Народные росписи (хохлома)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Капустина Анна Олеговна

художественно - эстетическое развитие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_rospisi_hohloma.docx743.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия в подготовительной группе

 «Народные росписи» (хохлома)

Цель: продолжать знакомить детей с народным промыслом хохломская роспись.
Задачи:
- сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
- рассказать о появлении хохломской росписи;
- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности чаши;
- способствовать развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию.


Предварительная работа: изучение народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:

Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220318_133216.jpg

И, конечно же, с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные. И, так появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.

Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками.

Сегодня мы узнаем, где родилась  Хохломская роспись, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают и попробуем её нарисовать.

- Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно! » Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.

Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом.

- Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)

-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

- Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

- Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

–Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратиться в русских мастеров и самим попробовать расписать посуду хохломской росписью.

А поможет нам в этом Жар-птица.

- Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.

Физкультминутка.

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)

Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)

-Ну, вот мы и мастера и мастерицы.

Давайте ребята сядем  на свои места и постараемся красиво нарисовать узоры хохломы.

У всех на столах есть всё необходимое для работы простой карандаш, гуашь, кисти, непроливайка с водой и шаблоны чаши которые необходимо расписать.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220318_101217.jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220318_101225.jpg

Вначале мы должны нарисовать узор  карандашом, а затем подобрать необходимые цвета гуаши и раскрасить.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220318_101238.jpg           C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220318_102107.jpg

– Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные чашки  расписали, что нам на целую выставку хватит.

- А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

- Выберите и покажите самую красивую чашку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта чаша лучше других.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220318_102800.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220318_133308.jpg

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши —

И чего здесь только нету!

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохлома. Украшение платка элементами народной росписи.

Для успешной работы воспитателя с родителями периодически проводятся мастер-классы.Целью этого является приобретение родителями  не только теоретических, но и практических знаний по взаимод...

Презентация "Русское народное искусство - хохлома"

Родилось искусство хохломской росписи  в селе  Хохлома Семеновского района. Сюда со всей России свозили посуду, которую затем раскрашивали определенным образом и продавали для сервировки цар...

Народные промыслы - Хохлома

Учебный материал для старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству народного промысла – «Хохлома» для подготовительной группы

Тема занятия: «В гостях у Хохломы»Цель:- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).- Совершенствование умения при составлении декорат...

Русский народный промысел «Хохлома»

методические разработки...

Чудо росписи «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая, дымка»

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народно...