Рабочая программа по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Данная рабочая программа описывает курс подготовки по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет, с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста (рисованию)
___«Волшебные Краски»___ Наименование дополнительной образовательной программы |
Старший возраст 6-7 лет --------------------------------------------- Возрастной диапазон |
Педагог высшей квалификационной категории: Бучнева Н.Б. |
Петрозаводск 2022г. |
СОДЕРЖАНИЕ:
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………….......………......3
Цели и задачи реализации рабочей программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования......................................4
Принципы и подходы к формированию программы.....................................................................................................................5
Актуальность.....................................................................................................................................................................................5
Особенности возрастной группы детей..........................................................................................................................................6
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.............................................................................................6
Формы и режим занятий...................................................................................................................................................................7
Вид детской группы..........................................................................................................................................................................7
Количество детей по годам обучения.............................................................................................................................................7
Содержательный раздел рабочей программы
Календарный учебный график.........................................................................................................................................................8
Учебный план....................................................................................................................................................................................8
Пояснительная записка к учебному плану.....................................................................................................................................8
Общие положения.............................................................................................................................................................................9
Структура учебного плана..............................................................................................................................................................10
Перспективны план к рабочей программе.........................................................................................................................................................................................10
Организационный раздел рабочей программы
Условия реализации программы....................................................................................................................................................21
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по программе» нетрадиционные техники рисования………………………………………………………………………………………………………………………......21
Информационное обеспечение......................................................................................................................................................21
Кадровое обеспечение
Формы аттестации...........................................................................................................................................................................22
Планируемые результаты...............................................................................................................................................................23
Методическая литература..............................................................................................................................................................24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа описывает курс подготовки по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет, с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусств, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определением, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Занятия по программе «Волщебные краски» направлены на формирование целостного и полноценного художественно-эстетического опыта детей, приобщение их к национальной и мировой художественной культуре, изобразительному искусству и народным творческим традициям, развитие эмоционально-эстетических и познавательных способностей, творчества, стимулирование их личностных проявлений, формирование субъективной позиции (Я - творец) и эстетического отношения к действительности. Программа составлена на основе следующей системы условий , непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников:
- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
- сочетание систематического контроля над изобразительной деятельностью дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;
- воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
- последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
- целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- отбор произведений изобразительного искусства для изучения;
- использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
- активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно - прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
- введение в занятие творческих и импровизационных задач;
- применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
- смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа и др.);
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;
- введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;
- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета "Изобразительное искусство", между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе
- Важным условием развития художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я. А. Каменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др.
Цели и задачи реализации рабочей программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Цель: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
Основные задачи:
Выявление и развитие творческих способностей детей, используя различные изобразительные материалы и техники.
Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:
- Формирование эмоционально - нравственные и эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения дошкольников, знакомить с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.
- Подведение детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея и поддержка проявлений ценностного отношения к национальному и мировому культурному наследию.
- Стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру, к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям.
- Создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности.
- Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей как основы для освоения мира искусства и собственного творчества.
Принципы и подходы к формированию программы
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-Сочетает и взаимосвязывает принципы научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации массовой практике дошкольного образования);
- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- Обеспечивает единство развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируется такие знания и умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- Основывается на комплексно тематическом принципе построения образовательного процесса;
- Предусматривает решения проблемных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- Предполагает построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдения и др.
Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра.
Актуальность
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Особенности возрастной группы детей
Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы от 6 до 7 лет
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дети начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по - сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Им становятся доступны приёмы декоративного украшения.Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная образовательная программа рассчитана на один учебный год , что составляет 9 календарных месяцев.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия 30 мин
Вид детской группы
Подготовительная к школе группа, имеет постоянный состав.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся всей группой. Наполняемость – до 24 человек
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к рабочей программе
по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
(рисованию)
___«Волшебные Краски»___
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 5 сентября
Начало учебных занятий – 12 сентября
Окончание учебных занятий – 20 мая
Продолжительность обучения по программе «Волшебные краски» составляет 9 месяцев
Месяц/ нагрузка | Учебный год | час / год | |||||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||
час / нед | час / мес | час / нед. | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед. | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед | час / мес | час / нед. | час / мес | час / мес | час / мес | ||
Первый год обучения | 0,5 ч | 1.5ч | 0,5 ч | 2ч | 0,5ч | 2,5ч | 0,5ч | 1,5ч | 0,5 | 1,5ч | 0,5ч | 2,0ч | 0,5ч | 2,5ч | 0,5ч | 2ч | 0,5ч | 1,5ч | 17 |
Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:
Среда 16.00 - 16.30
Продолжительность учебной недели:
Пятидневная учебная неделя
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
к рабочей программе
по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
(рисованию)
___«Волшебные Краски»___
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план к рабочей программе по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста “Волшебные краски” муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №35 г.Петрозаводска является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.
Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.,
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Общие положения
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 16.00 до 16.30
Продолжительность занятий по дополнительной программе составляет:
30 минут.
В качестве форм организации образовательного процесса по данной рабочей программе образования детей применяются:
- игры;
- занятия;
- беседы;
- аудио и видео занятия;
- открытые занятия для родителей.
III. Структура учебного плана
3.1. Рабочая программа дополнительного образования формируется на основе запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) и согласовывается с руководителем МДОУ детский сад комбинированного вида №35.
3.2. Учебный курс «Волшебные краски»
Рассчитан для детей старшего дошкольного возраста .
Курс рассчитан на 30 мин в неделю/ 17 часов за 9 мес.; с сентября по май.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
к рабочей программе
по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
(рисованию)
___«Волшебные Краски»___
Ме сяц | Занятие № | Тема занятия | Программное содержание | Примечание |
Мир природы родного края | ||||
Сентябрь | 1 | Вводное занятие “Радуга - дуга” (рисование акварельными красками) |
| Иллюстрации радуги, образец выполненной работы, акварельные краски, кисти, баночки, салфетк, текст сказки про мальчика, который хотел стать художником. |
2 | “Осенний пейзаж родного края” (пейзаж - рисование акварельными красками) с.154(1) |
| Оборудование для презентации, образец педагога, краски акварельные, кисти, баночки с водой, клеенки, простой карандаш, ластики, картина И.Левитана “Золотая осень”, презентация об осени, стихотворение А.Болонского “в лесу”, Е.Бочковсвкой “Художница осень” | |
3 | “портрет гриба” (Рисование пластилином) с.9 (2) |
| Белые одноразовые тарелочки для фона, различные виды изображения грибов(живопись, графика, аппликация), плетеная корзинка, муляжи грибов, цветной пластилин, образец выполненной работы, стихи М.Гранович про грибы. | |
Октябрь | 4 | “Городские птицы” (акварель + восковые мелки) с.21 (2) |
| Листы белой бумаги формата А4, акварельные краски, кисти, восковые мелки, баночки с водой, салфетки,иллюстрации и фотографии с изображением вороны, аудиозапись “карканье вороны” |
5 | “Золотая осень.Слободка” (гуашь) С,47(3) |
| Репродукция картины И.Левитана “Золотая осень.Слободка”, альбомные листы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, стихотворение Ф.Тютчева “Есть в осени первоначальной..” | |
6 | Животный мир Карелии - Лось (пастель) с.66(2) | Учить анализировать объект изображения и выделять характерные особенности с последующим изображением в материале. | Презентация о лосе, стихотворение Ж.Синючкова “лесной богатырь”, пастель, альбомные листы для акварели, фотографии карельского лося, образец выполненной работы, салфетки. | |
7 | “Перелетные птицы” (акварель) С.174(1) |
| Демонстрационный материал “перелетные птицы”,фотографии перелетных птиц, бумага для акварели, акварельные краски, кисти, схема поэтапного рисования, баночки с водой, салфетки. |
В мире животных | ||||
Ноябрь | 8 | “Волк и лиса” (гуашь) с.48 (2) |
| Белые листы бумаги формата А3, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, стихотворение А.Харитонов “Лиса”, “Волк” , фоторграфии лисы и волка в лесу. |
9 | Мастер - класс “рисуем бурого медведя” (акварель) |
| https://kladraz.ru/blogs/natalja-aleksandrovna-ermakova/risovanie-akvarelnymi-kraskami-medved-poyetapno-s-foto.html (4) Стихотворение С.Цапаева “Медведь”, гуашь, кисти, баночки с фодой, льбомные листы формата А4, видеоролик “Детям о медведях | |
10 | Белый медведь и северное сияние (рисование гуашью с элементами аппликации) с.142(5) |
| Белые листы формата А3, пастель, гуашевые краски, кисти, банки с водой, бумага цветная(белого, серебристого и голубого цвета), ножницы, клей-карандаш, стихотворение и.Юунина “Северное море”, вигурки северных животных, фотографии северных животных, образцы выполненных работ. | |
11 | “разноцветные кошки” (фломастеры) с.70 (2) |
| Простые карандаши, фломастеры, белые альбомные листы, баночки с водой, фотографии кошек, образец выполненной работы., стихотворение Ю.Мориц “Разноцветные котята) | |
12 | “Крокодил” (пастель, фломастеры, пластилин) Стр61 (6) |
| Пастель. Фломастеры, влажные салфетки, зеленый пластилин, стеки,стихотворение Д.Еловикова “Большой крокодил” | |
“Волшебница Зима” | ||||
Декабрь | 13 | “Зимушка - зима” (акварель) с.132 (3) |
| Репродукции картин, акварельные краски, кисти, баночки с водой, палитры,стихотворение И.Сурикова “Белый снег пушитсый...”. отрывок из рассказа Г.Скребицкого о волшебстве Зимы. |
14 | “Тени в лесу” (гуашь) с.13(2) |
| Фотографии с изображением зимнего леса, образец выполненной работы, гуашь. Кисти, баночки с водой, салфетки, стихотворение М.Лэнг “Тень” | |
15 | “Морозные узоры” с.94(5) |
| Литы формата А4 фиолетового, темно-синего, черного и бордового цвета, кисти, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки бумажные, плакаты “Зимнее окно”, “Времена года”, “Цветные пейзажи”, технологические карты: “Морозные узоры, “Вологодское кружево” | |
январь | 16 | “портрет Деда Мороза” (гуашь) (7) |
| https://infourok.ru/masterklass-portret-deda-moroza-podgotovitelnaya-gruppa-361380.html Бумага,гуашь;кисти (№ 1/2, 5/6); Стаканчик с водой; Палитра; Салфетка; Простой карандаш; Ластик. |
17 | “снежный конь” (гуашь, фломастеры) с.43 |
| Фотографии с изображением лошадей, листы белой бумаги. Синие фломастеры, гуашь, кисти, баночки с водой. | |
18 | “Зимняя сказка” (акварель, маркеры) (8) |
| https://www.youtube.com/watch?v=efhEMGFnbU0 Черные маркеры, белые листы для акварели формата А4, акварель, баночки с водой, фотографии с изображением зимних пейзажей, образец выполненной работы, аудиозапись П.И.Чайковского “Зима.Январь” | |
“В гостях у сказки” |
Февраль | 19 | “Снежная королева” (гуашь, гелевые ручки) с.31 (6) | Учить передавать в портрете сказочного героя, особенности характера, настроение, закреплять навыки работы с гуашью. | Белые альбомные листы, черные гелевые ручки, гуашь, баночки с водой, иллюстрации к сказке Г.Х.Андерсона “Снежная королева” |
20 | “Баба Яга и леший” (цветные карандаши) с.112 (5) | Обучать детей рисовать сказочных персонажей по стихотворению, передавать в рисунке позы и характер взаимодействия героев сказки. · Формировать умение детей представлять изображаемый объект – вид избушки внутри – интерьер. · Развивать способности детей к сюжетосложению и композиции. · Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. · Закреплять технические умения детей рисовать восковыми карандашами. · Активизировать в речи детей слова: быт, мебель, интерьер, одежда. | Альбомные листы бумаги, цветные карандаши, картинки по сказкам, дидактическая игра «Угадай по силуэту, стихотворение В.шипуновой “лесная небылица”, иллюстрации из сказок с изображением лешего и бабы Яги. | |
21 | “Золотой петушок” (гуашь) с.166 (5) |
| Альбомные листы, гуашь,кисти, баночки с водой, иллюстрации к сказке А.С.Пушкина “Золотой петушок”, стихотворение В.Шипуновой “Королевич огородов” | |
22 | “Василиса Прекрасная” (гуашь) (9) |
| https://www.maam.ru/detskijsad/-vasilisa-prekrasnaja-master-klas-po-risovaniyu-guashyu-s-detmi-6-7-let.html бумага для акварели А 3 формат, гуашь 12 цветов, гуашь цвет ультрамарин, палитра, ёмкость с водой, бумажные салфетки, кисть круглая №00, №3 (синтетика, кисть плоская №5 (синтетика). Простой карандаш, ластик, малярная лента. |
Декоративно - прикладное творчество | ||||
Март | 23 | “Пир на весь мир” (гуашь) с.130 (5) |
| Листы формата А4, гуашь, кисти, вода, салфетки,комплект плакатов “Народное искусство в детскому саду (“небесная гжель”)”, предметы посуды с росписью “Гжель”. |
24 | “Золотая хохлома” (акварель) (4) |
| https://kladraz.ru/blogs/elena-valerevna-reva/risovanie-hohlomskaja-rospis-v-podgotovitelnoi-grupe-poyetapno-s-foto.html альбомный лист, акварель, кисти, непроливайки с водой, простые карандаши, трафарет или шаблон разделочной доски, предметы деревянной посуды с хохломской росписью, карточки с изображением элементов хохломской росписи. | |
25 | “Городецкая роспись” (гуашь) (8) |
| https://www.youtube.com/watch?v=GYQh4Q0NUKg разделочные доски, гуашь, кисти, баночки для воды, клеенки на стол, салфетки, акриловый лак, образец выполненной работы, схемы поэтапного изображения элементов городецкой росписи. | |
24 | “Филимоновская свистулька” (гуашь) (8) |
| https://www.youtube.com/watch?v=Q66aIjPfgEQ Альбом “Филимоновские игрушки”, гуашь, кисти, баночки с вобой, салфетки, филимоновсике игрушки. |
25 | “Дымковская игрушка” (гуашь) (10) |
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/10/12/master-klass-dekorativnoe-risovanie-po-motivam-dymkovskoy-rospisi Иллюстраций с изображением дымковских изделий, трафареты для раскрашивания "Дымковская игрушка”, гуашь, кисти, баночка для воды, листы бумаги, салфетки, ватные палочки. |
Красавица Весна! | ||||
Апрель | 26 | “Золотые облака” (пастель) с.174(5) |
| Пастель, бумага для акварели, салфетки матерчатые, картины с изображением весеннего пейзажа, стихотворение И.Бунина “Небо” |
27 | “Во дворце певец, а звать его скворец” (акварель) с.220 (1) |
| Изображения перелетных птиц, плакат с изображением скворца, аудиозапись с пением птиц, акварельные краски, бумага, салфетки, кисточки, простые карандаши, ластики. Образец педагога, мя. | |
28. | “Мир вокруг нас. Насекомые” (гуашь, коллективное рисование) с.222 (1) |
| Цветы для полянки, изображения насекомых, незавершенная композиция “цветочный луг” на ватмане, гуашь, кисти, салфетки, бросовый материал картофельные печатки, поролон, зубные щетки, стаканчики с водой, аудиозапись звуков. Издаваемых насекомыми. | |
29 | “идет гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!” (гуашь, акварель) с.169 (3) |
| Репродукция картины “Зеленый шум” А.А.Рылова, гуашь, акварель, кисти, палитры, простые карандаши, альбомные листы, баночки с водой, запись музыкального отрывка из сонаты “вольный ветер” Н.Метнера. | |
30 | “Корзина с анютиными глазками” (гуашь) с.47 | Учить наблюдать строение, форму цветов. Выделять линией общий контур цветка, красками - общее цветовое пятно. | Фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением цветов, листы белой бумаги,черные фломастеры, баночки с водой, гуашь, образец выполненной работы. | |
“В ожидании лета” | ||||
Май | 31 | “На цветочном лугу.Божья коровка” (акварель, восковые мелки) (12) |
| https://ped-kopilka.ru/blogs/kokorina-elena/master-klas-po-risovaniyu-na-cvetochnom-lugu-bozhja-korovka.html альбомный лист, цветные восковые карандаши, кисточка (белка или пони № 2), стаканчик для воды, акварель. |
32 | “Цветы на поляне” (гуашь) (8) |
| https://www.youtube.com/watch?v=NnEaVk0RoGk&t=3s Гуашь, баночки с водой, кисти, палитра, ватные палочки, демонстрационные картинки “цветы” | |
33 | “Как бы я хотел провести лето” (свободное рисование) |
| монитор для демонстрации слайдов, фотографии, карандаши, листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой. |
Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
№ | наименование | количество |
1. | Групповая комната | |
2. | Бумага альбомная, бумага для акварели | по количеству детей |
3. | Карандаши простые | по количеству детей |
4. | Карандаши цветные | по количеству детей |
5. | Ластики | по количеству детей |
6. | Акварель | по количеству детей |
7. | Гуашь | 12 наборов |
8. | Масляная пастель | 12 наборов |
9. | Восковые мелки | по количеству детей |
10. | Телевизор | 1 шт. |
11. | Ноутбук | 1 шт. |
12. | Репродукции картин. | |
13. | Иллюстрации | |
14. | Баночки для промывания кисти | по количеству детей |
15. | Тряпочки | по количеству детей |
16. | Бумажные и матерчатые салфетки | |
17. | Фломастеры | по количеству детей |
18. | Цветной пластилин | по количеству детей |
19. | Штампы, дополнительные материалы для творчества | по количеству детей |
Информационное обеспечение
Аудио-, видео-, фото-, иллюстрации-, интернет источники.
Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог высшей квалификационной категории. Образование среднее специальное педагогическое. Стаж работы более 14 лет.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- Готовая Работа;
- Журнал Посещаемости;
- Фотоотчет;
- Отзывы родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- Готовая Работа;
- Выставка;
- Открытое занятие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально-эстетически откликается на проявления прекрасного.
- Последовательно анализирует произведение искусства, верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации.
- Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению.
- Любит по собственной инициативе рисовать, использует в работе различные художетственные материалы.
- Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.
- Проявляет творческую активность и самостоятельность.
- Демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата сверстниками и взрослым.
- Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.
Методическая литература:
1. Н.Н. Леонова.Мир природы родной страны. Планирование, содержание занятий по художественному краеведению — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 256 с. + 16 с. цв. вкл — (Работаем по программе «ДЕТСТВО»).
2.Н.В.Дубровская. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Осень. Старшая группа: наглядно - методическое пособие для практических работников ДОО и родителей. - Спб.: ООО “Издательство “Детство - Пресс”, 2020. - 96с., цв.ил.
3. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - с. 272 / Библиотека программы «Детство».
4.Кладовая развлечений. Международный образовательный портал. https://kladraz.ru/
5. Лыкова И.А. Л88 Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с, 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
6.Н.В.Дубровская. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дощкольников с основам цветоведения. Зима. Подготовительная к школе группа: наглядно - методическое пособие для практических работников ДОО и родителей. - СПб.: ООО “Издательство “Детство - Пресс”, 2021, - 96с., цв.ил.
7.Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей https://infourok.ru/
8. YouTube — видеохостинг https://www.youtube.com/
9.международный образовательный портал Maam.ru https://www.maam.ru/
10.Образовательная социальнаясетьnsportal.ru https://nsportal.ru/
11. Н.В.Дубровская. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дощкольников с основам цветоведения. Весна. Подготовительная к школе группа: наглядно - методическое пособие для практических работников ДОО и родителей. - СПб.: ООО “Издательство “Детство - Пресс”, 2021, - 96с., цв.ил.
12.Учебно - методический кабинет https://ped-kopilka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной му...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»...
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"
Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...
Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
Рабочая программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Волшебная бумага»
Программа расчитана на старший возраст. Работа направлена на развитие творческих способностей через работу с бумагой в технике обрывная аппликация, оригами и квиллинг....