Методические рекомендации для педагогов в работе по изодеятельности с детьми с ОВЗ
консультация по рисованию

Изобразительная деятельность детей как часть искусства входит в жизнь человека с самого раннего детства, прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно исторический опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этих знаний и их передатчик. Приобретая с опытом знания, ребенок развивается.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил:

Воспитатель первой

квалификационной категории

Криницина Е. А.

  • Арт-терапия предполагает использование различных приемов и техник в изобразительной деятельности, поэтому рисуночные сессии с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно вступает в процесс, отличный от того, к которому он привык.
  • Помощь ребенку в освоении новых техник рисования, навыков изобразительной деятельности также способствуют развитию моторики, творческого мышления и многого другого, что помогает очертить сферу интересов ребенка.
  • Полученные знания на занятиях творчеством не только способствуют дальнейшему проведению досуга детей, но и могут стать методом снятия стресса.
  • Занятия изобразительным искусством полезны: у детей с ОВЗ появляются уверенность в себе, желание быть лучшим и гордиться своими успехами.
  • Занятия по художественному развитию дошкольников с ОВЗ должны отвечать определенным требованиям:
  • учитывать специфику нарушения в развитии ребенка;
  • иметь коррекционно-развивающую направленность;
  • осуществлять дифференцированный подход к детям (учебный материал должен быть различной степени трудности);
  • соблюдать преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков по художественным видам деятельности;
  • активизировать самостоятельные проявления детей в художественной деятельности и творчестве;
  • обеспечивать гибкость и вариативность в структуре занятий;
  • использовать разные виды помощи взрослого;
  • использовать разные виды опор (наглядную, звуковую, словесную, тактильную и т.д.), обеспечивающие успешное овладение навыками в художественной деятельности.
  • Занятия по художественным видам деятельности проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания по каждому виду искусства. Они направлены как на художественное развитие, так и на коррекцию психических функций, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств ребенка с проблемами.
  • Занятия по изобразительной деятельности и конструированию проводятся в соответствии с требованиями СанПиН не менее двух раз в неделю на каждое направление согласно программе воспитания и обучения для конкретного вида нарушения развития ребенка. Ведущая роль на занятии принадлежит педагогу. От его профессионализма, понимания особенностей развития ребенка, умения чувствовать внутреннее состояние, способности увлечь детей творческой работой, умения создать доброжелательную атмосферу в процессе художественной деятельности зависит успех коррекционного обучения детей с ОВЗ средствами искусства.
  • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон – пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
  • Никакой скуки! Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно заниматься творчеством, он воодушевлен им, старается создавать интересные работы. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от творческих занятий.
  • Повторяйте с детьми творческие упражнения на развитие цветовидения! Развитие внимания, умственных и творческих способностей ребенка определяется временем и практикой: если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
  • №Учитывая плохую координацию движений и слаборазвитую мелкую моторику детей с ОВЗ, целесообразно как можно раньше включать в занятия упражнения графического характера, штриховку в разных направлениях, обведение контуров предметов по точкам, письмо элементов цифр, раскрашивание.
  • Не забывайте про физкультминутки! Для предупреждения быстрой утомляемости или ее снятия целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий, проводить физкультминутки. Для поддержания интереса к занятиям и хорошего эмоционального настроя учащихся необходимо использовать яркий, красочный дидактический материал, вводить игровые моменты в занятия.
  • Если в группе есть дети с нарушенным слухом, необходимо требовать от них, чтобы они всегда смотрели на говорящего. Важно следить за тем, чтобы слабослышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Для этого нужно постоянно контролировать ребенка со сниженным слухом в разных формах: «Повтори, что я сейчас сказала», «Что сказал Ваня?», «Продолжи, пожалуйста», «Расскажи, что мы изучали сегодня на занятии», «Повтори, о чем рассказывала Вера» и т.п.
  • Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь лепить, рисовать…» В этом случае ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка: чаще хвалите его так, чтобы он знал, за что, хвалите даже за незначительный успех, за проявление самостоятельности в выполнении творческих работ на занятиях и в самостоятельной изобразительной творческой деятельности, стимулируйте проявление личной ответственности, осторожно и дозированно используйте критику, старайтесь не критиковать его в присутствии сверстников.
  • Родители – наши партнеры. Работайте в тесном контакте с родителями, постарайтесь сообщать им не только о проблемах, но и о творческих успехах детей.
  • Поясните родителям, чтобы они оценивали объективно возможности и способности своего ребенка, старались не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим, например, «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать детей с ОВЗ на собственное совершенствование.
  • Важно убеждать родителей в необходимости психотерапевтической помощи ребенку с целью его мобилизации на активное участие в коррекционной работе, повышения уверенности в себе, формирования адекватной самооценки, нормализации отношений со сверстниками, а также для устранения всяческого рода психических переживаний.
  • Произведения искусства лечат детей! Предлагайте родителям посещать со своим ребенком выставки, музеи, театры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: « Работа с родителями»

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Работа сродителями"....

Методические рекомендации для педагогов по работе с Лэпбуком

Представляю Вашему вниманию свой ЛЭПБУК и рекомендации как заниматься по нему....

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционных занятий с детьми

В материале обозначены основные советы для проведения занятий с детьми дошкольного возраста в дистанционном формате....

Методические рекомендации для педагогов по работе с детьми в технике "Торцевание бумагой"

Методическиее рекомендации для педагогов по работе с детьми в технике "Торцевание бумагой"...

Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки

Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки...

Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду

Методические рекомендации для педагогов  при проведении массажных гимнастик   с детьми дошкольного возраста в детском саду...