Тема: «Проектный метод в развитии изобразительного творчества детей.
статья по рисованию

Ильина Мария Геннадьевна

Вопросы

Содержание:

Определение метода проектов

  • Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы.
  • Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Она обусловлена потребностью разрешения актуальной проблемы, носит творческий характер и опирается на ценностные ориентации.
  • Ее результатом выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования

Особенности проектировения

  • Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
  • Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
  • Проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.

Механизм проектирования в ДОУ

  • Разработка проектов
    • Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят спои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.
  • Роль педагога
    • Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта
  • Развитие мотивации
    • Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.
  • Организация предметно-познавательного пространства группы
    • Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

 

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

виды проектов:

 

  • по составу участников;

исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  • по целевой установке;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

 

  • по тематике;

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

 

  • по срокам реализации.

творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

 

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проектный метод в развитии изобразительного творчества детей.

Вопросы

Содержание:

Определение метода проектов

  • Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы.
  • Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Она обусловлена потребностью разрешения актуальной проблемы, носит творческий характер и опирается на ценностные ориентации.
  • Ее результатом выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования

Особенности проектировения

  • Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
  • Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
  • Проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.

Механизм проектирования в ДОУ

  • Разработка проектов
  • Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят спои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.
  • Роль педагога
  • Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта
  • Развитие мотивации
  • Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.
  • Организация предметно-познавательного пространства группы
  • Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

виды проектов:

  • по составу участников;

исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  • по целевой установке;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  • по тематике;

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

  • по срокам реализации.

творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ»

«Два мира есть у человека: один, который нас творил, Другой, который мы от века творим по мере наших»           ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой

Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческие люди, умеющие действовать не только по стереотипу, а находить нестандартные решения ситуаций, пр...

Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»....

Статья по теме "Развитие изобразительного творчеств детей 5-6 лет средствами нетрадиционных техник»"

Евстафьева Ирина Аркадьевна воспитатель  МБДОУ «Детский сад № 363» Сормовского района. «Развитие изобразительного творчеств детей 5-6 лет средствами нетрадиционных техник»...