Конспект по рисованию Золотая хохлома
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по рисованию в нетрадиционной технике | 361.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе
«Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: карандаши и гуашь).
Автор работы: Сирота Ольга Владимировна воспитатель подготовительной группы ГБДОУ №66 группа «Золотой ключик»
Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.
Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:
Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда, которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда ?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.
И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные. Итак, появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.
Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками.
Сегодня мы узнаем, где родилась Хохломская роспись , для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают и попробуем её нарисовать.
- Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий» (Показ презентации. см.Приложение 1)
1. Вытачивание изделий на станке.
2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.
3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.
4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.
5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.
6. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.
Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком…
стихотворение П. Синявского «Хохлома»
- Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)
-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)
- Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.
Завиток является основным элементом хохломской росписи.
- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
- Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью.
А поможет нам в этом Жар-птица.
- Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.
Физкультминутка.
Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)
Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)
-Ну вот мы и мастера и мастерицы.
Давайте ребята, сядем на свои места и постараемся красиво нарисовать узоры хохломы
Материалы, которые пригодятся в рисовании:
— гуашь нескольких цветов;
— кисточка;
— стакан с водой;
— палитра;
— карандаш;
— лист бумаги.
1. Размещаем горизонтально лист бумаги. Рисуем большой круг. Отступаем от края 1 см и добавляем еще один контур круга, чтобы получить бортик для декоративной тарелки.
2. Начинаем рисовать в середине элементы для дальнейшей росписи. Это будут ветви и листья разной величины и формы.
3. Добавляем к двум ветвям грозди рябины. Каждая из них будет иметь много ягодок, которые изобразим на листе в виде маленьких кружков.
4. Добавляем небольшие детали каплевидной формы, чтобы украсить нашу тарелочку в стиле хохломской росписи.
5. Закрашиваем круг черной гуашью, чтобы создать традиционный фон для хохломы.
6. Закрашиваем бортик тарелки желтой гуашью, чтобы придать деревянный вид.
7. Спелые ягодки рябины закрашиваем красной гуашью. Можно дополнительно придать объем за счет бордового или коричневого цвета.
8. Все листочки и ветви создаем зеленым цветом.
9. Придаем контур декоративной тарелки красной гуашью. Придаем блики на ягодках и листочках белым цветом.
10. Вот такая получилась «Хохломская роспись «Тарелка» при помощи гуашевых красок. По центру украшают ее две красивые грозди рябины.
– Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные тарелки расписали, что нам на целую ярмарку хватит.
- А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?
- Выберите и покажите самую красивую тарелку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта тарелка лучше других.
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши —
И чего здесь только нету!
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин,
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО (рисование) «Золотая хохлома» в старшей группе. Материал взят из справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения №7.
Как волшебная Жар-птица,Не выходит из ума-Чародейка мастерицаЗолотая хохлома.И богата и красиваРада гостю от души.Кубки, чаши и ковши.И чего здесь только нет:У грозди огненных рябинМаки солнечного лет...
Конспект НОД рисование "Золотая Хохлома" с детьми Старшего возраста
Расширить и углубить знания детей о народном промысле – «золотая хохлома», рассмотреть специфику узора; формировать умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья ...
Конспект НОД рисование "Золотая Хохлома" с детьми Старшего возраста
Расширить и углубить знания детей о народном промысле – «золотая хохлома», рассмотреть специфику узора; формировать умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья ...
Конспект НОД по рисованию Золотая хохлома
для детей старшего возраста...
Конспект НОД по рисованию "Золотая хохлома"
Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, воспитание эстетического отношения к предметам быта, к русской национальной культуре через знакомство с народным искусством....
Конспект по рисованию "Золотая Хохлома"
конспект...
Конспект занятия по рисованию "Золотая хохлома"
Интеграция образовательных областей: художественно-зстетическое развитие, речевое развитие, позновательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Используемые технологи...