Программа по дополнительному образованию по изодеятельности
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
" Волшебные краски"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_po_izo.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа «Волшебные краски» для детей 3 – 4 лет.
ГБОУ школа №2075 ДО №2
срок реализации программы – с 1.09.2019 по 31.05.2020
Составила: Ромазанова О.В.
Пояснительная записка.
Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития образования на 2015-2020 годы ставит перед нами, педагогами, задачу внедрения современных образовательных стандартов и технологий. А это предполагает:
• переход на образовательные стандарты нового поколения;
• разработка и апробация инновационных технологий обучения;
• создание экспериментальных образовательных площадок.
Актуальность
Данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитание у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира,
формирование навыков творческой работы, включающей следующие компоненты:
- развитое воображение в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации. Развитие воображения и восприятия формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина;
- оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к традиционным способам решения);
развитие художественно-творческих способностей у воспитанников посредством изобразительной деятельности, которая включает в себя использование нетрадиционной техники рисования, разнообразных материалов, методов и приемов РТВ
К концу 3-го года жизни ребенок усваивает основные понятия о цвете, величине, форме; учится сравнивать реальные предметы с их изображением на картинке, рассматривает пейзажи.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изо деятельности. Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования.
Сначала ребенку интересен сам процесс рисования, но постепенно его начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться им, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.
В данной программе предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию цветными карандашами, гуашью традиционными и нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Цели рабочей программы
- Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
-помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.
Задачи рабочей программы:
- образовательные:
1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой
2. Знакомить детей с цветовой гаммой,
3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.)
4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
-развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.
3-Формы и методы реализации программы
-беседы; -занятия; -групповая и индивидуальная работа; -коллективно-творческая работа; -работа с родителями, мастер-классы; -игры, развлечения; -оформление выставок;
-наглядный; -практический, -объяснительно-иллюстративный, -публикация информации на сайте ДОУ, группы.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
-Социально-коммуникативноеразвитие
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
-Физическое развитие
Принципы организации программы: - подача материала в игровой форме. - развитие творческих способностей детей, фантазии. - приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества. - выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей. - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
- методическое обеспечение: (нетрадиционные техники)
-тычок жесткой кистью;
-оттиск печатками из овощей; -восковые мелки и акварель;
-свеча и акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошек; -пальчиковое рисование;
-печать по трафарету.
Занятия составлены по тематическому принципу:
Одна тема объединяет все занятия в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 3 -4 лет проводится 1 раз в неделю и длится 30 минут. В программе представлены 36 занятий, рассчитанных на учебный год. (с 1 сентября по 31 мая).
Занятия строятся по следующему плану:
- Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра);
- Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения;
- Доработка рисунка дополнительными элементами;
- Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка, дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Предполагаемые навыки и умения детей к 4-м годам
Традиционные методы | Нетрадиционные методы |
Интересуются рисованием и аппликацией | Имеют стойкий интерес к изодеятельности |
Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами | Знают и называют материалы, которыми можно рисовать, умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель) |
Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их | Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют |
Ритмично наносят штрихи, пятна | Украшают изделие различными способами |
Рисуют линиями и мазками простые предметы дорога, падающие листья), рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор) | Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, , снеговик) |
Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге | Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвета…) |
Изображают предметы, состоящие из 2х частей (дом, флаг) | Создают простейшую композицию из нескольких предметов (тарелка с фруктами, летящие самолеты) |
Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине | Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки |
Ожидаемые результаты
- Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
- знает и называет материалы, которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;
- знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
- передает различие предметов по величине;
- ритмично наносит штрихи, пятна;
- украшает изделие различными способами;
- рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
- рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
- создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
- создает простые по композиции и содержанию сюжеты (лес, ёжик бежит по дорожке);
- знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
- создает простейшую композицию (тарелка с фруктами, летящие самолеты);
- составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине);
- украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
Тематическое планирование занятий.
Месяц | Неделя | Тема | Задачи |
Сентябрь | Адаптация | ||
Октябрь | 1 | Осеннее древо | Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью |
2 | Дождик, дождик, поливай! | знакомство с кистью и красками, учить правильно держать кисть тремя пальцами, правильно набирать краску на кисть, располагать рисунок по всему листу, используя прием «примакивания», -развивать чувство ритма, речь, проговаривая «кап-кап-кап», -воспитывать аккуратность в работе. | |
3 | Веселые мухоморы | Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки. | |
4 | Дары осени | познакомить с техникой печатания, -учить рисовать яблоки разного размера, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета, -развивать чувство композиции, -воспитывать интерес к занятиям. | |
Ноябрь | 1 | Покормите птиц | учить детей рисовать цветными карандашами круглые формы и аккуратно закрашивать их, -развивать воображение, -воспитывать сочувствие к живым существам. |
2 | Ежики | Учить детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении. Отработка свободного движения перемещения руки по всему листу. Развивать координацию движения, внимание, мелкую моторику руки. Развивать детское творчество. | |
3 | Котенок | познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью, -учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности, -воспитывать любовь к животным | |
4 | Зайчик | продолжать учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура, -развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста, -воспитывать любовь к родной природе. | |
Декабрь | 1 | Укрась шапочку | познакомить с орнаментом, -учить украшать простые предметы геометрическими формами, узорами. |
2 | Укрась рукавичку | познакомить с орнаментом, -учить украшать простые предметы геометрическими формами, узорами. | |
3 | Маленькой елочке холодно зимой | упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью, - продолжать использовать такое средство выразительности, как фактура, -закреплять умение дополнять рисунок, используя рисование пальчиками, -воспитывать аккуратность | |
4 | Снеговик | Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). | |
Январь | 1 | Новогодние игрушки | учить рисовать круги в клетках, -развивать чувство цвета, -воспитывать эмоциональный интерес к новогоднему празднику. |
2 | Снежинки | познакомить с техникой рисования восковыми мелками, -закреплять умение аккуратно закрашивать лист акварелью, -воспитывать эстетическое восприятие | |
3 | Зимний лес | учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий, -создавать композицию, -развивать воображение, -воспитывать любовь к живой природе. | |
4 | Рыбки в аквариуме | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток, продолжать знакомить детей с акварельными красками, -учить рисовать овал и аккуратно закрашивать его, -развивать память, -воспитывать отзывчивость и доброту. | |
Февраль | 1 | Фартук для куклы | познакомить с орнаментом, -учить украшать простые предметы геометрическими формами. |
2 | Платье (рубашка) | Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности (украсим платье(рубашку), - наряд в горошек). Развивать чувство ритма. | |
3 | Жили у бабуси | познакомить с техникой печатания ладошкой, -учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки, -развивать способность слушать сказку. | |
4 | Сосульки | учить рисовать разные по длине и толщине сосульки, -передавать капель ритмичными мазками, -закреплять умение анализировать, -развивать речь и мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру. | |
Март | 1 | Тюльпаны | преобразовывать геометрические фигуры в различные предметы, -развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать желание порадовать подарком маму. |
2 | Флажок | учить рисовать предметы прямоугольной формы, аккуратно закрашивать их, -развивать память, - воспитывать уважение к флагу. | |
3 | Пирамидка | продолжать учить рисовать округлые формы разного размера, -развивать чувство цвета. | |
4 | Колобок | закреплять умение рисовать округлые предметы красками и аккуратно закрашивать их, -побуждать эмоционально откликаться на сказку, -воспитывать доброту | |
Апрель | 1 | Ракета | продолжать учить создавать образ из геометрических фигур, -закреплять умение рисовать восковыми мелками, украшать блестками, -развивать воображение, -воспитывать любознательность. |
2 | Мой дом | продолжать учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий, -развивать речь, мышление, -воспитывать интерес к занятиям. | |
3 | Еду, еду я домой на машине грузовой | учить рисовать квадратные и прямоугольные формы, -составлять несложный сюжет, -развивать мышление, -воспитывать интерес к технике. | |
4 | Заборчик | учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии, образуя забор, -развивать умение дополнять рисунок деталями, самостоятельно, - выбирая технику, -воспитывать аккуратность. | |
Май | 1 | Воздушные шары | закреплять умение рисовать предметы округлой формы, прямые и волнистые линии, -развивать воображение, память, -создать праздничное настроение. |
2 | Мои цветочки | закреплять умение рисовать цветы способом примакивания, -проводить кистью линии в различных сочетаниях, -развивать чувство цвета, -воспитывать любовь к природе. | |
3 | Летнее небо (радуга) | Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по-мокрому, знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию. | |
4 | Летний лужок Коллективная работа | Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ветрова Т.Н. «ТРИЗ в изодеятельности», Наб.Челны, 2007
- Галанов А.С.,Корнилов С.Н., Куликова С.Л.
«Занятия с дошкольниками по изо искусству», М, Творческий центр» Сфера»,1999
- Гиздатуллина А.М. «Рисуем и растем», Наб.Челны, 2007
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.
«Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», М, Просвещение, 1992
- Колдина Д.Н.
«Рисование с детьми 3 -4 лет», М, Мозаика-Синтез,2007
7. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности», МОЗАИКА- СИНТЕЗ, М, 2009
8. Лыкова И, А. «Изобразительной деятельности в детском саду», КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006
«Программа по изо искусству для д/с», Нижнекамск, 1997
11. Нурмухаметова И.Ф. «Играя, развиваем. Развивая, обучаем», Наб.Челны, 1997
12. Полозова Е.В. «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста», Воронеж,2007
13. Садыкова Л.Р. «Критерии оценки усвоения программного материала», Наб.Челны, 2009
14. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», ВЛАДОС,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы руководителя кружка дополнительного образования по изодеятельности "Домовенок"
На сайте http://domovenok12.cultnet.ru представлен отчет работы кружка по изодеятельности "Домовенок" в ГБОУ СОШ №1010 корпус 6Приглашаем еще раз вместе с нами "прожить" 2012-2013 у...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)
Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...
Работа с родителями преподавателя дополнительного образования по изодеятельности
Презентация помогает понять кака организовать работу с родителями педагога дополнительго образования по изодеятельности...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Программа дополнительного образования по изодеятельности «Чудесное превращение»
Всё начинается с детства! С самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать.Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным....
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...