Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Дымковская игрушка»
план-конспект занятия по рисованию
Предварительный просмотр:
Технологическая карта (конструкт)
интегрированной НОД
«Дымковская игрушка»
Мальцева М.Р.
Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД
«Дымковская игрушка»
Тема: «Дымковская игрушка»
Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи:
- Обучающие задачи:
Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке,о истории возникновения, о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом, особенностей узоров и цвета узоров. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу
Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
- развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;
- развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки..
- обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве
- Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров,к народному искусству Россиии;
- способствовать проявлению положительных эмоций;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
- Обратить внимание на положение кисточки в руке у Артёма, Леры и Ангелины
Учебно-методический комплект:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В.Н. Косарева. – Волгоград:
Учитель, 2013
4. Серия: Учимся рисовать: Демонстрационный материал. Автор: Светлана Вохринцева
Издательство: "Страна Фантазий" 2011 г.
5. О. А. Соломенникова Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий детей 5-7лет
6. http://ped-kopilka.ru/blogs/naira-igorevna-nersesjan/konspekt-zanjatija-dymkovskaja-igrushka-dlja-detei-6-7-let.html
Средства:
- наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;
- мультимедийные – презентация;
- литературные - стихи;
- оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель; разные народные игрушки; поднос; карточки-схемы, для выстраивания алгоритм последовательности рисования дымковской игрушки; шаблоны – силуэты дымковских игрушек (по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по выбору детей)
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4)
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество Организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Специальные принципы: терпимость к затруднениям ребенка, недопустимость возникновения у ребенка негативных переживаний.
Принципы воспитания: воспитание через взаимодействие; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
Принципы обучения: принцип наглядности, доступности, активности и деятельности, систематичности и последовательности.
Методы обучения: беседа, демонстрация, иллюстрация, упражнение, художественное слово, игра.
Планируемый результат:
Любознательный, активный | активность в продуктивной деятельности, в разговоре. |
Эмоционально - отзывчивый | чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки; проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи | применение усвоенных способов рисования, кистью в самостоятельной деятельности;
умение самостоятельно делать выводы; |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
|
Ход деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1Организационно-мотивационно-целевой этап Задача: организовать детей на предстоящую деятельность; развивать активную речь в процессе деятельности Беседа Демонстрация игрушки | Воспитатель вносит шкатулку с дымковскими игрушками. Приветствует детей. задаёт положительный эмоциональный настрой - Приготовьте, детки, ушки, -В Дымково, вблизи от Вятки, Показывает детям игрушки, создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность. Задает вопрос: - О чем говорится в стихотворении -Молодцы!Правильно ответили.Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки. - Ребята,у вас всех есть игрушки? А из чего они сделаны? -А сегодня мы с вами узнаем какие игрушки делают в селе Дымково? | Приветствуют воспитателя Дети внимательно слушают, вступают в диалог с педагогом Отвечают на вопрос: -Об игрушках Отвечают: -Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины,металла,дерева,ткани | Дети организованы на предстоящую деятельность; дети демонстрируют активную речь в процессе деятельности Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2 этап Работа над темой -проблемная ситуация | Все ли игрушки у нас в Шкатулке Мастеров дымковские?? Выберите себе любую дымковскую игрушку - Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Сейчас мы с вами узнаем. | Решают проблемную ситуацию. выбирают игрушку, рассматривают элементы росписи, сравнивают с элементами росписи игрушек других ребят группы. | Умение делать вывод и его аргументировать |
Показ призентации | Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей. Дети смотрят видео на интерактивном доске, (воспитатель параллельно рассказывает). -Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. | Слушают, узнают об истории создания дымковской игрушки, рассуждают Дети смотрят видео на интерактивном доске | Обогащает знаниевый опыт. Проявляет интерес к народной игрушке |
Беседа на закрепление и обобщение материала | Хвалит детей за внимательность и правильные высказывания Задает вопросы -Ребята что общего у всех этих игрушек? -А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? -А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет? -Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие? -Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? -Какие узоры вы видите на игрушках? -Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? -Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. | Внимательно выслушивают, отвечают на вопросы Выражают собственные мысли - У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами. -Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.. - Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой! - Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками -Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый -На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы. Лошадка,петушок,олень,баран,барышня. | Реализована потребность детей в общении |
Физкультминутка Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение Упражнение Демонстрация . | -А теперь давайте немного отдохнем и поиграем Цок-цок-цок-цок! Поочередное топанье одной Я лошадка – серый бок! ногой, затем другой. Я копытцем постучу, Ходьба на месте. Если хочешь-прокачу! легкий бег на месте. Посмотри, как я красива, Руки на поясе, наклоны Хороши и хвост, и грива. Туловища влево-вправо. Цок-цок-цок-цок! Кружатся на месте. Я лошадка – серый бок! | Демонстрируют физическую активность, положительные эмоции | Получение в процессе игры положительных эмоций. Обеспечена потребность детей в движении. Снято эмоциональное напряжение. |
Продуктивная деятельность Объяснение последовательности росписи. | - А сейчас я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки (напечатанные трафареты) из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки, постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания. В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка. | Ребёнок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально в паре, в тройке в подгруппе, по желанию использует шаблоны –силуэты дымковской игрушки из Шкатулки Мастеров, выбирает материалы (краски гуашь, кисточки или ватные палочки), которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу. | Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности; Умение подбирать необходимые материалы для работы; Умение делать логический вывод Умение следовать правилам |
3 этап Итог творческой деятельности Рефлексия. Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы Заключительная часть. Анализ детских работ. Открытость (Выставка детских работ) | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы. -Что сегодня для вас было новым? Чему вы научились? Довольны ли вы своей работой? Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности. Выражает восхищение. Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждает особенности индивидуальной и совместной работы. -Вот что у нас получилось! Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной деятельности со сверстниками, взрослыми. Дети подходят по очереди к воспитателю берут прищепку, вешают свою работу на ленту, и возвращаются на свои места. - Спасибо ребята за вашу работу! На этом наше занятие закончено. | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. Эмоционально настраиваются на дальнейшую совместную и индивидуальную работу. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки Умение планировать свои дальнейшие действия с учетом полученных знаний, умений, приобретенного опыта. |
Для раздела призентацияВятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской» по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Дымковская игрушка» на основе ФГОС ДО
Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой. Конструкт НОД на основе ФГОС ДО...
Технологическая карта (конструкт) Интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» На основе ФГОС ДО
Тема: «Путешествие в страну Знаний».Возрастная группа: старшая группа.Форма совместной деятельности: интегрированная НОДФорма организации: групповая, индивидуальная, парная.Интеграция областей: «Позна...
Технологическая карта (конструкт) Интегрированной НОД «В гости к сказкам» на основе ФГОС ДО
Интегрированная НОД "В гости к сказкам" средняя группа...
Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Красная Шапочка несет бабушке гостинцы»
Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД«Красная Шапочка несет бабушке гостинцы»...
Технологическая карта. Тема: Знакомство с дымковской игрушкой.
Технологическая карта №организации совместной деятельности с детьмиФорма организации: подгрупповая.Тема:Знакомство с дымковской игрушкой.Цель:активизация речевой деятельности посредством развития мелк...
Технологическая карта (конструкт) интегрированной образовательной деятельности по Художественно – эстетическому развитию «Осенние листья » для средней группы
Цель: представление детей о разнообразии деревьев и их изменениях с наступлением осениЗадачи:Расширять представления детей об изменениях в природеПродолжать учить детей слушать расск...
Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «В гости к сказкам»
ТемаВ гости к сказкам 07.02.2023Автор занятия (ФИО, должность)Колодина Ирина Александровна, воспитатель Образовательная организацияМБДОУ г. Иркутска детский сад № 142Возрастная группасредняя груп...