Статья "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ"
статья по рисованию (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей в детском саду»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Использование нетрадиционных техник рисования, помогает воспитанникам раскрепоститься, сделать что-то необычное. Дети получают незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник рисования способствует: интеллектуальному развитию детей, развитию пространственного мышления, умению детей выражать свой замысел, развитию мелкой моторики руки.
Новизна данной программы заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Практическая значимость разработанной мной программы состоит в том, что можно работать не только с ярко заявляющими о себе детьми с художественными способностями, но и с теми, кто просто любит рисовать, так как обеспечивается поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения детей.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с детьми много, я хочу познакомить вас лишь с некоторыми из них.
«Рисование пальцами, ладонью, кулачком»
У ребёнка нет настроения? Его можно вернуть с помощью рисования пальчиками, ладошкой, кулачком.
Техника рисования:
1.берём широкую миску;
2.разводим гуашевую краску до консистенции жидкой сметаны;
3.наливаем в блюдце;
4.ладонь с широко расставленными пальцами опускаем в краску;
5. оставляем отпечаток на листе и дорисовываем его.
С помощью рисования ладошкой можно изображать различные объекты: животных, подводный мир, растения и т.д. Занятия начинаются с наблюдения и рассматривания за ними.
«Печать пластиковой бутылкой и винной пробкой».
У вас дома накопились пластиковые бутылки или винные пробки, не спешите их выбрасывать, а используйте для рисования.
Техника рисования:
1.берём миску, чем шире, тем лучше;
2.кладём на дно миски тонкий поролон;
3.разводим гуашевую краску небольшим количеством воды;
4.выливаем краску в миску с поролоном;
5.опускаем бутылку донышком в поролон;
6.наносим отпечаток на бумагу.
Данную технику хорошо использовать при изображении растений.
«Рисование ластиком»
Мы все знаем, что ластик предназначен для того, чтобы стирать простой карандаш. Давайте совместим эти два материала, и посмотрим, что получится.
Техника рисования:
1.нам понадобится лист плотной бумаги, лучше взять бумагу для акварели; простой карандаш, лучше если он будет мягким; ватные диски или мягкие бумажные салфетки; ластик;
2. заштриховываем лист бумаги, довольно сильно нажимая на простой карандаш;
3. ватным диском или салфеткой хорошо растираем карандаш, у нас должна получиться серая поверхность листа; интенсивность цвета зависит от штриховки (нажатия на простой карандаш);
4.берём ластик и пользуясь им как карандашом наносим желаемый рисунок;
5. мелкие детали можно прорисовать простым карандашом.
В данной технике можно рисовать любые произведения искусства.
Важно: заштриховывая лист не оставляйте никаких пустых, белых точек.
«Рисование пастелью»
При первом знакомстве с пастелью дети испытывают удовольствие, потому что она очень яркая. Нам понадобятся: плотные листы бумаги; пастель; ластик; губка; влажные салфетки для рук; фиксатор (можно использовать обычный лак для волос). При рисовании пастелью используются следующие техники:
-рисование кончиком пастели. Толщина линии на листе зависти от давления на мелок. Чем сильнее вы нажимаете на мелок, тем больше пастели останется на листе;
-рисование «плашмя» или ребром. Это приём используется при закрашивании больших поверхностей;
-штриховка. Представляет собой ряд параллельных линий, нарисованных близко друг к другу. Данный приём используется для создания формы и объёма;
-растушёвка, т.е. смешивание цветов. Для смешивания пастели используется палец, вату, ластик.
Пастель используется как в графике, так и в живописи.
Важно: при рисовании пастелью не намечайте основу простым карандашом, так как на него плохо ложится пастель. Используйте для этого пастельный карандаш, уголь или саму пастель.
Обучение детей старшего дошкольного возраста изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования; проводится в игровой форме. При планировании непосредственной образовательной деятельности учитываются возрастные особенности и уровень подготовленности детей.
В работе с детьми использую следующие методы.
Информационно-рецептивный метод, который включает в себя: рассматривание; наблюдение; экскурсии; образец воспитателя; показ воспитателя.
Репродуктивный метод - направлен на закрепление знаний и навыков детей. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
Словесные методы: беседы, загадки, чтение художественных произведений, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы.
Метод эстетического пробуждения: рассматривание различных произведений искусства; рассматривание предметов народно – декоративного искусства; рассматривание работ, созданных своими руками.
Эвристический метод: предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод: дети выполняют всю работу самостоятельно, направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии, воображения и творчества.
Работу провожу в тесном сотрудничестве с родителями. В группе уголок по изобразительной деятельности, пополнился материалами, используемые мной при рисовании нетрадиционными техниками (ватные палочки, зубные щётки, стеки, пластиковые бутылки, пробки, бумага разной фактуры, печатки, нитки, и т. д.).
Таким образом, разнообразие техник рисования способствует выразительности образов в детских рисунках.
Представленный опыт работы показал, что использование нетрадиционных техник рисования доставляет воспитанникам истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их совсем не пугает его многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы. И чем лучше получается действие с выбранным материалом, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования Техника рисования “Пальцевая живопись” Тема: “Желтый одуванчик”
Задачи:· Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики....
Мастер класс на тему: «Рисование природы по технике С.Погодиной» «Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»
laquo;Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования « Волшебный лес » . Техника « печать листьями».
Конспект занятия по рисованию с использованием ...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»
Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...