Рисования пальчиками в младшей возрастной группе детского сада
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Все о методике рисования пальчиками в младшей возрастной группе детского сада

Рисование пальчиками для детей — одно из самых увлекательных и полезных занятий. Младшим дошкольникам еще сложно управляться с кисточками и маркерами, зато незатейливое создание рисунков собственными пальцами вызывает бурю положительных эмоций. Рисование пальцами доступно для детей с раннего возраста, причем чем раньше родители или педагоги начнут творчески развивать ребенка, тем легче ему будет в дальнейшем обучаться в школе.

Содержание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_palchikami_detey_3-4_let.docx373.66 КБ
Файл risovanie_palchikami_detey_3-4_let.docx161.19 КБ

Предварительный просмотр:

Все о методике рисования пальчиками в младшей возрастной группе детского сада

Рисование пальчиками для детей — одно из самых увлекательных и полезных занятий. Младшим дошкольникам еще сложно управляться с кисточками и маркерами, зато незатейливое создание рисунков собственными пальцами вызывает бурю положительных эмоций. Рисование пальцами доступно для детей с раннего возраста, причем чем раньше родители или педагоги начнут творчески развивать ребенка, тем легче ему будет в дальнейшем обучаться в школе.

Содержание

С какого возраста ребенок может рисовать пальцами?

Эта техника рисования примитивная и доступная для освоения с возраста, когда ребенок уже умеет сидеть, а концентрации его внимания хватает хотя бы на 5 минут. Психологи-педагоги называют оптимальным возраст 10–12 месяцев. В действительности все индивидуально. Если ребенок усидчивый, к занятиям можно приступать уже в 8–9 месяцев, когда младенец способен осознать, что его пальцы и ладони оставляют на бумажной поверхности красочные следы.

Какие краски использовать?

Поскольку пальчиками рисуют с раннего возраста, можно не сомневаться, что маленький художник захочет лизнуть яркий пигмент. Чтобы предупредить вероятность отравления, для малыша 1–2 лет предпочтительны не фабричные, а приготовленные родителями пигменты. Проще всего использовать выжатый свекловичный, морковный, смородиновый, вишневый, шпинатный сок.

Другой вариант — купить в продовольственном магазине набор пищевых красителей, смешать их с хорошо вываренной манкой. Густотой каши определяется плотность красок. Слишком жидкой ее делать не стоит, иначе рисовать будет неудобно.

Натуральные краски

Третий вариант самостоятельного изготовления красок более сложный. Соедините 2 стакана муки и 7 больших ложек мелкой поваренной соли. Затем порционно добавляйте воду, пока масса не обретет сметанообразную консистенцию. В получившуюся смесь влейте большую ложку подсолнечного масла, тщательно размешайте. Разделите массу на порции. В каждую порцию добавьте определенный пищевой пигмент, опять хорошенько размешайте. Дополнительно можете добавить немного глицерина, тогда краски станут глянцевыми.

Для дошкольников 3–4-летнего возраста, уже знающих, что нельзя тянуть в рот все, что попадется на глаза, можно приобрести пальчиковые краски. В отличие от маркеров, акварели, гуаши и прочих средств рисования, эти краски совершенно безвредны, в их составе нет токсичных компонентов, способных впитаться в организм через кожный покров. Имея в составе только воду, пигменты и связующие компоненты, они легко смываются даже с тканевых поверхностей.

При покупке красок от российского производителя убедитесь, что на упаковке стоит номер санитарного разрешения. А на импортной продукции должен стоять значок «AP» либо «CE», означающий соответствие стандартам безопасности.

Пальчиковые краски готовы к эксплуатации, не требуют разбавления. Выпускаются изделия с горькими компонентами во вкусе, чтобы ребенку, один раз попробовав, больше не захотелось их лизать. Производятся краски с мелкими абразивными частицами в составе, делающими поверхность высохшего рисунка рельефной, шершавой. Есть изделия, которые светятся в темном помещении.

Не стоит сразу покупать большой набор. Достаточно 4–5 основных колеров.

Цель рисования пальчиками

Рисование пальцами — не просто развлечение. Его основная цель — сенсомоторное развитие. Как и пальчиковая гимнастика, рисование пальцами положительно влияет на мелкую моторику. А она в свою очередь связана с психическим и интеллектуальным развитием, поскольку за моторику и умственно-речевые навыки отвечают одни и те же отделы мозга. Поэтому школьники, которые в младшем дошкольном возрасте часто рисовали, лепили, мастерили, обычно хорошо учатся, у них не возникает проблем с письмом и чтением.

Вот какие задачи выполняет рисование пальцами:

  • улучшает мелкую моторику и тактильное восприятие;
  • стимулирует мыслительную способность, развивает речь;
  • знакомит с окружающим миром, формирует познавательный интерес;
  • формирует представление о предметах, колерах и формах;
  • развивает логическое и образное мышление;
  • улучшает память, концентрацию внимания;
  • развивает художественное восприятие, воспитывает интерес к изобразительному искусству;
  • улучшает психоэмоциональное состояние.

Подготовка к рисованию

Поскольку рисуют пальчиками совсем маленькие дети, важно тщательно подготовиться к занятию, чтобы не пришлось проводить капитальную чистку и стирку в доме. Одежда на ребенке должна быть той, которую не жалко выкинуть после занятия, потому что маленький художник непременно ее измажет. Если стоит теплая погода, малыша можно раздеть, чтобы он не ограничивался бумагой, а смело пробовал рисовать на себе. Закройте стол полиэтиленом или оставшимися от ремонта обойными кусками. Если есть клеенчатые передники, родитель может надеть их на себя и на малыша.

Приступайте к занятию, когда ребенок находится в позитивном настроении, не голоден, не сонный. Не заставляйте малыша рисовать, иначе у него напрочь отпадет интерес к изобразительному творчеству.

На застланный стол положите лист бумаги, краски, влажные салфетки и сухие тряпочки. Желательно отложить небольшое количество пигментов в рабочие емкости. Из баночек дошкольнику сложно загребать пальцами краску. Проще это делать, когда пигмент находится в широких и неглубоких емкостях, например, в обычных пластиковых крышках для закаточных банок или блюдечках.

Бумага может быть любого формата, но для первых занятий предпочтительны ватманские листы А3 и А2, так как малыши обычно широко размазывают краску. Можно использовать для занятия раскраски, распечатать контурные шаблоны. Если рукомойник находится далеко, желательно поставить на стол миску с подогретой до +30–40°C водой. В ней маленький художник будет мыть пальчики после нанесения определенного цвета.

Пальчиковое рисование для детей

На первых занятиях родитель или педагог должен помогать малышу, показывать, что делать, внятно объясняя каждое действие. Когда малыш увидит, как взрослый погружает палец в яркую субстанцию, затем изображает на листе причудливые пятна и линии, он непременно загорится желанием сделать так же. Желательно вносить в занятия по рисованию игровые элементы, так ребенку будет еще интереснее. Например, рассказать короткую историю о раскрашиваемом персонаже.

Первые детские рисунки вряд ли будут похожи на что-то внятное. Это будет абстракция, представляющая собой хаотично разбросанные пятна и полоски. Но слишком многого требовать не стоит, ведь в 1–3 года малыш еще слабо управляет мелкой моторикой.

Занятия по рисованию для дошкольников 1–3-летнего возраста должны на начальном этапе длиться не больше 5–10 минут. В таком возрасте малыши, еще не умея надолго концентрировать внимание, быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы и события.

Детям с 3–4-х лет можно предложить поработать с шаблонами. Взрослый должен рассказать, как рисовать на эскизном изображении, объяснить, что нельзя растирать краску по бумаге, вылезать за обрисованный контур. Пусть ребенок сам выберет шаблон, который хочет разрисовать.




Предварительный просмотр:

Все о методике рисования пальчиками в младшей возрастной группе детского сада

Рисование пальчиками для детей — одно из самых увлекательных и полезных занятий. Младшим дошкольникам еще сложно управляться с кисточками и маркерами, зато незатейливое создание рисунков собственными пальцами вызывает бурю положительных эмоций. Рисование пальцами доступно для детей с раннего возраста, причем чем раньше родители или педагоги начнут творчески развивать ребенка, тем легче ему будет в дальнейшем обучаться в школе.

Содержание

С какого возраста ребенок может рисовать пальцами?

Эта техника рисования примитивная и доступная для освоения с возраста, когда ребенок уже умеет сидеть, а концентрации его внимания хватает хотя бы на 5 минут. Психологи-педагоги называют оптимальным возраст 10–12 месяцев. В действительности все индивидуально. Если ребенок усидчивый, к занятиям можно приступать уже в 8–9 месяцев, когда младенец способен осознать, что его пальцы и ладони оставляют на бумажной поверхности красочные следы.

Какие краски использовать?

Поскольку пальчиками рисуют с раннего возраста, можно не сомневаться, что маленький художник захочет лизнуть яркий пигмент. Чтобы предупредить вероятность отравления, для малыша 1–2 лет предпочтительны не фабричные, а приготовленные родителями пигменты. Проще всего использовать выжатый свекловичный, морковный, смородиновый, вишневый, шпинатный сок.

Другой вариант — купить в продовольственном магазине набор пищевых красителей, смешать их с хорошо вываренной манкой. Густотой каши определяется плотность красок. Слишком жидкой ее делать не стоит, иначе рисовать будет неудобно.

Третий вариант самостоятельного изготовления красок более сложный. Соедините 2 стакана муки и 7 больших ложек мелкой поваренной соли. Затем порционно добавляйте воду, пока масса не обретет сметанообразную консистенцию. В получившуюся смесь влейте большую ложку подсолнечного масла, тщательно размешайте. Разделите массу на порции. В каждую порцию добавьте определенный пищевой пигмент, опять хорошенько размешайте. Дополнительно можете добавить немного глицерина, тогда краски станут глянцевыми.

Для дошкольников 3–4-летнего возраста, уже знающих, что нельзя тянуть в рот все, что попадется на глаза, можно приобрести пальчиковые краски. В отличие от маркеров, акварели, гуаши и прочих средств рисования, эти краски совершенно безвредны, в их составе нет токсичных компонентов, способных впитаться в организм через кожный покров. Имея в составе только воду, пигменты и связующие компоненты, они легко смываются даже с тканевых поверхностей.

При покупке красок от российского производителя убедитесь, что на упаковке стоит номер санитарного разрешения. А на импортной продукции должен стоять значок «AP» либо «CE», означающий соответствие стандартам безопасности.

Пальчиковые краски готовы к эксплуатации, не требуют разбавления. Выпускаются изделия с горькими компонентами во вкусе, чтобы ребенку, один раз попробовав, больше не захотелось их лизать. Производятся краски с мелкими абразивными частицами в составе, делающими поверхность высохшего рисунка рельефной, шершавой. Есть изделия, которые светятся в темном помещении.

Не стоит сразу покупать большой набор. Достаточно 4–5 основных колеров.

Цель рисования пальчиками

Рисование пальцами — не просто развлечение. Его основная цель — сенсомоторное развитие. Как и пальчиковая гимнастика, рисование пальцами положительно влияет на мелкую моторику. А она в свою очередь связана с психическим и интеллектуальным развитием, поскольку за моторику и умственно-речевые навыки отвечают одни и те же отделы мозга. Поэтому школьники, которые в младшем дошкольном возрасте часто рисовали, лепили, мастерили, обычно хорошо учатся, у них не возникает проблем с письмом и чтением.

Вот какие задачи выполняет рисование пальцами:

  • улучшает мелкую моторику и тактильное восприятие;
  • стимулирует мыслительную способность, развивает речь;
  • знакомит с окружающим миром, формирует познавательный интерес;
  • формирует представление о предметах, колерах и формах;
  • развивает логическое и образное мышление;
  • улучшает память, концентрацию внимания;
  • развивает художественное восприятие, воспитывает интерес к изобразительному искусству;
  • улучшает психоэмоциональное состояние.

Подготовка к рисованию

Поскольку рисуют пальчиками совсем маленькие дети, важно тщательно подготовиться к занятию, чтобы не пришлось проводить капитальную чистку и стирку в доме. Одежда на ребенке должна быть той, которую не жалко выкинуть после занятия, потому что маленький художник непременно ее измажет. Если стоит теплая погода, малыша можно раздеть, чтобы он не ограничивался бумагой, а смело пробовал рисовать на себе. Закройте стол полиэтиленом или оставшимися от ремонта обойными кусками. Если есть клеенчатые передники, родитель может надеть их на себя и на малыша.

Приступайте к занятию, когда ребенок находится в позитивном настроении, не голоден, не сонный. Не заставляйте малыша рисовать, иначе у него напрочь отпадет интерес к изобразительному творчеству.

На застланный стол положите лист бумаги, краски, влажные салфетки и сухие тряпочки. Желательно отложить небольшое количество пигментов в рабочие емкости. Из баночек дошкольнику сложно загребать пальцами краску. Проще это делать, когда пигмент находится в широких и неглубоких емкостях, например, в обычных пластиковых крышках для закаточных банок или блюдечках.

Бумага может быть любого формата, но для первых занятий предпочтительны ватманские листы А3 и А2, так как малыши обычно широко размазывают краску. Можно использовать для занятия раскраски, распечатать контурные шаблоны. Если рукомойник находится далеко, желательно поставить на стол миску с подогретой до +30–40°C водой. В ней маленький художник будет мыть пальчики после нанесения определенного цвета.

Пальчиковое рисование для детей

На первых занятиях родитель или педагог должен помогать малышу, показывать, что делать, внятно объясняя каждое действие. Когда малыш увидит, как взрослый погружает палец в яркую субстанцию, затем изображает на листе причудливые пятна и линии, он непременно загорится желанием сделать так же. Желательно вносить в занятия по рисованию игровые элементы, так ребенку будет еще интереснее. Например, рассказать короткую историю о раскрашиваемом персонаже.

Первые детские рисунки вряд ли будут похожи на что-то внятное. Это будет абстракция, представляющая собой хаотично разбросанные пятна и полоски. Но слишком многого требовать не стоит, ведь в 1–3 года малыш еще слабо управляет мелкой моторикой.

Занятия по рисованию для дошкольников 1–3-летнего возраста должны на начальном этапе длиться не больше 5–10 минут. В таком возрасте малыши, еще не умея надолго концентрировать внимание, быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы и события.

Детям с 3–4-х лет можно предложить поработать с шаблонами. Взрослый должен рассказать, как рисовать на эскизном изображении, объяснить, что нельзя растирать краску по бумаге, вылезать за обрисованный контур. Пусть ребенок сам выберет шаблон, который хочет разрисовать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект- пактикума для воспитателей:"Освоение нетрадиционых методов рисования во всех возрастных группах детского сада"

Материал поможет педагогам привить детям любовь, интерес к художественому творчеству, используя нетрадиционые способы и техники рисования....

Методика обучения рисованию в возрастных группах детского сада

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны име...

Презентация на тему "Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада"

Презентация на тему "Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада"...

Методика обучения рисованию в возрастных группах детского сада

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясн...

Консультация для воспитателей "Методика обучения рисованию в возрастных группах детского сада"

Консультация для воспитателей .Методика обучения рисованию в возрастных группах детского садаГлавным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать,...

Семинар- практикум для воспитателей "Особенности рисования пейзажей в разных возрастных группах детского сада"

Бесспорно,  изобразительная деятельность для дошкольников является самой интересной. Разрисовав себя  с ног до головы фломастерами или красками, украсив любимую мамину блузку гуашевыми цвета...

Рисования пальчиками в младшей возрастной группе детского сада

Рисование для детей от 1 года до 2 лет – это весёлое и познавательное занятие. Малыши открывают для себя новые краски, учатся проводить линии, знакомятся с формами, экспериментируют. Заниматься ...