Консультация для педагогов. Нетрадиционные техники рисования
консультация по рисованию
Консультации для воспитателей на тему «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Тема моего опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnik_i_izobrazitelnaya_deyatelnost.docx | 277.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 144
620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40
Консультация для педагогов « Дошкольник и изобразительная деятельность»
Составила:
Бажина Диана Ильфатовна,
Воспитатель, 1 КК
Екатеринбург, 2022 г.
Дошкольник и изобразительная деятельность
Цели.
- Углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов.
- Овладение различными видами художественной деятельности.
- Овладение различными изобразительными техниками, в том числе нетрадиционными.
Задачи.
- Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных явлений и предметов.
- Развитие умения изображать несколько предметов, объединенных общим содержанием.
- Развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.
- Овладение техническими приемами работы с различными материалами, с использованием различных инструментов.
Для реализации целей и задач в обучении детей изобразительной деятельности я использую следующую методическую литературу: “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” Т.С. Комарова, “Изобразительная деятельность дошкольников” В.Ф.Котляр, “Природа, искусство и изобразительная деятельность” Т.Н.Доронова, “Я учусь рисовать” Т.Г.Козакова, “Учимся лепить и рисовать”, “Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму” Г.В. Беззубцева, Т.Н.Андриевская, “Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству” А.С.Галанов, С.Н.Корнилова, С.Л.Куликова, “Изобразительное искусство детей в детском саду и школе” Комарова Т.С., Зарянова О.Ю. , ИвановаЛ.И., “Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук” Башаева Т.В., “Дошкольникам о живописи” Чуличева Р.М.
Методика изобразительного искусства строится на следующих принципах:
- Одним из основных принципов построения программы – воспитывающий характер обучения.
- Доступность материала (учитывается при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей).
- Повторность материала.
- Построение программного материала от простого к сложному.
Для успешного воспитания и обучения я пользуюсь как традиционными методами: наглядные, словесные, практические, так и применяю нетрадиционные элементы различных парциальных программ по изодеятельности.
В детских дошкольных учреждениях видами изобразительной деятельности являются:
1. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
2. Лепка – является разновидностью скульптуры, своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения.
3. Аппликация – дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.
4. Конструирование – этот вид деятельности больше других связан с игрой.
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность. Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности - умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка. В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.
Одна из важных задач обучения изобразительному искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача.
Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность. Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.
Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы.
Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.
Задачи воспитания, которые решаются при ознакомлении детей с произведением искусств
Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.
Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.
Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью.
Используя свои знания, различные методики и программы, применяя различный методический материал: настольные развивающие игры, игровые упражнения, иллюстрации, пальчиковые игры, физкультминутки, загадки, стихи, рассказы, образцы своих работ, проводя различные беседы, экскурсии, развлечения, ведя работу совместно с родителями, я надеюсь в дальнейшем повысить уровень развития детей в изобразительной деятельности.
Полученные знания и результативность практической деятельности можно отразить в проведении развлечений, викторин, выставок.
В итоге я сделала следующий вывод: - изобразительная деятельность является одним из главных компонентов в формировании творческой личности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования....
Консультация для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется...
Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ»
Пользуитесь на здоровье!...
Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровье-сбережению»
памятка для педагогов и родителей...
Авторская разработка. Консультация для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Данная консультация будет интересна воспитателям всех возрастных групп...
Консультация для педагогов " Нетрадиционные техники рисования. Эбру"
Консультация для педагогов " Нетрадиционные техники рисования. Эбру"...
Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.
quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский....