«От изобразительной деятельности к творчеству»
консультация по рисованию
«Только творческий педагог может развивать
творческое начало в ребенке…»
Б. Шоу
1 Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности.
С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая формирует личность каждого, независимо от того, насколько он сам влияет на нее. В художественно-творческой деятельности детей эти виды искусства необходимо максимально синтезировать , чтобы создать у ребят целостную картину мира в его материальном и духовном единстве.
Художественно-творческая деятельность рождает у ребенка чувство сопричастности миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение.
Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством как глубокого эмоционального выражения чувств самого юного созидателя, так и постижения замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребенка содержит все этапы познания, присущие взрослым: созерцание, размышление, практическая реализация идеи.
Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы его духовных потребностей.
2 Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.
Детское творчество очень тесно связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного.
Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры. Можно выделить ряд элементов, характерных для данной связи: цельность, пропорции, гармония, ясность. По своему содержанию они соответствуют выразительным средствам, которые составляют систему изобразительной грамоты. Основа творчества – цветовая и композиционная гармоничность, которой необходимо овладевать, начиная с дошкольного возраста.
В раннем и младшем дошкольном возрасте наблюдается процесс бессознательной творческой деятельности, когда ребенок интуитивно, а не осознанно создает образы, выбирает краски, выразительные средства.
К старшему дошкольному возрасту начинает проявляться сознательность творчества, когда накапливается необходимый художественно-изобразительный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.
Взаимодействие детского изобразительного творчества со сферами деятельности дошкольника (интеграция).
Умственное развитие:
1 На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире.
2 Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук. Это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.
3 Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы-показатель умственного развития.
Нравственное воспитание:
Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту.
Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и тд.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе.
Трудовое воспитание:
Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что учатся организовывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и тл. Само стремление отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться весьма значимо в становлении личности ребенка, так как большая часть детей не приспособлена к элементарным видам труда из-за многочисленных отвлекающих и развлекательных моментов, из-за гиперопеки со стороны взрослых (родителей и педагогов).
Таким образом, значимость детского изобразительного творчества в становлении личности это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа. Именно художественно-выразительного, поскольку ребенок, рисуя что-либо (нанося каракули или создавая реалистический образ), живет в изображаемом. Он комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, играет с получившейся поделкой, напевает, сочиняет в процессе творчества.
3 Использование разнообразных изобразительных техник в работе с дошкольниками.
Владение разнообразными изобразительными техниками, применение в работе с дошкольниками классических и неклассических техник – показатель высокого профессионального уровня педагога.
Техника (искусство, мастерство) – совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ.
Техника рисования, которой должен овладеть ребенок-дошкольник – комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отразить свои впечатления, наблюдения в рисунке.
Показатель владения техникой рисования – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.
Для маленького ребенка изобразительный материал обладает завораживающей, притягательной силой, ведь материал подсказывает детям замысел, способствует созданию художественного образа. Познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ (применимы в любой возрастной группе):
- гуашь;
- акварель;
- восковые мелки;
- сангина;
- пастель;
- соус;
- уголь;
- карандаш;
- фломастер;
- тушь
НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ:
- монотипия;
- кляксография;
- ниткография;
- гратаж;
- пищевая пленка;
- бумажные салфетки;
- пищевые красители
Методическое обеспечение:
1 Дрезнина М.Г. Навстречу друг другу. М. 2007
2 Журнал «Дошкольное воспитание» № 9,10,12/09, № 2,7,9/10, № 1,3,7,8/11 г.
3 Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 11/09 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"От Изобразительной деятельности к творчеству".
Зачем крохе рисовать? Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Конечно можно. Но как много потеряет человек в своём развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности «Наше творчество» для работы с детьми 4-5 лет (2012-2013 уч.год)
Оглавление 1. Пояснительная записка………………………………………………………………….22. Цели и задачи программы…………………………………………………………….…33....
От изобразительной деятельности к творчеству
Консультация для воспитателей...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (прикладное творчество) в старшей группе «Птицы нашего леса»
Для педагогов ДОУ...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) Прикладное творчество: работа с тканью «Изготовление народной куклы «Девкина забава»
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»(изобразительная деятельность)...
Консультация для воспитателей. «От изобразительной деятельности к творчеству»
Занимаз занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, своё понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном...
Кружок по изобразительной деятельности «Радуга творчества»
В статье дано краткое описание работы кружка по изобразительной деятельности "Радуга творчества" с использованием нетрадиционной техники рисования....