Конспект организованной образовательной деятельности (рисование) «Филимоновская игрушка» (возраст детей 4-5 лет)
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
стетически воспитывать детей с помощью народного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 410»
Конспект
организованной образовательной деятельности
(рисование)
«Филимоновская игрушка»
(возраст детей 4-5 лет)
Составила:
воспитатель
Воронина Т.П.
Ленинский район
Нижний Новгород
2020
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.
Задачи:
• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.
• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.
• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.
• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
Предварительная работа
Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.
Демонстрационный материал:
• Филимоновские игрушки. (глиняные свистульки)
• Фланелеграф
• Иллюстрации с филимоновской игрушкой
• Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек
Раздаточный материал: на каждого ребенка
• Шаблон рисунка филимоновского петушка
• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)
• Влажные салфетки
• Кисть
• Непроливайка с водой
Ход
1.Познавательно-коммуникационная деятельность «История филимоновской игрушки».
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с одним народным промыслом – филимоновской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.
На фланелеграфе прикреплены иллюстрации филимоновской игрушки.
«Чудо Филимоновских свистулек»
Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Воспитатель:
С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.
Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.
Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек
Воспитатель: ребята посмотрите внимательно на игрушки, которые я вам принесла.
Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.
Воспитатель: как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался?
Воспитатель: они все вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.
Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
После обжига игрушки расписывают.
Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.
2. Физкультминутка
Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
3. Продуктивная деятельность «Роспись филимоновского петушка»
Воспитатель:
Расписывают филимоновскую игрушку не кисточкой, а перышком. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.
Воспитатель:
Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки?
Дети: Узор состоит из красного, желтого, зеленого, синего, цветов.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке петушок. Петушок — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?
Дети: Голова меньше туловища.
Воспитатель: еще у петушка есть клюв и гребешок. У вас на столах лежат рисунки петушка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.
Дети: Полосочки, елочки.
Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.
Дети начинают расписывать петушков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: посмотрите ребята, какие замечательные петушки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами филимоновских игрушек?
Дети: Да! Очень!
5. Рефлексия.
Воспитатель: вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают, у кого как получилось.
Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?
Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – петушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-499689-1413533076.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Божья коровка» Приоритетная образовательная деятельность: Рисование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»г. Вольска Саратовской области» Конспект непосредственно образовательной деятельностиво в...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1127455-1552842669.jpg)
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Рисование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солны...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/08/picture-1302749-1610084535.jpg)
Доклад по теме "Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие". Срганизация и методика проведения непосредственной образовательной деятельности - рисование. Нетрадиционные техники рисования"
Доклад по теме "Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие". Срганизация и методика проведения непосредственной образовательной деятельности - рисование. Нетра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-1272502-1601193106.jpg)
Конспект занятия для детей младшей группы . Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Образовательная деятельность:Рисование «Следы от улиток» (рисование поролоновым тампоном)
Формирование умения детей правильно держать поролоновый тампон закончик тремя пальцами; проводитьдлинные пересекающиеся линии, не отрывая тампона от бумаги. Развивать мелкую моторику пальце...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/13/picture-1333382-1620924146.jpg)
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/13/picture-1333382-1620924146.jpg)
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/13/picture-1333382-1620924146.jpg)
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...