Люби и знай свой Донской край
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Казачмй быт.Казачьм промыслы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно –эстетическому направлению развития детей № 13 города Каменск-Шахтинский                                                                                             

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Люби и знай свой родной край ».

Составила и провела Давидяк И.К.

                                    2018 год

«Люби и знай свой Донской край.»

Цель:

  • Расширить представление обучающихся о Семикаракорской росписи, обычаях и традициях Дона.

Задачи: 

  • Социально-коммуникативная -воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.
  • Познавательная- Познакомить с Донским народным промыслом, с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом);
  • Речевое развитие- владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  •  Художественно-эстетическое развитие- формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорской росписи; придумать свои узоры и изделия.
  • Физическое развитие- приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
  • Оборудование: Семикаракорская посуда (демонстрационная), образцами Семикаракорской росписи, презентация. Акварель,

кисти: плоская № 2, № 5-6,.

Предшествующая работа: «Беседа об экскурсии в цех художественного фаянса», «Выполнение эскизов на бумаге (простым карандашом)»

-Добрый день вам, люди добрые! Хожу по земле русской, сказы былинные да песни старинные собираю. А потом людям добрым рассказываю.

Вижу, вижу, собрались и вы сказки послушать, Есть у меня одна не то сказка, не то быль... Решайте сами, было это или не было...
Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Марьюшка.
(Слайд 1 Марьюшка) И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие переманивать Марью: "Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей!" Смеялась девушка: "А я и так проживу, без города! Любо мне мое село, речка наша, лесочек, березки наши, цветы полевые... А в городе я что видеть буду?" И так ее уговаривали, и этак. Но осталась Марья верна своей родине. И вот однажды приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы ее на шею пытался накинуть жемчужные, шубку соболиную - на плечи. Но не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась она: "Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!" А был это Кощей Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Осерчал, обернулся черным орлом Кощей Бессмертный, схватил в когти девушку, обернувшуюся Жар-птицей, да и понес в свое царство. Почувствовала Марья - силы теряет, стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе.

И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы.

Так появились Хохлома(слайд 2) и Гжель(слайд 3), Палех(слайд 4) и Дымка(слайд 5), Жостово(слайд 6). И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту созидающие собственными руками!

-Ну, понравилась вам моя сказка?
Тогда у меня есть продолжение!

-А дальше дело было так! Упало перо волшебное и в наши края, где жила девушка, которую звали, Аксинья(слайд 7 Аксинья), дочь степи донской Лазорюшки и батюшки Дона Ивановича! Подобрала она его, принесла в родительский курень, да и спрятала. Иногда только доставала и любовалась. И такой покой на душу ее сходил, казалось, все будет хорошо! А был у нее друг любезный - Степан, казак удалой, чуб завитой. Должны были они на Покров пожениться. Да година пришла кровавая - война началась, И ушел воевать милый друг! Проводила она Степана, стояла на дороге, всматривалась вслед отъезжавшим всадникам. А в руке сжимала несколько цветочков полевых, которые ей подарил жених ее на память. Вернулась в курень, поставила цветы в кувшин с водой и стала ждать своего суженого. Но месяц проходил за месяцем, а весточки все нет и нет. Вот и полевые бессмертники, не смотря на название, поблекли и опали. И осталась у Аксиньи одна радость - перо волшебное(слайд 8 перо). Достала она его как-то вечером, в пальцах повертела, да и задела случайно им за кувшин. Но что это? Чудо чудное, диво дивное! Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят, и утешить пытаются: "Не печалься, Аксиньюшка, все будет хорошо!"

А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил Степан, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы цветут! Что за диво? "Вроде, мои цветы?" - спрашивает. "Твои, - отвечает Аксинья. - Они мне ждать тебя помогали!"

Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел - фаянс расписной! (слайд 9 Фаянс)

-Одно из преданий гласит, что некогда семеро братьев Каракоровых (слайд 10 братья)поселились на правом берегу Дона, но в силу сложившихся обстоятельств были вынуждены перебраться на левый берег, где впоследствии родилась Семикаракорская станица. (слайд 11 станица)Там появилась своя гончарня,где делали посуду.

-Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс.

 Стихотворение «Каракорская посуда» Зоя Заяц
Что за сказочное чудо-
Каракорская посуда!
В тихом южном городке.
От столиц всех вдалеке
Этот промысел развился
Из гончарной мастерской.
А теперь – смотри какой!
Цех фаянса современный 
И ассортимент отменный-
Есть под чай, и под водицу,
И под знатную ушицу,
Есть и штофы для вина,
Блюда, вазы – все сполна.
И расписаны на диво-
Колоритно и красиво.
Лег в узор к мазку – мазок.
Славя милый уголок-
Посреди донских просторов
Стоят Семикаракоры.
Просто сказочное чудо-
Каракорская посуда!(
слайд 12 фаянс)

 -Ребята, какие предметы семикаракорского фаянса вы знаете?( Это сервизы - столовые, чайные и кофейные, вазы и кувшины, салатники и настольные тарелки, бытовые куклы-грелки из фаянса и ткани - для чайников, кофейников и самоваров, а еще жанровая скульптура для сервировки хлебосольного стола.)

-Отличительная особенность Семикаракорской керамики, которую сегодня все чаще называют "донской фаянс", в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда. Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами. 

- Дети, скажите, какие цвета входят в рисунок на тех вещах, которые стоят на столах? (Коричневый, розовый, зеленый, желтый, оранжевый)

 -Какие цвета ты  нашел на предмете?( Ребенок перечисляет.)(спросить у всех)

 -Теперь поднимите руки все у кого на предмете есть коричневый цвет?

- А теперь поднимите руку у кого есть зеленый?

-У всех есть желтый,оранжевый, розовый цвет, а вот голубой - на одних есть, на других нет.

-Значит - мы можем сказать, что в семикаракорской росписи используются основные цвета (зеленый, коричневый, оранжевый, розовый и т. д.)

Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!

Полдневный час. Жара гнетет дыханье, 
Глядишь, прищурясь - блеск глаза слепит.
И над землею воздух в колебанье 
Мигает быстро, будто бы кипит!

А Дон все так же величаво
Течет меж светлых берегов, 
В себя вбирая честь и славу

Донских удалых казаков.


-А сейчас я вам, открою небольшую тайну. В память, наверное, о той казачке - Аксинье, которая так верно ждала своего суженого и которая самый первый кувшин расписала, и назвали семикаракорцы свой промысел фаянсовый...

"АКСИНЬЯ».(слайд 13 прох завода с надписью  Аксинья)

-В нашей группе тоже есть казачки ,девицы –красавицы, полюбуйтесь на них:

Это Желечка-душа, просто чудо хороша!

Это девица Арина, благородна, справедлива!

И еще одна Арина ,посмотрите, как красива!

 Это Вероника ,ну прямо как картинка!

Это Снежечка -сестрица,ох и шустрая девица!

Это Даша ,умница наша!

Соня -златовласка!

И Ася ,как из сказки!!!

(танец с платками.)

-Вы знаете, что в этом году наш садик получил статус казачьего-мы поем казачьи песни, танцуем казачьи танцы, много разговариваем о традициях и обычаях казаков . А сегодня я предлагаю создать у нас в группе  витрину музея «Донские сувениры». Посмотрите, какие красивые тарелки, вазы, чашки, украшенные семикаракорской росписью.

- Из чего эта посуда сделана?(из глины)

 -Кто составляет , придумывает узоры для посуды ( художники)

 Резные оконца, на крыше конек,

Из чистого колодца водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут

Умельцы в станице донской той живут.

Расписную посуду они мастерят,

Разноцветным по белому чудо творят.

-А что отображают художники в своих рисунках?( Сцены казачьей жизни, природу Донского края.)( Слайд 14 орнамент каз жизнь)

- Из белой глины, которой много на Донской земле, мастера лепят посуду и другие предметы быта и расписывают ее. А в росписи, отражают жизнь народа и богатства Донской земли.
- Чем богата Донская земля и реки? (фруктами, ягодами, рыбой и т.д.)
- Какими изображают казаков и казачек художники? (добродушными, веселыми, красивыми, нарядными)

-Основными элементами росписи являются травы,фрукты, цветы, виноград, подсолнухи. Изделия семикаракорского фаянса красивые, нарядные. Ими можно украсить свое жилище, они сделают праздничным любой прием пищи, будут замечательны подарком.

Дидактическая игра

- Посмотрите, что лежит в сундучке. Предлагаю отобрать те элементы, которые мастера используют в росписи посуды (дети достают изображения фруктов, цветов, листьев)(складывают в обруч)
- Почему не взяли желуди, шишки, грибы?

-Засиделись, казаченьки? Давайте порадуем наших гостей-споем им казачью песню. Но казаки не просто пели песню ,они проживали её ,проигрывали.(Из-под топота копыт….)

-Ребята, давайте поиграем в игру «Собери посуду».
На столе лежат «осколки» посуды. Их нужно собрать по форме, декору и силуэту.

-А сейчас я предлагаю вам превратиться в художников и   приглашаю вас в художественную мастерскую  научиться расписывать   донской росписью посуду. А расписывать мы будем тарелку.  (слайд 15 тарелка с подсолнухом)

- Какой   элемент донской росписи украшает тарелку?(подсолнух. )

- Кто заметил, где находится подсолнух?(в центре тарелки.)

-Правильно,  подсолнушек находится в центре, потому, что это главный элемент росписи.

- Почему середина черного цвета?

( это семечки, а семечки черного цвета.)

-Ребята,  перед вами лежат тарелочки, которые мы будем украшать донским узором. Мы заранее нарисовали простым карандашом узор, а сейчас будем раскрашивать. 

-Какой  мазок  поможет  изобразить декоративные  цветы и листья?

(Красота  и  выразительность  этого  мазка  в  постепенном  переходе   цвета  от  темного к  светлому.)

_Я вам покажу ,а потом вы ,как настоящие художники, будете рисовать сами. Сначала я набираю оранжевую краску ,и прорисовываю контур трех лепестков с одной стороны ,затем закрашиваю желтым другую сторону лепестка ,затем полощу кисточку, отжимаю, можно промокнуть салфеткой и собираю лишнюю воду с лепестка. Затем следующие три лепесточка и так закрашиваем весь подсолнух. Теперь приступаем к серединке : одна сторона светло-коричневая, другая темно-коричневая. Затем из – за лепестков цветка выступают листочки-можно сделать зелеными ,а можно бирюзовыми(тоже от темного переход к светлому). И в конце набираю на кисточку черную краску и рисую семечки и контур цветка .

- А пока рисунок сохнет, давайте поиграем в игру  «Забытые слова». Играть мы будем с рушником. В речи казаков были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним.( Дети идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее.) Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.  

- Слово ты говори.

 По- казачьи повтори. Дом

- Курень

(забор – плетень, кастрюля-чугунок, полотенце – рушник, часы – ходики, говорят – гуторят, шапка - папаха, плетеные корзины - сапетки, город - станица, зал – горница, мастерица – додельница. )

-Пока мы с вами играли, краска высохла,  и теперь мы можем «оживить»  наш узор.

Возьмите тонкую кисточку. Намочите ее водой и наберите немного  черной краски. Набирайте аккуратно, чтобы краска не капала с кисточки.

Рисуем середину.  Продолжаем «оживлять» наш подсолнушек. Можно нарисовать точки вокруг серединки.

-«Оживите»  свой донской подсолнушек.   Вам нравится  рисунок?

Подсолнушки засияли, как наше Донское яркое солнышко.

-Украшать мы будем и листиками.  (листики  должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга.)

- Рисовать листики можно бирюзовой, можно зеленой краской. Также краску набираем на кисть ,прокрашиваем листик, а с середины листа собираем краску.

-Посмотрите, как заиграл донской  узор на вашей тарелке.  Полюбуйтесь на свою работу и работу своих друзей.

Когда ваши работы подсохнут, вы можете их забрать и подарить своим друзьям или родителям.

 У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас, вы подарили радость себе и окружающим людям. Спасибо за творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе. Тема: "Люби и знай свой отчий край".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в старшей группе и презентация о родном городе используемая на занятии....

Проект "Люби и знай свой Коми Край"

Проект «Наш Коми край»Вид проекта:   познавательно – игровой.Участники проекта: Дети, родители и воспитатели  старшей  группы № 4. МДОУ «Детский сад №9  общеразвивающего...

КВН для детей подготовительной группы и родителей "Люби и знай свой Коми край"

КВН для детей подготовительной группы и их родителей "Люби и знай свой коми край" Цель: систематизация знаний детей о геогрфических и природных компонентах Республики Коми....

прект для подготовительной группы "Люби и знай свой Тульский край"

Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного края. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, тр...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай свой Коми край».

Проект потознакомлению дошкольников с родным краем....

Экскурсионная прогулка в рамках проекта : "Люби и знай свой отчий край".

Экскурсионная прогулка в рамках проекта : "Люби и знай свой отчий край"....

« Люби и знай свой Донской край»

Паспорт проекта Вид проекта: информационно - творческийПродолжительность проекта: долгосрочный.Наименование учреждения: муниципальное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад №8&la...