Проект "Волшебные краски" в младшей группе
проект по рисованию (младшая группа)

У детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические  навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому  рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И,  вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ntr.pptx792.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста « Волшебные краски» Воспитатель : Кондрашева М.А . 20 22 г. структурное подразделение № 2 частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 152 ОАО "РЖД"

Слайд 2

Паспорт проекта «Волшебные краски» Автор проекта: воспитатель СП2 детский сад ОАО РЖД 152 . Кондрашева Мария Александровна Вид проекта: творческий. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители. Продолжительность проекта: Долгосрочный ( сентябрь 20 22 – май 20 23 г .). Проблема: У детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Актуальность проекта: Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка. Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника. Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

Слайд 3

Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.). Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга. Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления). Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость); Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря. Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Задачи проекта: Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование ватными палочками, и т. д.).

Слайд 4

С о д е йствовать з на к омст в у р о ди т елей с не т р а д и ц и о н ны м и т е х н и к а м и рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми. Этапы реализации проекта: I этап – организационный – сентябрь. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для малышей». Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. II этап – практический - сентябрь – май. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей. III этап – заключительный – май. 1. Презентация проекта. 2. Разработать нет р а д и ци о н н ы х возраста. « Мет о д и ч ес к ие р ек о м е н д а ц и и» п о ис п о ль зов а нию техник рисования с детьми младшего дошкольного Продукты проектной деятельности : Рисунки, выставки. Формы реализации проекта: Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность. Ожидаемый результат: ф о р м и ро в а н ие у детей м л а дш ег о д о ш к о ль н о г о в озр а ста з н а н и й о нетрадиционных способах рисования; владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Слайд 5

умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования; повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования; повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах. Список используемой литературы: Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г. Дь ч е н ко О . М . Раз в и т ие в о об р а же н ия д ош к о ль н и к а. Ме т о д ич е с к ое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г. Лыкова Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М. : КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

Слайд 6

Приложение № 1 к проекту «Волшебные краски» Перспективный план работы с детьми во 2 младшей группе Сентябрь Мой любимый дождик (пальчиками). Ягодка за ягодкой (ватными палочками). Октябрь Мухомор (пальчиком). Яблочки на тарелочке (оттиск печатками из крышек). Ноябрь Град, град! (ватными палочками). Колючий еж (ватными палочками). Декабрь В лесу родилась елочка (ладошкой). Елочка пушистая, нарядная (жесткой полусухой кистью). Январь Снегопад за окном (пальчиком). Морозные узоры на окне (на манной крупе). Февраль Рыбки в аквариуме (ладошкой и ватными палочками). Зайчик (жесткой полусухой кистью). Март Ветка мимозы (пальчиками). Нарядные матрешки (печатками из крышек). Апрель Веселые осьминожки. Солнышко (на манной крупе). Май Божья коровка на лужайке (пальчиками). Желтый одуванчик (жесткой полусухой кистью).

Слайд 7

Перспективный план работы с детьми младшей группы Тема занятия Н е традицио н ные техники Программное содержание Материал Сентябрь «Осеннее д е р ев о » Ри с ов а ние мятой бумагой Расширять представление о приметах осени. Познакомить с приемом рисования мятой бумагой. Набирать краску на бумагу и делать отпечатки – листочки. Л и с ты б у м аг и, г у а шь з е л е н а я, ж е лт а я, красная,черная, ки с точки, са лф е т к и, б а но ч ки с вод о й, бумага. «Листопад» Рисование л а дош к ам и. Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. Бумага, гуашь жёлтая, кр ас н а я, ж е лт а я, баночки с водой, салфетки. Октябрь « Б у к е т из осенних листьев» П е ча тание л и с т ь я м и Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. Сухие листики, гуашь в м и с о ч к а х , пло тн ые листы, салфетки. «Осень золот а я » Тычком ж е с т к ой кистью Продолжать учить рисовать дерево, рисовать листья методом тычка жесткой полусухой кистью. Развивать цветовое восприятие. Б у м а г а , кр а с ки (коричневая, желтая, оранжевая). Кисточки, б а но ч ки с водой,салфетки. Ноябрь «Ветка рябины» Рисование пальчиками и кисточкой. Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Р а з в и в а ть ц в е то в о с прият и е , чувство композиции. Л и с т б у м а г и с нарисованной в е точкой, г у а шь з е л е н а я, ж е лт а я, оранжевая, красная, салфетки, кисточки, иллюстрация с веткой рябины. « Пе рв ы й снег» Набрызг, кляк с огр а ф и я с трубочкой. Учить новым способам рисования. Р а з в и в а ть фантази ю , вообр а ж е ни е . Учить дор и с ов ыв а ть н е до с тающ и е детали. Листы бумаги темного ц в е та, т р у бочк и , краски, баночки с водой, салфетки. Д екабрь «Ёлочка п у ши с тая, н а ряд н а я » Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование ватными палочками. Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя в рисование ватные палочки. Бумага, краски, кисти, жесткие кисточки, баночки с водой, са лф е т к и, в а т н ые палочки.

Слайд 8

« Кр ас и в ы е снежинки» Свеча+ а к в а р е ль, набрызг. Познакомить с техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью (тонировать фон). Выполнять набрызг жесткой кистью . Р азвивать творческие способности детей. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Листы бумаги, свечи, краски, 2 кисточки (мягкая и жесткая), баночки с водой. Январь «Веселый с н егов и к » Рисование мятой бумагой, ватными п а лочка м и Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дополнять изображение деталями (шарфик, шапочка, метла, елочка, и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Листы бумаги голубого ц в е та, с нарисованными с н егов ик ам и , г у а шь белая, черная, красная, краски, кисть, баночки с водой, салфетки. «Снегири» Рисование л а дош к ой Учить наносить краску при помощи кисточки, промывать кисть и наносить другую краску (грудка красная, птичка черная). Воспитывать аккуратность. 1\2 листа; черная, красная гуашь, кисть, баночки с водой, салфетки. Картинки с изображением снегиря. Февраль « Моро з ные узоры» Рисование кл ее м ПВА, манной крупой Познакомить с нетрадиционной изобр а з ител ь ной те х н ик о й рисования манной крупой. Учить наносить рисунок с помощью клея на всю поверхность листа, аккуратно засыпать рисунок манной крупой. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию. Бумага разного цвета, клей ПВА, манная к р у п а , с а лф е т к и, клеенки . « Д е р евь я в снегу» Рисование зубной пастой, губкой, ватными п а лочка м и Вызывать эстетические чувства к природе и её изображения н е тради ц ио н ным с по с обом. По зн а ко м и т ь с нов ы м нетрадиционным материалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование снега на веточках дерева, сугробов на земле). Изображать снежинки в воздухе ватными палочками. Развивать чувство композиции. Бумага голубого цвета, зубная паста, губки, коричневая гуашь, ватные палочки, кисть.

Слайд 9

Март « Б у к е т для мамы» Рисование л а дош к ой и пальчиками Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение. Листы бумаги, гуашь р а зного ц в е та, салфетки. «Красивая са лф е точк а » Оттиск п еча т к ам и Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, ко м по з и ц ии. В о с питыв а ть аккуратность. Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных ц в е тов, са лф е т к и, печатки (трубочки). А прель «Весна» Рисование ватными п а лочка м и, мятой бумагой Продолжать использовать в своих работах нетрадиционные техники рисования (ватной палочкой, мятой бумагой). Учить с озд ав а ть с юж е т н ые ко м по з и ц ии. Р а з в и в а ть воображение. Листы бумаги, гуашь коричневая, зеленая, белая, синяя, кисточки, баночки с водой, в а т н ые п а лочк и , бумага, салфетки. « Ц в е ты для пчелки» Рисование вилкой, ватными п а лочка м и Закреплять умение наносить рисунок по всей поверхности листа. Познакомить с новым способом рисования вилкой. Учить дорисовывать стебель, листья ватными палочками. Развивать чувство композиции. Листы белой бумаги, гуашь разного цвета, вилки, ватные палочки, салфетки. М ай «Салют» Ри с ов а ние свечой, акварель Познакомить с техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью (тонировать фон). Бумага, свеча, акварель, кисть, баночки с водой. «Бабочка» Монотипия Познакомить с нетрадиционной техникой рисования монотипия. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображения н е тради ц ио н ным с по с обом. Развивать цветовосприятие. Листы бумаги, кисти, гуашь, баночки с водой, изображения бабочек, салфетки.

Слайд 10

Приложение №2 к проекту «Волшебные краски» План работы по взаимодействию с родителями во 2 младшей группе Сентябрь Опрос родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». Консультация «Особенности рисования детей 3 – 4 лет». Октябрь 1.Консультация «Как организовать занятия по рисованию дома». 2.Папка – передвижка «Рисование пальчиками: зачем и как?» Ноябрь Памятка для родителей: »Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». Изовыставка « Домашние зарисовки». Декабрь Консультация «Юные художники». Консультация « Нетрадиционные материалы и техники рисования». Январь Консультация «Озорные ручки». Выставка детских работ « Ох, эти пальчики – ладошки». Февраль 1. Папка – передвижка « Рисование нетрадиционными способами». 2.Консультация « Значение рисования нетрадиционными способами». Март 1.Мастерская для родителей «Рисуем вместе». 2.Выставка детских работ «Любимой мамочке». Апрель 1.Папка – передвижка «Идеи для необычного рисования». 2.Консультация «Волшебные превращения». Май 1.Выставка детских работ «Наши достижения за год».

Слайд 11

Приложение №3 к проекту «Волшебные краски» Конспекты ООД во 2 младшей группе Тема: «Мой любимый дождик» Техника: рисование пальчиками Цели: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер (мелкий, капельками) использовать точку как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. Материал: Лист бумаги с элементами аппликации (приклеенные тучки из цветной бумаги) гуашь голубого цвета, вода, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. Предварительная работа: чтение сказки В.Сутеева «Под грибом». Ход занятия. Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Дождик — солнце». «Дождик!» - дети бегут и прячутся под зонтик. «Солнце!» зонт закрывается - дети «гуляют». По команде: «Дождь!» ребята снова бегут под зонт. Чтение потешек: Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи Лучше капай на грибы, Чтобы выросли они! Прикрепить на доску вырезанный из бумаги маленький грибочек Предлагаю детям нарисовать дождик пальчиками. Пальчиковая гимнастика "Заботливое солнышко» Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик. (дети ритмично скрещивают руки над головой) И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи. (плавно покачивают руки вверху) Летом нежно согревает Щечки, щечки, щечки. (ритмично потирают щеки) А весной на носик ставит

Слайд 12

Точки - точки - точки. Золотят веснушки деток. Очень нравится им это! (ритмично постукивают пальцем по носу) Показываю, как нужно опускать кончик указательного пальчика в гуашь. Слежу за тем, чтобы дети не глубоко опускали пальчики в краску. И рисую вместе, В случае необходимости, беру руку ребенка в свою. несколько точек. Показываю детям, как снова набрать краску. Воспитатель: Ребята: «Под дождем наш грибок рос-рос, рос-рос и вырос! Такой большой стал — всем места хватило: и Муравью, и Бабочке, и Мышке, и Воробью, и Зайцу!» Беру большой гриб, вырезанный из цветной бумаги, и приклеиваю его на маленький грибочек. Дождик, дождик, Кап-кап-кап. Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Брызни в поле пуще: Станет травка гуще! Тема: «Мухомор ». Техника: рисование пальчиками. Цели занятия: Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. Материалы : Иллюстрация мухомора; рисунок мухомора без белых пятнышек; краски белого цвета; салфетки. Пред в а р и т е льная р а б от а : ра с сма т ри в а н и е и ллю с т р а ц и й г р иб о в, загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах. Ход занятия. Воспитатель загадывает загадку: Этот гриб в лесу растет, Не клади его ты в рот! Он совсем не сладкий, Крапинки на шляпке, Красный, словно помидор, Несъедобный …(Мухомор)

Слайд 13

Воспитатель показывает иллюстрации мухомора: «А вы знаете, что это за гриб? Как он называется? » Дети: Это мухомор! Воспитатель: Правильно! Это мухомор. Он такой красивый, но его трогать нельзя, потому что он ядовитый, им можно отравиться! Но зато он полезен для животных. Поэтому когда вы в лесу встретите мухомор, не трогайте его! Физкультминутка – игра: Гриша шел-шел –шел, белый гриб нашел. Раз – грибок, два –грибок, Три – грибок, положил их в кузовок. (Дети имитируют движение грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.) Раздается стук в дверь. Воспитатель: Ребята! К нам в гости в детский сад прискакал заяц. Заяц: Беда! Беда! Ребята, помогите, Лось заболел, а в лесу ни одного мухомора не осталось. Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем мухомор, поможем животным. Давайте подготовим наши пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика: «Грибы» (массаж пальцев) Топ - топ - пять шагов, (идут на месте) В туесочке пять грибов. (переплетают пальцы «корзиночкой», показывают 5 пальцев; поочередно массируют каждый палец, начиная с большого) Мухомор красный - Гриб опасный. А второй - лисичка - рыжая косичка. Третий гриб - волнушка, Розовое ушко. А четвертый гриб - сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб - белый, Ешь его смело. Воспитатель раздает заранее нарисованные грибы, без белых пятнышек, краску и салфетки. Воспитатель: Ребята! Чего не хватает на этих мухоморах? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, не хватает белых пятнышек, давайте мы их нарисуем! Окунайте пальчик в краску и ставьте пятнышки на шляпку мухомора, не забудьте вытереть пальчики салфеткой!

Слайд 14

За я ц: р е б ята! Ка к ие в ы мо л о д цы, как и е к ра с и вы е по л у ч и л и с ь мухоморы, теперь мы вылечим Лося! Дети дарят свои рисунки Зайцу. Тема: «Колючий ёжик». Техника : Рисование ватными палочками. Цель : Учить детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении. Отработка свободного движения перемещения руки по всему листу. Развивать координацию движения, внимание, мелкую моторику руки. Развивать детское творчество. Воспитывать аккуратность в работе с красками Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Воспитывать любовь к природе. Словарная работа: активизировать в речи детей слова колючий, иголки, недотрога, название цветов. Материалы: Игрушка ёжик, гуашь, бумага для рисования (с заготовками изображения ежика без колючек); ватные палочки; тряпочки. Предварительная работа : чтение рассказа В. Росина «Зачем ёжику колючки?» Ход занятия Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А ниток – ни одной. Дети отгадывают загадку. Воспитатель достаёт игрушку ёжика. Игра «Ёжик топал по дорожке» Ёжик топал по дорожкам, Бодрая ходьба Не давал покоя ножкам. Бодрая ходьба, лёгкий бег. А к зиме он вдруг устал Потягивание вверх и опускание рук с Лёг. И всю зиму проспал. наклонами туловища. Сложить ладошки, имитировать сон, закрыть глаза. - Ребята, какой ежик? Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что ёжик не всегда был колючим? Вот послушайте. В старину колючий ёж На ежа был не похож. Не росли на нём иголки,

Слайд 15

А росли они на ёлке. Ёжик летом и зимой Бегал в шубе меховой Мех был мягкий, Мех был гладкий, И зверёк ходил с оглядкой, Чтоб случайно не попасть В Лисьи лапы, В волчью пасть. (Л.Куликов «Как ёжик стал колючим») Воспитатель показывает изображение ёжика без колючек. Вот каким был ёжик очень давно. А как вы думаете, зачем ёжику колючки? Дети отвечают. Воспитатель, выслушав ответы, подводят итог, и предлагает немного поиграть. Пальчиковая гимнастика «Колючий еж». Ежик, ежик, колкий, покажи иголки (пальцы двух рук сплетены в замок). Вот они, вот они, вот они (выпрямить пальцы, пошевелить ими). Ежик, ежик колкий, спрячь свои иголки. Раз - и нет иголок. (Пальцы сложить в замок). Воспитатель раздаёт детям заготовки и спрашивает: Ребята, как вы думаете, можно ли таких ёжиков выпустить в лес? (Ответ детей). Что обязательно должно быть у ёжика? (Иголки). Надо ёжику помочь. Что нужно для этого сделать? Дети: «Нарисовать иголки». Воспитатель показывает на мольберте способ выполнения работы. Каким цветом мы будем рисовать иголки? Покажите, в каком направлении ведем ватной палочкой (в сторону от головы к хвостику). Как правильно набирать краску на ватную палочку. Воспитатель следит за работой детей, помогает им, показывает, на каком расстоянии нужно им рисовать иголки друг от друга, чтобы они не сливались. В конце занятия «ёжик» благодарит детей, рассматривает рисунки. Воспитатель предлагает отпустить ёжиков в лес. Пусть друзьями станут нам Птицы, ёжики и дети. И тогда увидишь сам – Хорошо на свете! Дети на прощанье машут своему ёжику рукой.

Слайд 16

Тема: «Веселые осьминожки». Техника: печать ладошкой. Цель: познакомить детей с обитателями подводного мира; развить интерес к нетрадиционному рисованию; воспитывать аккуратность, уверенность в себе; развивать мелкую моторику рук. Материалы и оборудование: альбомные листы, лоточки с гуашью, салфетки,магнитофон. Ход занятия: Включить запись шум моря и крик чаек. - Ребята, что это за звуки? ( ответы детей ) -А кто-нибудь из вас был на море? ( ответы детей ) -Вы знаете, кто живет в море? ( ответы детей ) -А я как раз знаю сказку про одного маленького осьминога, которого все звали осьминожкой. Хотите я вам расскажу? Сказка «Осьминожка» (показ картинок на доске ) Жил да был в одном синем море осьминожка. Осьминожка был любопытный, как все дети, любил приключения и мечтал однажды найти самое настоящее сокровище. И вот как-то раз, когда мама с папой уплыли по своим скучным взрослым делам, осьминожка, вместе со своим другом морским коньком, решили отправиться на поиски приключений. Они плыли очень долго и наконец, увидели впереди затонувший корабль. Едва друзья пробрались внутрь, как увидели чью-то тень. Это были злые акулы, которых боялись все в округе и корабль служил им домом. Осьминожка и морской конек очень испугались, забились в самый темный угол, и дрожали от страха. Еще неизвестно, чем бы все закончилось, хорошо, что папа осьминог вернулся домой и не застав сына дома, отправился на его поиски. Папа был добрым, но как любой папа, увидев, что его сын в беде так рассердился и стал махать своими щупальцами, что его испугались даже злые акулы и уплыли далеко, далеко и их больше ни кто не видел. Все вокруг радовались тому, что навсегда избавились от вредных акул. А друзья, наконец-то поняли, не все приключения бывают веселыми, и нельзя без спросу уплывать из дома, ведь все могло закончиться печально. -Вам понравилась сказка? -Хотите, я вас научу рисовать забавных осьминогов? ( ответы детей ) -Прямо по курсу вижу волшебный остров, на котором есть все необходимое для рисования, но до него надо доплыть. Кто из вас умеет плавать? Научите нас. ( дети показывают, как нужно плыть, проплываем несколько раз вокруг острова ) Для работы подготовим свои пальчики. Пальчиковая гимнастика. Подводный мир. Посмотри скорей вокруг!

Слайд 17

Делают ладошку у лба «козырьком». Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз. Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца -Рисовать осьминогов будем ладошками. -Перед вами стоят лоточки с красками. Аккуратно опускаем ладошку в лоточек с краской( чтобы вся ладошка и пальчики были покрыты краской). -Теперь этой ладошкой ставим отпечаток на листе. -Вы можете отпечатать несколько осьминогов, разных цветов, для этого вытираем ладошку салфеткой и опускаем ладошку в краску другого цвета. -Теперь вытираем ладошки салфеткой ( помогаю тем, у кого возникли сложности ) -Ребята, вы устали? (ответы детей) -Давайте немного поиграем. Вставайте из-за стола. (Дети встают) Раз, два, три, четыре (ручки на поясе, наклоны головой влево и вправо) Осьминожки в море жили (шагаем на месте, согласовываем правую руку- левую ногу и наоборот) Папа был большой и сильный (тянемся вверх, затем показываем мускулы) Мама маленькой красивой (полуприсяд, ручки на поясе повороты влево вправо туловищем) А ребята осьминожки (ручки вперед, сжимаем и разжимаем кисти рук) Непослушные немножко (грозим указательным пальчиком). -Молодцы, присаживаемся. (Дети садятся на места) -Теперь нам надо перевернуть наш рисунок пальчиками вниз. -Похоже на осьминогов? (ответы детей) -Скажите, а чего не хватает нашим осьминожкам? (ответы детей) -Правильно, нашим осьминогам нужно нарисовать глаза и улыбающийся ротик. Их мы можем дорисовать пальчиками. Опускаем пальчик в краску и рисуем глазки и ротик. Вытираем салфеткой пальчики. - Какие замечательные осьминоги у нас получились! -Молодцы! Тема: «В лесу родилась елочка». Техника: рисование ладошками (коллективная работа) с элементами аппликации. Цели : Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование ладошками); учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги; продолжать учить детей

Слайд 18

пользоваться клеем; развивать эстетическое восприятие; формировать образные представления; вызывать чувство радости от результата работы. Материалы : гуашевые краски, ватман, заготовки из цветной бумаги в виде различных предметов, клей, корзинка, муляжи овощей и фруктов. Ход занятия Воспитатель. Ребята, какое время года у нас сейчас? Дети. Зима! Воспитатель. Правильно! Молодцы! И приближается самый волшебный праздник, а какой, давайте с вами мы сейчас и отгадаем. Воспитатель читает загадку: «Всю елку до макушки Украсили игрушки! Вставайте в хоровод! Встречайте …..!» Дети. Новый год. Воспитатель. Молодцы! Ребята к нам сегодня в гости пришел зайчик и принес нам подарок, но какой, зайчик говорить не хочет. Он хочет, чтобы вы отгадали. Читается загадка: «Она на ежика похожа, Как еж, она в иголках тоже, На ней плоды бывают- шишки. Девчонки ждут ее, мальчишки, Когда она под Новый год На праздник к нам стоять придет!» Дети. Елочка Воспитатель. Правильно, елочка! Ой, ребята, посмотрите, нам зайчик принес елочку! Ребята, скажите, пожалуйста, какая она? Дети. Зеленая, колючая, пушистая, красивая. Воспитатель. Молодцы ребята! А давайте мы с вами нарисуем такую же красивую елочку? Дети. Да! Давайте! Воспитатель. А какого цвета краска нам нужна? Дети. Зеленая! Воспитатель. Ребята, давайте, что бы наши пальчики лучше рисовали, мы для них сделаем зарядку? Пальчиковая гимнастика. Педагог показывает, а дети повторяют. «Большой палец встал один. Указательный - за ним. Средний – будет безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали все - «Ура!» На работу им пора! » Эту гимнастику повторяем поочередно на каждой руке 2 раза.

Слайд 19

Воспитатель. Теперь наши ручки готовы рисовать. Но рисовать мы с вами сегодня будем не кисточками, а ладошками. На столе стоит лоточек с зеленой краской, дети по очереди с помощью воспитателя опускают свои ладошки в лоточек с краской и прикладывают свои ладошки к ватману (с помощью воспитателя) так, чтобы на листе получился отпечаток в виде елки. Так все дети оставляют свой отпечаток на листе. Получается елочка. Воспитатель. Посмотрите ребята, какая красивая елочка у нас получилась. Мы хорошо потрудились, а теперь давайте немного поиграем. Физкультминутка . «Приготовим праздничный пирог ». Воспитатель. Ребята, наш зайчик собрался испечь праздничный пирог, но у него нет начинки. Давайте поможем зайчику собрать фрукты для пирога? На полу раскладываются муляжи фруктов и овощей, дети по команде собирают в корзинку только фрукты. Игра повторяется 2 раза. На втором занятии дети украшают елочку. Гирлянду можно нарисовать пальчиками. Дети вместе с воспитателем идут к доске, на которой висит рисунок елочки (который мы делали). Воспитатель. Ребята, посмотрите, что не хватает нашей новогодней елочке? Дети. Новогодних игрушек. Воспитатель достает маленькую коробочку с заранее приготовленными фигурками из цветной бумаге. Воспитатель. А теперь давайте нарядим нашу елочку! Дети берут клей и с помощью воспитателя приклеивают на елочку фигурки. Воспитатель. Вот теперь наша елочка готова к празднику. Давайте споем песенку про елочку? Воспитатель вместе с детьми поют песню «В лесу родилась елочка»! Тема: «Зайчик». Техника: метод тычка жесткой полусухой кистью. Цель: закрепление знаний и представлений детей об изменении окраса зайца в весенний период, освоение техники рисования тычком полужесткой кистью Задачи: Образовательные: Упражнять в технике рисования тычком полужесткой кистью Закреплять знания детей о жизни диких животных зимой Развивающие: Развивать мелкую моторику рук и пальцев, через пальчиковую гимнастику и рисование способом тычка. Обогащать словарь детей и развивать умение описывать животного используя прилагательные . Умение пользоваться кисточкой, рисовать способом тычка, держа кисточку вертикально, делать тычки внутри контура.

Слайд 20

Воспитательные: Воспитывать доброе отношение к лесным жителям. Способствовать проявлению самостоятельности, уверенности, аккуратности в работе с красками. Воспитывать чувство радости к результату своего труда. Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура». Материалы и оборудование: краски (гуашь) кисти с жесткой щетиной бумага, тонированная с силуэтом зайца Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Игры с игрушками животных Загадывание и разгадывание загадок. Беседы о диких животных. Д/игра «Кто, как зимует?», «Кто, где живет?» П/игра «Зайка беленький сидит». Ход занятия В: Ребята а у нас сегодня гость из леса, отгадайте кто это: Летом шубку серую, А зимой белую Носит попрыгайчик — Боязливый… Зайчик В: Правильно, молодцы (Появляется зайчик, дети рассматривают его, радуются, здороваются). Но какой-то он грустный. Давайте спросим, почему? Зайчик, почему ты грустишь? В: (прикладывает игрушку к уху) Зайчик говорит, грустит он из-за того, что его нарядная белая шубка вдруг стала серой. В: Ребята, а вы знаете, почему изменился цвет шубки? Нет, не знаем. В: Тогда внимательно слушайте. Рассказываю и показываю картинки (зайчик летом и зимой). Зайчик живет в лесу. Летом заяц ест разную травку, очень любит морковку и капусту. Зимой заяц грызет кору деревьев. Зайчика называют «трусишкой», он очень быстро бегает. Потому что и лиса, и волк охотятся на него, чтобы съесть. Чтобы быть незаметным, заяц осенью и весной линяет - меняет цвет своей шкурки. Летом он серенький и его трудно увидеть в лесу. А зимой он белый и его совсем не видно на снегу.

Слайд 21

В: Теперь мне все понятно! Зима закончилась, наступила весна. Ребята, а какие признаки весны вы знаете? -становится теплее; -солнце светит ярче; -небо стало голубым, высокое, чистое; -бегут ручьи, звенит капель; - появляется трава, цветы, распускаются листья. В: Какие вы умницы, все о весне знаете. А зайчику все равно не весело! Давайте с ним немножко поиграем? Пальчиковая гимнастика «Зайка» Скачет зайка маленький (П оказываем зайку) Около завалинки. ( П оказываем «лавочку» складывая руки перед собой) Быстро скачет зайка (П оказываем зайку) Ты его поймай-ка (П окрутить кистями рук) Мчится без оглядки (Х лопаем в ладоши) Лишь сверкают пятки (У даряем кулачками друг о друга) Мчится, что есть духу (Р уки, сцепляем в замок и шевелим пальцами) Хвост короче уха (У даряем кулачками друг о друга) Живо угадай-ка: ( Х лопаем в ладоши) Кто же это? Зайка. ( Показываем зайку) Зайчик прыг, зайчик скок, ( Показываем зайку. Сгибаем и разгибаем пальчики). Спрятался он под кусток. ( Кулачок обнимаем ладошкой, прячем). Под кусточком – молчком, ( Грозим пальчиком) Только ушки торчком. ( Показываем зайку) В: Дети, посмотрите, а зайчик все равно грустит. Я знаю, как поднять ему настроение. Предлагаю нарисовать зайчат – друзей, предлагаю нарисовать шубку методом тычка. Дети сначала обводят контур зайчика пальцем, затем выполняют тычки кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру. Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения. Предложит детям начать самостоятельно рисовать тычками. Сначала по контуру, делая тычки рядом друг с другом, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашивать поверхность внутри контура зайца. Теперь, немножко подождем, когда высохнет шубка, что бы нарисовать глазки и носик зайке. А пока краска сохнет, мы поиграем. Выходите из-за своих столов. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. (Делает ручками ушки на голове и ими шевелим) Вот так, вот так И ушами шевелит. (2 строки 2 раза) Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. (Хлопает в ладоши)

Слайд 22

Вот так, вот так Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза) Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. (Прыгает) Вот так, вот так. Надо зайке поскакать. (2 раза) Волк зайчишку испугал. Зайка прыг и убежал. А теперь садитесь на свои места, мы дорисуем зайке глазки и носик. В: Посмотрите, ребята, наш зайчишка не грустит, а весело смеется. Какие вы молодцы. Теперь у нашего зайчика много друзей. Тема: « Желтый одуванчик» Техника: метод тычка жесткой полусухой кистью. Цели : Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью; закрепить названия основных цветов (желтый, зеленый); развивать эстетические представления. Оборудование : Картинки с изображением одуванчика. Желтая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги, оборудование для рисования. Предварительная работа: 1. Наблюдение за одуванчиками. Ход занятия: В: Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, ее время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему? Д: потому что все цветет, начинают появляться цветочки. Показать детям картинку с одуванчиком. Давайте расскажем стихотворение, которое мы с вами хорошо знаем. Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик - Первый молодой! У него чудесный Золотистый цвет, Он большого солнца, Маленький портрет! Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Психогимнастика «Одуванчики» (Проводится под музыку)

Слайд 23

(дети садятся на корточки, глаза закрыты) В: Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли (руки в верх) стебель стал крепким (руки вниз, стоим прямо, вы тянетесь к свету, к солнцу (руки наверх). Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон (изображаем бутон). Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки (ладошки в стороны). Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок (показываем бутон, похожий на солнышко. Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображен крупным, большим, поэтому мы сможем лучше его рассмотреть. (Показ картинки). В: Как называется этот цветок? Д: одуванчик В: Покажите, где у него листочки, стебель, цветок. Какого цвета его листья и стебель? Д: зеленого В: Цветок? Д: желтого О д у ван чик так л ю бит с о л н ыш к о, что н е от в о д ит о т не г о в з гл я д а – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок. Давайте глазками посмотрим, как одуванчик смотрит вслед за солнышком. Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик» Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит. В полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку кверху. К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает. Пальчиковая гимнастика «Цветок» Одуванчик вырос на поляне, (Соединить руки, изображая «бутон») Утром весенним раскрыл лепестки. (Раскрыть руки, разжать пальцы) Всем лепесткам красоту и питание (В ритм словам раздвигать и соединять пальцы) Дружно дают под землей корешки! (Соединить руки тыльными сторонами , пошевелить пальчиками – «корешками») В: Ребятки, Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела, но прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками. Ребята, пчелок много, цветок один. Насекомым так хочется цветочного нектара. Где нам его взять?

Слайд 24

Д: Нарисовать. В: Пройдите за столы. Перед вами лежит зеленая полянка, на ней мы будем рисовать одуванчики. Я беру кисточку, окунаю ворс кисточки в краску, лишнюю краску снимаю об край баночки, затем беру кисточку прикладываю всем ворсом и убираю, и так по кругу (дети рисуют). Кисточки сполосните, высушите салфеткой и положите на подставку. А теперь наши цветы мы отнесем на полянку. Вот сколько цветов выросло на нашей полянке. Пчелка радуется, говорит вам спасибо. Стали краски вдруг – цветами, Озарили все вокруг! В новом желтом сарафане Одуванчиковый луг. Тема: « Яблочки на тарелочке». Техника: оттиск отпечатками из крышек. Цель: упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа. Оборудование: яблоки, круглые листы бумаги, пробки, мисочки с гуашью, салфетки, эскизы с изображениями натюрморта на тарелках. Ход занятия К детям приходит грустный еж. Он собрался в гости к ежатам и хотел бы угостить их яблочками, но у него их нет. Еж просит детей помочь ему. Ребята охотно соглашаются нарисовать для ежат яблочки. Рассматриваются яблоки. Педагог обращает внимание детей на форму (круглая), цвет (красный, жёлтый). Читает стихотворение Е. Седовой: Яблочки румяные, Круглые и гладкие, Так и просят: «Скушай нас! Мы такие сладкие!» Дети изучают педагогические эскизы. Кто-то из ребят показывает способ получения изображения. Уточняется, что яблоки должны рассыпаться по всей тарелочке. Пальчиковая гимнастика « Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держат «ковшиком», указат. пальцем правой руки «мешают»)

Слайд 25

Будем яблоки крошить, Будем грушу мы рубить; Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают») Дети садятся за столы и рисуют яблочки на тарелочках. Закончив работу, дети несут свои тарелочки ежу. Еж благодарит детей, рассматривает их рисунки. Воспитатель хвалит детей. Молодцы! Как много яблок получилось, всем ежатам хватит. Тема: «Морозные узоры на окне». Техника: рисование пальчиком на манной крупе. Цель: -развивать у детей художественно-эстетическое восприятие -развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. -совершенствовать умения и навыки детей в рисовании -развивать воображение и творчество. -формировать представления детей о сезонных изменениях природы; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Материалы и оборудование : картинки морозных узоров на стеклах; -коробочки с манной крупой (с синим фоном); влажная салфетка; Предварительная работа : наблюдения на прогулке за зимними явлениями в природе. Ход занятия В.: Ребята, представляете, мне сегодня утром снегирь принес письмо, вот оно (показывает) . Вы не знаете от кого оно? Оказывается, чтобы его открыть, нужно отгадать загадки. В.: Хотите узнать, что в этом письме?

Слайд 26

Д.: Да. В : Давайте вместе попробуем отгадать загадки С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, белые… (Снежинки) С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой. Знает каждый человек, Что всегда холодный… (Снег) Весь он в золоте сверкает, Весь искрится при луне, Ёлку в бусы наряжает, И рисует на стекле. Он такой большой проказник – Ущипнет за самый нос. К нам сюда придет на праздник. Кто он, дети? (Дед Мороз) В.: Молодцы! Вы очень наблюдательны, поэтому отгадали все загадки. Скажите, ребята, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года? Д.: Зимой. В: Ребята, а вы любите зиму? Д: Да. В: А почему? Что можно делать зимой? Д: Ответы детей. В: Молодцы. Сразу видно, что вы любите зимой играть в разные игры.

Слайд 27

Давайте немного поиграем. Рано утром в парк ходили (ходьба на месте) Там снеговика лепили ( «лепим» руками комочки) А потом с горы катились (Волнообразные движения руками) Веселились и резвились (прыжки на месте) Холодно гулять зимой (киваем головой) Побежим скорей домой (возвращаемся на места) В.: Смотрите, а письмо то само открылось. Это все потому, что вы все загадки отгадали правильно, и я теперь могу прочитать, кто нам пишет. А пишет нам Дедушка Мороз, он написал, что живет в глухом лесу, со зверями лесными. А еще Дедушка Мороз пишет, что он работает, старается, чтобы все полюбили зиму: и деревья украшает снежными шапками, чтобы они не мерзли, и узорами расписными украшает окна домов. Посмотрите, какие красивые веточки-травинки, белые снежинки, завитушки и крючочки студеные нарисовал он (показ картинок морозных узоров на стеклах) . А вы, что видите, ребята? Д.: ответы. В.: Но Дедушка Мороз пишет, что он не успевает разукрасить все окна и просит вас помочь ему, чтобы все полюбили волшебницу зиму, и радовались её приходу. Поможем, ребята? Д.: Да. Давайте подготовим свои пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика. «Прогулка» Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу) Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок") Птичек крошками кормили ("кормим птичек ") С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки) Суп поели ("едим суп"), спать легли (ладошки под щечку). А теперь нам нужно помочь Дедушке Морозу. Так как Дед Мороз волшебник, нам тоже придется превратиться в волшебников, и разукрасить окна. Это очень просто, только нужно внимательно слушать и смотреть.

Слайд 28

Итак, превращаемся в волшебников. Лягте мягкие снега На леса и на луга Тропы застелите, Ветви опушите. На окошках Дед Мороз Разбросай хрустальных роз, Легкие виденья, хитрые сплетенья. Зачаруй сердца людей Красотой своих затей. В.: Теперь можете начинать работать. В.: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какие красивые окна (отмечаем в каждой работе наиболее удачный элемент) . Вы сегодня молодцы. Понравилось вам быть волшебниками? Д.: Ответы детей. В.: Спасибо вам за помощь, за такие красивые окна. Я думаю, Дедушке Морозу они очень понравятся.

Слайд 29

Приложение №4 к проекту «Волшебные краски» Консультация для родителей «Нетрадиционные материалы и техники рисования». Рисование помогает малышам познать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, развивают восприятие, мышление, внимание воспи т ы ва ю т у д етей ч у вст в о п р е к р а с н о г о , фо рм иру ю т память, тр у до лю бие, во о б ра ж е н и е , лю боз н ате ль н ость и ме л к у ю м о то р ик у , к о т о р а я тес н о свя з ана со становлением речи. Маленькие дети в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно дошкольникам: завораживающий процесс и яркий результат. Заинтересовать детей поможет и разнообразие художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Рисование нетрадиционными материалами и техниками рисования позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей и помогает каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество. Но не следует торопиться с новшествами. Дети должны освоить один способ рисования, а это может занять несколько занятий. Чтобы сделать занятия рисованием более эффективными, нужно обратить внимание на следующие моменты. Заниматься с детьми систематически один-два раза в неделю по 20 - 25 минут. Перед занятием создать у ребёнка положительный эмоциональный настрой. Во время работы приучать детей к аккуратности. Обязательно хвалить детей. Надо быть доброжелательными и уважительными к детям. Не забывать о технике безопасности! Мы должны быть уверены, что дети

Слайд 30

не причинят себе вред используемыми предметами. Рисование пальчиками Для маленьких детей самый доступный способ рисования – пальчиками. Что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй. Даже у малыша получатся очень красивые работы, трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины. В последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Краски для рисования пальчиками можно сделать самим. Самый легкий способ : развести гуашь небольшим количеством воды и добавить в нее несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал. Более сложный рецепт : сварить густой кисель из 1,5 столовой ложки крахмала и стакана воды, остудить, разлить по баночкам и добавить в каждую пищевой краситель. Безопасные и недорогие пальчиковые красители готовы. В качестве красок для крох можно использовать свежевыжатые соки из моркови, помидоров, слив. Ход работы: Показать детям, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При смене цвета пальчик промываем в мисочке с водой и вытираем тряпочкой. Варианты работ. Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочки на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.). Рисование ладошкой Ладошками можно создавать яркие и оригинальные шедевры. Шлеп – и отпечаток готов! Добавим несколько деталей, отпечаток ладони превращается в осьминога, белого медведя или голову петуха. Ход работы:

Слайд 31

Вначале занятия потренировать детей делать отпечаток сухой рукой Затем ребенок опускает в миску с гуашью всю ладонь. Делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз – переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком уже вверх ногами. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например, свиньи (дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны хвост-крючок). Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев. Варианты работ. Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д. Если соединить вместе большие пальцы и создать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка. Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека). Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью (чтобы не пачкать другую). Детей можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа с помощью цветных карандашей. Рисование поролоновым тампоном Маленькие дети начинают рисовать пальчиками, а затем кистью. Но детям довольно трудно правильно держать кисть, а тем более рисовать ею. Поэтому на первых этапах рисования вместо кисточки можно использовать поролоновый тампон прямоугольной формы с закругленным с одной стороны кончиком. Сначала лучше использовать гуашь одного цвета. А при смене цвета желательно взять другой чистый тампон. Ход работы. 1.Ребенок берет за кончик поролоновый тампон, другой конец, смоченный в воде, опускает в баночку с гуашью.

Слайд 32

2.Рисует поролоновым тампоном точки, мазки, линии, круги или закрашивает размашистыми мазками внутри заранее нарисованного контура предмета. Варианты работ . Поролоновым тампоном рисуется всё, что и кистью. Им можно ставить отпечатки – круглые, если кончик закруглен, или квадратные, если два конца квадратной формы. Поролоновым тампоном можно рисовать внутри трафарета. Печать листьями Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Пример техники печать листьями : Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев. Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным. Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа. Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте их в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне. Рисование методом тычка Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно

Слайд 33

нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое. Пример техники методом тычка «Веточка черемухи»: Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке. От коротких веточек по бокам зеленым цветом нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков. Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков. Далее, гуашью белого цвета делаем лепестки – маленькие горошины вокруг желтой серединки. Таким же образом выполнить несколько гроздьев черемухи на основной ветке. Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик. Мокрые картинки (рисование по сырому листу) Мокрый лист позволяет краске самой растекаться и смешиваться, образуя новые цвета и причудливые сочетания. Материал: лист бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка. Ход работы. 1.Широкой кистью нанесем на лист бумаги много воды. 2.Ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться. 3.Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов. 4.Можно придумать с ребенком название работе. Варианты работ. Можно нарисовать дождливую осень, салют, ковер из осенних листьев, морские дали, небосвод и т.д. С детьми 5-6 лет можно попробовать нарисовать зверя из множества пятен. На мокрый лист бумаги поставить много маленьких расползающихся клякс (на произвольном расстоянии друг от друга), а затем тушью (при помощи палочки) обведите

Слайд 34

к о нт у ры в о о б р а ж а емо г о ж и во т н о г о . К л яксы б у д у т имит и р о ват ь ш е рсть животного. Мастерская для родителей «Рисуем вместе» нетрадиционное рисование Цель: привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей, к пользе нетрадиционных техник рисования. Задачи: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования; способствовать пониманию значения развития детского творчества. Уважаемые родители! Сегодня мы с вами побываем в стране Творчества, познакомимся с традициями этой страны и её особенностями. Кто-то скажет нам все это известно, но я очень надеюсь, что какие-то открытия ждут всех. Все рисовали в детстве? А кто продолжает рисовать и сейчас? Рисование – это обязательный этап в развитии каждого человека. Все мы в детстве рисовали: кто-то в альбомах, кто-то мелом на асфальте, кто-то на обоях или линолеуме. Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты изобразительной деятельности (рисунки, поделки и др.) – это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром, по рисункам можно определить состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение. Большую роль творческая деятельность может сыграть в развитии ребенка по причине своей доступности. Как же научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует много приемов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получите от таких занятий не только удовольствие, но и много пользы. Итак, учимся рисовать необычные рисунки обычными предметами!

Слайд 35

Вы можете рисовать на палочках для мороженного Рисование на макаронных изделиях

Слайд 36

Любимое занятие детей – рисование мыльными пузырями Капли дождя нарисуем клеем ПВА и повесим вертикально рисунок сушиться, когда клей высохнет, на бумаге останутся прозрачные капельки, похожие на дождик .

Слайд 37

Рисование пробкой (штампы) Штампы фруктами и овощами

Слайд 38

Рисование пальчиками, ладошками, рисование тычком, печать поролоном, Поролоновый тычок (малый), поролоновый тычок (большой). Листья растений (деревьев, цветов)

Слайд 39

Ватные палочки, спичечный коробок, мятая бумага


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическое мероприятие в младшей группе"Петушок и краски"

Образовательная область чтение художественной литературы. Знакомство со сказкой В. Сутеева "Петух и краски" с использованием ИКТ. в младшей группе....

Конспект рисование красками "Семена на тарелочке" 1-я младшая группа

Конспект НОД в первой младшей группе. Была проведена предварительная работа с детьми. Рассматривали картинки с изображением подсолнуха, помидорови огурцов. Огурцы и помидоры рассматривали в разрезе....

Перспективно-тематический план работы кружка (младшая группа) «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)

Пояснительная записка.Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической ...

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе "Петушок и краски"

Итоговое занятие во второй младшей группе "Петушок и краски" проводилось в конце учебного года...

Перспективный план кружка "Волшебные краски" 2 младшая группа

Сентябрь.№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Совместная деятельность1.«Разноцветный ковер»./Разработан/Рисование пальчиками.Познакомить с нетрадиционной техникой рисован...

Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками в первой младшей группе с 2 до 3 лет. Тема: «Зайка в гости к нам пришёл»

Художественное творчество  с использованием нетрадиционной  техники рисования пальчиковыми красками в первой младшей группе с 2 до 3 лет. Тема: «Зайка в гости к нам пришёл»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с использованием исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ» В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

В конспекте представлен опыт работы с детьми младшей группы с использованием исследовательской деятельности...