Программа по дополнительному образованию по изодеятельности
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Ромазанова Ольга Васильевна

" Волшебные краски"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_po_izo.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа «Волшебные краски» для детей 3 – 4 лет.

ГБОУ  школа №2075 ДО №2

срок реализации программы – с 1.09.2019 по 31.05.2020

Составила: Ромазанова О.В.

   

Пояснительная записка.

 

Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития образования на 2015-2020 годы ставит перед нами, педагогами, задачу внедрения  современных образовательных стандартов и технологий. А это предполагает:

• переход на образовательные стандарты нового поколения;  

• разработка и апробация инновационных технологий обучения;

• создание экспериментальных образовательных площадок.  

Актуальность

Данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитание у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира,

 формирование  навыков творческой работы, включающей следующие компоненты:

 - развитое воображение в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации. Развитие воображения и восприятия формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина;

- оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к традиционным способам решения);

развитие художественно-творческих способностей у воспитанников посредством изобразительной деятельности, которая включает в себя использование нетрадиционной техники рисования, разнообразных материалов, методов и приемов РТВ

 К концу 3-го года жизни ребенок усваивает основные понятия о цвете, величине, форме; учится сравнивать реальные предметы с их изображением на картинке, рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изо деятельности. Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования.

Сначала ребенку интересен сам процесс рисования, но постепенно его начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться им, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.

В данной программе предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию цветными карандашами, гуашью традиционными и нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

Цели рабочей программы
- Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
-помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.

Задачи рабочей программы:
- образовательные:
1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой
2. Знакомить детей с цветовой гаммой,
3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.) 
4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
-развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.

3-Формы и методы реализации программы
-беседы; -занятия; -групповая и индивидуальная работа; -коллективно-творческая работа; -работа с родителями, мастер-классы; -игры, развлечения; -оформление выставок;
-наглядный; -практический, -объяснительно-иллюстративный, -публикация информации на сайте ДОУ, группы.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

 -Социально-коммуникативноеразвитие

 -Познавательное развитие

 -Речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

 -Физическое развитие
Принципы организации программы: - подача материала в игровой форме. - развитие творческих способностей детей, фантазии. - приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества. - выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей. - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

- методическое обеспечение: (нетрадиционные техники) 
-тычок жесткой кистью;
-оттиск печатками из овощей; -восковые мелки и акварель;
-свеча и акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошек; -пальчиковое рисование;
-печать по трафарету.

Занятия составлены по тематическому принципу:

Одна тема объединяет все занятия в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 3 -4 лет проводится 1 раз в неделю и длится 30 минут. В программе представлены 36 занятий, рассчитанных на учебный год. (с 1 сентября по 31 мая).

Занятия строятся по следующему плану:

  • Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра);
  • Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения;
  • Доработка рисунка дополнительными элементами;
  • Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка, дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

Предполагаемые навыки и умения детей к 4-м годам

           

Традиционные методы

Нетрадиционные методы

Интересуются рисованием и аппликацией

Имеют стойкий интерес к изодеятельности

Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами

Знают и называют материалы, которыми можно рисовать, умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные

карандаши, восковые мелки, свечи, акварель)

Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их

Знают основные цвета и их оттенки, широко их

используют

Ритмично наносят штрихи, пятна

Украшают изделие различными способами

Рисуют линиями и мазками простые предметы дорога, падающие листья), рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор)

Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов,

 состоящих из нескольких деталей (светофор, , снеговик)

Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге

Знакомы и используют нетрадиционные техники

рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым

тампоном, печатками, по мокрому, монотипия,

 рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвета…)

Изображают предметы, состоящие  из 2х частей (дом, флаг)

Создают простейшую композицию из нескольких

 предметов (тарелка с фруктами, летящие самолеты)

Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине

Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя

 по форме, величине. Украшают изделие, используя

различные цветовые оттенки

Ожидаемые результаты

  • Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
  • знает и называет материалы, которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;
  • знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
  • передает различие предметов по величине;
  • ритмично наносит штрихи, пятна;
  • украшает изделие различными способами;
  • рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
  • рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
  • создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
  • создает простые по композиции и содержанию сюжеты (лес, ёжик бежит по дорожке);
  • знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
  • создает простейшую композицию (тарелка с фруктами, летящие самолеты);
  • составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине);
  • украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.

Тематическое планирование занятий.

   

Месяц

Неделя

          Тема                  

             Задачи        

Сентябрь

        Адаптация

Октябрь

1

Осеннее древо

Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью              

2

Дождик, дождик, поливай!

знакомство с кистью и красками, учить правильно держать кисть тремя пальцами, правильно набирать краску на кисть, располагать рисунок по всему листу, используя прием «примакивания»,

-развивать чувство ритма, речь, проговаривая «кап-кап-кап»,

-воспитывать аккуратность в работе.

3

Веселые мухоморы

Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки.

4

Дары осени

познакомить с техникой печатания,

-учить рисовать яблоки разного размера, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета,

-развивать чувство композиции,

-воспитывать интерес к занятиям.

Ноябрь

1

Покормите птиц

учить детей рисовать цветными карандашами круглые формы и аккуратно закрашивать их,

-развивать воображение,

-воспитывать сочувствие к живым существам.

2

Ежики

Учить детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении.  Отработка свободного движения перемещения руки по всему   листу.

Развивать координацию движения, внимание, мелкую моторику руки.

Развивать детское творчество.

3

Котенок

познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью,

-учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности,

-воспитывать любовь к животным

4

Зайчик

продолжать учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура,

-развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста,

-воспитывать любовь к родной природе.

Декабрь

1

Укрась шапочку

познакомить с  орнаментом,

-учить украшать простые предметы геометрическими формами, узорами.

2

Укрась рукавичку

познакомить с  орнаментом,

-учить украшать простые предметы геометрическими формами, узорами.

3

Маленькой елочке холодно зимой

 упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью,

- продолжать использовать такое средство выразительности, как фактура,

-закреплять умение дополнять рисунок, используя рисование пальчиками,

-воспитывать аккуратность

4

Снеговик

Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика).
Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастером.

Январь

1

Новогодние игрушки

учить рисовать круги в клетках,

-развивать чувство цвета,

-воспитывать эмоциональный интерес к новогоднему празднику.

2

Снежинки

познакомить с техникой рисования восковыми мелками,

-закреплять умение аккуратно закрашивать лист акварелью,

-воспитывать эстетическое восприятие

3

Зимний лес

учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий,

-создавать композицию,

-развивать воображение,

-воспитывать любовь к живой природе.

4

Рыбки в аквариуме

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток, продолжать знакомить детей с акварельными красками,

-учить рисовать овал и аккуратно закрашивать его,

-развивать память,

-воспитывать отзывчивость и доброту.

Февраль

1

Фартук для куклы

познакомить с  орнаментом,

-учить украшать простые предметы геометрическими формами.

2

Платье (рубашка)

Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности (украсим платье(рубашку), - наряд в горошек). Развивать чувство ритма.

3

Жили у бабуси

познакомить с техникой печатания ладошкой,

-учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки,

-развивать способность слушать сказку.

4

Сосульки

учить рисовать разные по длине и толщине сосульки,

-передавать капель ритмичными мазками,

-закреплять умение анализировать,

-развивать речь и мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Март

1

Тюльпаны

преобразовывать геометрические фигуры в различные предметы,

-развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать желание порадовать подарком маму.

2

Флажок

учить рисовать предметы прямоугольной формы, аккуратно закрашивать их,

-развивать память,

- воспитывать уважение к флагу.

3

Пирамидка

продолжать учить рисовать округлые формы разного размера,

-развивать чувство цвета.

4

Колобок

закреплять умение рисовать округлые предметы красками и аккуратно закрашивать их,

-побуждать эмоционально откликаться на сказку,

-воспитывать доброту

Апрель

1

Ракета

продолжать учить создавать образ из геометрических фигур,

-закреплять умение рисовать восковыми мелками, украшать блестками,

-развивать воображение,

-воспитывать любознательность.

2

Мой дом

продолжать учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий,

-развивать речь, мышление,

-воспитывать интерес к занятиям.

3

Еду, еду  я домой на машине грузовой

учить рисовать квадратные и прямоугольные формы,

-составлять несложный сюжет,

-развивать мышление,

-воспитывать интерес к технике.

4

Заборчик

учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии, образуя забор,

-развивать умение дополнять рисунок деталями, самостоятельно,

- выбирая технику,

-воспитывать аккуратность.

Май

1

Воздушные шары

закреплять умение рисовать предметы округлой формы, прямые и волнистые линии,

-развивать воображение, память,

-создать праздничное настроение.

2

Мои цветочки

закреплять умение рисовать цветы способом примакивания,

-проводить кистью линии в различных сочетаниях,

-развивать чувство цвета,

-воспитывать любовь к природе.

3

Летнее небо (радуга)

Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по-мокрому,

знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

4

Летний лужок

Коллективная работа

Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции.

                                  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ветрова Т.Н.  «ТРИЗ в изодеятельности», Наб.Челны, 2007
  2. Галанов А.С.,Корнилов С.Н., Куликова С.Л.

«Занятия с дошкольниками по изо искусству», М, Творческий центр» Сфера»,1999

  1. Гиздатуллина А.М.  «Рисуем и растем», Наб.Челны, 2007
  2. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г.

«Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», М, Просвещение, 1992

  1. Колдина Д.Н.

«Рисование с детьми 3 -4 лет», М, Мозаика-Синтез,2007

7.  Комарова Т.С.  «Занятия по изобразительной деятельности», МОЗАИКА- СИНТЕЗ, М, 2009

8.  Лыкова  И, А.  «Изобразительной деятельности в детском саду», КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006

«Программа по изо искусству для д/с», Нижнекамск, 1997

11. Нурмухаметова И.Ф.  «Играя, развиваем. Развивая, обучаем», Наб.Челны, 1997

12. Полозова Е.В.    «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста», Воронеж,2007

13.  Садыкова Л.Р.  «Критерии оценки усвоения программного материала», Наб.Челны, 2009

14.  Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», ВЛАДОС,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы руководителя кружка дополнительного образования по изодеятельности "Домовенок"

На сайте http://domovenok12.cultnet.ru  представлен отчет работы кружка по изодеятельности "Домовенок" в ГБОУ СОШ №1010 корпус 6Приглашаем  еще раз вместе с нами "прожить" 2012-2013 у...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)

Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...

Работа с родителями преподавателя дополнительного образования по изодеятельности

Презентация помогает понять кака организовать работу  с родителями педагога дополнительго образования по изодеятельности...

Программа дополнительного образования по изодеятельности «Чудесное превращение»

Всё начинается с детства! С самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать.Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным....

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...