НОД "Павлово-Посадский платок" (старшая группа)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Игнатюк Ирина Евгеньевна

Познакомить детей с историей Павлово-Посадских шалей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_po_risovaniyu_pavlop.platok.docx182.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 51 «ЗОРЕНЬКА»

КОНСПЕКТ

Проведения организационной образовательной деятельности

по рисованию

                       на тему «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПЛАТОК»

старшая  группа «Пчёлки»

http://story-house.ru/wp-content/uploads/2016/08/shawl1.jpg

                                                                 Подготовила воспитатель:

                                                                Игнатюк Ирина Евгеньевна

                                                 первая квалификационная категория

дата проведения 27.04.2019г.

                                                г.о. Химки

Цель: познакомить детей с историей Павлово-Посадских шалей.

Задачи:                                                                                                           

  1.Обучающая:

- познакомить детей с технологией создания;

- подвести к понятию «композиция»;

- учить применять художественные навыки в работе по заданной теме.

2. Развивающая:

- развивать художественный вкус, чувство цвета и ритма;

-развитие эмоционально-эстетического восприятия народного искусства в поэтическом слове, музыке;

- развитие у детей творческого воображения, фантазии.

3. Воспитывающая:

- прививать любовь к искусству русских художников и мастеров;

- воспитывать стремление выполнять работу как можно лучше.       

Оборудование: тонированные в голубой, зеленый, желтый, розовый  цвет листы бумаги, подкладной лист, гуашь, кисти, тычки, печати, печатки из картофеля, баночки с водой, тряпочки и подставки для кистей; аудиозапись романса «Подари мне платок», спокойная народная музыка, стихи о цветах, мольберт, иллюстрации цветов, ширма, украшенная Павлово-Посадскими платками.

 

Ход занятия.

         Группа украшена Павлово-Посадскими шалями, старинной домашней утварью. Дети проходят, приветствуют гостей, садятся на стулья (стулья стоят полукругом в игровой зоне, напротив стоят мольберт с иллюстрациями цветов, ширма, украшенная шалями, столик со старинной домашней утварью).

На плечи воспитателя накинута Павлово-Посадская шаль.

        

Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да). Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в один старинный город. Итак, устраивайтесь поудобнее, наше путешествие начинается!

                            (звучит тихая народная музыка)

- В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от города Москвы, посреди полей и лесов, стоит славный город – Павловский Посад. Давным-давно жили в том городе мастера умелые. Собрались они однажды все вместе и стали думать думу, как бы им мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали они, думали и придумали…

- Основали в городе небольшую шелкоткацкую фабрику. Хозяевами стали братья Лабзины: Андрей, Иван да Еремей.

- Ткали на фабрике ткани шелковые. Шло время, и решил один из братьев начать ткать да разукрашивать разными красками платки набивные - теплые, удобные, красивые. И назвали те платки – шалями. С тех пор стала фабрика выпускать великое множество шалей для красавиц русских. А когда повезли Павлово-Посадские шали на выставки в другие страны, то полюбились они всем людям на земле. В разных странах хвалили русских мастеров да уважали.

- А украшали платки цветами, листьями, букетами красоты невиданной. Стоит приглядеться, и увидишь в узорах цветы знакомые, что в лесу растут, в саду да на лужайке.

Воспитатель: Ребята, а какие цветы вы знаете?

(дети по одному подходят к мольберту, показывают свой цветок, читают о нем стихи).

1.     Колокольчики.

Наклонились над дорожкой

В легком облачке пыльцы

Колокольчики, на ножках –

Голубые бубенцы.

2.      Ромашки.

Как веселые звезды

Средь розовой кашки

Цветут нам знакомые

С детства ромашки.

3.     Маки.

Мы красные маки

Сияем, сверкаем.

Атласные щечки

Свои надуваем.

Воспитатель: Правильно ребята. Много еще разных цветов можно увидеть на Павлово-Посадских шалях: розы, тюльпаны, незабудки, лилии.

- Так и стали яркие и цветастые шали модными и всем русским барышням понравилось их носить: кто на голову наденет, кто на плечи набросит, а кто и дом свой украсит.

- Люди начали стихи и песни слагать о платках. Очень любили  русские красавицы получать платки в подарок . Есть даже песня такая «Подари мне платок».

         (дети прослушивают романс «Подари мне платок»)

Воспитатель: - Понравилась вам песня?

                      - О чем в ней говорится? (О платке).

                                - Какими цветами он был украшен? (Васильками).

- Ребята, Павлово-Посадские платки называют набивными. И вот почему: 100 лет назад рисунок на шали наносился вручную на деревянные доски. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, доску били тяжелым молотком. Так появилось слово «набивной». Создание набивной шали это был очень тяжелый труд.

-У нас о труде очень много пословиц, давайте вспомним их.

         Игра «Закончи пословицу».

         В-ль:                                                              Дети:

1.    Сделал дело …                                             Гуляй смело.

2.    Без труда не выловишь…                           И рыбку из пруда.

3.    Терпенье и труд…                                       Все перетрут.

Воспитатель: Молодцы.

- Ребята, шали необычные по своей красоте. Давайте рассмотрим их поближе.

-Узор разбивается на несколько частей, в основном на 4.

- Как располагается рисунок на шали? (Большой цветок в центре, а по углам цветы поменьше и собраны в букеты. Причем узор в каждом углу повторяется).

- На каком фоне художники оформляли свои платки?

                  (дети рассматривают платки на ширме)

(На голубом, желтом, черном, белом, зеленом, вишневом).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что с Павлово-Посадскими платками можно играть? Я предлагаю поиграть в игру «Кто под платком?»

         (Дети передвигаются по группе под русскую народную музыку.

         С окончанием музыки садятся на корточки и закрывают глаза.

         Одного ребенка воспитатель накрывает платком. Дети, открыв

         Глаза, угадывают, кто спрятан.)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня познакомились с волшебным чудом Павлово-Посадской земли – с набивными шалями. Послушайте, какие красивые названия дают мастера своим шалям: Весна, Сказка, Тайна, Метелица, Фантазия, Русская красавица и др.

- Вам, наверное, самим очень хочется поскорее окунуть кисть в краску и придумать свой неповторимый узор. Я предлагаю вам сделать подарок для наших гостей, пусть каждый изготовит свой платок и придумает для него название. Пройдите в нашу мастерскую. За дело!

(дети проходят на рабочие места, во время работы звучит тихая народная музыка).

Воспитатель: Ребята, в своей работе вы можете использовать: тычки, кисти, печати, печатки из картофеля.

Самостоятельная работа детей: воспитатель проводит индивидуальную и фронтальную работу с детьми. Когда работы закончены – выключается музыка.

Анализ работ: дети помещают работы на выставку, каждый говорит название своего платка.

Итог занятия.

Воспитатель: Итак, ребята, в какой старинный город мы совершили путешествие? (Павловский Посад). Что интересного мы узнали об этом городе?

                       (чтение стихотворения по цепочке)

1.    Это очень славный городок

2.    Символ города – платок.

3.    Набивным узором славится,

4.    Всему миру очень нравится.

Стих о платке

Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали.

Научились мастера

Павловопосада

Рисовать узор из трав

Леса, луга, сада.

Длинных нитей переплет

В узелки вязали

Бахромою из кистей

Кромку украшали.

        А как девицы пойдут-

Расцветает улица.

Лишь плечами поведут-

Хочется зажмуриться.

Разбегаются глаза

От такого дива.

Засмущается душа

Чей платок красивей.

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали

Разноцветные платки,

Набивные шали.

 

Рефлексия

- Для чего нужен платок?

- Кто составляет узоры для платков?

- Чем украшены платки, какими цветами?

Воспитатель: Наше занятие закончено. Спасибо за ваше старание, Молодцы!

Свои работы можете подарить нашим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Конспект занятия по математике с палочками Кюизенера в смешанной группе детского сада. Тема: построение зонтика для куклы (средняя группа) и грибочка (вторая младшая группа).

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.Счетные  палочки Кюизене...

Тематический досуг по теме "Произведения С. Козлова". Взаимодействие педагогов разных возрастных групп (средняя группа №5 и подготовительная группа №10). 19.11.2015г.

Цель: Познакомить детей со сказками Сергея Козлова. Продолжать знакомить детей с понятием "автор", "писатель". Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как виду искусства. Развивать образно...