«От изобразительной деятельности к творчеству»
консультация по рисованию

Сиянко Кристина Юрьевна

«Только творческий педагог может развивать

творческое начало в ребенке…»

 

Б. Шоу

 

1 Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности.

          С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая формирует личность каждого, независимо от того, насколько он сам влияет на нее. В художественно-творческой деятельности детей эти виды искусства необходимо максимально синтезировать , чтобы создать у ребят целостную картину мира в его материальном и духовном единстве.

           Художественно-творческая деятельность рождает у ребенка чувство сопричастности миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение.

           Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством как глубокого эмоционального выражения чувств самого юного созидателя, так и постижения замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребенка содержит все этапы познания, присущие взрослым: созерцание, размышление, практическая реализация идеи.

           Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы его духовных потребностей.

2 Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.

Детское творчество очень тесно связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни  ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного.

Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры. Можно выделить ряд элементов, характерных для данной связи: цельность, пропорции, гармония, ясность. По своему содержанию они соответствуют выразительным средствам, которые составляют систему изобразительной грамоты. Основа творчества – цветовая и композиционная гармоничность, которой необходимо овладевать, начиная с дошкольного возраста.

В раннем и младшем дошкольном возрасте наблюдается процесс бессознательной творческой деятельности, когда ребенок интуитивно, а не осознанно создает образы, выбирает краски, выразительные средства.

К старшему дошкольному возрасту начинает проявляться сознательность творчества, когда накапливается необходимый художественно-изобразительный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.

 

Взаимодействие детского изобразительного творчества   со сферами деятельности дошкольника (интеграция).

 

Умственное развитие:

1 На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире.

2 Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, которые способствуют развитию мелкой моторики рук. Это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.

3 Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы-показатель умственного развития.

 

Нравственное воспитание:

 

Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту.

Многие качества личности (умение сопереживать, чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и тд.), формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе.

 

Трудовое воспитание:

Занятия изобразительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью поглощены самим творческим процессом, но и тем, что учатся организовывать свое рабочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать мусор, снимать лишний клей с работы и тл. Само стремление отвечать за кусочек своего пространства, следить за ним, делать его лучше, чище формирует важные трудовые качества. В современных условиях желание трудиться весьма значимо в становлении личности ребенка, так как большая часть детей не приспособлена к элементарным видам труда из-за многочисленных отвлекающих и развлекательных моментов, из-за гиперопеки со стороны взрослых (родителей и педагогов).

Таким образом, значимость детского изобразительного творчества в становлении личности это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа. Именно художественно-выразительного, поскольку ребенок, рисуя что-либо (нанося каракули или создавая реалистический образ), живет в изображаемом. Он комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, играет с получившейся поделкой, напевает, сочиняет в процессе творчества.

 

3 Использование разнообразных изобразительных техник в работе с дошкольниками.

 

Владение разнообразными изобразительными техниками, применение в работе с дошкольниками классических и неклассических техник – показатель высокого профессионального уровня педагога.

Техника (искусство, мастерство) – совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ.

Техника рисования, которой должен овладеть ребенок-дошкольник – комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отразить свои впечатления, наблюдения в рисунке.

Показатель владения техникой рисования – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.

Для маленького ребенка изобразительный материал обладает завораживающей, притягательной силой, ведь материал подсказывает детям замысел, способствует созданию художественного образа. Познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт.

 

КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ (применимы в любой возрастной группе):

 

- гуашь;

- акварель;

- восковые мелки;

- сангина;

- пастель;

- соус;

- уголь;

- карандаш;

- фломастер;

- тушь

 

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ:

 

- монотипия;

- кляксография;

- ниткография;

- гратаж;

- пищевая пленка;

- бумажные салфетки;

- пищевые красители

Методическое обеспечение:

1 Дрезнина М.Г. Навстречу друг другу. М. 2007

2 Журнал «Дошкольное воспитание» № 9,10,12/09, № 2,7,9/10, № 1,3,7,8/11 г.

3 Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 11/09 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От Изобразительной деятельности к творчеству".

Зачем крохе рисовать? Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Конечно можно. Но как много потеряет человек в своём развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности «Наше творчество» для работы с детьми 4-5 лет (2012-2013 уч.год)

Оглавление 1.      Пояснительная записка………………………………………………………………….22.      Цели и задачи программы…………………………………………………………….…33....

От изобразительной деятельности к творчеству

Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей. «От изобразительной деятельности к творчеству»

Занимаз   занимаясь  изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, своё понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном...

Кружок по изобразительной деятельности «Радуга творчества»

В статье дано краткое описание работы кружка по изобразительной деятельности "Радуга творчества" с использованием нетрадиционной техники рисования....