Конспект НОД по рисованию гуашью и кистью для детей старшей группы " Ремёсла России".
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Назаркина Ольга Валентиновна

Конспект НОД по рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remyosla_rossii.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

«Ремёсла России»

                                                      Составила: воспитатель

                                             первой квалификационной категории

                                                Назаркина Ольга Валентиновна

Новомичуринск ,2021 год

Цель:  формирование представления детей о русских промыслах (гжель,  хохлома, дымковская игрушка,  Павлово – посадские платки )

Образовательные задачи:

Продолжать формировать представления о том, что такое Родина.

Дать знания о значении березы для русской культуры и для русского народа.

Познакомить с народными промыслами Подмосковья: Павлово-Посадские платки, гжель.

Закрепить знания о народных промыслах России: хохлома, дымковская игрушка.

Закрепить нетрадиционную технику в рисовании - рисование поролоном.

Развивающие задачи:

Развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру.

Развивать творческие способности.

Развивать память, мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать патриотические чувства.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении задания.

Предварительная работа:

Чтение стихов о Родине, рисование по мотивам дымковской игрушки, рассматривание иллюстраций на тему «Народные промыслы России», реализация проекта «Русская народная тряпичная кукла»

Словарная работа:

Нижний Новгород, Киров, Подмосковье, гжель, Павлово - Посадские платки, русский народный промысел

Материал: иллюстрации о России, Москве, Новомичуринске, аудиозапись с песней про Россию- по выбору воспитателя, береза, сделанная из бумаги, изделия с хохломской и гжельской росписью, дымковские игрушки, Павлово-Посадские платки, вырезанные из бумаги платки , поролоновая губка, акварель, стаканы с водой, салфетки- на каждого ребенка, большие кубики- для ходьбы змейкой.

Методические приемы:

Наглядный, словесный, игровой

Игровая мотивация:

Представим, что мы на фабрике, где изготовляют платки………….

ИОО:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие

Группа детей: 16 человек

Время проведения: 25 минут

Ход НОД:

Звучит песня про Россию по выбору воспитателя.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем это песня?

 Д: О нашей Родине- России ( показывает иллюстрацию).

- Как называется столица нашей Родины?

Д:  Москва ( показывает иллюстрацию).

- Как называется город, в котором мы с вами живем?

Д: Новомичуринск ( показывает иллюстрацию).

-Для каждого человека самым любимым и дорогим является то место, где он родился и вырос, где живут его родители и родные ему люди: бабушки, дедушки, братья, сестры, тети, дяди. А кто знает, какое дерево является символом России и русского народа?

Д: Берёза

- Правильно ,ребята, это дерево- береза( показывает). Недаром русские поэты прославляли березу в своих стихах.

Люблю березу русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

- А вы любите путешествовать?

Д: Да

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашей Родине и узнать о народных промыслах России, а поможет нам в этом наша березка.

Воспитатель отрывает листик с березы и читает название города.

- Сначала мы отправляемся в город Нижний Новгород. Как вы думаете, на чем мы можем доехать до Нижнего Новгорода?

Д: На поезде

   Дети берутся за руки, змейкой за воспитателем идут между кубиками и подходят к столу, где лежат изделия с хохломской росписью.

-Помогите мне, ребята, рассказать  про изделия русских мастеров. Но в начале послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь?

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Откуда товар такой?

Д: Хохлома (дети с ведущим подходят к столу, на котором выставлены изделия с хохломской росписью).

- Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?

Д: Из дерева.

- Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием серебряной и золотой посуде. Назовите основные цвета хохломской росписи.

Д: Чёрный, золотой, красный, зелёный.

- Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

Д: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.

- Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?

Д: Здесь много жёлтого, золотого цвета.

Дети вместе с воспитателем рассматривают изделия.

-Теперь мы отправимся в другой город (отрывает листик и читает название города). Поедем в город Киров.

Аналогично подходят к столу, где лежат дымковские игрушки.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает

- Посмотрите,  какие  они  яркие,  веселые  и  нарядные.  Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.

Ребенок:

У этих игрушек,

У этих зверюшек,

Веселая, яркая гамма цветов

А сколько полосок, штрихов

Завитушек, колечек и точек

И разных кружков.

- Ласково и нежно эту  игрушку  называют  дымка. Давайте  рассмотрим  на  нашей  выставке  дымковскую  игрушку.

- Дымковская игрушка- один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки, сейчас это территория города Кирова. Это изделия ручной работы, используется глина. Фигурки лепят по частям, собирают и

расписывают.

  -  В Московской области тоже есть народные мастера- отрывает листик. Предлагаю отправится в город Раменское. Можно туда доехать на автобусе, как вы считаете?

Д: Да.

- Садимся в автобус и поехали.

Проводится пальчиковая гимнастика «Автобус».

По окончанию дети с воспитателем подходят к столу, где лежат изделия с гжельской росписью, воспитатель с детьми рассматривает.

Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу. 

Белый фон – снегов белей.

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

Д: Из Гжели (дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия с гжельской росписью).

- Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

Д: Из белой глины.

- Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать». Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

Д: Синий, голубой, белой.

- Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

Д: Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег.

- Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите, ребята, самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

Д: Розы, травки, завитки, точки, полосочки.

- Какую посуду украшают этими узорами?

Д: Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины, сахарницы и другие.

- Молодцы! А теперь послушайте одну сказочную историю:

«Жили-были три девочки-подружки. И звали их ласково: Гжелька, Хохломушка и Городеша. Были они весёлые, озорные, трудолюбивые. Как-то отправились они в лес по ягоды. И вот когда девчушки шли обратно с полными корзинками, вдруг налетел сильный-сильный ветер и сдул с их нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал на полянке. Загрустили девочки-подружки: «Как же мы вернёмся к людям, ведь никто теперь нас не узнает».

- А давайте, ребята, поможем каждой из девочек найти именно свой узор (проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор , изображённый на карточках, описывают его, называют девочку, которой он принадлежит и опускает в карманчик на фартучке).

:-Молодцы, ребята! Девочек сказочных быстро украсили. Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждая из девочек относится.

Д: Гжелька – это Гжель, Хохломуша – это Хохлома, Городеша – Городецкая роспись.

Воспитатель отрывает листик и читает название города.

- Поедем на автобусе в город Павлово - Посад, который тоже находится  Московской области (пальчиковая гимнастика, можно выполнить стоя) Чем же славится этот город?

Аналогично подходят к столу, где лежат Павлово - посадские платки.

- Павлово Посадские платки изготовляли на фабрике, мануфактурах, были такие профессии, как набойщики, художники. До наших дней сохранился этот русский народный промысел, у каждого платка свой автор, это авторские платки- показывает, рассматривают.

-А вы хотите изготовить свой авторский платок?

Воспитатель предлагает сесть за столы.

- Сегодня мы с вами представим, что мы художники, будем придумывать, фантазировать, набивать свой платок, работать будем поролоновой губкой.

Показ образца. Объяснение работы.

Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь.

Итог НОД

По окончанию работы дети рассматривают свои платки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В ТЕХНИКЕ "ГРАВЮРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: "БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД"

Занятие «Блокадный Ленинград» является частью цикла занятий по знакомству детей с нетрадиционной техникой рисования – гравюрой – и  предназначено для старшего дошкольного ...

Конспект занятия по рисованию гуашью и кистью на тему «Упражнения в рисовании элементов хохломской росписи».

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с хохломской росписью . Учить составлять узор на круге ( ложке), украшая его завитком, ягодой , травкой , используя традиционные для хохломской росписи цвета.МАТЕРИАЛ...

Конспект ООД по рисованию «Фрукты на подносе» для детей старшей группы

Учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов, растущих в наших садах и на юге; продолжать развивать композиционные умения (расположение предметов равномерно на на нарисованн...

Конспект НОД по рисованию акварелью и кистью для детей старшей группы на тему «Упражнения в рисовании элементов хохломской росписи».

рисование акварелью и кистью на тему «Упражнения в рисовании элементов хохломской росписи»....

Конспект занятия по рисованию "Фрукты на подносе" для детей старшей группы

Учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов, растущих в наших садах и на юге; продолжать развивать композиционные умения (расположение предметов равномерно на нар...