конспект рисования по теме "Одежда" Надежда народов России
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Задачи:
- закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме, о назначении деталей костюма;
- расширять представление о цветовом колорите народного костюма, о вышивке (обереге);
- способствовать развитию речи детей, расширять словарный запас словами и выражениями: рубаха, душегрея, сарафан, распашная понева, кафтан, домотканое полотно, кокошник, оберег;
- закреплять умение легко рисовать контур простым графитным карандашом и закрашивать рисунок гуашевыми красками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме, о назначении деталей костюма;
- расширять представление о цветовом колорите народного костюма, о вышивке (обереге);
- способствовать развитию речи детей, расширять словарный запас словами и выражениями: рубаха, душегрея, сарафан, распашная понева, кафтан, домотканое полотно, кокошник, оберег;
- закреплять умение легко рисовать контур простым графитным карандашом и закрашивать рисунок гуашевыми красками;
НОД:
1.Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в наш музей, заглянуть в прошлое и поговорить с вами о том, как жили наши предки, как одевались русские люди в старину. И тема нашего путешествия: «История русского костюма». Раньше была традиция: в дни праздников устраивать ярмарки. Тогда люди надевали самую красивую одежду.
Посмотрите, это кукла Катенька в русском национальном костюме, она пришла к нам сегодня в гости. Она очень нарядная.
Играет русская народная музыка «Во поле береза стояла».
Воспитатель: Так и хочется встать в хоровод под эту мелодию. А кто в старину водил хоровод?
Дети: Девушки, девицы-красавицы в красных сарафанах, красны девицы.
Воспитатель: Правильно. А вы знаете,что со времён Древней Руси «красный» значит, красивый, а потому праздничный, нарядный.
Красный цвет был связан с цветом зари, огня, и всё это связывалось с жизнью, солнцем, миром.
Как раньше в народе называли красавиц?
Дети: Лебедушка, березонька.
Воспитатель: Ягодка – приветливо, ласково называли девушек. А красны девицы, значит, красивые.
А какими именами их называют в сказках?
Дети: Василиса Прекрасная; Марья – краса, длинная коса; Марья – искусница; Василиса Премудрая.
Воспитатель: Правильно вы сказали. В девушке ценилась не только внешняя красота, но и внутренняя, ценилось её мастерство, её умения.
2.Воспитатель: Давайте рассмотрим нарядный русский костюм куклы Катеньки.
Из чего состоит нарядный женский костюм?
Дети: Из рубахи, сарафана и кокошника.
Воспитатель: В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность. Голова должна быть всегда прикрыта.
Кокошник – русский народный головной убор, в виде округлого щита вокруг головы. Богато украшенные головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери и внукам.
А какие головные уборы носили ещё девушки до замужества?
Дети: Платочки, ленты, венки, повязки.
Воспитатель: Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Рубашка.
Воспитатель. Из какого материала?Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.
Воспитатель: Льняная одежда экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но её недостаток: она мнётся и с трудом разглаживается.
Если ткань ткали дома, ее называли домотканой.
Значит, рубашки, какие?
Дети: Льняные, домотканые.
Воспитатель: А кто на Руси носил рубаху?
Дети: Мужчины, женщины, дети.
Воспитатель: Значит, рубаху носили все. Следует помнить, что конечно, люди с разным достатком одевались по-разному. В городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
Как они назывались?
Дети: Портные.
Воспитатель: Правильно. А те, кто победнее, одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками или изготовленного дома, в домашних условиях на станке, то есть домотканую. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной. На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня. Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ -
Сам себе и швец, и жнец,
И на дудочке игрец.
Игровое упражнение под музыку «Изобрази, как «отбивали» узор».
Попробуйте изобразить с помощью движений рук, как делали узор, покрывали его краской, отбивали на материи, (стоя около стола под музыку).
Воспитатель: Не случайно народ составил такие пословицы и поговорки, в них-то и видна народная смекалка и мудрость:
Молодец в кафтане, девка в сарафане.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
С миру по нитке – голому рубаха.
Своя рубашка ближе к телу.
Береги одежду снову, а честь смолоду.
Воспитатель: А поверх рубахи надевали что?
Дети: Сарафан.
Воспитатель: Рубахи и сарафаны украшались вышивкой из красной и золотой нити. Сарафаны украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица. Сарафаны чаще всего были красного цвета, но также голубого, жёлтого, коричневого. Красный цвет обозначал – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – землю - кормилицу.
Повторим, так из какой одежды состоит русский народный костюм девушки?
Дети: Костюм девушки состоит из рубахи, сарафана, головного убора (платочка, ленты или кокошника).
Воспитатель: Когда девушка собиралась на гуляние, то повязывала платок на голову и надевала душегрею. Душегрейка напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили её из дорогих тканей.
Душегрея – короткая одежда на лямках, отороченная мехом, с застежкой спереди.
Давайте вместе скажем: «Душегрея». Как вы думаете, почему она так называется? По вашему мнению, где находится душа у человека? Отсюда и название, значит, душу греет. Итак, сделаем вывод, что женский костюм был двух видов понёвный и сарафанный, а основу обоих составляла рубаха. Белый и красный цвета в костюме значил символ чистоты и радости.
3.Воспитатель: Посмотрите и расскажите, что вы знаете о русском народном мужском костюме? К нам в гости также пришёл друг Катеньки Иванушка. Опишите его одежду.
Дети: Иванушка одет в разноцветную рубашку с косым воротом - косоворотку. На рубаху надет кафтан, подвязан поясом. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. Также на нём - штаны порты, сапоги и на голове шапка.
Воспитатель: Для чего носили пояс?
Дети: Пояс носили для тепла, оберега, а также, чтобы носить за поясом инструменты.
Воспитатель: А вот ещё загадка, про что она?
Сижу верхом, не ведаю на ком.
Знакомца встречу – соскочу, привечу.
Дети: Это шапка.
Воспитатель: А что носили мужчины ещё на голове, кроме шапки?
Дети: Кепки, шляпы.
Воспитатель: Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
Воспитатель: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. А зимой, особенно в холодную зиму носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
Вывод: Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)
4. Воспитатель: А вы знаете, что в старину одежда, особенно праздничная, украшалась узорами, вышивкой в виде орнамента. Рубашки, как мужские, так и женские на рукаве, подоле и воротнике украшали вышивкой, ритмично повторяющимся рисунком. На Руси употребляли слово «узор».«Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть», то есть увидеть. (Словарная работа). Увидеть красоту. В старые времена на подоле, воротнике и рукаве рубахи мастерицы пришивали узорную полосу, на которой вышивали прямые и волнистые линии, разноцветные знаки, символы: ромбы, квадраты, круги, кресты, цветы, птицы, деревья, растения, солнце, землю, воду.
Воспитатель: Для чего вышивали символы?
Дети: Они оберегали человека.
Воспитатель: Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил, от разных неприятностей, приносила в дом счастье. Поэтому её еще называют оберегом. (Словарная работа.) Оберег – талисман, привеска от сглаза.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что каждый знак обозначал свой символ: красные круги - символ солнца; крест - это тоже символ солнца; ромб - символ земли, плодородия; волнистые линии означали символ воды, цветы – символ богатства и т.п.
Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие,
Жёлтый – тепло и ласка,
Синий – радость,
Чёрный – богатство.
(Показ символов)
Воспитатель: Давайте мы с вами попытаемся создать свой оберег на ткани.
Задание: «Нарисуй свой узор-оберег»
На какой части одежды наносили вышивку (оберег)?
Дети: Подол, края рукава, ворот.
Воспитатель: Вот поэтому вы и берёте ткань, на которой нарисуете гуашевыми красками свои узоры.
Пока ребята выполняют работу, звучит народная музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Дружба народов,народы России"
презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...
Народы России. Славянский народ.
Обычаи, культура, традиции славянского народа России....
Конспект развлечения "Игры народов России"
Конспект развлечения...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДЫ РОССИИ -Бурятский народ.
Цель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи:Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.Воспитывать уважение к людям других народоРазвитие внимания, мышления,...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.
Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.
Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....
Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна
Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...