МАСЛЕНИЦА
материал по рисованию
Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством.
Воспитывать интерес к искусству народных мастеров, интерес к русским обычаям и традициям празднования Масленицы.
Развивать умение ориентироваться в различных видах росписи: хохлома, городец, гжель; различать характерные особенности каждого вида росписи: элементы узоров, закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику её выполнения.
Формировать стремление к самостоятельному созданию изделий в традициях гжельской росписи.
Учить выполнять двойной мазок, в рисовании гжельских узоров, ритмично располагать композицию на круге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_izo_maslenitsa.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ИЗО ( воспитатель БАРАНОВА И.В.)
МАСЛЕНИЦА
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством.
Воспитывать интерес к искусству народных мастеров, интерес к русским обычаям и традициям празднования Масленицы.
Развивать умение ориентироваться в различных видах росписи: хохлома, городец, гжель; различать характерные особенности каждого вида росписи: элементы узоров, закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику её выполнения.
Формировать стремление к самостоятельному созданию изделий в традициях гжельской росписи.
Учить выполнять двойной мазок, в рисовании гжельских узоров, ритмично располагать композицию на круге.
Материал и оборудование:
предметы декоративно-прикладного искусства – хохлома, городец, гжель; плоскостные силуэты изделий расписанные в технике городец, хохлома, гжель и разрезанные на несколько частей; гуашь синяя, белая; палитра, кисть, ватные палочки, вода, салфетки, блюда из бумаги, образцы элементов гжельской росписи, русские народные мелодии.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, на этой неделе мы отмечаем праздник – Масленица. В эти дни люди веселятся, ходят в гости, устраивают ярмарки. Я приглашаю вас посетить сегодня ярмарку, на которой представлены изделия народных мастеров.
(звучит русская народная мелодия)
Ребенок: Ярмарка! Ярмарка!
У нас сегодня ярмарка!
Гуляй кому захочется,
собирайся, наряжайся!
На ярмарку отправляйся!
Ребенок: Там товары продают,
Песни звонкие поют.
Будет всем вам угощенье
Игры, шутки и веселье!
Воспитатель: - Народ собирается,
Наша ярмарка открывается!
- Сегодня в нашем детском саду ярмарка народных мастеров, здесь народ собирается, чтоб себя показать, да на других посмотреть. Давайте пройдём по ярмарке и посмотрим на изделия умельцев (Дети с воспитателем подходят к изделиям городецких мастеров).
- Какая красота! Как будто в сказке оказались. Откуда эти умельцы? (из Городца)
- Чем украшены городецкие предметы? (цветами, птицами, конями).
- Какие цвета любят городецкие мастера? (розовый и красный, голубой и синий, черный, белый, зелёный).
Ребенок: - Из глины доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
(Дети с воспитателем переходят к изделиям из хохломы)
Воспитатель: - Посмотрите на эти необычные предметы. Откуда они? Из чего сделаны? (сделаны из дерева, украшены хохломской росписью)
-В своей росписи мастера отражали красоту родной природы. Какими элементами украшены узоры? (узоры украшены ягодами, цветами, травой, завитками, листьями, веточками).
- Какие цвета использовали мастера в своей работе? (золотой, красный, черный, немного зеленого).
Ребенок: Хохломская роспись
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой травы!
Воспитатель: - Обращаю ваше внимание на посуду из Гжели.
Ребенок: - Ай, да посуда, что за диво, хороша и та, и та
Вся нарядна и красива, расписная вся в цветах
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести!
Воспитатель: - Где сотворили эту посуду? (в Гжели)
- Гжель всем нравится своим синим цветом. Сами Гжельцы говорят, что небо у них синее-синее. Вот и надумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
- Чем украшены предметы из Гжели? (цветами, веточками, листьями, птицами, фигурками людей).
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (здесь используется только синяя краска на белом фоне).
- Друзья мои! Я несла на ярмарку посуду, да вот по дороге она выскользнула из рук и разбилась, одни осколки остались (показываю «разбитую» посуду). Помогите собрать осколки, и вы узнаете, откуда эта посуда.
(Дети собирают и называют, какая посуда откуда)
- Молодцы! Помогли мне собрать посуду.
- Вот мы и посмотрели изделия народных мастеров, а теперь можно и поиграть.
Физминутка Игра - «Веснянка!»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Побежал в саду ручей
Прилетели сто грачей
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Воспитатель: - Ребята, на ярмарке не только любуются красивыми изделиями мастеров, но и показывают своё мастерство. Хотите показать свое умение расписывать блюдо по мотивам гжельской росписи? (да)
- Проходите в художественную мастерскую.
(рассматривание узоров гжельских мастеров)
- Гжельская роза – один из любимых узоров. Она рисуется большими и широкими мазками, а украшена тонкими усиками, веточками, точками, которые рисуются тонкой кистью. У нас нет тонкой кисти, чем мы можем заменить её? (ватными палочками)
- Из каких элементов состоит цветок? (из лепестков)
- Как рисовать лепестки розы? (двойным мазком)
- Чтобы нарисовать мазок, нужно положить синюю краску на палитру, набрать краску с палитры одним краем кисти и наносить мазок, поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну, затем в другую сторону, получается цветок (показ).
- Дети, работу лучше начинать с самых крупных элементов узора. Где бы вы разместили, крупные элементы? (в середине)
- Чем можно украсить, края блюда? (каймой, бордюром)
- Каким цветом любят рисовать гжельские мастера? (синим, голубым, белым)
- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета, у вас есть? (нет голубого)
- Верно, не хватает голубого цвета. А как получить голубой цвет? (нужно смешать белую и синюю краску)
- Сначала поупражняйтесь рисовать цветочек на листочке, а затем приступайте к росписи блюда.
Под спокойную музыку дети расписывают заготовки блюд.
Ребенок: - Синяя сказка – глазам загляденье
Словно весною капель
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Воспитатель: - Какие красивые у вас получились блюда! Кто трудился от души – веселись теперь, пляши! А для веселья есть повод, ведь мы отмечаем Масленицу, а это радостный и сытный праздник. И ваши блюда будут украшением нашего стола.
- А какое главное угощение на Масленицу? (блины)
- А вы хотите блины? (да)
- Давайте попросим Масленицу.
Ребенок: - Наша Масленица годовая, она
Гостья дорогая!
Угости нас Масленица блинами,
А мы тебя величать, прославлять будем!
Под песню «Блины» выходит девушка в сарафане с подносом, на котором лежат блины. Угощает гостей и детей блинами.
Ребенок: - Ешьте гости блиночки – круглые, румяные, как наше Солнышко!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ
В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...
Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...
Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.
Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...
Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.
Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...
Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка
В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....
Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»
Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...
«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.
♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...