Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе "Радуга красок"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Дундукова Анна Валерьевна

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе "Радуга красок"  с элементами рисования Эбру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

общеразвивающей направленности № 4 «Почемучки»

по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

тема: «Радуга красок»

Дундукова А.В., воспитатель

Январь, 2021 г.

Цель: приобщение детей к творчеству путём использования техники рисования на воде - Эбру.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить детей с элементами техники рисования на воде - Эбру;
  2. Расширять знания детей о радуге как о природном явлении, причину её появления;                                                                                                                                        
  3. Закрепить знания детей о последовательности цветов в спектре радуги, о тёплых и холодных цветах.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь детей, совершенствовать умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы.
  2. Совершенствовать ранее приобретённые изобразительные навыки.
  3. Развивать мелкую моторику рук, мышцы кистей рук;
  4. Развивать воображение, цветовое восприятие.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сотрудничать друг с другом, взаимодействовать в коллективе для решения общей цели;
  2. Воспитывать любовь к прекрасному.

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений, приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы);
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие

Виды детской деятельности

Приёмы работы

Игровая

  • Игра-приветствие «Как ты друг!»
  • Игра «Собери картинку Эбру»
  • Игровая ситуация «Поиски красок» 
  • Сюрпризный момент «Голосовое сообщение от королевы Радужной страны»

Коммуникативная

  • Игровая ситуация «Поляна с цветами и бабочками»
  • Ситуативная беседа о весне, зиме, о природном явлении –радуга.
  • Вопросы, указания, поощрения

Двигательная

  • Физкультминутка «Радуга»

Продуктивная

  • Рисование на воде в технике «Эбру»

Музыкально-художественная

  • Слушание В. А. Моцарт «Времена года «Гроза»;

  • Музыкальное сопровождение во время практической части (рисования)

Формы организации детей: Подгрупповая

Количество детей: 10 человек

Материал и оборудование:

Оборудование: магнитофон, проектор, столы, презентация к НОД.

Демонстрационный материал: домики, в которых «живут» краски в соответствии с цветовой гаммой (тёплые (красный, оранжевый, жёлтый), холодные (голубой, синий, фиолетовый), переходный (зелёный)); карточки «Собери картинку Эбру».

Раздаточный материал: цветы на каждого ребенка, цветы для самооценки (по 10 шт. красных и синих) на каждого ребенка, для практической части НОД: белые бумажные силуэты бабочек; тарелочки с раствором (по количеству детей); краски для Эбру-рисования; кисть (щетина); подставка для кисти; палочка деревянная; стакан с водой; бумажные салфетки; влажные салфетки. 

Музыкальный репертуар: В. А. Моцарт «Времена года «Гроза», фоновая классическая музыка для снятия эмоционального напряжения.

Ход НОД

1 этап: Организация детей, создание эмоционального настроения, мотива

Дети стоят в кругу

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю поприветствовать друг друга! Встаньте парами, лицом друг другу.

Дети встают парами

- Здравствуй друг! – дети подают руку для рукопожатия.

- Как ты тут? – похлопывают по плечу друг друга.

- Где ты был? – треплют друг друга за ухо.

- Я скучал! – руки прикладывают к своему сердцу.

- Ты пришел? – разводят руки.

- Как хорошо! – обнимают друг друга.

В: Ребята, какое сейчас время года?

Д: Зима

В: Назовите признаки зимы.

(Дети перечисляют признаки зимы)

В: Все верно, вы правильно назвали признаки зимы!

Звучит музыка В.А. Моцарта «Времена года «Гроза»

В: Ребята, прислушайтесь, что вам напоминают эти звуки, когда это бывает?

Д: Идет дождь, гром, молния, это гроза, весной                                           

В: Ребята, я предлагаю вам отправиться в мир весны, ведь сейчас так холодно, а так хочется тепла и солнышка, и чтобы все вокруг начало оживать, расцветать! Вы согласны отправится в путь?

Д: Да

В: Тогда закройте глаза, покружитесь и в мире весны вы очутитесь!

(Дети кружатся вокруг себя)

Игровая ситуация «Поляна с цветами и бабочками»

В: Вот мы с вами оказались в весеннем лесу! Становитесь за мной друг за другом, и мы отправляемся в путь. Посмотрите вокруг кусты, зеленая травка, поют птицы, шелестит зеленая листва на деревьях. А вот и полянка, посмотрите какие цветы красивые цветы здесь растут!

2 этап: Создание проблемной ситуации, постановка цели

(Дети подходят к полянке (зеленая ткань) на которой находятся цветы с белыми бабочками)

В: Ой, ребята, посмотрите, все бабочки белого цвета! Что же могло здесь произойти?

(Предположения детей, раздается звук голосового сообщения на телефоне)

В: Ребята, слышите? Пришло голосовое сообщение. Давайте присядем, и мы его послушаем.

(Воспитатель вместе с детьми садятся на ковер слушают сообщение)

В: «Здравствуйте ребята! Я королева Радужной страны. А страна наша находится не далеко, не близко, не высоко не низко. Между небом и землей под самой радугой – дугой. Но случилось у нас беда! Злая ведьма заколдовала и с нашей радуги-дуги исчезли краски (слайд с белой радугой), все вокруг становится серым, бесцветным. Ребята, я прошу вас помочь!».

В: Ребята, что же произошло с бабочками?

(Ответы детей)

В: Ребята. От кого пришло сообщение? Что произошло с бабочками. А вы хотите помочь королеве Радужной страны? Интересно как мы можем помочь королеве Радужной страны.

Д: Вернуть краски. Нужно раскрасить бабочек и радугу!

В: Ребята, поднимите руки кто видел настоящую радугу? Знаете ли вы, как появляется радуга?

(Ответы детей)

В: Оказывается, радугу делают капельки воды и лучики солнца. Дождик только закончился, еще не все капельки упали на землю, а солнышко уже выглянуло. Попадут лучики в капельки и засияют они разными цветами. Ребята, сколько цветов у радуги? А вы знаете в какой последовательности расположены цвета в радуге?            

Д: Семь. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

В: Правильно. Так чем же мы можем раскрасить бабочек?

Д: Краски, карандаши, фломастеры!

В: Верно! Только вот как нам найти краски? Смотрите мы здесь кто-то живет, может жители этого леса – краски? Давайте подойдем к первому домику.

3 этап: Совместная деятельность воспитателя и детей

Дети подходят к столам на которых стоят домики

В: Ребята, посмотрите на первый дом.

В: А что изображено на крыше дома?

Д: Солнце.

В: Солнце какое?

Д: Теплое, яркое, желтое!

В: Как вы думаете, какие краски в нём живут?

Д: Красная, оранжевая, жёлтая.

В: А какие это краски?

Д: Теплые!

В: Давайте посмотрим правильно ли вы назвали? Да, вы правильно назвали цвета! Аня, Ева и Арина возьмите краски и отнесите их на столик рядом с радугой и расположите их по порядку как в радуге. Все ли здесь цвета?

Д: Нет

(Дети забирают краски и относят их к экрану с радугой)

В: А мы с вами идём к следующему домику. Скажите, пожалуйста, а что нарисовано на доме? 

Д: Зеленое дерево с листьями.  

В: Как вы думаете, какая краска здесь живет?

Д: Зелёная

В: Зеленый цвет какой может быть?

Д: Тёплым и холодным цветом.

В: Верно ребята, зеленый цвет является переходным, так как может быть и тёплым и холодным цветом. Посмотрите, здесь карточки, вам нужно собрать из частей в целую картинку, если правильно выполните задание, тогда мы сможем забрать краску.

Игра с карточками «Собери картинку»

В: Молодцы! Аня возьми краску и поставь рядом с остальными красками. Посмотрите все ли цвета мы собрали?

Д: Нет

(Дети забирают краски и относят их к экрану с радугой)

В: Ребята, мы с вами подошли к последнему домику. Что изображено на крыше домика?

Д: Снеговик!

В: А как вы думаете какие краски живут здесь?

Д: Синий, голубой, фиолетовый!

В: А как вы догадались, что здесь живут именно эти цвета?

Д: Потому что снеговик холодный, его можно слепить зимой. Значит это цвета холодные.

В: Все правильно, молодцы! Даниэла, Софья и Даша возьмите краски и отнесите их к экрану с радугой и поставьте в правильном порядке. Пока девочки расставляют, а мы встанем в круг и немного поиграем.  

Физкультминутка «Радуга»

В небе гром, гроза.  (Хлопки)
Закрывай глаза!  (Закрыть глаза)
Дождь прошел. (
Медленно присесть)
Трава блестит, (
Развести руки в стороны, встать)

В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей, Выбегай из дверей, (
Зовущие движения)
По траве босиком, (
Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (
Прыжки)
Ладушки, ладушки! По радуге, по радужке, (
Хлопки)
По цветной дуге На одной ноге. (
Прыжки на одной ноге)

В: Ребята, как вы считаете, мы все краски собрали?

(Дети перечисляют названия цветов)

В: Ребята, посмотрите наша радуга стала цветной и яркой!

(На экране цветная радуга)

4 этап: Практическая деятельность

В: Теперь нам нужно разукрасить наших бабочек. Но сначала посмотрите, как я разукрашу свою бабочку.

В: Займите удобное для вас место. Аня, тебе все хорошо видно? А тебе Вика? Рисовать мы с вами будем на воде. Мы уже знакомились с таким рисованием на воде, как называется такое рисование?

Д: Эбру

В: Ну что, ребята, начнём наши превращения на воде? Внимательно меня слушайте и внимательно смотрите. Для рисования нам понадобятся: кисть, деревянные палочки, салфетка, стакан с водой, краски и тарелка с водным раствором. Краска имеет свойство оседать, поэтому необходимо каждый раз её размешивать. При каждой смене цвета палочку необходимо промыть и вытереть насухо о салфетку. Эбру - рисунок начинаем рисовать с создания фона, который называют баттал. Давайте вместе с вами проговорим это слово.

(Дети повторяют слово «баттал»)

В: Для фона нашей бабочки мы выбираем любой цвет, погружаем кисточку в краску красного цвета, подносим её к воде и легко постукивая ею о свободную руку, начинаем разбрызгивать краску по всей поверхности тарелочки. Для смены цвета краски необходимо тщательно промыть кисть в стакане с водой. Далее выбираем следующий цвет краски, перемешиваем и, постукивая ею о свободную руку, начинаем разбрызгивать краску по всей поверхности тарелочки. Теперь возьмите палочку и острым кончиком окуните любую краску.  Прикоснитесь кончиком к поверхности воды, но старайтесь палочку не топить, не касаться дна, а только поверхность воды.

В: Что вы видите?

Д: Получились круги.

В: А теперь беру салфетку оботру кончик палочки и беру другой цвет. И сделайте еще один круг внутри круга, который я сделала. Как я это сделала?

(Дети вспоминают и рассказывают, как это нужно сделать: окунуть острый кончик краски и коснуться воды).

В: Сейчас концом палочки я растяну круг. А теперь вы, и у каждого получится красивый узор. На что похож узор?

(Дети рассуждают)

В: Рисунок получился очень ярким. А как же, ребята, нам теперь окрасить бабочек? А вот теперь начинается настоящее волшебство, я аккуратно положу на воду бабочку. Считаем до пяти. А теперь посмотрите, что произошло?

(Воспитатель переносит рисунок на бабочку)

Д: Весь рисунок оказался на бабочке.

В: Смотрите, какие красивые цветовые переливы получились на бабочке. Вся бабочка окрасилась в разные цвета.

5 этап: Самостоятельная практическая деятельность

В: А теперь возьмите себе по одной бабочке! Подойдите к столам, займите удобное место и приступаем к работе.

(Дети берут бабочек с поляны, и проходят к столам для рисования, звучит спокойная музыка, в процессе рисования воспитатель помогает детям у кого вызывают затруднения в рисовании)

6 этап: Рефлексия, подведение итогов

В: Я вам предлагаю взять своих бабочек и положить на цветок. Посмотрите на нашу поляну, что же теперь с ней произошло? 

(Ответы детей)

В: Какие красивые у вас получились бабочки! Есть ли одинаковые бабочки?

Д: Нет

В: У каждого получилась своя бабочка! Ведь в эбру - рисовании не бывает одинаковых рисунков. Молодцы ребята, мы с вами помогли вернуть краски радуге и сделали яркими бабочек!

В: Но нам пора возвращаться в детский сад! Тогда становитесь в круг, закройте глаза, покружитесь и в детском саду вы очутитесь!

(Дети кружатся вокруг себя)

 В: Вот мы с вами в детском саду. Понравилось вам путешествие? Что вам сегодня особенно запомнилось? Что сегодня было самым удивительным?  

(Ответы детей)

В: Вы молодцы! А сейчас предлагаю вам взять с подноса цветок, если у вас всё получилось, чему-то научились новому, возьмите красный цветочек, а если у вас что -то не получилось, и вы не совсем довольны результатом своей работы, то возьмите синий цветок. И оставьте у себя на память о нашем путешествии.

Список литературы

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6 -  е изд., доп., – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.
  2. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита Русь, 2005.
  4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007.
  5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». – М.: «Издательство Скрипторий», 2008.
  6. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  7. Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  8. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007.
  9. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.  
  10. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Интернет-ресурсы:

  1.  http://islamtoday.ru/article/7841   
  2. www.art-alla.jimdo.com 
  3. http://ebru-art.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Новогодние игрушки»

Программное содержание:Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.Развивать творческие способности.Материалы, инструменты, ...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Труд взрослых"

На данном занятии дети попытаются дать определение понятию "труд", узнают больше о потребностях людей и о труде как средстве удовлетворения этих потребностей. Это занятие подводит детей к пониманию ва...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Труд взрослых"

На данном занятии дети попытаются дать определение понятию "труд", узнают больше о потребностях людей и о труде как средстве удовлетворения этих потребностей. Это занятие подводит детей к пониманию ва...

"Наша армия" (конспект занятия по социально - коммуникативному развитию) в подготовительной к школе группе

"Наша армия" (конспект занятия по социально - коммуникативному развитию) в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе "Поиски Красной Шапочки".

Конпект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "Поиски Красной Шапочки"....

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...