Конспект развлечения "Игры народов России"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 41 «Рябинушка»
Семинар-практикум для родителей
«Игры народов России»
Подготовила:
Музыкальный руководитель Киреева М.Ю.
Цель: активация использования народных игр в семейном воспитании, приобщение к культуре народов России.
Задачи:
Обеспечение эффективного взаимодействия детского сада и семьи в целях оптимизации воспитания и развития детей. Осознание родителями эффективности такого инструмента, как народная игра, в развитии ребенка.
ХОД СЕМИНАРА:
1. Консультация для родителей. Презентация
2. Практикум
Актуальность:
Весёлые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же, как и сказки и песни.
Народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней, передавались из поколения в поколение. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки и салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. Для всех народных игр характерна любовь человека к веселью, удальству.
Народные игры носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Презентация : «Дружно, весело живем»
Сценарий игровой программы «Игры народов России».
Цель игровой программы:
Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе.
Образовательные задачи:
Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов.
Объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности России. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей.
Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России.
Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности.
Развивающие задачи:
Развивать двигательные качества скоростно-силовые, координацию, ловкость.
Повторять различные виды передвижений, ползаний, прыжков.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация» - Формирование представлений о дружеских взаимоотношениях между сверстниками;
«Коммуникация» - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
«Физкультура» - Развитие мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании;
«Здоровье» - Развивать представления о безопасном использовании окружающих предметов и бережного отношения к ним.
1. Звучит песня «Вся Россия»
/На сцене двое ведущих в русских народных костюмах/
1.
- Здравствуйте, Российские девчонки и мальчишки!
Россиян всех с народным единством поздравляем
И поиграть в игры народов России приглашаем.
2.
Приходите, в наш парк!
1.
Здесь любой себе игру по душе найдет!
2.
Да здравствует праздник,
1.
Да будет веселье!
2.
Пусть радость закружится каруселью.
2.
- Становитесь все в кружок, представим, что мы разноцветная карусель.
И наша карусель состоит из разноцветных фигур животных, а вот откуда они и гордость какого русского народа мы с вами сегодня узнаем.
2. Звучит песня «Карусель»
1.
Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!
/Дети становятся по кругу, держась за ленточки карусели. На другом конце ленты размещены фигуры животных, являются культовым для того или иного народа России.
3. Звучит «Русская народная»
2.
Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели,
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали, Побежали, побежали...
Тише, тише, не спешите!
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два карусель останови!
1.
- Вы ребята молодцы!
Карусели раскачали от души,
Теперь на места проходите
И на карусели внимательно поглядите!
2.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
1.
Один играет в «салки»
2.
Другой бросает «кости»
1.
Якуты и чуваши играются в юрту,
Русскому народу мила игра «лапта»
Но Родина Россия, у нас у всех одна.
/В зал под русскую народную мелодию походкой медведя, появляется Скоморох./
4. Звучит «Калинка»
Скоморох:
Привет детвора!
Эх, русская душа,
До чего ж ты хороша.
Я – веселый Скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
На каруселях сегодня праздник,
И главный гость у нас – игра.
И пусть мальчишки и девчонки,
Вся Российская детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Добро пожаловать, игра!».
1.
Тимошка на карусель проходи
Себе местечко подбери.
Скоморох:
- Пожалуй, я выберу мишку.
Он хозяин леса строгий,
Кабинет его в берлоге.
Он Топтыгин, он и Мишка
На страницах в детских книжках,
Грозным рыком наделён,
Символ русской мощи он.
2.
Ну, тогда в русскую народную игру нам пора поиграть.
Игра. У медведя во бору.
Выбирают одного водящего, которого назначают "медведем".
Одна сторона зала – это берлога "медведя", 2-я – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
Скоморох:
– Карусельные лошадки
целый день бегут, спешат,
Друг за дружкой без оглядки
Возят весёлых малышат.
2.
- В России, кроме русских, живёт много других народов. По берегам реки Волги – живут татары, марийцы, чуваши и другие народы.
Скоморох:
- Чувашская народная игра для вас детвора.
Игра. Лошадки (лашасем)- один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:
-Лошадь продается?
-Продается!
-Сколько стоит?
-Триста рублей.
И три копейки не дам.
Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.
Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.
2.
Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
И рады все веселью!
Скоморох:
- И поиграем мы с вами в марийскую народную игру
Игра. Хлопушки (Абакле)
1. На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп - сигнал такой
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
2. Следующая наша игра называется «Тимербай». Я уверена, что эта татарская игра вам тоже очень понравиться. Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
5. Звучит татарская народная мелодия.
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались.
Хорошенько отмылись
И красиво нарядились.
И не есть, ни пить, не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь в место себя. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно.
1.
- Тимошка, не пора ли тебе выбрать другое местечко на карусели.
Скоморох:
- Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Оленятами мы обратимся
В игры народов севера порезвимся.
2.
- На далёком севере живут ненцы, ханты, чукчи.
Предлагаем вам игру, в которую играют чукчи.
На площадке с одной стороны находятся важенка и двое оленят.
Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).
На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею - оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят
траву, пьют воду.
На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свой домик
(круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк
начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
1.
Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай –
Кавказкою смелость и ловкость
проявляй!
Скоморох:
- И прокачусь я сейчас на горном козлике друзья.
Видь он, обитает в горах Кавказа, где живут осетины, лезгины, черкесы и другие народы.
1.
Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
Силу нашу силушку
Всем нам надо показать.
2.
Осетинская игра «Перетягивание»
На площадке проводятся три линии. По обе стороны центральной линии становятся спинами друг к другу два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром в полтора метра так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка была слегка натянута. По команде руководителя каждый начинает тянуть противника за впереди начерченную линию. Кто кого вытянет за линию, тот и выиграл.
Скоморох:
Дагестанская народная игра «Подними платок» 6. Звучит «Лезгинка»
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.
Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры
1.
Дружно с вами мы играли,
На каруселях не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.
Скоморох:
Без меня вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.
Зовите меня, скомороху Тимошку,
Развеселю я вас немножко!
Но, а пока заключительная игра.
7. Звучит «Песня про Радугу»
Дети становятся в круг
—А пока мы звучит музыка – все идут по кругу держать за руки и танцуем!
— танцуем, как умеем!
— А не умеем, все равно танцуем!
— Как только музыка останавливается я называю вам цвет!
— Вы быстро ищете этот цвет на одежде другого игрока!
— И тут же касайтесь этого счастливчика рукой.
— Музыка играет дальше все танцуют!
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.) Звучит песня «Великая страна»
1.
В России дружной и большой национальностей не счесть:
Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.
2.
Татары и мордовцы, армяне, ингуши,
Башкиры и буряты, коряки, чуваши.
1.
Народностей так много, что всех не перечесть,
Но главное в России – народ единый есть.
2.
Вражде и ссорам места нет,
Кругом лишь радость и веселье.
1.
И жизнь в стране кипит, летит.
Большой и пестрой каруселью.
Игра народов Дагестана «Отгадай»
Ход игры: водящему завязывают глаза, он начинает прыгать на одной ноге по кругу. Другую ногу он держит вытянутой вперед. Любой ребенок может осторожно хлопнуть водящего по вытянутой ноге. Тот останавливается и пытается угадать, кто ударил его по ноге. Если водящий угадал, то проигравший игрок сменяет водящего. Если нет, то игра продолжается и водящий опять начинает прыгать по кругу на одной ноге.
Чувашская народная игра «Хищник в море»
Для этой игры надо закрепить в центре поля или площадки колышек (столбик). На этот колышек надевается сверху веревка, которая закрепляется на высоте 20—30 см от поверхности земли с помощью незатягивающейся петли.
Ход игры: за другой конец веревки берется водящий. Он прижимает этот конец веревки к своему бедру и бежит по кругу.
Образованный с помощью веревки круг — это «море», а веревка — это «хищник». Остальные дети — «рыбки», которые стремятся убежать от «хищника» — веревки, перепрыгнув ее.
«Водящий» может закручивать веревку то по часовой стрелке, то против, то убыстрять, то замедлять свой бег, а «рыбки», задевшие «хищника» (веревку, выбывают из игры. Игру следует продолжать, пока в море не останется всего 2—3 «рыбки». Затем можно выбирать нового водящего и продолжать игру.
Важное правило:
1. Нельзя поднимать веревку выше уровня бедра, потому что это сделает игру опасной.
2. «Рыбки», выскочившие за пределы «моря», считаются проигравшими.
Башкирская народная игра «Юрта» (Тирмэ)
Ход игры: в игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Главное правило: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Башкирская народная игра «Липкие пеньки» (Йэбешкэк букэндэр)
Ход игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают «липкие пеньки». Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к «пенькам». «Пенечки» должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся «пеньками».
Главное правило: Пеньки не должны вставать с мест.
Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок» (Зун, утахн, зангилаа)
Ход игры: играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Главное правило: Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
Кабардино-Балкарская игра «Журавли-журавли» (Къру-къру)
Ход игры: в игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает свои шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь как змея». Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т. д.
Главное правило: упражнения выполняются всевозрастающем темпе, переходящем в бег до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.
Калмыцкая народная игра «Прятки» (Булдат наадлген)
Ход игры: на лесной опушке (в лесу, в парке) играющие оговаривают, где можно прятаться: за кустами, бугорком, деревьями. Образуется две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки меняются ролями.
Главное правило: подсматривать нельзя, пока одна группа детей прячется. Можно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков (например, досчитав до 10).
Игра народов коми «Стой, олень!» (Сует, кор)
Ход игры: играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.
После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Главное правило: разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.
Игра народов коми «Ловля оленей» (Коръясос куталом)
Ход игры: среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники - олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три - лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.
Главное правило: игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.
Мордовская народная игра «Круговой» (Мячень кунсема. Топса налхсема)
Ход игры: играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Главное правило: мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
Северо – Осетинская народная игра «Жмурки» (Хъуырмарсытай)
Ход игры: водящему завязывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладоням его вытянутых вперед рук. При этом они шепотом спрашивают: «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.
Главное правило: ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. Подсказывать водящему нельзя.
Удмуртская народная игра «Водяной» (By мурт)
Ход игры: очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Главное правило: водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
Удмуртская народная игра Игра с платочком (Кышетэн шудон)
Ход игры: играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.
Главное правило: играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.
Казацкая народная игра
ЦЕЛЬ: развивать ловкость, внимание, умение перебрасывать и ловить предмет.
ХОД ИГРЫ: На площадке играющие садятся на землю (траву, ковер, образуя круг. В центре стоит один из игроков (водящий). Сидящий должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому. Если поймал, то садится в круг, а водящим становится кому летела эта шапка. Игра продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Дружба народов,народы России"
презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...
Народы России. Славянский народ.
Обычаи, культура, традиции славянского народа России....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДЫ РОССИИ -Бурятский народ.
Цель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи:Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.Воспитывать уважение к людям других народоРазвитие внимания, мышления,...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.
Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.
Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....
Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна
Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...
Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...