Программа кружка "Волшебные пальчики"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Программа кружка "Волшебные пальчики". Нетрадиционное рисование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnye_palchiki.docx | 62.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация МО «Светловский городской округ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Светловский городской округ»
- детский сад № 10 «Чайка»
Утверждаю
Заведующий МАДОУ МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка»
_________ С.В. Родионова
Приказ № 79/3 от 31.08.2022 г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно - эстетической направленности
«Волшебные пальчики»
Возраст обучающихся: 3 - 4 года
Срок реализации: 9 месяцев
Автор –составитель:
Ерошевич Светлана Вячеславовна
Воспитатель
г.Светлый 2022г.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………….3
2. Календарный учебный график…………………………………….6
3. Учебный план……………………………………………………….7
4. Содержание программы……………………………………………8
5. Методическое обеспечение………………………………………...13
Пояснительная записка
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э.Успенский
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Актуальность программы заключается в том, что программа отвечает современным приоритетам развития образовательной системы Российской Федерации.
Младший и средний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Педагогическая целесообразность программы - позволяет варьировать использование игр и упражнений на различных этапах обучения. Способствует созданию новых условий для развития детской фантазии, воображения. Создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Обучение в рамках дополнительной общеразвивающей программы предусматривает не только обучение, но и развитие памяти, внимания.
Практическая значимость:
Практическая значимость программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.
Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» предназначена для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет посещающих МАДОУ МО «СГО» - д/с № 10 «Чайка».
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Возраст от трех до четырех лет – это младший дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 3–4 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 3 до 4 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие ребенка в возрасте 3–4 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 3–4 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 3–4 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 3–4 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми. В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 3–4 лет.
В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. Воспитатели дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 3–4 лет.
Объем и срок освоения программы:
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы - 9 месяцев в объеме 36 часов. Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в течение учебного года, с 1 сентября по 31 мая (аудиторные занятия).
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 8-10 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Регулярность занятий: по 1 часу 1 раз в неделю. Аудиторная нагрузка составляет 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах –1 час (15 мин.), между занятиями установлены 10-минутные перерывы. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час.
Цель: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования – пальчиками и ладошками.
- учить самостоятельно рисовать, используя пальчики, ладони.
Развивающие:
- развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка:
Одно занятие в неделю по 15 минут, во 2-ой половине дня.
Планируемые результаты
- формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования.
- овладение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- формирование умения воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
- проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Основные формы и методы:
Формы организации работы с детьми
- Беседа.
- Рассматривание иллюстраций, рисунков и работ, выполненных воспитателем.
- Знакомство с различными художественными материалами.
- Чтение стихов, загадок.
- Прослушивание музыкальных произведений.
- Подвижные, дидактические игры.
- Дыхательная, пальчиковая гимнастика.
- Занятия по изобразительной деятельности
Подходы и методы их реализации:
- Систематические занятия. Игры, игровые приемы. Организация и оформление выставок детских работ. Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Календарный учебный график
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Всего учебных часов | Всего часов по программе | |||
месяцев | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 36 | 36 | |||
1 | 3 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 1 | |||
всего | 1 | 3 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 1 | 36 | 36 |
Учебный план
№п/п занятия | Наименование темы | Объём часов | |||
Кол-во занятий | Всего | Теория | Практика | ||
1-4 | «Мой любимый дождик» «Весёлые мухоморы» «Весёлые мухоморы» «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» | 4 | 4 | 0.25 | 0.75 |
5-8 | «Жёлтые листья летят» «Осеннее дерево» (коллективная работа) «Осень вновь пришла» «Птички клюют ягоды» | 4 | 4 | 0.25 | 0.75 |
9-12 | «Букет из осенних листьев» «Солнышко» «Рябинка» «Рябинка» | 4 | 4 | 0.25 | 0.75 |
13-16 | «Зайчик «Лес» «Снежные комочки» «Маленькой ёлочке холодно зимой» | 4 | 4 | 0.25 | 0.75 |
17-20 | «Мои рукавички» «Маленькой ёлочке холодно зимой...» «Весёлый снеговик» «Снег кружится» | 4 | 4 | 0.25 | 0.75 |
21-24 | «Снежинки» «Цветочек для папы» «Кораблик для папы» «Кораблик для папы» | 4 | 4 | 0.25 | 0.75 |
25-28 | «Цветы для мамы» «Цветы для мамы» «Волшебные картинки» «Бабочка» | 4 | 4 | 0.25 | 0.75 |
29-32 | «Божьи коровки на лужайке» «Нарядные матрешки» «Петушок-золотой гребешок» «Ночь и звезды» | 4 | 4 | 0.25 | 0.75 |
33 - 36 | «Зайчишка» «Ветка мимозы» Оформление коллажа «Подводное царство» «Рисуем, что хотим» | 4 | 4 | 0,25 | 0,75 |
Итого |
Утверждаю
Заведующий МАДОУ МО «СГО» –
д/с № 10 «Чайка»
__________ С.В. Родионова
«___» ___________ 20 ___ г.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ
«Веселые пальчики»
на 2022–2023 учебный год
Группа День недели | Вторая младшая группа «А» |
Вторник | 15.20-15.35 Ерошевич С. В. |
Список детей кружка «Веселые пальчики»
Вторая младшая «А» группа
Руководитель: Ерошевич Светлана Вячеславовна
№ | Ф.И.О. | |
1 | Абдурахмонов Амир Абдувохитович | Вторая младшая «А» |
2. | Асронов Ринат Арапбоевич | Вторая младшая «А» |
3 | Вербицкая Вера Александровна | Вторая младшая «А» |
4. | Гживатская Анна Дмитриевна | Вторая младшая «А» |
5. | Живаева Вера Павловна | Вторая младшая «А» |
6. | Мальковская Екатерина Васильевна | Вторая младшая «А» |
7. | Подольцева Милена Ильинична | Вторая младшая «А» |
8. | Ситников Денис Валентинович | Вторая младшая «А» |
9. | Суетина Есения Константиновна | Вторая младшая «А» |
10 | Шадура Ярослав Максимович | Вторая младшая «А» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения - 1 год...
Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения - 1 год...
Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...
Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...
Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"
Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование), предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....