето!» (Тема: «Вот и лето на пороге»)

Пейзаж. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание, тычкование.

Выполнение рисунка «Ура лето!» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью травы, цветов.

Ожидаемые результаты

Программа «Применение метода правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии детей 6-7 лет» имеет художественно-эстетическую направленность.

Обучение рисованию направлено на воспитание художественной культуры дошкольников, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как целостной единицы.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность, в программе представлены в их содержательном единстве.

К концу освоения программы ожидаю что дети:

-овладеют основными навыками правополушарного рисования: сумеют видеть, где кончается один предмет и начинается второй, научатся выделять пространство вокруг предмета, научатся передавать перспективу и пропорции, могут видеть и передавать характеристики цвета, умение видеть целое и его части;

  -в своей работе смогут использовать разные изобразительные материалы;

- освоят цветоведение, смогут экспериментировать с красками;

-научатся самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, смогут свободно выражать свой замысел в творческой работе;

-получат эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;

-будут уважительно относиться к работам товарищей, при этом, смогут объективно оценивать свою работу;

-расшириться общий кругозор воспитанников, т.к. занятия будут проходить в соответствии с календарно-тематическим планом;

-сформируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; 

-дети будут уверены в своих силах, перестанут испытывают страх перед рисованием;

-побуждение детей к творческим поискам и решениям;

-развитие мелкой моторики рук.

Практический выход:

-        создание электронной        методической копилки.

-        участие в мероприятиях уровня ОУ и на муниципальном уровне:

-         участие в городском конкурсе «Юные таланты»

-         участие во всероссийских конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с детьми 3-4 лет» .

отчет работы с детьми, родителями, педагогами по теме«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию, лепку и рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов в работе с...

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Детский сад «Тополек» - филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок»План по самообразованию по теме«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастачерез нет...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

План самообразования по теме "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования""

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать точные движения кистью, нетрадиционными материалами.Формировать; целостную  картину мира Расширять круг...