Хохломская роспись
план-конспект занятия по рисованию
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №1387»
Управления делами Президента Российской Федерации
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме:
«Помоги Федоре найти посуду. Золотая хохлома»
Подготовила:
Воспитатель Врублевская О.А.
Москва 2023
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.
Задачи:
воспитательные:
- прививать любовь к Родине через традиции и обычаи своего народа;
- приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
- прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты;
- формировать представления об особенностях русского народного творчества;
- способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений;
- воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям, уважение к работам народных мастеров.
развивающие:
- развивать мышление, внимание, память, познавательную активность;
- развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
- способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
- прививать усидчивость, терпение, аккуратность при работе, трудовую культуру; добиться максимальной работоспособной обстановки на занятии.
Предварительная работа: рассматривание росписи посуды других народных промыслов, отгадывание загадок о посуде, чтение произведения К. И. Чуковского «Федорино горе»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть
Ход занятия:
Педагог: Ребята, я получила письмо от Федоры. Знаете кто это?
Дети: Да, это героиня из произведения Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».
Педагог: Верно. Послушайте, что Федора пишет. «Друзья, помогите, у меня беда. Вся посуда от меня убежала»
Ребята, нам нужно как можно быстрее выручать Федору из беды. Но чтобы нам оказаться в сказке, нам надо произнести волшебные слова: «Крибли, крабле, бумс»
А вот и сама Федора нас встречает. Что случилось, Федора? Почему от тебя вся посуда убежала?
Федора: Да, я знаю, что сама виновата. Не мыла я посуду, дома за порядком не следила. Вот и посуда убежала. Что делать?
Педагог: Ничего, Федора, еще все можно исправить, мы с ребятами тебе поможем.
2. Основная часть
Беседа
Педагог: - Ребята, давайте назовем предметы посуды? Я вам буду бросать мяч, кто его поймает, тот и называет предмет посуды. (Педагог бросает мячик детям)
- Какая посуда, если она сделана из дерева, из алюминия, из фарфора, из глины, из стекла ?
- Зачем человеку нужна посуда?
Педагог: Как вы думаете, ребята, Федоре нужна посуда?
Дети: конечно, нужна.
Педагог: Нам нужно помочь Федоре ее найти?
Федора, а как выглядит твоя посуда? Как мы ее можем отличить от другой?
Федора: У моей посуды есть очень красивый орнамент. Она расписана хохломской росписью.
Педагог: Ребята, вы хотите узнать о старинном русском народном промысле - хохлома?
Присаживайтесь поудобнее (звучит русская народная мелодия)
В окрестностях города Нижний Новгород находится село с названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской.
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома»
Расписывают посуду масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы.
Педагог: ну вот, ребята, много интересного мы узнали о «Золотой хохломе». А сейчас нам нужно помочь Федоре найти ее посуду с хохломской росписью.
Для этого мы отправимся с вами на ярмарку. Там очень много разной посуды.
Игра «Найди Федорину посуду» (Звучит русская народная мелодия, на столе расположены предметы посуды с разными видами росписи: гжель, городецкая и т. д., ребята выбирают посуду с хохломской росписью)
Дети читают стихи:
Злата:
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая хохлома.
Саша:
И богата, и красива,
Рады гостю от души:
Кубки, чаши и ковши.
Яра:
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин!
Федора: вот спасибо, ребята, что помогли мне найти мою посуду. Обещаю, что теперь я буду ее беречь и любить.
Педагог: Раз уж мы на ярмарке, то какая ярмарка без хоровода!
Дети под народную музыку передают две ложки в хороводе, на ком музыка останавливается, дети с ложками выходят в центр и танцуют.
Педагог: Ребята, я вам предлагаю тоже побывать мастерами-умельцами и «создать» свое изделие расписанное хохломской росписью (расписать вазу).
(На столе шаблон вазы (желтый)).
1. Оформим кайму сверху и снизу вазы.
2. Рисуем тонкие стебли «криуль».
3. Расположим на этих стеблях элементы росписи – листья и ягоды
Из этих элементов составим узор.
4. И добавим мелкие детали узора: осочки, травинки, завитки.
Федора: Я хочу, ребята, вас отблагодарить и подарить вам сладких петушков на палочке.
Педагог: Спасибо, дорога Федора! Ну а нам, ребята, пора отправляться в детский сад. «Крибли, крабле, бумс»
- Ребята, что интересного вы узнали на занятии?
- Как отличить хохломскую роспись от других видов росписи?
- Какие виды орнамента хохломской росписи вы запомнили?
- Какие цвета используют мастера при нанесении орнамента?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование. Хохломская роспись.
Занятие для детей подготовительной группы из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Хохломская роспись. Завиток.
Познакомить с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал). Дать представления об основных элементах, используемых художниками. Активизировать словарь: централь...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)
Задачи:Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжать знакомить с хохломским промыслом, используя художественную литературу.Образовательная область «Познание»: уточнять предста...
Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)
«Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись) .Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)
Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1) Предшествующая работа:· Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...
Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись).
Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись).Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы...