Особенности изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
консультация по рисованию (младшая группа)

Зубковская Елена Павловна

Особенности изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая за взрослыми, как они действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются  брать в руки карандаш и выполнять с ним действия.

В первой младшей группе рисование и лепка занимают определенное место среди занятий с детьми как деятельность,  важная  для эстетического развития.

В характере рисования и лепки у ребенка этого возраста появляются большие различия. Ребенок начинает ассоциировать возникающие на бумаге следы с очертаниями  предметов и явлениями окружающего. Дети этого возраста  более активны, самостоятельны в действиях с предметами. Получив пластилин, ребенок мнет его, отрывает от него кусочки.

У детей  рисование постепенно изменяет свой характер.  Его рисунки, состоящие из мазков и штрихов, становятся разнообразнее, но  все действия еще не произвольны. Ребенок уже видит в своих рисунках  образы, которые ассоциирует с обликом знакомых предметов или части этих предметов. Хотя часто,  через некоторое время, ребенок уже не может вспомнить, что же он нарисовал.

Программа обучения в этой группе не велика. Надо научить ребенка следить  взглядом за движением карандаша (кисти), находить  сходство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами и затем побуждать детей к осознанному повторению раннее получившихся штрихов. 

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения  их представлений  об окружающем. Большое значение для понимания своего рисунка имеет опыт рассматривания с детьми картинок в книгах. Рассматривания иллюстрации  со взрослым  детям  легче понять их содержание, сравнить их с реальными предметами.

Большое значение в обучение детей младшего возраста рисованию и лепке имеет использование игрового приема. Воспитатель в образной , эмоциональной форме показывает приемы изображения; «дождик капает», «снег падает ». Воспитатель выполняет однородные ритмичные движения, а дети повторяют эти движения. При этом он говорит  равномерно: «Капельки- кап, кап». Игра такого  рода, если она проводится весело и соответствует желанию ребенка, содействует развитию более координированных,  ритмичных движений. Дети охотно повторяют эти движения, они и запоминают названия, которые воспитатель дал этим штрихам.

Организуя наблюдения в природе, можно некоторые явления отразить в рисунке. Например, понаблюдать на прогулке за листопадом, рассмотреть листочки. Затем на занятие  предложить  бумагу разных цветных тонов и яркую краску. Показать, как кисточкой  нарисовать, что «листочки летят» .

Для развития интереса к рисованию, в зависимости от содержания занятия, можно использовать бумагу  разных цветов. «Солнышко» будет ярче и выразительнее светить на синем фоне. Эмоционально настроить детей к работе поможет стихотворение прочитанное воспитателем  вначале занятия. Закончив свой рисунок, дети ещё раз с воспитателем повторяют строчки стихотворения.

Целесообразно перед занятием рисованием предложить детям игру малой двигательной активности; потопать ножками, полетать как листочки и т.д.

В первой младшей группе хорошо использовать метод сотворчества с детьми. Воспитатель рисует тучку, а дети рисуют капельки падающие из тучи;  елку новогоднюю, а дети огоньки . Занятия такого рода лучше проводить с подгруппой  детей. Затем вместе полюбоваться, рассмотреть, какой хороший дождик, яркие огоньки и т.д.

Занятия рисованием, лепкой можно провести в форме игры драматизации. Например, слепить угощение для кукол, морковки для зайчиков, угостить петушка пряниками.

В этом возрасте на первом занятии лучше дать краску одного цвета, чтобы сосредоточить внимание детей на способах работы с кистью. Лишь когда дети овладеют действиями с кистью, можно ставить две краски на один стол. В первой младшей  группе для лепки лучше использовать глину, а не пластилин, для рисования рекомендуются мягкие карандаши, восковые.

В начале года занятия по изобразительной деятельности проводятся не со всей группой одновременно , а по подгруппам. Делается это для того, чтобы воспитатель мог  видеть каждого ребенка, каждому помочь. Важно с самого начала, когда ребенок начал учиться рисовать, лепить, научить правильным приемам работы с карандашом, кистью, пластилином.

В первую очередь приглашаются заниматься те дети, которые не нашли самостоятельно себе занятие и не заняты игрой, желающие могут тоже присоединится.

Занятие с подгруппой детей позволяет уделить внимание каждому ребенку, правильно посадить, добиться правильного использования материала, помочь если что- то не получается. При поведении занятий с детьми этого возраста нельзя предъявлять всем одинаковые требования.

Главное – воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать и верить в свои силы и возможности.

Бывает так, что, некоторые дети, не привыкнув еще к режиму детского сада, какое- то время отказываются заниматься, надо относиться к этому спокойно, дать возможность ребенку привыкнуть к занятиям, чтобы в дальнейшем  у ребенка не сформировалось отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая за взрослыми, как они действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются  брать в руки карандаш и выполнять с ним действия.

В первой младшей группе рисование и лепка занимают определенное место среди занятий с детьми как деятельность,  важная  для эстетического развития.

В характере рисования и лепки у ребенка этого возраста появляются большие различия. Ребенок начинает ассоциировать возникающие на бумаге следы с очертаниями  предметов и явлениями окружающего. Дети этого возраста  более активны, самостоятельны в действиях с предметами. Получив пластилин, ребенок мнет его, отрывает от него кусочки.

У детей  рисование постепенно изменяет свой характер.  Его рисунки, состоящие из мазков и штрихов, становятся разнообразнее, но  все действия еще не произвольны. Ребенок уже видит в своих рисунках  образы, которые ассоциирует с обликом знакомых предметов или части этих предметов. Хотя часто,  через некоторое время, ребенок уже не может вспомнить, что же он нарисовал.

Программа обучения в этой группе не велика. Надо научить ребенка следить  взглядом за движением карандаша (кисти), находить  сходство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами и затем побуждать детей к осознанному повторению раннее получившихся штрихов.  

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения  их представлений  об окружающем. Большое значение для понимания своего рисунка имеет опыт рассматривания с детьми картинок в книгах. Рассматривания иллюстрации  со взрослым  детям  легче понять их содержание, сравнить их с реальными предметами.

Большое значение в обучение детей младшего возраста рисованию и лепке имеет использование игрового приема. Воспитатель в образной , эмоциональной форме показывает приемы изображения; «дождик капает», «снег падает ». Воспитатель выполняет однородные ритмичные движения, а дети повторяют эти движения. При этом он говорит  равномерно: «Капельки- кап, кап». Игра такого  рода, если она проводится весело и соответствует желанию ребенка, содействует развитию более координированных,  ритмичных движений. Дети охотно повторяют эти движения, они и запоминают названия, которые воспитатель дал этим штрихам.

Организуя наблюдения в природе, можно некоторые явления отразить в рисунке. Например, понаблюдать на прогулке за листопадом, рассмотреть листочки. Затем на занятие  предложить  бумагу разных цветных тонов и яркую краску. Показать, как кисточкой  нарисовать, что «листочки летят» .

Для развития интереса к рисованию, в зависимости от содержания занятия, можно использовать бумагу  разных цветов. «Солнышко» будет ярче и выразительнее светить на синем фоне. Эмоционально настроить детей к работе поможет стихотворение прочитанное воспитателем  вначале занятия. Закончив свой рисунок, дети ещё раз с воспитателем повторяют строчки стихотворения.

Целесообразно перед занятием рисованием предложить детям игру малой двигательной активности; потопать ножками, полетать как листочки и т.д.

В первой младшей группе хорошо использовать метод сотворчества с детьми. Воспитатель рисует тучку, а дети рисуют капельки падающие из тучи;  елку новогоднюю, а дети огоньки . Занятия такого рода лучше проводить с подгруппой  детей. Затем вместе полюбоваться, рассмотреть, какой хороший дождик, яркие огоньки и т.д.

Занятия рисованием, лепкой можно провести в форме игры драматизации. Например, слепить угощение для кукол, морковки для зайчиков, угостить петушка пряниками.

В этом возрасте на первом занятии лучше дать краску одного цвета, чтобы сосредоточить внимание детей на способах работы с кистью. Лишь когда дети овладеют действиями с кистью, можно ставить две краски на один стол. В первой младшей  группе для лепки лучше использовать глину, а не пластилин, для рисования рекомендуются мягкие карандаши, восковые.

В начале года занятия по изобразительной деятельности проводятся не со всей группой одновременно , а по подгруппам. Делается это для того, чтобы воспитатель мог  видеть каждого ребенка, каждому помочь. Важно с самого начала, когда ребенок начал учиться рисовать, лепить, научить правильным приемам работы с карандашом, кистью, пластилином.

В первую очередь приглашаются заниматься те дети, которые не нашли самостоятельно себе занятие и не заняты игрой, желающие могут тоже присоединится.

Занятие с подгруппой детей позволяет уделить внимание каждому ребенку, правильно посадить, добиться правильного использования материала, помочь если что- то не получается. При поведении занятий с детьми этого возраста нельзя предъявлять всем одинаковые требования.

Главное – воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать и верить в свои силы и возможности.

Бывает так, что, некоторые дети, не привыкнув еще к режиму детского сада, какое- то время отказываются заниматься, надо относиться к этому спокойно, дать возможность ребенку привыкнуть к занятиям, чтобы в дальнейшем  у ребенка не сформировалось отрицательное отношение к изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: вызвать у детей интерес к глине как художественному материалу; учить правильно работать с нею; познакомить со свойствами глины: мягкая, можно отрывать куски от большого кома, соединять их в одно...

«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой (изобразительной) деятельности у детей младшего дошкольного возраста.»

данный материал разработан для педагогов дошкольных учреждений. в этой статье описаны педагогические условия реализации самостоятельной изобразительной деятельности. Изобразительное искусство занимает...

Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование уровня развития интереса детей младшего дошкольного возраста к изобразительной деятельности....

Формирование и развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Статья содержит материал об особенностях развития интереса к изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста....

Консультация для педагогов «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста».

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе занятия изобразительной деятельностью путем нетрадиционных методов. Задачи развития:1. обес...