Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Дымковская игрушка»
план-конспект занятия по рисованию

Миляуша Рафаиловна Мальцева

конструкт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_kartanod_dymkovskaya_igrushka.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта (конструкт)

интегрированной НОД

«Дымковская игрушка»

                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                    Мальцева М.Р.

                                                                                                                                       

 

Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД

«Дымковская игрушка»

Тема: «Дымковская игрушка» 

Возрастная группа: старшая группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой. 

Задачи: 

  1. Обучающие задачи:

Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке,о истории  возникновения, о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом, особенностей узоров и цвета узоров. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу

 Развивающие задачи:

  • развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
  • развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
  • развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки..
  • обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
  • Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров,к народному искусству Россиии;
  • способствовать проявлению положительных эмоций;
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

  • Обратить внимание на положение кисточки в руке у Артёма, Леры и Ангелины

Учебно-методический комплект:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В.Н. Косарева. – Волгоград:

Учитель, 2013

4. Серия: Учимся рисовать: Демонстрационный материал. Автор: Светлана Вохринцева
Издательство: "Страна Фантазий" 2011 г.

5. О. А. Соломенникова Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет

6. http://ped-kopilka.ru/blogs/naira-igorevna-nersesjan/konspekt-zanjatija-dymkovskaja-igrushka-dlja-detei-6-7-let.html

Средства:

  • наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;
  • мультимедийные – презентация;
  • литературные - стихи;
  • оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель; разные народные игрушки; поднос; карточки-схемы, для выстраивания алгоритм последовательности рисования дымковской игрушки; шаблоны – силуэты дымковских игрушек (по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по выбору детей)

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4)

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество Организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Специальные принципы: терпимость к затруднениям ребенка, недопустимость возникновения у ребенка негативных переживаний.
Принципы воспитания:
 воспитание через взаимодействие; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
Принципы обучения: принцип наглядности, доступности, активности и деятельности, систематичности и последовательности.
Методы обучения: беседа, демонстрация, иллюстрация, упражнение, художественное слово, игра.

Планируемый результат:

Любознательный, активный

активность в продуктивной деятельности, в разговоре.

Эмоционально - отзывчивый

чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки;

проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  • умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

применение усвоенных способов рисования, кистью в самостоятельной деятельности;

  • стремление создать выразительный и интересный образ с помощью использование шаблона или без него, выбирая самостоятельно средства для рисования

умение самостоятельно делать выводы;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 мин.;

Ход деятельности

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1Организационно-мотивационно-целевой этап

Задача: организовать детей на предстоящую деятельность; развивать активную речь в процессе деятельности

Беседа

Демонстрация игрушки

Воспитатель вносит шкатулку с дымковскими игрушками. Приветствует детей. задаёт положительный эмоциональный настрой

Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.

-В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
-Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою,
И немедля в пляс пойдёт.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.

Показывает детям игрушки,

создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность.

 Задает вопрос:

-  О чем говорится в стихотворении

-Молодцы!Правильно ответили.Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

- Ребята,у вас всех есть игрушки? А из чего они сделаны?

-А сегодня мы с вами  узнаем какие игрушки делают в селе Дымково? 
Чем знаменито Дымково? 

Приветствуют воспитателя

Дети внимательно слушают,

 вступают в диалог с педагогом

Отвечают на вопрос:

-Об игрушках

Отвечают: 

-Наши игрушки сделаны из пластмассы,

резины,металла,дерева,ткани

Дети организованы на предстоящую деятельность; дети демонстрируют активную речь в процессе деятельности

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2 этап

Работа над темой

-проблемная ситуация

Все ли игрушки у нас в Шкатулке Мастеров дымковские?? Выберите себе любую дымковскую игрушку

- Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Сейчас мы с вами узнаем.

Решают проблемную ситуацию.

выбирают игрушку, рассматривают элементы росписи, сравнивают с элементами росписи игрушек других ребят группы.

Умение делать вывод и его аргументировать

Показ призентации

Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.

Дети смотрят видео на интерактивном доске, (воспитатель параллельно рассказывает).
-Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.

-Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Слушают, узнают об истории создания дымковской игрушки, рассуждают

Дети смотрят видео на интерактивном доске

Обогащает знаниевый опыт.

Проявляет интерес к народной игрушке

Беседа на закрепление и обобщение материала

Хвалит детей за внимательность и правильные высказывания

Задает вопросы

-Ребята  что общего у всех этих игрушек?

 -А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

-А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?

-Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?

-Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

-Какие узоры вы видите на игрушках?

-Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

-Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Внимательно выслушивают,

отвечают на вопросы Выражают собственные мысли

- У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

-Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..

- Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!

- Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками

-Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый

-На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.

Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.

Реализована потребность детей в общении

Физкультминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение

Упражнение

Демонстрация

.

-А теперь давайте немного отдохнем и поиграем 

Цок-цок-цок-цок! Поочередное топанье одной

Я лошадка – серый бок! ногой, затем другой.

Я копытцем постучу, Ходьба на месте.

Если хочешь-прокачу! легкий бег на месте.

Посмотри, как я красива, Руки на поясе, наклоны

Хороши и хвост, и грива. Туловища влево-вправо.

Цок-цок-цок-цок! Кружатся на месте.

Я лошадка – серый бок!

Демонстрируют физическую активность, положительные эмоции

Получение в процессе игры положительных эмоций.

Обеспечена потребность детей в движении.

Снято эмоциональное напряжение.

Продуктивная деятельность

Объяснение последовательности росписи.

- А сейчас я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки  (напечатанные трафареты) из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

    В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально в паре, в тройке в подгруппе, по желанию использует шаблоны –силуэты дымковской игрушки из Шкатулки Мастеров, выбирает материалы (краски гуашь, кисточки или ватные палочки), которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу.

 Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

Умение подбирать необходимые материалы для работы;

Умение делать логический вывод

Умение следовать правилам

3 этап

Итог творческой деятельности

Рефлексия.

Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы

Заключительная часть. Анализ детских работ.

Открытость

(Выставка детских работ) 

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

-Что сегодня для вас было новым?

Чему вы научились?

Довольны ли вы своей работой?

Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности.

Выражает восхищение.

Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждает особенности индивидуальной и совместной работы.

-Вот что у нас получилось! 

– Какие замечательные работы получились у всех! 

-Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей посмотреть на искусство.

-А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастера. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит». 
Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. .

Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной деятельности со сверстниками, взрослыми.

Дети подходят по очереди к воспитателю берут прищепку, вешают свою работу на ленту, и возвращаются на свои места.

- Спасибо ребята за вашу работу! На этом наше занятие закончено.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Эмоционально настраиваются на дальнейшую совместную и индивидуальную работу.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки

Умение планировать свои дальнейшие действия с учетом полученных знаний, умений, приобретенного опыта.

Для раздела призентацияВятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Дымковская игрушка» на основе ФГОС ДО

Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой. Конструкт НОД на основе ФГОС ДО...

Технологическая карта (конструкт) Интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» На основе ФГОС ДО

Тема: «Путешествие в страну Знаний».Возрастная группа: старшая группа.Форма совместной деятельности: интегрированная НОДФорма организации: групповая, индивидуальная, парная.Интеграция областей: «Позна...

Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Красная Шапочка несет бабушке гостинцы»

Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД«Красная Шапочка несет бабушке гостинцы»...

Технологическая карта. Тема: Знакомство с дымковской игрушкой.

Технологическая карта №организации совместной деятельности с детьмиФорма организации: подгрупповая.Тема:Знакомство с дымковской игрушкой.Цель:активизация речевой деятельности посредством развития мелк...

Технологическая карта (конструкт) интегрированной образовательной деятельности по Художественно – эстетическому развитию «Осенние листья » для средней группы

Цель:  представление детей о  разнообразии деревьев и их изменениях  с наступлением осениЗадачи:Расширять представления детей об изменениях в природеПродолжать учить детей слушать расск...

Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «В гости к сказкам»

ТемаВ гости к сказкам 07.02.2023Автор занятия (ФИО, должность)Колодина Ирина Александровна, воспитатель Образовательная организацияМБДОУ г. Иркутска детский сад № 142Возрастная группасредняя груп...