"Изотерапия в работе с детьми"
консультация по рисованию

Тараканова Анастасия Михайловна

Изотерапия – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izoterapiya.docx101.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 3

Консультация для педагогов

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОТЕРАПИИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

               

Разработала: Тараканова А.М.

 Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмоции, выражать мечты и надежды.

Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает

его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие

возможности для самовыражения детей представляет изобразительное

творчество.

В изотерапии применяются самые разнообразные материалы:

пластилин, карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы

помогают в воссоздании художественного полотна как самостоятельный

метод арт-терапии, изотерапия возникла всего лишь несколько десятилетий назад. В настоящее время этот метод очень востребован среди дошкольников.

Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько,

насколько сам ребенок этого хочет и готов ее заново переживать. Зачастую

сам малыш не понимает, что с ним происходит.

 Изотерпия в работе с детьми позволяет малышам ощутить, а также понять самих себя, помогает свободно выразить свои чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию , освободиться от сильных переживаний и конфликтов.

Техники изотерапии:

 Марание  

Это рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.

В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно».

Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям.

Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений.

Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Штриховка, каракули

           Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа.

Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний.

Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение

         

         Акватушь

          Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность

        Рисунок на пене.

          Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый новый рисунок получается уникальным.

При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3D-рисунок  

         Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок совсем не сложно. Для этого понадобятся только разноцветные фломастеры и терпение. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Эффект техники: всегда зрителей привлекает то, что заставляет взглянуть на мир по-новому или же что «ломает наш мозг». Зрительно-моторная координация, успокаивает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

Реферат на тему: «Изотерапия в работе с детьми с общим недоразвитием речи»

В данной работе раскрыты теоретические основы изотерапии как метода психотерапевтической работы с детьми с ОНР. Показана актуальность изотерапии, а имено, какое значение имеет изобразительная деятельн...

Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.

Материал будет полезен воспитателям детского сада, применяющие здоровьесберегающие технологии. Изотерапия, как одна из разновидностей арт-терапии создает положительный эмоциональный настрой в гру...

Изотерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста

     Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовл...

изотерапия в работе с детьми

Многие  дети, которые приходят в   детский сад, имеют особенности в        развитии, соматической, сенсорной, речевой и психологической сферах. К ...

консультация для родителей изотерапия в работе с детьми - дошкольниками

изотерапия - одно из развитых направлений арттерапии. рисуйте вместе с детьми!...

Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитан...