Гжель - сказочная роспись!
план-конспект занятия по рисованию
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №1387»
Управления делами Президента Российской Федерации
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
«Гжель – сказочная роспись»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Врублевская О.А.
Провела: воспитатель Врублевская О.А.
Москва 2022
«Гжель – сказочная роспись»
Цели:
- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;
- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;
- закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;
- воспитывать самостоятельность и творчество.
Программные задачи:
Обучающие:
- продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;
- закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;
- учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
- учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;
- закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;
- обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;
- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
- эмоциональную отзывчивость;
- умение оценивать работу сверстников.
Развивающие:
- развивать чувство цвета при составлении узора;
- развивать память, мышление, творческое воображение.
- развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.
- расширять словарный запас (керамика, промысел, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)
- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
Материалы:
аудиозапись для физкультминутки, гжельские изделия, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки
Предварительная работа.
- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.
- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.
- Знакомство с декоративными приемами рисования.
- Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.
- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
Ход НОД:
Воспитатель:
Давным-давно в селе «Гжель» Московской области, жили мастера. Они думали, чем бы им таким заняться, чтобы себя показать, да других своим искусством поразить. А земли, на которых они жили, славились своими месторождениями качественных сортов глины. Попробовали они слепить посуду, а посуда получилась белоснежная, добавили они синие узоры, цветы, птиц. И посуда получилась дивная, какую еще целый свет не видывал. Спустя некоторое время здесь и возник известный во всем мире русский вид народного промысла. Известно, что определенный вид деятельности появляется именно там, где есть собственный материал.
По сей день жив городок «Гжель», а на Гжельском фарфоровом заводе трудятся внуки и правнуки тех знаменитых мастеров, продолжая славную династию.
Сначала из глиняной массы лепят посуду, затем расписывают вручную, причем у каждого мастера свой любимый узор и неповторимый стиль. После окончания работы ставится подпись. Далее изделие обжигают в печи при высокой температуре. И получаются такие необыкновенные фарфоровые изделия.
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Воспитатель: Ребята, понравился вам рассказ о гжельском промысле?
-из чего мастера делают свои изделия? (из глины)
-какую краску используют для гжельской росписи? (синюю,голубую)
-какие изделия изготавливают? (чашки, тарелки, чайники, вазы, подсвечники, различные фигурки)
-какими узорами украшают мастера свои изделия? Показ демонстрационных изображений элементов Гжели (точки, полоски, волнистые линии, капельки, сеточки, листочки, стебельки, ягодки)
-Какие народные росписи вы знаете? Как они называются? (хохломская роспись, городецкая, дымковская игрушка, филимоновская игрушка)
-чем отличается гжельский узор от хохломского? (цветом)
-из какого материала изготавливают хохломские изделия? (из дерева)
Физкультминутка:
Вот стол стоит (обе руки вытянуть вперед, развести чуть в стороны, опустить вниз, как бы рисуя стол)
На нем самовар кипит. (руки на поясе, повороты в сторону)
Подносите чашки, (приседание, рука одна на поясе)
Очень хрупкие бедняжки. (наклоны в сторону головой)
Наливайте чаю, (кружатся вокруг своей оси)
Всех я угощаю.
Воспитатель: Ребята, я хотела вам показать красивую посуду, но вот беда, пока несла в сад, она разбилась. Помогите мне ее собрать.
Дидактическая игра» Сложи картинку»
Дети читают стихи:
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись ...(Гжель.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать гжельскими мастерами-умельцами и расписать чашечки по мотивам гжельской росписи.
Я покажу вам, как можно передать элементы узора с помощью кистей и красок:
Рисуем концом кисти – получается тонкая линия
Рисуем боковой стороной ворса – получаются широкие полосы
Прикладываем кисть плашмя – получается мазок (для цветов и листьев)
Дети самостоятельно работают. Воспитатель напоминает, что начинать лучше с самых больших элементов узора. (Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за техникой исполнения работ.)
Заключительная часть:
Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у нас получились. Какие сказочные узоры и цветы и это при том, что в росписи используется только один цвет – синий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Гжель - сказочная роспись"
Декоративно-прикладное творчество...
Конспект занятия по декоративному рисованию "Гжель - сказочная роспись" для детей старшей группы
Конспект занятия по декоративному рисованию "Гжель - сказочная роспись" для детей старшей группы...
Конспект НОД по рисованию на тему «Гжель – сказочная роспись».
Цели:- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского...
Конспект по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – сказочная роспись».
Конспект по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – сказочная роспись».Цели:- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской р...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – сказочная роспись».
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему "Гжель"...
"Гжель - сказочная роспись"
занятие по рисованию...
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Гжель – сказочная роспись»
Ко Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Гжель – сказочная роспись». Окунитесь с детьми в прекрасный мир...