Творческие игры в изобразительной деятельности
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)

Матвеева Людмила Алексеевна

В материале описаны творческие игры, которые можно применять в изобразительной деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Развитие творчества в дошкольной педагогике всегда было одной из самых актуальных задач. К ее решению стоит приступать уже в раннем детстве, в дошкольный период, поскольку именно этот возраст является наиболее подходящим для формирования творческой личности и эстетического сознания. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется непосредственностью и позволяет ребенку максимально проявить свои способности к  созиданию.  

       Любой ребенок, если ему предоставить такую  возможность, охотно и с интересном будет рисовать, потому что  продуктивная деятельность для него – это своеобразная игра в творчестве. Это развитие его органов чувств, эмоций, сенсорных способностей, фантазии и интеллекта. И чем раньше мы предоставим малышу возможность проявить себя в творчестве, тем лучше.

В процессе рисования, лепки, создания аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, удивляется безграничному многообразию возможностей творческого процесса, огорчается, если что-то не получается.

      Игра, а так же связанные с ней виды деятельности, в том числе, и изобразительная, являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл. Использование творческих игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, развитию воображения. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Оно развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.  

Поэтому главная  задача педагога и родителей - помочь ребенку поверить в собственные силы, а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать у ребенка представление о различных изобразительных приемах, которые он сможет самостоятельно использовать.  Используются игры типа:   «Дорисуй предмет», «Рисование по опорным точкам», «Монотипия», «Штриховка»,  «Рисунки с продолжением»,  «Рисуем облака» и т. д.

     В изобразительной деятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение; игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета.

В игре «Рисуем музыку»,  детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, «Добрый волшебник - злой колдун», «Веселый сон - страшный сон»,  «Найди картину на палитре», «Скульптор и глина». Такие игры способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми.  Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, соотносить  его с цветовой гаммой и его эмоциональным состоянием и особенностями.

      Применяя творческие игры по типу режиссерских, с использованием ролевого поведения детей и взрослого, где создается сюжетно-игровая ситуация, и игра развертывается вокруг предметов и игрушек («Королева Кисточка», «Веселый карандаш»), а также дети и взрослые выступают в той или иной роли («Зайчик», «Волшебники»,  «Народные мастера»), развивается воображение, фантазия, эстетическое восприятие, появляется радость общения.

В играх по ознакомлению с искусством даются задания: «Кто больше заметит и назовет», «Узнай художников», «Составь узор». «Найди в природе яркие и блеклые цвета», «Помощь художнику», «Составь натюрморт», «Найди недостаток в портрете», «Портрет заговорил».

     Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не всегда умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погрузиться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками, карандашами, мелками, глиной, пластилином, бумагой, природным и различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания подобного типа: «Выложи из собранных листьев рыбку (кошку, лося, зайца)», «Раскрась красиво перышки для  жар -птицы. «Сказочная птица» и др.

     Несмотря на динамично изменяющуюся педагогическую среду, появление новых педагогических подходов, внедрение информационных технологий в образовательный процесс и повседневную жизнь, по-прежнему остается неоспоримой важность формирования творческой личности ребенка. И изобразительное творчество как нельзя лучше способствует этому. И как говорил В. А. Сухомлинский: «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

Интеграция игры и изобразительной деятельности, как основное условие развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для ребенка дошкольного возраста...

Консультация «Творческие игры по изобразительной деятельности»

Консультация «Творческие игры по изобразительной деятельности»...

Опыт работы "«Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности»

Опыт работы "«Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности»Представляю свой опыт раб...