Аналитическая записка к методической разработке
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
Выбранная тема актуальна, использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях. Главная идея использования нетрадиционных техник рисования дать детям дошкольного возраста и их родителям новые, современные знания об инновационных техниках и новых материалах в изодеятельности, и возможность для их совместного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_zapiska.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Зайцева Ирина Васильевна, воспитатель
Номинация № 1. «Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения основной образовательной программы»
Методическая разработка «Волшебство эбру»
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения».
К.Д. Ушинский
1. Актуальность.
Выбранная тема актуальна, использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях. Главная идея использования нетрадиционных техник рисования дать детям дошкольного возраста и их родителям новые, современные знания об инновационных техниках и новых материалах в изодеятельности, и возможность для их совместного творчества.
Приоритетным направлением моей работы является художественно – эстетическое воспитание, которое осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Формировать личность и художественно - эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период, когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот поэтому одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в процесс, от которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном творчестве.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Таким образом, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать.
Как правило, организованная образовательная деятельность сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Нужно что-то интересное, оригинальное, что способствовало бы развитию творчества у детей.
2. Оптимальность в подборе дидактических средств.
В своей деятельности с детьми я решила включить нетрадиционные техники рисования. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку, так как раскрываются большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Для того чтобы обучение проходило с успехом и интересом, в работе я использовала инновационные методы и приемы:
- информационно – рецептивный, который включает такие приемы как рассматривание, наблюдение, образец и показ воспитателя;
- репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей;
- эврестический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии;
- исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.
В начале изобразительной деятельности настраивала детей на занятие, устанавливала контакт. Использование волшебного музыкального сундука с проигрыванием мелодии, воспроизведение интерактивной игры (загадки о диких животных). Активизировала внимание сюрпризным моментом – письмо от зверей из волшебного леса. Проводили опыт с водой и акварельными красками, исследование свойств воды при рисовании с помощью красок «эбру», проведение пальчиковой гимнастики, физкультминутки.
С ребятами сделан вывод о том, что рисовать на воде можно. Работы были разложены на столе, при анализе работ, детям задавались вопросы, о том, что им показалось лёгким, а что трудным.
Я думаю, что использование таких методов и приемов на занятии, позволило детям получить новые знания о нетрадиционном методе рисования
3. Целостность.
Все занятие построено на игровом сюжете и опытной работе детей, в увлекательной форме без заучивания, запоминания, и повторения правил.
На занятии прослеживается чёткая структура построения в соответствии материала, темы и задачи НОД, логичность и последовательность подчинены одной теме и направлены на достижение планируемых результатов. В каждой части занятия рационально использовано время.
На всех этапах занятия активизировалась речевая, умственная и двигательная активность детей. Такая постепенная смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость детей.
4. Результативность.
Познавательная активность, творческие способности у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через изобразительную деятельность. Формирование опыта изобразительной деятельности осуществлялось путем следующих методов и приемов:
1. Наглядные:
-рассматривание схемы о свойствах воды, показ способа рисования, просмотр видео о правильном приготовлении воды для рисования.
2. Словесные:
- художественное слово, беседа, объяснение, рассказ о технике рисования
3. Практические:
- интерактивная игра, загадки о диких животных, игровая ситуация, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
4. Использование инноваций:
Рисование на воде с помощью использования нетрадиционной техники красками «эбру».
Освоение элементарных способов сотрудничества, помощи, поддержки достигалось за счет наличия общей цели, чёткого распределения обязанностей, внимания к усилиям и успехам друг друга, ответственности за общий и лично свой результат. Дети учились принимать совместные решения, разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.
5. Интегративность.
Составляя конспект занятия, я придерживалась принципов интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников (по ФГОС ДО)
В занятие были интегрированы моменты всех (пяти) образовательных областей.
- Познавательное развитие: сами проводили опыт с водой и красками, анализировали полученные в процессе опыта результаты и делали выводы.
- Социально-коммуникативное развитие: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника, оказывали друг другу помощь, дружно работали в группах.
- Художественно-эстетическое развитие: рисовали красками в нетрадиционной технике «Эбру», выражали самостоятельность в творчестве.
- Физическое развитие: дети выполняли пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
- Речевое развитие: закрепляли умение описывать технику рисования, активизировали словарь детей за счет слов – желчь, «Эбру», подробно рассказывали об увиденном в ходе творческой деятельности, формулировали выводы.
6. Индивидуальный подход, поддержка детской инициативы.
Организуя занятия, я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей.
В целом в течение всей деятельности старалась поддерживать положительный микроклимат, общалась с детьми на равных, выстраивая партнерские отношения, выразительность речи и голоса старалась соблюдать. На занятии отдала предпочтение групповой форме работы (по два человека), т.к. в группе ребенок учится сопоставлять свое мнение с мнениями других. Поощряла стремление ребенка задавать вопросы, давала ему возможность высказаться. Инструкции давала в форме предложения, а не распоряжения, приказа. Дети порадовали меня тем, что их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Дети были настолько интенсивно увлечены необходимостью рисования, что некоторые этапы работы произведены частично.
Вывод:
Анализируя проведённое занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Дети были активны, отвечали на поставленные вопросы, совместно со взрослым пытались сформулировать вывод. Наблюдая за деятельностью детей, можно сделать вывод, что занятия рисованием нетрадиционными способами в сегодняшнее время носит высокий смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»
Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»...
Рубрика "Воспитатель года". Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"...
Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность»....
Воспитатель года 2017. Конкурсный материал. Пояснительная записка к методической разработке Проект "Природа глазами ребенка"
Пояснительная записка...
Пояснительная записка к методической разработке "Моя страна"
Пояснительная записка по итогам проекта "Россия - Родина моя" для подготовительной к школе группы...
Методическая копилка Аналитическая записка к интегрированному занятию "Путешествие в зоопарк"
Аналитическая запискаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Олонский детский сад»Аналитическая запискаТема ОС: «Путешествие в зоопарк»Воспитатель: Василь...