Дополнительная общеразвивающая программа Художественно эстетической -направленности «Увлекательное рисование» Возраст воспитанников: 5-6 лет
материал по рисованию (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа Художественно эстетической -направленности «Увлекательное рисование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_.progr_izo_5-6.docx | 70.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №15 (МБДОУ «Детский сад № 15)
Принята На заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 15» От 27 августа2022г.№1 | Утверждена Приказом в.и.о.заведующего МБДОУ «Детский сад № 15» ________________Н.С.Денисова От 27 августа2022 г.№ 158 - П |
Дополнительная общеразвивающая программа
Художественно эстетической -направленности
«Увлекательное рисование»
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации программы:1 год
Автор-составитель:
Парфенова Наталья Михайловна
г.Саров 2022г
Содержание
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Отличительные особенности программы
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей
1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей пограммы
2.3. Характеристики основных форм и методов реализации программы
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
3.2. Кадровое обеспечение
3.3. Информационно-методическое обеспечение программы
3.4. Календарный учебный график
3.5. Перечень методических пособий
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую для того, чтобы выразить свои фантазии, ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и творческого потенциала.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Актуальность. Проблемы развития творческих способностей дошкольников находятся сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении является развитие детского творчества. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети получают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает. Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности как средству развития талантливой, творческой личности. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем.
Практическая значимость данной программы заключается в том, чтобы научить дошкольников творческому видению, исследовательскому поведению. Ведь именно эти качества личности позволят им успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому все педагогические усилия должны быть направлены на развитие любознательности, наблюдательности, познавательной и творческой активности и самовыражения ребенка в исследовательской и проектной деятельности. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить и выражать свои чувства на бумаге. У ребенка возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, он начинает экспериментировать, творить.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для развития потенциальных творческих способностей ребенка, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность средствами нетрадиционного рисования
Задачи:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
1.3.Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является подбор и систематизация материала, ее инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Для рисования используются природные и бросовые материалы, нестандартные инструменты. Особенностью данной программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Образовательная деятельность педагога с детьми- 20 минут. Совместная деятельность педагога с детьми-5. Самостоятельная деятельность детей -5 минут. Максимальное количество детей в группе 12 человек. Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может использоваться в групповой работе.
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей
У ребенка старшего дошкольного возраста просыпается рвение проникать во все многообразие окружающего мира. Основными видами художественно-эстетического развития старшего дошкольного возраста являются:
Обычно дети такого возраста предпочитают рисовать, получая возможность передать то, что им понравилось, что вызвало у них интерес, вызвало у них энтузиазм. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные воспоминания детей, рисунки к мультфильмам, фильмам. Так рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут различаться уникальностью, оригинальностью. Дети в таком возрасте, человека изображают более пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который они изображают, и использовать самовыражения любые доступные средства.
К концу обучения ребенок:
- использует нетрадиционные материалы и инструменты,
- передает композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражает эмоционально-положительное отношение к окружающему миру через рисунок;
- положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
- владеет простыми нетрадиционными техниками
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
2. Содержательный раздел
2.1.Учебно-тематический план
№ | Модуль про- граммы | Месяц проведения занятий | Теория (мин) | Практика (мин) | Совм.деят.(мин) | Самост.деят | Всего (мин) | |||||||
X | XI | XII | I | II | III | IV | V | |||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 5 | 15 | 5 | 5 | 30 | |||||||
2 | Тематические игровые занятия | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 140 | 420 | 140 | 140 | 840 |
3 | Обобщающее занятие | 1 | 5 | 15 | 5 | 5 | 30 | |||||||
Итого в год | 30 занятий | 150 | 450 | 150 | 150 | 900 |
2.2 Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 5-6- лет
№ | Тема | Задачи | Источник | Кол-во часов | ||
Октябрь | ||||||
1 | Тема: «Осенний ковёр». | Задачи: познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Создание в данной технике картины осеннего пейзажа. Оборудование: набор гуашевых красок; кисть; трубочка от коктейля стаканчик с водой, ватные палочки. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,- 2019.стр.21-22 | 1 | ||
2 | Тема: «Разноцветная радуга» | Задачи: закрепление приёмов по - мокрому. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Выполнение выразительной композиции. Оборудование: набор гуашевых красок; кисть; стаканчик с водой. ватные палочки,. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,- 2019.стр.21 | 1 | ||
3 | Тема: «Осенняя сказка» | Задачи: учить рисовать, используя нетрадиционные техники, закреплять умение наносить один слой краски на другой. Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Оборудование: набор гуашевых красок; кисть; стаканчик с водой. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,- 2019.стр.13.конспект№1 | 1 | ||
4 | Тема: «Фруктовый натюрморт» | Задачи: познакомить с техникой печатания засушенными листьями - «эстамп». Создание в данной технике картины осеннего пейзажа. Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно. Оборудование: набор гуашевых красок; | И.А.Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» .20 познавательно-игровых занятий.- М.:ТЦ Сфера, 2019.стр.16 | 1 | ||
5 | Тема: «Ночное небо» Набрызг. | Задачи: Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. Оборудование: акварельные краски, белые листы бумаги, палитры, кисти, баночки с водой. | И.А.Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» .20 познавательно-игровых занятий.- М.:ТЦ Сфера, 2019.стр.58-60 | 1 | ||
Ноябрь | ||||||
6 | Тема: «Осенняя пора» Монотипия. | Задачи: учить детей рисовать с натуры, передовая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Оборудование: акварельные краски, белые листы бумаги, палитры, кисти. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,- 2019.стр.22-23 | |||
7 | Тема: «Земное солнце» Пальчиковая живопись. | Задачи: передача в рисунке красоты и особенностей солнца, развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную моторику. Оборудование: альбомные листы, карандаш, гуашь, кисточки. | И.А.Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» .20 познавательно-игровых занятий.- М.:ТЦ Сфера, 2019.стр.10-11 | 1 | ||
8 | Тема: «Ежата на поляне» | Задачи: учить рисовать ежей движении; формировать умение создавать выразительный образ. Развивать воображение. Оборудование: набор Гуашевых красок; кисть; стаканчик с водой | К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 5-7 лет» М.:ИЗДАТАЛЬСТВО воображение. ГНОМ,2017.стр.17-18 | 1 | ||
9 | Тема: «Цыплята» | Задачи: познакомить с техникой изображения разных животных с помощью шаблонов. Оборудование: набор цветной бумаги, гуашевые краски, фломастеры, баночки с водой, кисти, трафареты. | К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 5-7 лет» М.:ИЗДАТАЛЬСТВО ГНОМ,2017. стр.23-24 | 1 | ||
Декабрь | ||||||
10 | Тема: «Зимние узоры» Кляксография. | Задачи: продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Оборудование: листы бумаги, краски, цветные карандаши, кисти. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019. стр.14.конспект №4 | 1 | ||
11 | Тема: «Удивительное новогоднее настроение» | Задачи: упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Оборудование: Бумага, материалы по выбору. | К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 5-7 лет» М.:ИЗДАТАЛЬСТВО ГНОМ,2017.стр.30-31 | 1 | ||
Январь | ||||||
12 | Тема: «Морозные узоры» Рисование свечой. | Задачи: вызвать у детей желание передать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Оборудование: бумага формата А-5, кисти №№ 3-4, гуашь. | И.А.Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» .20 познавательно-игровых занятий.- М.:ТЦ Сфера, 2019 стр.24-27 | 1 | ||
13 | Тема: «Снеговик» | Задачи: закреплять Тема: «Снеговик» рисовать больших снеговиков, развивать воображение и способности. Создаём настроение, положительные эмоции у детей. Оборудование: бумага формата А-5, кисти №№ 3-4, гуашь. | маленьких Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019. стр.15.Конспект№5 | 1 | ||
14 | Тема: «Зимняя сказка» Рисование по мокрому листу. | Задачи: вызвать у детей желание передать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать цветовосприятия. Оборудование: листы бумаги, краски, кисти, вода, печатки. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019. стр.15.Конспект№6 | |||
Февраль | ||||||
15 | Тема: «Звёздное небо» | Задачи: закреплять знания детей об окружающем мире, учить изображать зимний пейзаж способом – монотипия. Оборудование: А-4 формата, кисти №№ 1,2, акварельные краски. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,- 2019.стр.16.Конспект№7 | 1 | ||
16 | Тема: « Снежная семья» | Задачи: закреплять умения детей рисовать больших и маленьких снеговиков - тычком, развивать память, воображение и творческие способности. Оборудование: бумага формата А-5, кисти №№ 3-4, гуашь. | К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 5-7 лет» М.:ИЗДАТАЛЬСТВО ГНОМ,2017.стр.13-14 | 1 | ||
17 | Тема: «Золотая рыбка» | Задачи: совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Оборудование: альбомный лист с готовым фоном; набор гуашевых красок. | И.А.Шаляпина«Нетрадиционное рисование с дошкольниками» .20 познавательно-игровых занятий.- М.:ТЦ Сфера, 2019.стр.54-58 | 1 | ||
18 | Тема: «Подарок для папы» Оттиск. | Задачи: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет. Оборудование: листы бумаги, краски, кисти, вода, веревочки. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,- 2019.стр.18. конспект№8 | 1 | ||
Март | ||||||
19 | Тема: «Подарок маме» | Задачи: печать по трафарету, воздушные фломастеры. украшать цветами открытку Открытка для мамы. Закрепить пользоваться знакомыми техниками. закреплять знания детей окружающем мире. Оборудование: бумага, материалы по выбору. | К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 5-7 лет» М.:ИЗДАТАЛЬСТВО ГНОМ,2017.стр.34-35 | 1 | ||
20 | Тема: « Первые весенние цветы» | Задачи: учить рисовать на мятой бумаге. Использование цветового контраста как средства выразительности Оборудование: альбомные листы, пастель, гуашь, кисточки, верёвочки. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,- 2019.стр.17.конспект№9 | 1 | ||
21 | Тема: «Мимоза» | Задачи: учить Развивать творчество, фантазию. Оборудование: Бумага, материалы по выбору. | К.К.Утробина«Увлекательное рисование методом тычка с детьми 5-7 лет» М.:ИЗДАТАЛЬСТВО ГНОМ,2017.стр.16 | 1 | ||
22 | Тема: «Берёзы весной» | Задачи: углублять знания о временах года, воспитывать любовь к природе. Передача в рисунке красоты и особенностей растений. Оборудование: карандаш, гуашь, кисточки, ватные палочки. | К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 5-7 лет» М.:ИЗДАТАЛЬСТВО ГНОМ,2017. стр.39-40 | 1 | ||
Апрель | ||||||
23 | Тема: «Попугаи» | Задачи: закреплять умение использовать линии и цветовые пятна для создания образа птицы.. Оборудование: Бумага, фломастеры или пастель. | К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 5-7 лет» М.:ИЗДАТАЛЬСТВО ГНОМ,2017. стр.41-42 | 1 | ||
24 | Тема: «Живописный луг» | Задачи: закрепить пользоваться знакомыми техниками, закреплять знания окружающем мире. Учить рисовать насекомых в траве. Развивать память, творческие способности. изображению любого сюжета, обращая внимание на строение их фигур. Оборудование: Бумага, материалы по выбору. | И.А.Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» .20 познавательно-игровых занятий.- М.:ТЦ Сфера, 2019 стр.52-54 | 1 | ||
25 | Тема: «Чудо- дерево» | Задачи: познакомить с техникой рисования ладошками.. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажим. Оборудование: альбомные листы, карандаши, ластик | И.А.Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» .20 познавательно-игровых занятий.- М.:ТЦ Сфера, 2019 стр.61-62 | 1 | ||
26 | Тема: «Цветочная поляна» | Задачи: закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, световосприятие. Оборудование: акварельные краски, белые листы бумаги, палитры, кисти, баночки с водой, карандаши. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019. стр.26-27 | 1 | ||
Май | ||||||
27 | Тема: «Чудесные ладошки» | Задачи: продолжать знакомить детей сладоневой живописью.. Оборудование: акварельные краски, белые листы бумаги, палитры, кисти, баночки с водой, карандаши, клей ПВА. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019. стр.16 конспект№10 | 1 | ||
28 | Тема: «Музыкальный рисунок» | Задачи: посредством Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Оборудование: бумага, материалы по выбору. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019. стр.17.конспект№11 | 1 | ||
29 | Тема: «Тюльпаны в саду» | Задачи: закреплять свойства разных материалов, развивать композиционные навыки. Оборудование: альбомные листы, пастель карандаш, гуашь, кисточки | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019. стр.28 | 1 | ||
30 | Тема: «Краски лета» | Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по- мокрому, знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение рисованию. Оборудование: Бумага, пастель, уголь или другие материалы. | Н.М.Савельева «В мире красок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,-2019. стр.28-29 | 1 |
2.2.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы
В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы | Уровни развития | |
средний | высокий | |
Техника работы с материалами | Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты но им нужна незначительная помощь | Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. |
Предметное и сюжетное изображение | Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. | Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество. |
Декоративная деятельность | Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. | мело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами. |
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка | Техника работы С материалом | Предметное и сюжетное изображение | Декоративная деятельность | |||
9 | 5 | 9 | 5 | 9 | ||
В | В | В | В | С | ||
В | В | С | В | С |
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В,средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
2.3.Характеристики основных форм и методов реализации программы
В ходе реализации программы «Увлекательное рисование» дети знакомятся с разнообразными техниками рисования. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная
- пластилинография.
Формы организации :
Работа по ознакомлению с художественными техниками осуществляется поэтапно. Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникой включает в себя следующие этапы:
I этап - знакомство с художественной техникой;
II этап - упражнения в художественной технике;
III этап - самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.
На втором этапе дети непосредственно упражняются в использовании традиционных и нетрадиционных техник (материалов, инструментов и способов их применения).Отработка навыков в использовании различных материалов происходит на занятиях с различной тематикой. Дети получают возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений.
Как правило, данному этапу отводится 2-3 занятия в зависимости от сложности техники.
Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла. Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются впоисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации
замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла.
Принципы работы с детьми:
- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- поэтапности( последовательность, приступая к очередному этапу);
- динамичности (построения программы от простого к сложному);
- выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей).
Для освоения программы предусмотрены разнообразные методы иприемы:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
- наглядные (презентации, картины, схемы, образцы, рисунки);
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки);
- игровые (интерактивные, дидактические, развивающие, подвижные);
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения постав-
ленной задачи).
Используемые методы позволяют:
- почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на
полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально положительное отношение к процессу
рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия
и как следствие — познавательных способностей.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных
областей:
- социально-коммуникативное развитие:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
При проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы. Теоретическая часть даётся в форме объяснения с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы. Индивидуальная работа во время занятия проводятся с теми детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех детей .
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе художественно – эстетической направленности «Волшебные пальчики» для детей дошкольного возраста проходят в изостудии Учреждения (на 3 этаже). Помещение для занятий: просторное, хорошо проветриваемое, оснащено магнитной доской и фланелеграфом, интерактивной доской, ноутбуком, отвечает требованиям САНПиН.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
Кабинет обеспечен мебелью (столы – 4 шт., стулья – 25 шт., шкаф – 1 шт., стол письменный – 1 шт., стол дидактический – 1 шт., стол полукруг – 1 шт.);
- доска маркерная;
- шкаф для хранения материала для реализации программы
Используемые материалы:
- акварельные краски, гуашь;
- бумага для рисования (ватман); для показа способа рисования воспитате-
лем — лист формата А3;
- бумага для рисования форматов А4, А5 (1/2 листа формата А4);
- свечи;
ватные палочки;
- поролоновые печатки, печатки из ластика, пробок;
- коктейльные трубочки, стеки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки, бумажные салфетки;
- банки-непроливайки;
- подставки под кисти;
- кисти № 10, 6, 4, 5, кисти жесткие, зубные щетки;
- листья, половинки фруктов;
- шаблоны.
3.2. Кадровое обеспечение
Занятия ведет воспитатель высшей квалификационной категории
Парфенова Наталья Михайловна, в 2007году окончила Арзамасский Государственный
Педагогический институт им. А.П. Гайдара.
3.3. Информационно- методическое обеспечение программы
Для проведения занятий по дополнительной общеразвивающей программе имеется все необходимое методические материалы и средства обучения:
- дидактический материал в соответствии с темами занятий
- развивающие игры, пособия
демонстрационный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия
- картотеки
- аудиотека
- Образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам .
3.4 Календарный учебный график
Подготовительная группа | |
Режим работы кружка | 17.00-17.30 |
Начало учебного года | 03.10.2021 |
Каникулярное время | Новогодние каникулы с 20.12.21 г. по 10.01.2022 г |
Количество занятий в неделю | 1 день (среда) |
Продолжительность учебных недель | 32 недели |
Объем недельной нагрузки | 1 занятие в неделю |
Продолжительность организованной образовательной деятельности(ООД) | 30 минут |
Перерыв между периодами организованной образовательной деятельности | Не менее 10 минут |
Окончание учебного года | 19.05 .2022г |
Мониторинг по индивидуальному учету результатов освоения воспитанниками дополнительной дополнительной общеразвивающей программы | Сентябрь( с 06.09.21 по 13.09.21г) Май (с 15.05 .22 по 19.05.22 ) |
Периодичность проведения родительских собраний: собрание «Установочное» собрание «Итоговое» | Сентябрь Май |
3.5 Перечень методических пособий
1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с
3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
4.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с. + 16 с. цв. вкл.
5.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: Сфера, 2004.
6. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г
7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
8.С.В. Погодина "Шаг в искусство" методические рекомендации по реализации программы М. ВАКО 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет (театрализованная деятельность)
Данная работа является методической разработкой, систематизирующей действия и мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная студия "Звонкие голоса"
Особенность программы в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности. В данн...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Маленький художник" Вторая группа раннего возраста
Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными документами:*Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТЕСТОПЛАСТИКА» Возраст детей: 4-5 лет
Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики, развитие творческих способностей детей....
ДОПОЛНИТЕЛЬНая общеразвивающая программа ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М.Б. Зацепиной Т.С. Комаровой А.В. Антоновой «КЛЯКСОЧКА»
Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельно...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по музыкальной деятельности детей дошкольного возраста "Мы зажигаем звезды"
дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности по музыкальной деятельности детей дошкольного возраста "Мы зажигаем звезды"...