Технология по нетрадиционной технике изодеятельности
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Блохина Лада Юрьевна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Занятия изобразительной деятельностью ― это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология

Нетрадиционная техника рисования

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Но уже старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент для творческого развития, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. 

Изобразительная деятельность - один из видов занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус, развивает зрительную восприятие, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка, а овладение как можно большим числом разнообразных изобразительных техник позволит обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для успешного развития творческих способностей дошкольников.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования. Они не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, далее будут перечислены техники, способствующие этому.

Отличительной особенностью методики является то, что она разработана на основе использования в процессе обучения разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник рисования. Это: монотипия, кляксография, пластилиновая живопись, рисование воском, мылом, зубной щеткой, губкой, пальцами и другими материалами, которые помогут педагогу всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и собственное "Я".

Актуальность

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. 

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок!»

Практическая значимость

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Новизна и отличительная особенность разработки

Она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель

Создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Задачи

  • Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, листьями, рисование свечой и т.д.)
  • Обучать основам создания художественных образов.
  • Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
  • Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
  • Учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
  • Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Этапы работы

На 1 этапе – репродуктивном ведется  активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе - конструктивном ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют  нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Средства

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • предметно-развивающая среда.

Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Методы

Метод «тычка» (рисование жесткой полусухой кистью)

Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.

Материалы: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки,  баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

1.Рисуем простым карандашом контурное изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать).

2.На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.

3. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.

Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.

Рисуем ладошками

Один  из самых первых инструментов, при помощи которого можно  создавать яркие и оригинальные  шедевры, – это детские ладошки.  Шлеп, и отпечаток готов! А теперь  вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.

Для занятия вам понадобится: альбомный лист или цветная бумага любого цвета; широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью или пальчиковыми краскамигуашь; тонкая и широкая кисточка; мисочка с водой, чтобы помыть руки; тряпочка.

Ход работы:

1. В  начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.

2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.

3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".

4. Когда  отпечаток ладони на бумаге  высохнет, доводим его до нужного образа.

Маленькие хитрости: Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, осьминога, дерево, цветок, кленовый лист и т.д. Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка. Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).

Печатаем пальчиками

Необходимые материалы и инструменты: бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.

Порядок работы:

“Радужная рыбка”. Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.

“Цветок”. Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.

Рисование ватными палочками.

Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины).

Рисование ватными дисками.

Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы).

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Варианты работ: салют, ёжик, мишка.

Рисование вилкой

На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву, забор, цветы, ежика.

Рисование штампиками

Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.

Рисование расческой

Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры, добавляя капли и водя расческой в разные стороны.

Граттаж (воскография)

Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.

Монотипия

Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, После этого изображение можно дорисовать или украсить.

Рисование солью

На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.

Рисование манкой

Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь.

Батик

Это техника рисования на ткани. Для занятия потребуется кусок хлопкового материала белого цвета. Для детского сада подойдёт самый простой вариант росписи — узелковый. Для этого нужно завязать на ткани несколько узелков, затем окунуть их в краску. После высыхания узелки следует развязать — на ткани останутся интересные узоры.

Эбру

Техника эбру представляет собой рисование жидкими красками на воде. Краска и вода имеет разную плотность, поэтому на поверхности воды можно сделать какой-либо узор. Затем к поверхности прикладывается лист бумаги или ткань, и рисунок переходит на новую поверхность. Воду можно сделать более плотной специальным раствором, который продаётся в художественном магазине. Благодаря этому краска не растворяется в воде, а остаётся на поверхности в виде плёнки. Краску можно капать на воду, а затем какой-либо палочкой составлять узоры.

Фроттаж

Техника фроттаж заключается в следующем: под лист бумаги подкладывается плоский предмет с рельефной поверхностью; затем следует тщательно натереть поверхность листа восковыми мелками, пастелью или карандашами, после чего рисунок проступает на поверхности. Шаблоны для работы заранее изготавливаются из плотного картона. Если разместить трафареты на поверхности москитной сетки, получаются замечательные картины. В процессе натирания бумаги мелками детям приходится прилагать усилия, чтобы удержать в руке мел и заштриховать всю поверхность. Это позволяет развить мелкую моторику.

Пластилинография

Материалы для создания пластилиновой картины: картон с контурным рисунком, покрытый скотчем; набор пластилина; салфетка для рук; стеки, зубочистки; бросовый и природный материалы; доска для лепки; лак для волос.

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Варианты работ: снеговик, следы на снегу, чистим дорожку к домику, снегопад.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Оттиск поролоном (пенопластом)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Рисование печатками из сырых овощей

Материал для работы. Бумага любого цвета и размера, гуашь, печатки из сырых овощей, палитра, салфетка, кисть, вода.

Способ получения изображения. Овощи разрезать вдоль или поперек, покрыть гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток.

Монотипия

Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. 1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.

2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.

3. Полученное изображение дополнить деталями, если это необходимо.

Кляксография

Метод заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» – эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, можно переходить перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование мыльными пузырями

Что необходимо для работы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь,акварель или пищевые красители,плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.

В воду добавьте шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10 (не строго). Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина. Все ингредиенты перемешайте и оставьте постоять на 2-3 дня. Затем профильтруйте раствор через марлю и оставьте в холодильник на 12 часов. Процедуру можно упростить - просто добавив в воду мыльный раствор и красители.

Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей.

1 способ. Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене.

2 способ. Можно снимать поднявшиеся пузыри ложкой и выкладывать на листе.

А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать.

Ниткография

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.

Техника работы 1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.
2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.

3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец. 

Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.

Рисование по сырому

Нужна неясность, расплывчатость, например, если мы хотим изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Так как дети младшего дошкольного возраста, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками:

  • рисование пальчиками;
  • рисованием руками;
  • оттиск печатками.

Дети среднего дошкольного возраста продолжают рисовать руками, можно знакомить с более сложными техниками с рисованием и печатанием различными предметам (листьями, ватными палочками, нитками и др.), техникой тычка жесткой кистью:

  • печать пробками;
  • рисование ватными палочками;
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • оттиск поролоном или печатками из ластика;
  • фотокопия (восковые мелки и акварель);
  • фотокопия (свеча и акварель);
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки.

В старшей группе дети знакомятся уже с более сложными техниками:

  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • рисование песком;
  • мыльными пузырями;
  • печатанием по трафарету;
  • пластилинографией;
  • смешиванием акварели с восковыми мелками или свечой;
  • эбру;
  • набрызгом.

Структура занятий

Мотивация детей.

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность

Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием  художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.

Художественно-изобразительная  деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании,  дизайн - творчестве.

Выставка - презентация  детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Для успешной реализации поставленных задач,  разработка предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным  техникам  рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.

Работа с родителями.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий,  семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В разработке используются технические средства обучения: музыкальный центр, фотоаппарат, планшет.

Ожидаемый результат

  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности.
  • Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
  • Развитие креативновности.
  • Индивидуальный «почерк» детской продукции.
  • Способность к активному усвоению художественного опыта.
  • Развитие общей  ручной  умелости.
  • Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.
  • Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.
  • Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
  • Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Заключение

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников

Нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Используемая литература

  1. Лыкова А. И. «Цветные ладошки» авторская программа.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
  3. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  4. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009
  5. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Дидактические игры

1. «Нарисуй теплую картинку»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.

Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания:

A) нарисуй «теплый» натюрморт;

Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);

B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

2. «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.

Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

3. «Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

4. «Тепло-холодно»

Цель: закреплять представление о цветовом круге.

Игровые задания:

1. Построение с ленточками:

А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;

Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.

Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница».

5.«Найди картины, написанные тёплыми и холодными

Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.

Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.

Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.

6.«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине» 

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

7.«Определи и найди жанр портрета (натюрморта, пейзажа)»

 Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Материал: репродукции картин.

Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.

2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

8.«Выставка картин»

Цель: учить распознавать детей жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, составлять рассказ о картине.

Материал: репродукции картин.

Описание игры: воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставку

9.«Составь натюрморт»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)

Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)

Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.

10 « Волшебные цвета»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: карточки с разными цветами.

Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.

Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

Комплекс пальчиковых гимнастик и массажей.

Речевое сопровождение

Движения рук

1.

КОРОБОК
Коробок от спичек
Для деток-невеличек,
Не спички будем зажигать,
А картинки рисовать.
Катать не сможем коробок,
 Но сможем взять за уголок.
Цветы будем рисовать,-
Ребром плотно прижимать.

Поворачивание коробка вокруг своей оси, держа двумя пальцами за ребра.

Имитация поджигания спичек.
Имитация оттиска ребра.
Попытка прокатить по ладошке.
Взять двумя пальцами за углы по диагонали.
Имитация оттиска ребра уже по кругу.

2.

ЗУБНАЯ ЩЕТКА
Щетку мы в руках сжимали,
И ладошками катали.
В руку щетку мы возьмем,
Массаж пальчиков начнем.
Теперь руку поменяем,-
Массаж пальцев продолжаем.
Каждый пальчик по порядку,-
Вот для рук у нас зарядка.

 

Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений.
Взятие щетки в правую руку,

Растирание щетиной пальцев левой руки.
То же самое, поменяв руки.

  Поменять руку, Поменять руку.

3.

ПЕЧАТКИ (морковь)
Не морковку будем грызть,
Не возьмем сегодня кисть,
Печатью будем рисовать,
Морковью оттиск создавать,
Пальчики мы разомнем
И рисовать сейчас начнем.

Погрозить пальчиком правой руки
погрозить пальчиком левой руки,
Имитация оттиска на правой ладони,
Имитация оттиска на левой ладони.
Зажав печать между ладонями - покатать.

4.

ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Ватной палочкой играем,
Дружно пальчики считаем:
1, 2, 3, 4, 5 -
На пальцы будем нажимать.
Пальчики и палочки -
Наши выручалочки.

Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку.
Нажимать концом палочки на подушечки пальцев поочередно, со сменой рук.
Зажать палочку между ладонями, повращать.

5.

ЗУБОЧИСТКА , ШПАЖКА

(при технике граттажа)
Продавливать рисунок сложно,
Но научиться тоже можно.
Зубочистки- палочки,
Наши выручалочки.
Ладошки наши разминают,
Рисовать нам помогают.

 

Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно (либо на поверхность стола).

 

Вращение между ладонями.

6.

ШАРИКИ (бусинки, камушки)
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки,
Быть послушными учу
Пальчики, ладошки.

 

Круговые вращения шариков между ладонями.

7.

НИТКА
С нитью знакомиться мы будем.
Пока на пальчик ее накрутим.
Нитки о себе расскажут,
что умеют, все покажут:
Иголкой шить они умеют,
И рисовать даже сумеют,
Два листочка им нужны,
 Гуашь и тушь тоже важны.

Натянуть, взявшись двумя пальцами за концы.
Накрутить на указательный палец правой руки.    Раскрутить.
Намотать на другой палец.
Имитация шитья.
Вращение ниткой на раскрытой ладошке.
Закрыть сверху ладонь с ниткой другой ладонью. Перевернуть сомкнутые ладони.

8.

ГУБКА
Губка- значит поролон,
И капризный же он.
Быстро впитывать умеет
И темнеет, тяжелеет.
Зато рисунок получаем нужный-
Очень легкий и воздушный.

 

Сжатие губки в кулак, попеременная передача из рук в руки в ритме стиха.

9.

КОКТЕЛЬНАЯ ТРУБОЧКА
Трубочкой коктейль мы пьем.
И рисунок создаем.
Посмотри, посмотри-
Получились пузыри.
В морских глубинах жизни нет?
Тогда возьмите трафарет.

 Держать трубочку подушечками пальцев, имитировать высасывание.
Одной рукой держать трубочку, другой - приставить  к противоположному краю трубочки ладонь (из пальцев шар или круг).  Растирание трубочками между ладошками.

10.

ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК
Наши руки нам расскажут,
Все умеют, все покажут,
5 их на моей руке.
Рисовать могут и  всегда помогут:
Пальцев подушечки рисуют ватрушечки.
Наши кулачки рисуют пирожки.

И ладошки рисуют у нас.

Рисунок просто высший класс.

Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук.

Поочередное разгибание пальцев из кулачка одной рукой, затем другой.
Поочередное соединение подушечек пальцев с большим пальцем.
Кулачек на ладошку поочередно, «слепить» пирожок из ладошек.
Волнообразное прикладывание верхней ладони к нижней (в горизонтальном положении ладоней).
Кулак с поднятым большим пальцем.

11.

СВЕЧА
Свеча для нас хороший друг,-
Тепло и свет дает вокруг,
И, также можем мы сказать,
Свеча умеет рисовать.
 Из воска состоит она -
Не зря в рисунок нам звана.

Воск след умеет оставлять,
А краски будут проявлять.

 Растирание между ладошками свечи.

Проведение свечой по каждому пальчику и ладони ведущей рукой.
Свеча в левой руке, проведение по ней от начала до конца указательным пальцем с последующей сменой рук.
Волнообразное рисование свечи в воздухе.
Отложить свечу, ладони от себя, показать плоскость.

12.

МЯТАЯ БУМАГА
Листок бумаги мы сминаем
И в шарик дружно превращаем.
Мятой бумаги комочек
На ежика похожий очень.
Не дадим ему скучать, мы их будем рисовать

Сминать листок бумаги.
Катать шарик из бумаги.

Имитация тычкования получившимся бумажным  шариком на ладони ведущей руки.



Предварительный просмотр:

Порядок использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности

Начальный этап: Создание и систематическое обогащение художественно-эстетической развивающей среды.

Основной этап: Повышение мотивации детей к использованию нетрадиционных техник выполнения, создание обстановки эмоционального благополучия, постановка проблемной ситуации, вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов.

На данном этапе проводились занятия, на которых использовались различные средства нетрадиционной изодеятельности. Для детей были организованы  творческие мастерские, в которых ежедневно проводилась самостоятельная деятельность детей. Периодически, в ходе выполнения детьми тех или иных заданий оформлялись выставки детского творчества, конкурсы и коллективные композиции. В ходе работы над данной технологией активно были задействованы родители воспитанников. Проведены консультации для родителей «Как  организовать домашние занятия по рисованию и лепке», «Если дома нет кисточки...».

Заключительный этап: На заключительном этапе с детьми отрабатывался алгоритм деятельности.  В самостоятельной деятельности дети примененяют элементы техник нетрадиционного рисования, лепки, аппликации, фантазируют и выстраивают новые возможные способы нетрадиционных техник изодеятельности.

 В ходе активного взаимодействия с родителями воспитанников был проведен опрос, где они подчеркнули, что данная технология широко используется ими в домашних условиях. Также они отметили более творческий подход у детей и углубленное воображение



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"

Уважаемый родитель!

     Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!

1.Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?

1.да

2.очень умеренные способности

3.у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя

  1. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?

1.бумага (белая, цветная)

 2.краски

 3.глина

4.пластилин

5.сангина

 6 . уголь

7.цветные мелки

9.фломастеры

10.кисти

Дополните свой ответ:

3.Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?

1.компьютерные программы

2.электронные пособия по изобразительной деятельности

    3.слайды или картины с изображениями животных, природных       объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства

Дополните свой ответ:

_____________________________________________________________________________ ____________________________________________________.

  1. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

 1.берет, когда сам пожелает

2.по разрешению взрослых

Дополните свой ответ: _____________________________________.

  1. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

1.часто

    2.иногда

3.никогда

Кого в основном просит ребенок?

__________________________________________________________.

  1. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

   1.предлагаете самому порисовать

   2.обещаете порисовать в другой раз

3.включаетесь в творческий процесс по его просьбе

Дополните свой ответ:

_________________________________________________________________.

  1. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?

1.картины (пейзаж, натюрморт и др.)

2.декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)

3.не использую

Дополните свой ответ:

______________________________________________________________.

  1. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?

_____________________________________________________________.

  1. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:

1.да

2.нет

Благодарим за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

(подготовила воспитатель старшей группы «Почемучки»

Блохина Лада Юрьевна)

«Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего возраста»

Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

2. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение общие интересы и занятия.

3. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

Оборудование:

- рабочее место для каждого родителя;

- альбомные листы;

- картон гофрированный;

- бумага мятая;

- гуашь в тарелочках  на каждый стол;

- влажные и бумажные салфетки на каждого;

- штампы;

- образцы рисунков с нетрадиционными техниками.

Содержание мероприятия:

 Уважаемые родители, я очень рада встрече с вами!

     Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своих рисунках. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании находится у них на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.

     Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

     Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

     В процессе рисования развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:

1. Обогащается словарь.

2. Происходит становление речи как средства общения.

3. Совершенствуются все функции речи.

     Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Кроме этого, развивается сенсорная сфера, эстетическое

мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения.       Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей любого возраста.

     Сколько в мире интересных вещей и предметов (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, палочки, шишки, листочки и т. д.), с помощью их можно развить интерес, любопытство, творчество, воображение и фантазию детей. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности.

     Давайте посмотрим презентацию о нетрадиционных способах рисования.

Посмотрите на нашу выставку рисунков «Нашэрмитаж….»

А сейчас мы вместе порисуем. Первый способ рисования – это рисование летнего леса гофрированным картоном.

Второй – рисование ветки сирени мятой бумагой.

Устали? Сделаем гимнастику:

Дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

     А сейчас штампами нарисуем картину на свободную тему. Желаю удачи!!!

Спасибо за внимание!

Рефлексия

- Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума» и хочется пожелать творческих успехов вам и вашим детям.

Дерзайте, рисуйте, смелее творите,

А самое главное – деток учите!

- Предлагаю вам написать несколько слов, что дала вам сегодняшняя встреча, о чем заставила задуматься, выразите свой эмоциональный отклик, ваши вопросы и пожелания.

- Всего вам доброго. До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

 «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей»

( старшая группа)

       

Тема недели

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Оборудование

Сентябрь

Здравствуй, детский сад!

Коллективная работа «Солнышко»

Отпечатывание ладошками

Формировать умение создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом.

Гуашь, кисти, листы

Дорожная безопасность

Светофор

Пластилинография

Способствовать формированию умений создавать изображение путем пластилинографии.

Пластилин, стеки, доски для лепки, рисунок светофора

Игрушки

Матрёшка

Рисование пальчиками и ватными палочками

Познакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушки; развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки.

Ватные палочки, краски, трафарет матрешки, лист, простой карандаш

Я  вырасту здоровым

Здоровые зубы

Рисование  ватными палочками и зубной пастой

Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками: рисование ватными палочками и зубной пастой

Картон темного цвета, белая зубная паста, ватные палочки

Октябрь

Осень

Осеннее дерево

Интуитивное рисование

Познакомить с техникой интуитивного рисования, развивать творческие способности и фантазию.

Гуашь, кисти – щетина, листы плотной бумаги, салфетки

Сад. Фрукты.

Дерево с яблоками

Кляксография трубочкой

Познакомить детей с приемом рисования – кляксография трубочкой; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Акварель, кисти, трубочки

Огород, овощи

Дары осени (натюрморт)

Оттиск печатками

Продолжать формировать умение изображать натюрморт с помощью печаток из овощей

Печатки из овощей, краски, кисти, альбомные листы

Ягоды садовые и лесные

Ветка рябины

Пластилинография

Познакомить с новым приемом – расписной пластилин, полученный способом резания.

Пластилин, доска для лепки, стеки, картон, простой карандаш

Грибы

Мухомор

Интуитивное рисование

Продолжать знакомить детей с техникой интуитивного рисования

Гуашь, кисти – щетина, салфетки, лист плотной бумаги

Ноябрь

Домашние животные

Животные, которых я придумал

Кляксография

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Развивать воображение, творчество в дорисовывании предметов

Акварель, кисти

Домашние птицы

Волшебная птица

Отпечатывание листьями

Знакомить с техникой печатания листьями, развивать цветовосприятие.

Листья сухие, краски, кисти, альбомные листы

Дикие животные наших лесов

Ежики на опушке.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Способствовать развитию умениярисовать в технике «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  

Кисть – щетина, краски, смятая бумага, альбомный лист

Животные льдов

Белый медведь

Интуитивное рисование + аппликация

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Развивать творческие способности, воображение.

Трафарет белого медведя, гуашь, кисть- щетина, лист плотной бумаги, ножницы, клей.

Декабрь

Зима. Человек и природа

Зимушка-зима

Рисование на световых планшетах, рисование манной крупой или солью, пластилином, интуитивное рисование

Познакомить с нетрадиционными техниками рисования – рисование манной крупой, солью, пластилином; способствовать развитию умений рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные нетрадиционные техники рисования.

Световые планшеты и маркер-фонарики, пластилин, соль, манная крупа, клей ПВА, гуашь, кисти –щетина.

Одежда

Платье

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Продолжать формировать умение  украшать платье разными способами. Развивать творческие способности детей.

Печатки, краски, листы, кисть

Обувь, головные уборы

Украшаем шапку

Набрызг

Познакомить детей с техникой «набрызг», закрепить умение самостоятельно  придумывать узоры.

Краски, листы, трафарет шапки, вата, кисть щетина

Новый год

Морозные узоры

Рисование свечой и акварелью

Познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и акварели.

Свеча или восковые мелки, акварель, кисти

Январь

Зимние забавы.

Наши зимние забавы

Печати из картофеля, мятая газета

Продолжать развивать умение детей рисовать  нетрадиционной техникой «печатями из картофеля», развивать творческие способности детей.

Мятая газета, краски, лист, печатки из картофеля круглой формы

Зимующие птицы

Сова

Тычок полусухой жесткой кистью

Продолжать развивать умение детей рисовать «тычком», создавать выразительный образ.

Кисть – щетина, краски, лист

Животные жарких стран

Кто в Африке живет?

Рисование на световых планшетах

Продолжать знакомить детей со световым планшетом и способами рисования на нем маркером-фонариком. закреплять знания детей животных.

Световые планшеты

Комнатные растения

Волшебный цветок

Рисование  пастелью

Продолжать формировать умение рисовать цветы, используя разные приемы с пастелью. Способствовать развитию творческих способностей детей.

Пастель, альбомные листы

Февраль

Мой дом, моя улица, мой город.

Домик

Волшебные опилки

Способствовать развитию умения использовать в качестве изобразительного материала того, что находится под рукой: песка, опилок, листьев и т. д.

Клей, опилки (песок, листья, соль, манная крупа и пр.)

Транспорт.

Волшебный транспорт

Отпечатывание ладошек и дорисовывание

Продолжать закреплять умение рисовать ладошками, совершенствовать умениедорисовывать их до определенного образа. Способствовать развитию творческих способностей  детей.

Краски, лист, кисти

23.02-день защитников отечества.

Военные корабли

Рисование по мокрому листу

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Формировать умение изображать море и корабли в вдалеке, способом цветовой растяжки «по -мокрому».

Лист, акварель, вода

Мебель

Золотая хохлома

Рисование ватными палочками

Способствовать развитию интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; развитие художественного творчества в декоративном рисовании.

Ватные палочки, кисти, краски

Март

8 марта-женский день

Мимоза

Рисование тычком

Способствовать закреплению умение рисовать при способом тычка, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру.

Кисть, краски,

Посуда. Продукты питания. Сервировка

Чайный сервиз

Рисование раствором кофе

Познакомить детей с новым видом изобразительного творчества- «кофейная акварель».

Совершенствовать технические и изобразительные умения и навыки рисования.

Раствор кофе, лист, кисть, трафареты чайных предметов

Весна. Природа и человек

Весенний пейзаж  

Интуитивное рисование

Способствовать развитию  творческих способностей детей в  технике интуитивного рисования.

Гуашь, кисти – щетина, салфетки, лист плотной бумаги

Перелетные птицы

Ласточки

Пластилинография

Продолжать  формировать умения детей создавать изображения путем техники пластилинография.

Пластилин, стеки, доски для лепки, рисунок ласточки

Первоцветы

Подснежники

Рисование  ватными палочками

Продолжать формировать умение детей рисовать нетрадиционным способом изобразительной деятельности - рисование ватными палочками (пуантилизм), обогащать знания детей.

Гуашь, ватные палочки, лист

Апрель

Космос

Солнечная система

Рисование на световом планшете

Продолжать формировать умение детей рисовать маркером-фонариком на световом планшете.

Световые планшеты и маркер-фонарики

Лес. Деревья

Дерево

Монотипия

Продолжать развивать умение детей рисовать в технике монотипия;  воспитывать интерес к природе через изобразительную деятельность.

Альбомный лист, гуашь, кисти

Пожарная безопасность

Пожар

Рисование мокрой пленкой

Способствовать формированию умения рисовать мокрой плёнкой и гуашью. Закреплять знания детей о правилах безопасности.

Гуашь красного, желтого и черного цветов, кисть,  целлофановый мешок, вода,

Сказки. Театры. Музеи

Театральная маска  

Рисование свечой и акварелью

Продолжать развивать умение детей рисовать с помощью свечи и акварели.

Свеча или восковые мелки, акварель, кисти

Май

День победы, родная страна

Салют Победы

Граттаж

Продолжать развивать умение детей рисовать  техникой «граттаж», воспитывать любовь к Родине.

Черная гуашь, картон, восковые мелки, жидкое мыло, зубочистки для процарапывания

Водоемы и их обитатели

Аквариум

Рисование с помощью соли

Продолжать формировать умение детей рисовать нетрадиционной техникой рисования  солью и гуашью.

Соль, клей ПВА, картон синего цвета, гуашь, кисть

Насекомые и их знакомые

Бабочка

Пластилинография

Продолжать формировать умение изображать насекомых с помощью нетрадиционной техники рисования (пластилинографии). Развивать творческие способности детей.

Пластилин, доска для лепки, стеки, альбомный лист или картон, простой карандаш

Здравствуй, лето!

Итоговая выставка детских работ

Любая техника нетрадиционного рисования по выбору ребенка

Продолжать формировать умение  рисовать по замыслу. Самостоятельно выбрать технику нетрадиционного рисования. Развивать творческие способности детей.

Материалы по желанию и замыслу детей



Предварительный просмотр:

Перспективный план по рисованию нетрадиционными техниками в подготовительной группе

Тема

Техника

Цели

1

Воспоминания о лете

Восковые мелки + акварель

Познакомить с техникой «воск. мелки + акварель». Способствовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Сентябрь

2

Бабочки на лугу

Кляксография

Познакомить с техникой «кляксография», с её выразительными особенностями. Развивать интерес к творчеству, воображение, фантазию

3

В садах созрели яблоки

Тычок сухой жёсткой кистью

Совершенствовать умение изображать плодовые деревья. Учить с помощью техники «тычок жёсткой кистью» рисовать яблоки. Формировать интерес к творческой деятельности.

4

Осенний букет

Пластилинография + набрызг + печать листьями

Учить в своей работе сочетать несколько техник. Развивать внимание, усидчивость, аккуратность.

Октябрь

1

Что нам осень подарила

оттиск пробками, печатками из картофеля

Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображение в рисунке. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиском пробкой и печатками картофеля. Развивать чувство композиции и колорита.

2

Осень на опушке краски разводила

восковые мелки + акварель, монотипия, оттиск печатками

Обобщать знания детей о поздней осени и её характерных особенностях. Учить изображать хмурую осень, пасмурное небо, сильный ветер, холодный дождь, голые деревья. Учить передавать в рисунке передний и задний план, составлять композицию с использованием разных способов. Развивать способность передавать колорит поздней осени, подбирать нужные цвета, передавать настроение.

3

Ёжики

Печать смятой бумагой

Учить выполнять рисунок в технике «печать смятой бумагой», дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.

4

Животные, которых я сам придумал

Кляксография

Знакомить детей с техникой «кляксография».Учить дополнять рисунок новыми элементами. Развивать интерес к творчеству, воображение

Ноябрь

1

 Рыбки в аквариуме среди водорослей

тычок жёсткой кистью с элементами аппликации

Совершенствовать умение передавать р рисунке многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. Воспитывать усидчивость, любовь к природе.

2

Первый снег

Рисование кистью + ватная палочка

Учить использовать в своей работе несколько техник. Показать возможности пластилина, Воспитывать интерес к изображению природных явлений, желание создать что-то необычное.

3

Снегири на ветке

Тычок сухой кистью

Расширять представления детей о птицах, умение передать образ «снегиря» в рисунке, используя технику «тычка».Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
.

4

Подарок маме

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить рисовать цветы с помощью ладошки и пальчиков. Воспитывать любовь к близким, желание сделать для них что-то приятное.

Декабрь

1

Зима пришла

Печать листьями на цветном фоне

Учить смешивать краски для получения оттенков: сиреневого, голубого. Развивать умение создавать законченный вид с помощью прорисовывания деталей. Формировать интерес к творчеству, к собственной работе.

2

Зимний пейзаж

Рисование клеем ПВА +соль

Развивать интерес к изображению зимней природы, желание её рисовать. Учить работать аккуратно, убирать своё рабочее место

3

Снежинка

Рисование клеем ПВА +соль +акварель

Продолжать знакомить с рисованием клеем ПВА и солью . Развивать чувство композиции, цветовосприятия

4

Ёлочка нарядная

оттиск поролоновым тампоном, гуашь

Учить детей намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттиска поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение.

Январь

1

Сказочная птица

рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность в работе.

2

Снежная семья

Мятая бумага + клей ПВ

Учить рисовать снеговиков без предварительной прорисовки карандашом, используя мятую бумагу и клей. Способствовать появлению положительных эмоций

3

Северное сияние

Набрызг

Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Развивать фантазию, творческое мышление

4

Медведи могут быть белые

Тычок жёсткой кистью

Совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о диких животных. Развивать чувство композиции, мелкую моторику.

Февраль

1

Чудесные платки

Рисование гуашью

Познакомить с павло-посадским платком. Учить выделять колорит и элементы узора, рисовать несложные орнаменты. Развивать чувство ритма, цветовосприятия

2

Открытка для папы

Средства и техника по выбору детей

Учить детей быть самостоятельными при изготовлении своей работы. Добиваться эмоционально яркого воплощения замысла. Поощрять более полное использование известных средств и техник.

3

3 Портрет папы

Цветные карандаши + фломастер

Совершенствовать умение делать набросок простым карандашом, раскрашивать цветными и выделять контур фломастером. Вызвать эмоциональный отклик к творческой деятельности. Побуждать проявлять внимание и заботу к родным людям.

4

Семейка змеек

Рисование ватными палочками

Продолжать учить рисовать простым карандашом, вписывая изображение в лист. Продолжать учить самостоятельно подбирать подходящие цвета и рисовать с помощью ватной палочки. Упражнять в украшении предметов точками. Развивать фантазию.

Март

1

Ранняя весна

По мокрому слою

Учить рисовать по сырой бумаге. Развивать интерес к изображению природных явлений. Формировать чувство прекрасного.

2

Букет цветов для мамы

Рисование пакетом

Учить рисовать надутым пакетом. Вызвать положительные эмоции. Развивать усидчивость, желание довести свою работу до завершения

3

Ветка мимозы

Тычок жёсткой кистью + дорисовка концом кисти

Упражнять в умение рисовать жёсткой кистью цветы. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Учить проявлять внимание к близким

4

Волшебные узоры

Ниткография

Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Формировать эстетический вкус.

Апрель

1

Сказочные рыбки

Мозаика

Знакомить детей с новой техникой «мозаика». Расширять представления детей об обитателях водных просторов. Упражнять в изображении рыбок с помощью «мозаики». Развивать фантазию.

2

Пасхальный подарок

Рисование поролоновой губкой

Помочь освоить новый способ изображения поролоновой губкой. Учить дополнять рисунок деталями. Развивать творческие способности

3

Полёт в космос

Набрызг

Учить рисовать образ ночного неба, используя набрызг. Развивать познавательный интерес, умение реализовывать свой замысел

4

Скворцы прилетели

Акварель + фломастеры

Знакомить с техникой «акварель + фломастеры» выполнять работу поэтапно. Развивать внимание, волю.

Май

1

День Победы. Салют над городом

цветной граттаж

Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - цветной граттаж. Учить натирать лист картона свечой так, чтобы он был покрыт слоем воска. Учить смешивать гуашь с жидким мылом и закрашивать картон. Процарапывать рисунок палочкой и дорисовывать недостающие детали гуашью. Развивать творческие способности, фантазию.

2

Весенний букет

Пластилинография + рисование скомканной бумагой

Упражнять в сочетании двух техник. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Формировать интерес к творческой деятельности.

3

Золотая хохлома

Использование приёмов: плашмя и концом кисти

Знакомить детей с хохломской росписью. Формировать интерес к народному творчеству. Учить рисовать фон для хохломской росписи. Выполнять декоративные узоры. Воспитывать аккуратность при работе. Рисование краской по краске

4

Здравствуй лето!

Восковые мелки + акварель

Закреплять умение рисовать восковыми мелками, закрашивать акварельной краской. Учит изображать своё настроение, свои впечатления.










Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по нетрадиционной технике рисования

в первой младшей группе

Тема

Техника

Задачи

Сентябрь

1

«Разноцветные пальчики»

Рисование пальчиками

-познакомить детей с красками, материалами, с помощью которых можно создавать изображение; формировать умение правильно набирать краску на пальчик;

-способствовать развитию внимания, наблюдательности, мелкой моторики рук;

-вызвать интерес к изобразительной деятельности.

2

«Ягодки на тарелочке»

Рисование пальчиками

-продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – рисование пальчиками, формировать умение наносить ритмично точки на ограниченном пространстве;

-способствовать развитию цветовосприятия (красный);

-побуждать к проявлению самостоятельности при выполнении работы.

Октябрь

1

«Осеннее деревце»

Рисование пальчиками

-продолжать знакомить детей с изобразительными материалами;совершенствовать умение рисовать пальчиками;

-способствовать развитию мелкой моторики рук, чувства цвета и ритма;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы.

2

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

-совершенствовать умение рисовать пальчиками, показать приёмы получения точек и коротких линий;

-способствовать развитию чувства ритма, эстетического восприятия изображаемых явлений;

- вызвать интерес к процессу рисования, воспитывать аккуратность.

Ноябрь

1

«Зернышки для цыплят»

Рисование пальчиками

(ватные палочки)

-продолжить формирование умения рисовать точки пальчиком;

-способствовать развитию умения различать желтый цвет;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброту.

2

«Веселые мухоморы»

Рисование ватными палочками

-познакомить с нетрадиционной техникой рисования-ватной палочкой;

-развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и ритма;

-воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Декабрь

1

«Падающий снег»

Рисование ватными палочками

(пальчиками)

-продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками, формировать умение рисовать точки, распределяя их по всему листу;

-развивать внимание, творческое воображение;

--воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы.

2

«Украсим елку»

Печать поролоновыми штампами

-познакомить с техникой печати штампами, показать прием получения оттиска; формировать умение располагать рисунок на ограниченном пространстве;

-развивать эстетическое восприятие, творческое воображение;

-вызвать интерес к  изобразительной деятельности

Январь

1

«Сшили Тане сарафан»

Печать поролоновыми штампами

(ватными палочками)

-продолжать знакомитьс техникой печати штампами, показать прием получения оттиска; совершенствоватьумение располагать рисунок на ограниченном пространстве;

-развивать эстетическое восприятие, воображение;

-воспитывать аккуратность, точность.

2

 «Осьминожки»

Рисование ладошками

-познакомить с нетрадиционной техникой рисования- ладошками;

-развивать мелкую моторику рук,цветовосприятие;

-воспитывать интерес к рисованию, желание изображать объект, дополнять рисунок мелкими деталями (камушки, водоросли).

Февраль

1

«Цветик-семицветик»

Рисование ладошками

-продолжить формирование умения рисовать с помощью ладошек;

-развивать цветовосприятие, творческое воображение;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту полученного изображения.

2

«Подарим клоуну шарики»

Печать поролоновыми штампами

-совершенствовать умение получения оттиска с помощью штампа;

-развивать мелкую моторику рук, умение соотносить предметы по цвету;

-побуждать детей сделать приятный сюрприз другому человеку.

Март

1

«Веточка мимозы»

Рисование ватными палочками

-продолжить формирование умения рисовать с помощью ватных палочек;

-развивать цветовосприятие, творческое воображение;

-побуждать детей сделать приятное близкому человеку.

2

«Рыбки в аквариуме»

Рисование оттисков печатками из картофеля

-познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля;

-способствовать развитию умения ориентироваться на листе бумаги;

-воспитывать отзывчивость и доброту.

Апрель

1

«Весенняя капель»

Рисование пальчиками

-формировать умение рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек;

-развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, творческое воображение;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природных явлений.

2

«Ласковое солнышко»

Рисование пальчиками (оттиск печатками из картофеля)

-познакомить детей с понятием «лучик», формировать умение рисовать пальчиками короткие линии. Круг, глаза, нос. рот;

-развивать мелкую моторику рук;

-побуждать проявлять в работе самостоятельность, инициативу.

Май

1

«Праздничный салют»

Рисование штампами

-формировать умение рисовать салют с помощью штампов;

-развивать умение располагать изображение по всему листу бумаги;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту изображаемых явлений.

2

«Одуванчик-желтый сарафанчик»

Рисование штампами

-совершенствовать умение рисовать с помощью штампов;

-развивать эстетическое восприятие изображаемых явлений;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники изодеятельности в ДОУ

Теоретический материал для педагогов по использованию нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками...

Нетрадиционные техники изодеятельности в ДОУ

Теоретический материал для педагогов по использованию нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками...

Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики рук ребёнка-дошкольника

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по развитию...

для Вас родители - нетрадиционные техники изодеятельности

информация для родителей, отчет о проделанной работе...

«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками....

презентация Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста путем нетрадиционных техник изодеятельности.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста  путем нетрадиционных техник изодеятельности....

«Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития речи, моторных функций и сенсорной культуры дошкольников с ОНР».

Данный материал раскрывает опыт работы воспитателя по использованию нетрадиционных техник изодеятельности в работе с детьми с ОНР  младшего дошкольного возраста...