Техника рисования на воде Эбру
статья по рисованию
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Поэтому необходимо использовать такие техники, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребёнку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Хвойницкая Ольга Степановна
воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с №3 «Радуга детства»
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ НА ВОДЕ ЭБРУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребёнка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребёнка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора. Одной из нетрадиционных техник рисования является Эбру. Эбру – это древнее искусство рисования на воде. Где и когда зародилось искусство Эбру, до сих пор остаётся неопределённым. Родиной Эбру принято считать Турцию, хотя здесь оно только получило широкое распространение. Зародилось же Эбру, по некоторым предположениям в Индии. Одно можно сказать точно – Эбру появилось на Востоке. Самая древнейшая официальная работа этой техники датируется 1539 годом. Художник рисует на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Мастер следит за расплывающимися пятнами красками и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки, проволочки, шила или расчески, тем самым создавая полностью законченное произведение. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.
Технология традиционного эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. В качестве загустителя воды используется экстракт растения гевен из рода астрагал. Это многолетнее, травянистое, колючее растение. Краски для Эбру изготавливаются на основе трёх основных составляющих: натурального пигмента, воды бычьей желчи. Основным отличием от любых других красок является то , что они не растворяются в воде, прекрасно держат свою форму, не смешиваются между собой, однако легко поддаются воздействию художника для образования и сохранения определённых форм. Рисование Эбру осуществляется непосредственно в специальной ёмкости – ванночки, поддоне прямоугольной формы. Размеры ёмкости для Эбру разные. Основные задачи кистей – вбирать больше краски и легко отдавать её в виде множества мелких капель. Для выполнения самого рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так чтобы получались нужные формы. Вместо шило вполне подходят спицы, иголки, зубочистки и т.п. Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень. Эбру – это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры.
В настоящие время одним из основных принципов Государственной политики правового регулирования отношений в сфере образования является создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей. В дошкольном возрасте закладываются основы компетентности ребёнка, определяется траектория его дальнейшего развития и успешной адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. В связи с этим, именно в этом возрасте так важно создать условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. Причём эти условия должны быть созданы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями ребёнка. Педагог, работающий с дошкольниками, знает, насколько легко дети заинтересовываются новым и неизведанным, но, при столкновении с первыми трудностями наступает разочарование, и, как следствие, отсутствие желания заниматься этим любым видом деятельности. Ребёнку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. При этом Б.М. Теплов утверждал, что способности не могут быть врождёнными, не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и создаются в этой деятельности. Как же помочь ребёнку поверить в себя, не бояться и не отступать при возникновении трудностей? Поэтому в нашем детском саду обратили внимание на нетрадиционную технику рисования Эбру. При этом ребёнку не навязываются определённые штампы и готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом. Работа проводится начиная со средней группы, во второй половине дня. К подготовительной группе дети творят абсолютно самостоятельно. В процессе работы подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность, вырабатывается усидчивость, умение расслабляться и получать позитивные эмоции от деятельности, развивается мелкая моторика, коммуникативные и познавательные способности. Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Педагоги заметили, что у таких детей работы получаются порой более яркие и интересные. Дети переживают незабываемые положительные эмоции, вследствие чего чувствуют себя свободнее, смелее, непосредственнее. Они начинают понимать и верить, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Кроме того, педагоги обратили внимание, что Эбру оказывает успокоительный эффект. Манипуляции с водой завораживают детей, они учатся концентрировать своё внимание. Таким образом, применение в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования по воде Эбру действительно является благоприятной почвой для развития способностей дошкольников.
Список литературы:
- Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности – СПб.: издательство Буковского. 2012
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2010
- «Уроки рисунка»/ Аква Эксперт. ru/http://graphic.org.ru/video.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
папка передвижка "Использование нетрадиционной техники рисования на воде – эбру для развития дошкольников".
папка передвижка "Использование нетрадиционной техники рисования на воде – эбру для развития дошкольников"....
Мастер-класс: «Техника рисования на воде – ЭБРУ»
Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения, импульсивности....
Техника рисования на воде "Эбру" в ДОУ
Этот особый метод рисования предполагает использование в качестве холста необычную поверхность – воду. Конечно, вода эта должна быть не простая, а подготовленная специальным образом. Краски тоже...
Самообразование "Нетрадиционная техника рисования на воде "Эбру""
В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные с...
Буклет- памятка " Техника рисования на воде "Эбру"
Буклет составила:БалахнинаОльга Александровна,воспитатель...
2. Конспект ООД в средней группе на тему: «Море волнуется раз…» (по области «Художественно-эстетическое развитие», с использованием нетрадиционной техники рисования по воде «ЭБРУ» )
Cовершенствовать творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование по воде ЭБРУ...
Из опыта работа.Мастер класс для педагогов .Не традиционная техника рисования на воде "Эбру"
Мастер класс для педагогов не традиционная техника рисования на воде "Эбру"...