Мастер - класс по нетрадиционным техникам рисования
материал по рисованию

Безрукова Юлия Борисовна

Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Мончегорска «детский сад комбинированного вида №30»

Мастер – класс для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования со старшими дошкольниками

Безрукова Юлия Борисовна

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • Знакомить педагогов с методикой использования нетрадиционных техник рисования в ДОУ;
  • Создавать условия для плодотворного общения участников мастер – класса с целью развития творческого мышления и фантазии.

Форма проведения:

  • С педагогами без участия детей;
  • Лекция с элементами презентации и практическая работа.

Оформление: презентация по теме, работы детей, методические материалы, видеоролик.

Оборудование:  альбомные листы , гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки для промакивания кисточек, пена, коктельные трубочки, малярный скотч, влажные салфетки, музыкальное произведение.

Демонстрационный материал: презентация, видеоролик, готовые образцы.

Встреча и размещение участников. Подготовка к проведению мастер – класса.

 Уважаемые коллеги! Мы предлагаем вам всем встать в круг! Сегодня нашим талисманом будет бабочка, а почему именно она, вы узнаете в конце нашей встречи! Я предлагаю вам передать ее по кругу и сказать каждому о том, что вы ждете от нашей встречи!

Участники передают бабочку и слушают высказывания педагогов.

Надеюсь, что все ваши ожидания сбудутся, и мы начинаем…

Уважаемые коллеги! Тема мастер – класса сегодня «Использование нетрадиционных техник рисования со старшими  дошкольниками».  Мы раскроем актуальность выбранной темы и познакомим вас с некоторыми техниками нетрадиционного рисования.

В процессе деятельности мы будем применять эти знания на практике. Чтобы научить своих воспитанников рисовать, необходимо самим овладеть методами и приемами нетрадиционных техник рисования. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие поможет вам в этом.

Алгоритм проведения сегодняшней деятельности включает в себя четыре этапа: вводный ; основной; практический и заключительный.

Вводный этап

Цитаты

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 (В.А. Сухомлинский)

«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном».

(Дени Дидро)

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдая за эффективностью рисования  в детском саду педагоги приходят  к выводу о необходимости использования нетрадиционных  техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:

1.Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов  в изобразительной деятельности;

2.Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

•Способствует снятию детских страхов;

•Развивает уверенность в своих силах;

•Развивает пространственное мышление;

•Развивает в детях способность свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•Развивает умение детей действовать  с разнообразным материалом;

•Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, чувство фактурности и объёмности;

•Развивает мелкую моторику рук;

•Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Веселые и необычные техники рисования дополненные музыкой, речевыми  и подвижными играми создают непринужденную атмосферу. Ребенок учится и развивается, не замечая этого. Самый лучший способ воспитать дитя - превратить процесс в игру. То же самое происходит с нетрадиционным рисованием - радостное времяпровождение на пользу разуму, психике и организму.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, мы  познакомим вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

Основной этап (теоретический)

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель 

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 Рисование методом тычка

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

Рисование солью

Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

 Граттаж

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

 Рисование мыльными пузырями

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

 Ниткография

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

Рисование по мокрому 

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока. Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Рисунки на пене для бритья (мраморная бумага)

Пена для бритья создает неповторимую базу для рисования. Она позволяет растягивать и закручивать капли краски в причудливые завитушки и зигзаги, а потом получить картинку со своим неповторимым сюжетом.

На этом необычном и очень интересном приёме мы  хотим остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью пены и красок и создадим рисунок при помощи выдувания красок.

Практический этап

Начинается творческий этап. Нам надо определить, какой мы выберем материал для работы, последовательность выполнения рисования.

Ведущие рассказывают и показывают техники рисования, контролируют соблюдение техники безопасности, качество выполняемой работы.

Мраморная бумага

Рисование в стиле мраморная бумага - это увлекательная игра, которая понравится каждому ребенку. Этот прием настолько неординарен, что вполне заинтересует не только маленьких художников, но и их родителей. Самое замечательное - невозможно создать два одинаковых рисунка! Каждый раз у вас будут получаться яркие и неповторимые узоры.

Для рисования методом мраморная бумага пригодится:

  • пена или крем для бритья;
  • акварельная краска либо пищевой краситель нескольких цветов;
  • неглубокое блюдце для смешивания красок и пены;
  • бумага;
  • скребок.

Пену для бритья равномерным слоем распределите по поверхности блюдца. Краски или краситель перемешайте с водой. Должен получиться насыщенный раствор. Кисточкой или пипеткой наберите немного красочного раствора и капните им на пену для бритья. Повторите несколько раз с разными цветами. Той же кисточкой или тонкой палочкой размажьте капельки краски по поверхности пены, чтобы получились узоры и зигзаги. Именно в этот момент создается ваш уникальный рисунок! Возьмите бумагу и положите на разноцветную пену для бритья. Через пару секунд аккуратно снимите лист, подождите полминуты, чтобы впиталась краска и соскребите с него остатки пены. Когда уйдет пена, вы увидите, что на бумаге остался тот самый неповторимый рисунок, который получился из размазанных капелек краски!

Рисунки в стиле мраморная бумага могут украшать ваши стены или послужить основой для создания праздничных открыток.

Морозные узоры на окнах

Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования. На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам! Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Если мороз не добрался до твоих окон, то давайте сами сделаем своё окно с морозным узором. Получится ничем не хуже настоящего.

Нам понадобится: гуашь синего и белого цветов,

широкая кисть, соломинка для коктейля, глянцевый серебряный картон,

простой карандаш, блёстки для украшения, малярный скотч шириной 1,5 см.

Как делаем

1.Нарисуем на картоне окно, наклеим по контуру малярный скотч.

2.Синей гуашью закрасим поверхность картона. Тут есть момент: гуашь

нельзя разбавлять водой, иначе слишком жидкая краска затечёт под скотч и

 контуры окна станут нечёткими.

3.Как толко синяя краска высохнет, разбавим белую гуашь водой, возьмём соломинку и выдуем морозные узоры.

4.После того, как морозные узоры хорошо высохнут, осторожно снимем скотч. Должно получится окно с морозными узорами на стёклах.

5.Украсим картину блёстками.

Заключительный этап

Мы постаралась рассказать о техниках нетрадиционного рисования, которые сами используем с детьми в изобразительной деятельности. На практическом примере показали техники, вызвавшие у детей наибольший интерес. 

Ну а сейчас мы расскажем, почему наш талисман сегодня – бабочка!

В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал все. Один человек решил доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:» Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» а сам думает»: Скажет живая – умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным»

Мы желаем вам большого творческого вдохновения, интересных занятий с детьми и помните о том, что вы должны развивать желание ребенка творить и фантазировать!»

В завершение нашей встречи мы предлагаем вам посмотреть видео «Маленькие художники»  с участием наших ребят.

Просмотр видеоролика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник рисования"

Мастер класс был подготовлен к конкурсу "Учитель года"...

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...

Мастер - класс по нетрадиционным техникам рисования в детском саду. Рисование клеем ПВА

Нетрадиционные техники рисования подходят для развития творческих способностей детей и взрослых различного возраста, Использование нетрадиционных техник позволяет быстро получить интересное, необ...

Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...

Презентация мастер –класс по нетрадиционной технике рисования (рисование солью, ниткография)

Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать....

Мастер класс по нетрадиционной технике рисования "Рисование тычком "Цветок"

Масстер-класс предназначен для родителей или педагогов. С помощью этого мастер - класса вы легко научитесь сами и сможете научить своего ребёнка рисовать цветок....