Нетрадиционныетехники рисования в работе с детьми раннего возраста.
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа)

Ломакина Надежда Федоровна

В данном материале описывается опыт работы по нетрадиционной технике рисования с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festivalnaya_rabota_lomakina_n.f.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ломакина Надежда Федоровна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

Юридический адрес: 431350, Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Фролова, д.28

Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми раннего возраста.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок воображает себя маленьким  исследователем, с радостью и удивлением открывающего для себя неведомый и увлекательный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее проходит разностороннее развитие ребенка, раскрываются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Изобразительная художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для привлечения ребенка к творчеству, является одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду, в процессе которой создается что-то красивое, необычное.

Рисование одно из важнейших средств познания окружающего мира, развития эстетического восприятия, поскольку оно относится к самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Малыш получает ни с чем не сравнимый опыт, когда рисует красками или мелками, разминает в ладошках пластилин или тесто, разрывает  бумагу. При помощи творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в неопределённый комочек. А настоящее волшебство – это смешивание красок. Вот краска синяя, вот жёлтая... Откуда же взялась зеленая? Для ребенка младшего дошкольного возраста творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться.

Занятия в дошкольных учреждениях чаще всего сводятся к стандартному набору художественных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Не стоит давать в еще неумелую руку ребенка карандаш или кисточку. Первые неудачи могут вызвать у ребенка разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его уверенность в собственных силах.

В этой связи и стало необходимым разработать такие художественные техники, которые бы могли быть освоены всеми детьми и приносили бы эмоциональное удовлетворение. На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционную технику рисования. Практики подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, а, наоборот, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Опыт применения таких техник показывает, что из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность в лепке, рисовании, аппликации. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить неизгладимые впечатления, развивает творческие способности, креативность, а также помогает общему психическому и личностному развитию. Традиционные способности не всегда приносят необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем находят новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Данную работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, развитию мелкой моторики. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает стимул   развитию детского интеллекта, учит нестандартно мыслить. Главным является не окончательный результат – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Работая в этом направлении,  я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Таким образом, задачами моей работы я определила знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение). Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. В  своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования»,  программу  И.А. Лыковой «Цветные ладошки».

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи: развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции,  наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь; воспитывать  интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке; познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой; вызывать у детей желание помочь кому-либо.

Так, с детьми раннего возраста знакомство с нетрадиционными способами рисования, я начала с «рисования руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами). Затем познакомила  детей со способом  оттиска печатями из картофеля, листьев и поролона.  Следующим этапом стало рисование ватными палочками, рисование на манке или песке, зубной щеткой.

Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения, который я использую в своей работе. С любопытством и удовольствием дети размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Я стараюсь показать  много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки (изготовление плаката совместно с детьми к международному Дню охраны животных), сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы  маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком, ватной палочкой линию (ручеек или дождик). В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных, обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик. Так, из ладошки может получиться птица, собачка, петушок, жираф.

Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов рисования. Одной из разновидностей печаток для детей раннего возраста является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия  я изготовила подушку, которая послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта (организованна выставка совместно с родителями ко Дню матери).

Еще одной техникой рисования используемой в своей работе с детьми является техника тычка сухой кистью, ватными палочками или пальцем. Для раскрашивания необходимы густая гуашь. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки по линии контура, затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».  

Среди различных методик рисования выделяется одна, довольно необычная - рисование мятой бумагой. Этот способ привлекает внимание своей простотой и неповторимостью. Самым главным преимуществом этого метода является то, что рисование мятой бумагой развивает мелкую моторику и фантазию детей.

Планирование организованной образовательной деятельности  соответствует  лексическим темам. Все игры-занятия представляют интеграцию образовательных областей:  художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое и познавательное. Необычное начало работы, применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков в будущем. На основе проделанной работы я заметила, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, проявляют творчество, фантазию. Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел содержательнее. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Занятия я строю по определенному алгоритму:

1. Мотивационная часть (2-3 мин). Ее задачей было создать творческое настроение у детей, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Она предполагает активное участие ребенка в разговоре: когда он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими мыслями и идеями.

 2. Выполнение задания (10 мин).

 3. Заключительная часть (2-3 мин).Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с его родителями. В годовой план работы с родителями моих воспитанников я обязательно включаю беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно- эстетического воспитания (например, «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др.). Организовываю тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Работы детей, выполненные совместно с родителями, участвуют в конкурсах, проводимых в ДОУ, и на республиканском и всероссийском уровнях.

Чтобы найти продолжение своей работы с детьми в семье, я провожу мастер-классы для родителей, такие как «Воспитание будущих художников», где знакомлю их с нетрадиционными техниками рисования, о которых некоторые из них не имели представления. В условиях дистанционного обучения, это особенно актуально и востребовано.

Работа по обучению детей младшего дошкольного возраста направлена на развитие творческого воображения у детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. Применяя нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения, пробуждают в них огромное желание творить, приобщают к миру искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста».

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста»

Изобразительная деятельность дошкольников является неотъемлемой частью этого возраста....

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста.

Стендовый доклад."Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста".Нетрадиционное рисование - это толчек к развитию творческого воображения, проявление самос...

«Чудо-ладошки» - нетрадиционные техники рисования в работе с детьми раннего возраста

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми раннего возраста

Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятный для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для этого условия....

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми  раннего возраста"...